Русская изба: внутреннее убранство — Щи.ру
Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.
Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.
Крыльцо русской избы
Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.
В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.
На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.
Сени
Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.
Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.
Русская печь
Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.
Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.
С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.
Печной угол
Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.
Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.
Лавки в избе
В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.
Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.
Мужской угол (Коник)
Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.
На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.
Женский угол (Середа)
Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.
Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.
Красный угол
Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.
И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.
Крупы, муку и другие продукты народ хранил в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.
Убранство деревенской избы — 79 фото
Русский стиль в интерьере русская изба
Русский ТСТИЛЬ В интерьер
Интерьер Шале дикий сруб
Изба пятистенка интерьер
Стиль русская изба в интерьере
Русская изба в деревне внутри
Погодинская изба внутри
Русский стиль в интерьере русская изба
Комната в деревенском доме с печкой
Деревенский интерьер в русском стиле
Банный комплекс усадьба Йошкар-Ола
Интерьер русской избы
Интерьер в деревенском доме с печкой
Русская печь
Интерьер деревенской избы
Интерьер в стиле русского Терема
Русская изба в деревне внутри
Бревенчатый дом в стиле русская изба
Кухня-гостиная в стиле рустик
Русский ТСТИЛЬ В интерьер
Интерьер деревенской избы
Деревенский интерьер в русском стиле
Интерьер деревенской избы
Деревенский домик интерьер
Интерьер деревенской избы
Деревенский дом с печкой
Русская изба внутри убранство
Славянский стиль в интерьере
Интерьер в стиле русской избы
Интерьер русской избы
Терем Неорусский стиль интерьер
Отель Таежная Слобода
Деревенский домик интерьер
Интерьер а-ля рюс
Полати в интерьере русской избы
Изумрудный лес Емеля
Русская печь в архитектурно-этнографический музей Семенково
Русская изба Светлица
Спальня в стиле избы
Интерьер древнерусской избы
Занавески в русском народном стиле
Горница в избе на Руси
Изба Погодина интерьер
Убранство деревенской избы
Русская изба пятистенок внутри
Интерьер крестьянской избы
Интерьер русской избы
Кухня в русском стиле
Изба пятистенка интерьер
Музей Татарская изба
Башкирская изба изнутри
Изба пятистенка интерьер
Горница зажиточного крестьянина 19 века
Старинный деревенский дом изнутри
Деревенский дом интерьер
Старый деревенский дом внутри
Музей Семенково экспозиция избы
Нижнесинячихинский музей-заповедник усадьба 19 века
Русская изба убранство русской избы
Инткрервдеревенском доме
Кабинет в деревенском стиле
Дом музей Шушенское
Интерьер крестьянской избы
Обустроить комнату в деревенском стиле
Старорусский стиль в интерьере
Интерьер в Старом деревенском доме
Гостиная в деревенском доме
Деревенская комната
Комната в старинном стиле
Уютный деревенский домик с печкой
Кухня в русском деревенском стиле
Бревенчатый дом интерьер в русском стиле
Интерьеры русских изб
Русская изба внутри
Горница в русской избе
Русская изба в деревне внутри
Спальня в избе
Кухня с печкой в деревянном доме
Деревенский стиль в интерьере
внутренняя отделка.
Крыльцо русской избыДеревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Несмотря на то, что в настоящее время остались только избы не старше 19 века, в них сохранились все традиции строительства и обустройства.
По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный каркас. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов — рядов, соединенных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе истинно русский уют и гостеприимство.
Дом няни — один из самых посещаемых объектов Михайловского музея Пушкина. Это крестьянская изба, которая находится рядом с домом хозяина, с левой стороны. Стены и потолки, в соответствии с традициями крестьян северных районов, вырезаны из дерева, а сам дом сложен из больших деревянных бревен. Дом имеет свое название, потому что летом в одной из его комнат жила няня поэта Арина Родионовна. В поместье ему также выделили для нее комнату, во время которой он проводил там большую часть года.
Крыльцо русской избы
Этот небольшой домик, покрытый кустами сирени, состоит из двух комнат почти одинакового размера. Коридор, проходящий через дом, выходит одним концом к реке Соро, это крыльцо считалось «черным», а другим — в хозяйской усадьбе это крыльцо называлось «красным». С одной стороны дома была небольшая комната, служившая ванной. Вы помните, как Онегин принимал «ледяные ванны» во время заточения в деревенской пустыне? Эти строки навеяны жизнью самого Пушкина в Михайловском, здесь, в той же бане, поэт и принимал ледяные ванны.
Составными частями крестьянской избы были: клетка, сени, изба, подвал, чулан и горница. Главное здание представляло собой жилую комнату с печкой. Внутри находились такие неотъемлемые атрибуты хозяйского быта, как: широкие лавки, полки, люлька, шкаф и т.п., прикрепленные к стенам. Отсутствие лишних элементов и строгая привязанность одной вещи к месту – вот основные признаки интерьера избы.
При реставрации здания создатели музея воспроизвели здесь полную атмосферу сельской бани того времени. С другой стороны гостиная, в которой жила Арина Родионовна. Внутри дома стены крытые, некрашеные, как и в большинстве крестьянских домов того времени. В небольшой комнате воссоздан интерьер деревенского дома на севере России. Здесь все просто, старо, «дышит». Как обычно, в центре на почетном месте стоит стол, накрытый простой домашней скатертью. Всю простую мебель делают слуги слуг, как, например, стулья, диван и столы.
Особое внимание в избе приковано к печи, которая символизирует идею уюта и дома. Поэтому умельцы уделяли столько времени и сил изготовлению печей. Трусы состояли из выпущенных концов толстых прутьев. Спереди он поддерживал тяжелый столб печи, а сбоку — лежанку. Печная коническая отгорожена столбом у печного столба. Все эти элементы были тщательно вытесаны топором.
Вдоль стен широкие скамейки, где обязательно крутится колесо с прицепом, старинные псковские часы. В углу стоит печь с диваном, а рядом большой деревянный сундук. Эта каюта позволяет себе, почти увидеть, как течет неторопливая сельская жизнь поэта и его любимой няни. Он ухаживал за всем своим домом, друзья Пушкина, бывавшие у него в Михайловском, всегда вспоминали гостеприимство и радушие Арины Родионовны.
Казалось бы, все эти дома не имеют между собой ничего общего, но на самом деле они образы целой эпохи в истории России. «Иба», «коммуналка» 20-х годов прошлого века, то есть бараки для рабочих колоссальных советских строек, современная однокомнатная квартира — вот примеры постоянной экспозиции «Мой дом — Россия», открывшейся в Музее современной истории… Именно его сторонникам пришла в голову оригинальная идея рассказать о быте русских людей через интерьеры их домов.
Рядом с плитой часто располагался кухонный уголок. Его отделяла деревянная филенчатая ярко раскрашенная перегородка. Перегородку обычно раскрашивали геометрическими фигурами в виде солнца или цветов.
Стационарные скамейки располагались по всему периметру помещения. С одной стороны, они плотно прилегали к стене, с другой — опирались на опоры из толстых досок, либо на резные точечные столбы-ножки. Обычно такие столбики имели сужение к середине и накладной узор в виде яблока. Плоские подставки, вырезанные из толстой доски, обычно имели рисунок точеной ножки.
«Хранительница жизни» и самовары в качестве невесты — лучшее приданое. В центре иба традиционно располагалась деревянная печь. Настолько важная, что ее называли «хранительницей жизни». Вся деятельность крестьянина вращалась вокруг дровяной печи, — рассказывает музейщик Дарья Косолапова. Возможно, это принадлежало очень богатому крестьянину: над ним деревянные лавки, стол и самовар. Самовар стоил дорого, цена зависела от веса посуды. Они считались лучшим приданым невесты.
Еще один незаменимый артефакт крестьянского труда — плуг, важный помощник в нелегком деле сохранения семьи. Пролетариат, достигнув власти, всех уравнял. Символом Советского Союза были «коммуналы», то есть квартиры, принадлежавшие нескольким семьям.
В избах были также переносные лавки на четырех ножках или опоры по бокам (скамейки). Спинка скамьи могла перекидываться с одного края на другой (спинки седла). Сквозные или глухие спинки часто украшались резьбой. В верхних комнатах скамьи обтягивались специальной тканью. Были также скамейки с одной стороной, на которую наносилась резьба или роспись. Эта боковина служила прялкой или опорой для подушки.
Коммунальные квартиры, шторы с серпами и молотами и папиросы Ильича. «Комуналками» были огромные квартиры, принадлежавшие «одиозной буржуазии». Состоятельным промышленникам, известным врачам и юристам новый режим разрешал останавливаться в одной-двух комнатах своего жилища, тогда как в других кругах селились семьи рабочих и крестьян.
Кухня была самым популярным местом у соседей, где они готовили, стирали и сушили одежду, сплетничали и обсуждали главные политические события… Повоевал и помирился, — поясняет Дарья. У всех семей был свой стол на кухне и керосинка, примус. Режим даже использовал посуду и сигареты для коммунистической пропаганды.
Стулья в избах стали появляться несколько позже — в 19 веке. Они были выполнены в виде симметричной формы, имели дощатое квадратное сиденье, сквозную квадратную спинку и слегка удлиненные ножки.
Обеденный стол был довольно большим. Столешница изготовлена из качественно обработанной доски без сучков. Подстолье могло быть нескольких видов: дощатые боковины с углублением внизу, соединенные шпоном; ножки, соединенные двумя штырями или по кругу; подстолье с выдвижными ящиками. Края столовой и края ножек иногда покрывались резьбой.
Новые хозяева не чувствовали себя комфортно в «старых господских квартирах» с их высокими резными потолками, огромными окнами и мебелью из массивной кожи и черного дерева. Также было трудно поддерживать тепло в таких больших помещениях. Они строили лучшее будущее и жили в плохо освещенных бараках.
Наряду с другими проектами того же масштаба это облегчило работу десяткам тысяч людей. Те люди, которые «строили лучшее будущее», жили в нестабильных условиях, массово в полутемных бараках. Одна из этих казарм также является частью экспозиции музея.
Работникам приходилось платить около 25% своей зарплаты за проживание даже в тех условиях, которые до сих пор не устраивали.Кухонные столы (поставщики) были размещены рядом с духовкой. Такие столы были выше обеденных, а внизу имели выдвижные ящики или полки с дверцами. В избах часто встречались небольшие декоративные столики.
Неотъемлемым атрибутом русской избы был сундук, в котором хранилась одежда и другие предметы быта. Сундуки были разного размера и незначительно отличались по внешнему виду. Крышка сундука могла быть как прямой, так и выпуклой. Опорная часть выполнялась в виде опорного плинтуса, либо в виде небольших ножек. Сундуки обивали шкурами животных с коротким ворсом, укрепляли металлическими деталями. Сундуки также украшались всевозможными рисунками и узорами.
К середине 1930-х годов были предприняты попытки улучшить жилищные условия рабочих. По этой причине вновь построенные квартиры вскоре окрестили «хрущевскими ступенями». Узкий коридор, маленькая ванная комната и кухня шесть квадратных метров. «Вскоре появился анекдот, в котором эта кухня сжимала бедра советской женщины», — говорят в музее. Для таких небольших площадей им нужна бытовая техника и мебель меньшего размера, чем обычно, и советская промышленность была посвящена их производству.
Мы начали оптимизировать использование пространства: висевшие на стенах шкафы переместили громоздкие комоды, вместо обычных кроватей стали использовать кровати, диваны и комоды заменили столы. В это время сильного дефицита бытовая техника стала признаком процветания. Сегодня в российских домах нет ничего общего с музыкальным оборудованием, камерами и пылесосами.
Полки в хижине были крепко заперты. Висячие полки примыкали к стене по всей своей длине, а полки Воронцова упирались только их концами. Стеллажи могли разделить комнату на несколько частей. Опираясь одним концом на брус возле печи, другим концом они могли выходить между бревнами стены. Подвесной настил (пол) крепился над входной дверью.
Со временем в бараках стали появляться шкафы. Они были разных видов и размеров. На них нанесена сквозная резьба для проветривания изделий.
Апартаменты-студии и одноместные номера в отеле, которого больше нет. Это новый тип пространства, не разделенного перегородками, поверхность разделена на зоны кухни или гостиной и т. д. Их владельцами обычно являются обеспеченные люди, которые могут позволить себе нанять дизайнера интерьеров для оформления своего дома. Исследовательская модель является последним образцом выставки. Ему предшествует индивидуальная привычка в знаменитой гостинице «Россия». Почти сорок лет этот отель с видом на Кремль был центром политической и общественной жизни страны.
Крестьяне обычно спали на встроенных и передвижных кроватях. Такие кровати плотно примыкали к стенам с обеих сторон и имели одну спинку, и ставились в углу. Для детей вешали люльки, люльки, украшенные токарными деталями, резьбой или росписью.
Таким образом, элементы интерьера в русской избе были расположены горизонтально и выполнены из дерева. Основная цветовая гамма – золотисто-охристая с добавлением красного и белого. Мебель, стены, посуда, выкрашенные в тона золотистой охры, удачно дополнялись белыми полотенцами, красными цветами и одеждой, а также красивыми картинами.
План
Введение
1 Ящик
2 Изба
3 Особняки
3.1 Квартальные особняки
3.2 Беспокойные особняки
3.3 Хозяйственные постройки
4 Подклет
5 Верхняя комната
6 Светлица
7 Навес
8 Терем
9 Крыша
10 ступеней
11 Ворота
12 окон
13 Строительные профессии
14 Галерея
15 музеев
Библиография
Введение
Русское национальное жилище — в русской традиционной культуре, получившей широкое распространение в конце XIX — начале XX веков, представляло собой деревянную постройку (шалаш), построенную с использованием бревенчатая или каркасная технология. Реже, в основном на юге, встречались каменные, глинобитные жилища. В традиционном виде он почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельских жилищ, а также в дачном строительстве.
Основа русского народного жилища-клетка.
Клетка представляет собой прямоугольную конструкцию из дерева или камня. Используется для дачи. Отапливаемая клетка называлась хижиной.
Состоятельные домовладельцы называли большой ящик грилем. В гриднице давали пиры боярам, гридиям, сотникам и т. д. Гридница – это прием. В более позднее время вместо слова гридница стали употреблять название повалуш, столовая изба. Внутренние стены тумблеров в богатых домах расписывали. Повалушу ставили в отдалении от жилых помещений, обычно перед особняком.
Спальня называлась лжецом, или одриной. Божница – домашняя церковь.
Журналы связались с в визге , в подрезке , в лапу , в замок , в ус … Косяк связался с в ус , в баре , в соединении , в угол . .. Один ряд бревен или брусьев — венец. Высота подставки измерялась в венцах, например, «высота на пятом венце».
Клетка устанавливалась на подошву, т.е. непосредственно на землю, на столбы, вырубки и пни. Дир и пни являются прообразом фундамента.
Бревна были уложены мхом, такая конструкция называлась «во мху». Богатые люди утепляли свои хоромы некачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали льняной тканью или войлоком.
Полы укладывались на багажные или кроватные кровати. В подвалах пол мог быть бревенчатым. Потолок (потолок) укладывался на мат. Потолок делается из расколотых бревен или брусьев.
Внутренняя отделка клетки называлась «украсить внутренности». Внутренние стены обшивались досками или липовыми досками. Потолок был покрыт глиной. Потолок для утепления насыпали просеянной землей.
Избушка (истба, кострище, грыдня) — отапливаемая клетка. Изба топилась по-черному. Дым выходил через деревянный дымоход (трубу) или через открытые окна и двери.
Избы бедняков были черными и подземными, т.е. устанавливались прямо на земле.
Окна в черной избе длиной от 6 до 8 вершков, шириной 4 вершка — предназначены для выпуска дыма. Они располагались почти под потолком, не имели рамок. Такие окна назывались драгокнами — их закрывали доской или специальным покрывалом. Для зажиточных людей напротив шалаша устанавливалась клетка с драповыми окнами — летнее жилище. Крытый проход между хижиной и клеткой – навес. Под клеткой находился глухой подвал (мшанка), в котором содержался скот, или устраивалась кладовая.
У богатых людей белые хижины — с трубой.
Особняки представляют собой совокупность зданий в одном дворе. Все постройки возводились отдельными группами, которые соединялись проходами или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков.
На верхних этажах жили цари (князья). Нижние этажи первоначально назывались бревенчатыми, а затем цокольными.
Особняки были построены без определенного плана. Избы, комнаты, сени, крыльца пристраивались к существующим постройкам по мере надобности и там, где было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали.
Большие хоромы укреплены железом: кронштейны, угольники, основания и др.
Особняки делились на:
3.1. Тихие особняки
Тихие (кроватные) особняки — жилые помещения. Горниц обычно три-четыре: парадный вестибюль, крестовая или молельная и спальня. Помимо этих комнат, также могли быть: передняя комната, заднее крыльцо и другие. Часто помещения не имели особых названий, а назывались третьи (после парадного и парадного зала), четвертые и т. д. Мыльница (баня) часто располагалась в подвале заключенных хором.
Княгиня половина, хоромы детей и родственников были отделены от хозяйского хора и соединены переходами и подъездами.
Кварталные особняки были установлены в глубине двора.
3.1. Тихие хоромы
Беспокойные хоромы — нежилые помещения для торжественных собраний, приемов, пиров и т. п. Успокоительные хоромы состояли из больших комнат. Их устраивали в передней части хора, перед жилыми особняками. Помещения некомбатантов назывались хором, столовой избой, поваленной, горницей.
Около 200 лет зал Грановитой палаты площадью 495 м² оставался самым большим залом в русской архитектуре.
3.3. Хозяйственные постройки
Третья часть хора — хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портовая мойка, оружейная, кулинарные избы и др. Для сушки белья над портовыми умывальными построены открытые огороженные башни.
4. Подвал
Подвал — нижний этаж дома, хор. В подвале жили слуги, дети, дворовые слуги. Подвалы располагались в подвалах. Скотница — это кладовая с казной, т.е. имуществом. Князья и короли устраивали казну в подвалах каменных церквей.
Подвалы жилые с висячими окнами и печами, нежилые с глухими стенами, часто без дверей. При этом вход в подвал устраивался со второго этажа.
5. Горница
Горница находилась на втором этаже — над подвалом. Горенка упоминается в письменных источниках с 1162 года. Горенка происходит от слова горный, т.е. высокий.
Горница отличалась от избы красными окнами. Красное окно — это большое окно с рамой или палубой. Красные окна можно было комбинировать с окнами перетаскивания. Горница также отличалась от избы с печью. Печь в горнице круглая, четырехугольная, изразцовая, как голландская, в избе русская печь.
Верхние комнаты делились стенами на комнаты — каморки (от слова опочивальня ) и чуланы.
6. Светлица
Светлица — комната с красными окнами. В комнате было больше окон, чем в верхней комнате. Светлица – самая светлая, светлая комната в жилище. Окна в гостиной были прорублены во всех четырех стенах или в трех. В горнице окна устраивались в одной или двух стенах. А в светлой комнате, в отличие от горницы, нет печи, точнее топочной части печи. Только теплая печная сторона или дымоход, оштукатуренные и побеленные, или покрашенные.
Светлицу чаще всего устраивали в женской половине дома. Их использовали для рукоделия или других работ.
Навес — крытое пространство (проходы) между клетками, шалашами, помещениями. Балдахина была составной частью княжеского хора, поэтому в древности княжеский дворец часто называли сенницей, сенницей. В XVI-XVII веках было распространено выражение «у государя в сенях».
Сенник — неотапливаемый подъезд с небольшим количеством драже окон. В летнее время используется как спальня. На крышу сенника не насыпали землю, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовались для устройства брачного ложа. Земля над головой не должна была напоминать о надвигающейся смерти.
С женской стороны дома устроили навес большего размера. Их использовали для девичьих игр и развлечений.
В подъезде устроены кладовые, над подъездом и под подъездом поставлены башни.
Навес, расположенный вне общей кровли, не накрытый, либо прикрытый навесом, назывался проходом или крыльцом.
Терем (чердак, башня) — третий (или выше) этаж в хоре, расположенный над горницей и подвалом. В башнях во всех стенах были устроены красные окна. К башням пристраивались башни — караульные. Эпитет «высокий» всегда применялся к башне. Вокруг башен устраивались гульбисы – парапеты и балконы, огражденные перилами или шпалерами.
Крыша соединялась продольной балкой — князем (князь) или конем (коньком). К этому бруску крепились стволы деревьев с крючками-курочками. Свесы и желоба укладывались на куриные крюки. Крыша была обшита досками и покрыта дощатым настилом и берестой.
В особняках крыша устраивалась шатровой — со скатами с четырех сторон. Под князем был установлен бык. Также крыши были уменьшены в виде бочек и кубов. Часто в одном особняке сочетались все виды крыш. Крыши часто делали с изломом внизу — с полицаями. Полицейские могли располагаться и между этажами, их делали из досок с фигурным окончанием. Крыша закрывалась небольшой решеткой, а сверху закрывалась «чешуей». Чешуйчатые крыши обычно окрашивались в зеленый цвет. На вершине крыши поставили прапорщик — флюгер, на кн. установили резные коньки.
Верхние мансарды строились не только на четырех, но и на шести и восьми стенах.
10. Лестницы
Крыльцо для трибун устанавливалось на бревна, либо на полы. Лестницы накладывались на тетиву, на которую устанавливались ступени. Лестница была сломана — т.е. устроены площадки для отдыха (игровые площадки). Лестницы почти всегда ограждались балясинами или перилами. В больших особняках под лестницей устраивался шкафчик.
11. Ворота
Двор был обнесен забором — навесной замок. Заговор делали из тесаных бревен. Ворота устанавливались на столбы, или столбы. Ворота в один щит, в богатых домах — в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота — с двумя калитками. Ворота прикрывались небольшой крышей с городиками (желобами). Княжескую крышу украшали башенки, шатры, бочки, резные коньки. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома.
Над воротами снаружи и изнутри установлены иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни находится ниша с иконой Спаса Нерукотворного.
Рамы красных окон покрашены краской. На рамы натягивался мешок с рыбой (откуда прессовали икру) — такое окно называлось мешком с рыбой. Использовали также бычий пузырь, слюду (такие окна назывались слюдяными окончаниями), промасленную ткань. До 18 века стеклянные окна (стеклянные окна) использовались редко. Раздвижные и распашные красные окна, распашные и раздвижные боковые окна.
Каркас слюдяных концов состоял из четырех металлических стержней. В центре окна в свинцовом переплете в виде круга помещался самый крупный кусок слюды, вокруг лежали мелкие кусочки слюды различной формы и мелкие обрезки. В 17 веке окна из слюды стали расписывать. Стеклянные окна изготавливались так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплете. Также использовалось окрашенное цветное стекло.
Вставки или ставни использовались для защиты от холода и ветра. Вставки обтянуты тканью, они могли быть глухими или со слюдяными окошками. Ночью и в мороз окна закрывались изнутри втулки . .. Втулка представляет собой щиток с такими же размерами, как и окно. Обивка из войлока и ткани. Щитки просто впихнуты в , либо навешены на петли и закрыты.
На одной стене обычно три окна. Окна были занавешены портьерами из тафты, сукна и других тканей. Шторы подвешивались к проволоке на кольцах. Часто все три окна на одной стене закрывались одной и той же занавеской.
13. Строительные профессии
Плотников часто называли закройщиками. Руководителем столярной артели является столярный староста. Подмастерье каменных дел, а мурол — архитектор. Вымышленный инженер.
14. Галерея
М.П. Клодт. «Терем принцесс». 1878
· А. Рябушкин «Выход боярышника с няньками в огород». 1893 г.
Над княжескими крышами установлены резные коньки.
· А. Васнецов. «Посланники. Раннее утро в Кремле. Начало 17 века. 1913.
· А. Васнецов. «Княжеский двор». Мы возвышаемся справа.
· А. Васнецов. «Московский Кремль при Дмитрии Донском». На переднем плане портовый магазин. Топочный дым выходит из лобовых окон.
· А. Васнецов. «Старая Москва. Улица в Китай-городе в начале XVII века».
· В. Васнецов. «В Московском Кремле». До пожара 1696 года Красное крыльцо было покрыто четырехскатной крышей.
· В. Васнецов. «Скоморохи в Москве».
· В. Васнецов. «Царевна у окна (Царевна Несмеяна)». 1920. Концовка слюды.
· А. Максимов. «В княжеской усадьбе». 1907 год.
Образцы русской национальной архитектуры представлены в музеях:
· Витославлицы — Великий Новгород;
· Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы»;
· Музей-заповедник «Кижи» (Официальный сайт) — Карелия;
· Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» — г. Пермь;
· Малые Корелы — Архангельск;
· Этнографический музей народов Забайкалья – г. Улан-Удэ.
Литература
· Иван Забелин Быт русских царей XVI-XVII веков. — М.: Транзиткнига, 2005. — ISBN 5-9578-2773-8
Библиография:
1. Бузин, В.С. Этнография восточных славян. — СПб: Издательство Петербургского университета, 1997.
2. Подольская О.С. Свет нашего дома документальный, Министерство культуры РФ.
Безвкусные обои, которые знакомят сельских россиян с внешним миром
Путешествуя между деревнями в Удмуртской Республике, фотограф Люсия Ганиева обнаружила интригующую тенденцию. Почти каждый дом, в котором она побывала, был украшен блестящими обоями с изображением пейзажей буйной природы. Это было не потому, что изображения рек были в моде, скорее, украшения представляли мечты о большом мире, который, возможно, никогда не увидят жители деревень с низким доходом.
«Это села, где люди не следуют трендам, а создают свой стиль, — говорит Ганиева. «Люди, которые там живут, большинство из них не очень богаты, однако у них есть очень уютные и красочные дома, и я думаю, что таким образом со своими обоями они уходят в сон, потому что они не могут по-настоящему путешествовать в другие страны. Но также довольно дорого ездить в другие места в России».
Для Ганиевой, которая выросла в Санкт-Петербурге, а сейчас живет в Амстердаме, обои навеяли воспоминания. Подобные обои были в доме ее детства в России. «Около 35 лет назад это было большой тенденцией в России, везде это было у всех людей, в том числе у моих родителей, когда я была ребенком», — говорит она.
Ганиева была в этом регионе на две недели летом 2010 года по приглашению Школы искусств Родченко в Москве для обучения молодых фотографов в этой области. Находясь одна, она начала фотографировать обои, которые ей начали попадаться. Dreaming Walls и Land of Birches — это две половины проекта, который вышел из него. Вместе они предлагают портрет одного из тех неожиданных выражений культуры, о которых вы, вероятно, никогда не слышали бы, если бы не наткнулись на него сами.
Эти обои предлагают самые разнообразные изображения природы. Озера и реки, горные хребты и пляжи, скопление магнолий или тигры, притаившиеся в джунглях — все это настолько экзотично для этой увитой березами части России, насколько вы можете себе представить. Их яркие цвета обрамлены мебелью и другими украшениями домов, которые они украшают. Эффекту удается перетащить зрителя между двумя удмуртскими средами — той, в которой они живут, и той, которую они жаждут посетить.
Культурный экспонат
Больше, чем просто удмуртский эквивалент фотографии Эйфелевой башни, украшающей какую-то загородную спальню, эти изображения являются окном в ценности региона. Республика Удмуртия расположена менее чем в тысяче миль к северо-востоку от Москвы и является домом для примерно 130 различных этнических групп — это одна из самых разнообразных территорий в России. В основном сельские жители соблюдают давние анимистические традиции, несмотря на подавляющее влияние восточного православия и ислама в регионе. Этот языческий анимизм, характеризующийся преклонением перед самой природой, особенно перед березой, объясняет преобладание сцен природы, расклеиваемых у всех на стенах.
«У них дома нет икон, но таким образом у них есть свой «бог» в доме», — говорит Ганиева.
Большая часть съемок проходила под руководством дружелюбных жителей деревни, которых она встретила во время своих путешествий. Ганиева говорит, что жители региона с радостью приглашают людей в свои дома и гордятся тем, что хвастаются украшениями. Несколько раз домовладельцы уезжали работать или поклоняться в лесу, но, поскольку все в значительной степени знают всех в этом регионе, ее гиды все равно имели доступ к домам. Оказавшись внутри, нетрудно было найти то, что искала.
«В некоторых домах их два или три — в гостиной, в спальне, на кухне, а также в муниципалитете и в школе я фотографировал, практически везде. В некоторых домах они были старыми, может быть, 20 лет, но в некоторых домах они были совсем новыми, может быть, несколько недель.»
С привлекательными обоями легко не заметить вывески комнат, в которых они есть. Все фотографии вместе являются не просто интересным культурным артефактом, а целой эстетикой, весьма обаятельной и даже прекрасной, для Ганиевой это свидетельство того, что они представляют для жителей города 9.