Рисунок декоративный: Экспериментальная образовательная программа «Декоративный рисунок»

Экспериментальная образовательная программа «Декоративный рисунок»

Пояснительная записка.

Для развития творческих способностей и общего эстетического воспитания детей большое значение имеет их приобщение к изобразительному искусству, в том числе декоративно-прикладному и оформительскому. Декоративное искусство развивает художественное восприятие реальной действительности, фантазию, изобретательность, композиционное мышление.

Основные педагогические задачи, которые решаются в процессе обучения:

  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, навыков самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности;
  • Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности;
  • Формирование духовной культуры, укрепление системы нравственных ценностей и обогащение эмоционально-чувственной сферы;
  • Приобретение учащимися практически значимых способов деятельности, умений и навыков, необходимых в быту, социальной жизни и профессиональной работе.

Декоративное рисование — это рисование в декоративной манере. Оно существенно отличается от академического рисунка. В декоративном рисовании можно передать не только схожесть с изображаемым объектом, но и внести некоторые условности.

Важнейшим выразительным средством в декоративном рисунке является линия, а многообразие орнаментальной обработки заменяет цвет. Здесь линия имеет более отчетливый, чем в академическом рисунке, выверенный характер; она ведется четко и осознанно с начала и до конца, как бы утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.

Основной принцип декоративного рисования - достижение максимальной выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а во главу угла ставятся такие аспекты, как нарочитость — выявленная активность изображаемого, приукрашенность. При значительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить любой мотив.

В декоративном рисовании все взвешено, обдумано и работает на утверждение декоративного образа. Выполнять работы в технике декоративного рисования можно достаточно разнообразно, в зависимости от вкуса и творческого потенциала автора.

Изучение предмета «Декоративный рисунок» помогает детям активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в художественных решениях и пластических формах. Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа окружающей действительности.

Основная часть.

Данная экспериментальная программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Предполагается изучение дисциплины «Декоративный рисунок» во II,III,IV классах отделения декоративно-прикладного искусства в детской школе искусств. В процессе обучения ученики знакомятся с использованием различных декоративных приемов: штрихом, четкой линией, точкой; с приемом стилизации реальных объектов; с простейшими законами построения композиции, а также с отдельными тонкостями при организации декоративной композиции.

Возраст учащихся — 12-14 лет.

На занятиях во II и III классах сообщаются общие сведения о декоративном рисовании, учащиеся должны усвоить главные отличия декоративного рисования от академического, декоративной композиции от станковой. Мотивы, используемые для орнамента и композиции, могут быть геометрическими, а также являться результатом обобщения и переработки природных и анималистических форм. Наблюдая природу, ученики приучаются наблюдать и анализировать натуру, отыскивая в ней незаметные с первого взгляда эстетические стороны и свойства. Природа не только подскажет ученикам сюжеты для их декоративных композиций, она явится для них источником эстетического наслаждения. Ведь именно из природы, из окружающей жизни художники черпали и продолжают черпать образы для своих произведений. Процесс стилизации натурных мотивов в декоративные сложен. Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения, силуэт, симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, стилевое единство и др.

Чтобы учащиеся освоили этот материал, теоретические знания должны быть закреплены в несложных практических упражнениях. Программа II и III классов предлагает серию подобных заданий.

В IV классе основное внимание учащихся обращается на создание декоративной композиции, которая должна в первую очередь отвечать общим требованиям и законам композиционных построений:

  • Формат листа использовать полностью;
  • Уравновешенность композиции:
  • Наличие активного изобразительного центра.
  • В конце третьего года обучения учащиеся должны знать, что:
  • Декоративная композиция имеет плоскостную трактовку объема, предметы не изображаются в случайных ракурсах;
  • Предметы в декоративной композиции стилизуются с целью активизации выразительности;
  • Изображение в композиции насыщено декором, но не перегружено им, чтобы за декором не терялось изображение.

Основными материалами для декоративного рисования являются:

  • Тушь, перо;
  • Черная и цветные гелевые ручки;
  • Тушь, кисть;
  • Белая и тонированная бумага.

Примерный тематический план и содержание предмета (Приложение 1)

Работы учащихся (Приложение 2)

Литература.

  1. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Диссертация д-ра пед.наук. — М., 1993.
  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., Просвещение, 1967.
  3. Декоративное рисование. Методическое пособие. — Магнитогорск, 1998.
  4. Журкин А.А. Художественно-оформительская деятельность. — С-П., Любавич, 1996.
  5. Методическая разработка по теме «Декоративное рисование растительных форм».

 *  *  *

Данное задание разработано для учащихся первого года обучения по экспериментальной программе «Декоративный рисунок». Учащиеся на предыдущих уроках получили определенные знания по декоративному рисованию, познакомились с основными принципами декоративного рисунка и выполнили варианты декоративной фактуры в прямоугольниках. Вся работа по теме проводится поэтапно.

I этап. Знакомство с разнообразием листьев, травинок и цветов, собранных на пленэре и засушенных (1 час). Зарисовки натурного материала (3 часа).

Цели и задачи:

  • Провести ознакомительную беседу о разнообразии растительного мира, о характерных особенностях листьев деревьев разных пород, различных травинок и цветов, мхов, лишайников и грибов.
  • Выполнить несколько зарисовок с натуры.

Наглядный материал: Таблицы с изображением растительных мотивов, работы учащихся из методического фонда, гербарии, атласы-определители растений и просто их фотографии.

Материалы: белая и тонированная бумага 1/8 листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.

Краткое содержание беседы.

  1. Природа всегда была для художников источником глубокого эстетического наслаждения. Именно из природы, из окружающей действительности мастера черпали и продолжают черпать образы и сюжеты для своих произведений.
  2. Подробно остановимся на строении и характерных особенностях листа (дуба, клена, березы) и цветка (ромашки, лилии, незабудки, хризантемы).

II этап. Изучение приема стилизации растительных форм (2 часа).

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с процессом стилизации и декорирования стилизованных природных элементов.
  • Творчески подойти к заданию и найти нестандартные решения полученных образов.

Наглядный материал: варианты декоративной фактуры, таблицы с последовательностью стилизации растений.

Материалы: белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.

Краткое содержание беседы.

Различные виды растений являются наиболее доступными и богатыми по пластике объектами, располагающие к декоративному их изображению. Стилизация — это обобщенное изображение, видоизменение формы природного объекта с целью выявления наиболее выраженных художественно-декоративных качеств. Для усиления степени выразительности форма листьев, цветов, мхов, лишайников, грибов в той или иной степени перерабатывается, видоизменяется (трансформируется). Трансформация формы производится за счет выявления и усиления природных качеств объектов, нелогично формы, например, округлые, превращать в угловатые, удлиненные формы заменять укороченными. Более логично заострить внимание на удлиненной форме, удлинив ее еще больше. Таким образом можно изменить форму объекта, усилить его характерные особенности, в противном случае этого делать не следует. Использование рисующих линий и декора должно быть также направлено на усиление выразительных объектов.

Наносимый декор может быть достаточно отвлеченного характера, но не должен вступать в противоречие с формой объекта; главное верно найти его масштаб в объектах и соответственно подобрать толщину линии, чтобы он вошел в контур легким ажуром, не разрушая формы. Виды декора могут быть любыми — это уже дело фантазии автора. Важно привыполнение декоративной фактуры заботиться о цельности формы во избежание дробности при восприятии.

Практическая работа.

Индивидуальная работа во время занятия заключается в показе отдельным учащимся приемов стилизации и декорирования растений для того, чтобы подвести их к собственным творческим решениям и находкам.

В конце урока оценивается работа каждого учащегося. Отбираются наиболее удачные образцы. В дальнейшей работе ими могут пользоваться для создания декоративной композиции.

 

III этап. Работа над созданием декоративного рисунка растительных форм в определенном формате (6 часов).

Цели и задачи:

  • Выявить особенности формы выбранных растений, их силуэта, ракурса, пластическую направленность рисунка.

Материалы: белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.

Краткое содержание беседы.

При композиционном составлении рисунка обратите вниманиена природные особенности выбранного растения. Например, для колючего татарника характерно наличие шипов и угловатости в форме листьев. Стало быть, в рисунке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт. Необходимо обратить внимание на места излома формы, участки соединения одних форм с другими. Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листа и цветка, поэтому в рисунке будут преобладать извилистые формы и тонкая проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии.

Основные требования к более длительным рисункам с использованием растительных форм:

Начиная работу, важно выявить особенности формы растения, его силуэта и ракурса;

При компоновке изображения в листе необходимо обратить внимание на пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную и диагональную) и соответственно располагать в листе;

Обратить внимание на характер линий, из которых складывается силуэт;

При зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму листиков, их группировку, т.к. это будут те природные особенности объекта, которые дают возможность декоративного преобразования;

Очень важно научиться работать аналитически, для исследования частей и деталей можно использовать лупу.

Практическая работа.

  • Работа над эскизом декоративного рисунка (2 часа)
  • Творческая работа (4 часа) выполняется учащимися самостоятельно, в конце занятия подводятся итоги: оценивается и анализируется каждый декоративный рисунок, наилучшие работы экспонируются на выставке.

75 фото, видео, примеры рисунков

Дома типовой планировки лишены индивидуальности, но каждому хочется, чтобы даже после небольшого ремонта в квартире было не как у всех. Все отделочные материалы из строительных супермаркетов дают примерно одинаковый результат после завершения ремонта. Дизайнеры разработали немало интересных методов, чтобы декор стен своими руками придал уникальности любому помещению. Каждая комната предполагает свою тематику для росписи вертикальных поверхностей или объемный декор стен. Секретами поделились специалисты ведущих дизайнерских бюро столицы.

Создавать декоративный рисунок на стене очень увлекательный процесс

Деревья и птицы на стене буду придавать комнате особый стиль

Белые рисунки на яркой стене будут отлично дополнять интерьер

Содержание

  • 1 Что важно знать о способах росписи стен?
  • 2 Какую выбрать тему для декора стен?
  • 3 Способы выполнения простейших изображений
  • 4 Видео: Художественная роспись стен — декоративный рисунок на стене
  • 5 50 фото примеров декоративных рисунков на стене:
    • 5.1 Смотрите также

Что важно знать о способах росписи стен?

Человек, не умеющий рисовать как настоящий художник, способен на многое, даже если об этом не подозревает. Достаточно уверенно держать в руках:

  • кисти разной ширины;
  • баллончик с краской;
  • валик с насадкой;
  • маркер;
  • карандаш для разметки.

Каждое приспособление оставляет свой узнаваемый след. Из этих мазков, линий и закрашенных цветных блоков можно получить своими руками любое изображение на вертикальной поверхности.

Желаемый рисунок можно перенести на стену любым способом. Например, в школе многие знакомились со способом увеличения изображений по квадратикам. На маленьком рисунке размечается сетка по 2-5 см, и потом на большой разметке стены прорисовывается каждый квадратик. Так сохраняются пропорции и узнаваемого портрета.

В этой технике даже подросткам доступны декоративные рисунки на стенах своими руками. Можно перенести на стену фирменный знак, логотип известной рок-группы или своего кумира.

Проще всего своими руками, без привлечения художника, перерисовать черно-белые изображения портретов Джона Леннона или Виктора Цоя, которые давно всем знакомы. Девушки рисуют Мерлин Монро и Коко Шанель на фоне Эйфелевой башни. Легче нарисовать у себя в спальне условно-образный рисунок леди в шляпе. Чуть сложнее перенести с хорошего фото свой силуэтный профиль по квадратикам и заполнить краской нужные участки. Попрактиковавшись с черновиками на куске фанеры, делают начисто рисунки на стенах в интерьере, как на фото.

Такой рисунок создаст ощущение гуляющего по комнате ветра

Рисунок в японском стиле будет вызывать интерес

Есть разные идеи и способы выполнения декоративных рисунков, но не все доступны новичкам. Наработать практику можно на стене перед ремонтом. Если получиться – оставить как декоративное панно, не будет выглядеть как шедевр – всегда можно закрасить или закрыть обоями. Подходят любые интерьерные краски, например, на акриловой основе.

Исключение составляет объемный декор, его придется целиком снимать со стены для ремонта. Поэтому его выполняют на подготовленной поверхности, например, после очередного обновления обоев под покраску. Этим способом выполняют сезонное декорирование стен в детской. Летняя коллекция порхающих бабочек из сложенной вдвое бумаги сменит цветущую весеннюю веточку, а после появятся осенние листья или улетающие птицы, потом – снежинки.

Трафарет для рисунка на стене можно сделать из картонной коробки

Дерево с птицами будет гармонично смотреться в коридоре

Такой пейзаж будет освежать спальню даже в сильную жару

Но проще всего сделать своими руками абстрактные рисунки или пересекающиеся геометрические фигуры, из которых составлена цельная композиция. Настенные рисунки в интерьере лучше выполнять в единой цветовой палитре, но если после ремонта «не смотрится», то цветной блок на пустой стене способен все исправить или отвлечь внимание от каких-то дефектов.

Чтобы выполнить декор стен своими руками в новой для себя технике, стоит посмотреть мастер-класс по настенной живописи.

Ветки винограда на стене будут гармонично смотреться в интерьере

Большой декоративный рисунок в спальне поможет быстро заснуть

Смотрите такжеЖидкие обои своими руками — изготовление, пропорции, мастер класс

Какую выбрать тему для декора стен?

Просматривая на сайте интерьеры в разной стилистике, многие обращают внимание на декоративные рисунки на стенах, выполненные настоящими художниками. Действительно, многие шедевры в виде фресок, панорамных изображений в длинных проходах частных домов или настенные панно в ванной делают профессионалы.

Пригласить специалиста – такой вариант тоже не исключается. Но кто-то из друзей и знакомых может на подготовленной стене сделать разметку, чтобы перенести контуры известной картины или понравившегося эскиза. Тогда ваша задача будет минимальной – проработать цветные блоки, подобно тому, как ребенок осваивает «разукрашку».

Не стоит браться за сложные фрески, где предполагается техника теневых переходов или прорисовки драпировок. Используйте простое настенное изображение. Есть известные оптические иллюзии или 3D рисунки, которые при точном повторении на стенах квартиры будут смотреться так же эффектно. Например, лестница, как бы ведущая на заснеженную улочку с фонарями вдоль аллеи, или нарисованный спуск в кварталы мегаполиса. Да мало ли интересных и доступных для воплощения идей?!

Черное дерево на белом фоне стены кухни выглядит современно

Прямые линии с яркими цветами подарят вдохновение

Рисование на стене очень увлекательный процес

У городских жителей, которым не хватает живой зелени, популярны цветочные и растительные мотивы:

  • схематическое изображение одного крупного цветка на стене;
  • небольшая цветочная композиция на стене или в одном углу;
  • цветущая гирлянда;
  • букет или натюрморт с цветами;
  • схематическое изображение увядающего цветка, теряющего лепестки;
  • целая картина с цветущим садом или крыльцом с озеленением.

Дерево – второй по популярности мотив рисунков для интерьера своими руками. Его выполняют схематически или вполне реалистично. Таким способом декорируют прихожую с портретами предков – «генеалогическое дерево».

В детской комнате такой декор создает атмосферу сказки и детских грез.

Спальню в японском стиле традиционно украшает веточка цветущей сакуры. К ней нередко добавляется объемный декор стен своими руками в виде розовых бумажных цветов в технике оригами. Нечто подобное может украшать и комнату в любом современном стиле, если такой рисунок гармонирует в интерьере.

Портретные изображения – 3-е место по популярности. В спальне мальчика рисуют Человека-паука, Бэтмена или другого супергероя.

Комнату девочки украшают принцессы в длинных платьях, Рапунцель с косой, свисающей из башни, Фиона и Шрек, другие популярные персонажи.

Такой рисунок будет дополнять кухню

Фактурный рисунок с освещением сделает комнату более изысканной

Подростки-фанаты и рокеры рисуют на стенах личного пространства портреты своих кумиров.

Портретная абстракция, коллажи из собственных фото, дополненные большим рисунком на стене в центре инсталляции – тоже очень популярны.

Изображения, подчеркивающие стилистику интерьера, удерживают нижнюю ступеньку рейтинга популярной тематики рисунков в интерьере своими руками.

В просторной застекленной лоджии, отданной подростку под личное пространство, уместно изображение байка, концепт спортивной машины или болид «Формулы 1». Даже если рисунок на всю стену достаточно схематичен, он впечатляет своей динамикой и размахом.

Для девочки-подростка, занимающейся музыкой, можно в спальне нарисовать провода с птицами, больше похожими на нотную строку. Для спортсменки подойдет олимпийский пьедестал или что-то другое для мотивации упорных занятий. Разлетающийся одуванчик оценит юный натуралист. Портрет любимой собаки может внести ностальгическую нотку в декор прихожей, если всеобщий любимец «ушел на радугу».

У каждого стиля свой узнаваемый почерк, который нередко дополняют настенными рисунками, картинами на потолке, витражах или сводчатых арках для зонирования пространства. Характерные стилистические изображения:

Рисунок луны отлично подойдет для спальни

Вид рваной ткани будет придавать стене элегантности

Рисунок декоративной штукатуркой будет отлично сочетаться с дизайном гостиной

ТАБЛИЦА

1.

Стиль хай-тек

и техно

Технические средства и механические игрушки

2.

Классика и неоклассика

Натюрморты, портреты

3.

Историческая стилистика

Настенные панно, фрески и картины с пасторальными сценами, живописными фрагментами, пейзажами

4.

Готика или неоготика

Изображение островерхих храмов и замков, длинных переходов подземелья с факелами, витражи с розой

5.

Модерн и постмодернизм

«Удар хлыста», изящные изгибы женского тела, витиеватый растительный орнамент, ящерицы

6.

Прованс, шале и кантри

Лавандовые поля, характерные для европейского ландшафта пейзажи, изображение кошек и петухов

7.

Японский минимализм

Восточные иероглифы, стебли бамбука, веточки цветущей сакуры, гейши в национальном наряде

8.

Современные стили, лофт

Кварталы мегаполисов, оптические иллюзии, силуэтные портреты, муз инструменты, техника

Перед тем как начать ремонт, стоит продумать все детали, включая стилистику интерьера, чтобы выполненный своими руками рисунок дополнял дизайнерскую концепцию.

Рисунок в арке отлично украсит декор комнаты

Ракушки в интерьере обязательно зацепят взгляд гостей

Смотрите такжеСоздаем декор бутылок шпагатом своими руками

Способы выполнения простейших изображений

Настенный рисунок используют с разной целью:

  • визуально расширить помещение;
  • скрыть дефекты стен или детские «художества» на стене;
  • подчеркнуть выбор стилистики;
  • придать личному пространству больше индивидуальности;
  • исправить недостатки невыразительного ремонта;
  • реализовать творческие задатки и найти приложение для своего таланта;
  • по-особому украсить каждую комнату;
  • зонировать пространство, подчеркнув темой рисунка его функционал.

Для начала выбирают подходящий по стилю эскиз, который будет органично отражать функциональность помещения. Например, для декора ванной без стилистической привязки подойдут рыбки и ракушки, парусник на волнах, дельфины, коралловый сад

Декоративный рисунок штукатуркой будет смотреться объемным если на него правильно направить свет

Еще один вид декоративных рисунков на стене

Японский стиль в коридоре внесет разнообразие

Далее готовят поверхность – основа не должна под слоями краски размокнуть или осыпаться. Снимают старые обои, отслоившуюся краску и осыпающуюся шпатлевку. Поверхность штукатурят под отвес и уровень, чтобы стена был идеально ровной. Ее необходимо покрасить в тот цвет, который и будет основным фоном.

Самый простой способ выполнения самостоятельного декора – трафареты. Это пластина из картона, фанеры или пластика с вырезанным изображением. Его несложно сделать самостоятельно – перенести контурный рисунок и вырезать его по линиям. Используют внешний и внутренний контур, поэтому лучше вырезать фигурное отверстие предельно аккуратно.

Один и тот же шаблон или трафарет (кленовый лист, например) можно применять в росписи стен по-разному:

  • приложить к стене и по краям распылять немного краски, получив неокрашенную серединку и «туманные»» очертания;
  • обвести контуры контрастным цветом или, прикладывая в разных местах, обводить разными красками, характерными для осени;
  • сделать вполне реалистическое изображение листа с распылением аэрозольной краски подобных оттенков, после чего прорисовать прожилки;
  • накладывать по 2-3 трафарета со смещением от общей точки, используя разную технику – напыление, контуры и окрашивание.

Трафаретная роспись – не единственный способ рисования для тех, кто не считает себя художником. Рисунки широкими и узкими мазками тоже достаточно просты. Например, можно в спальне схематически изобразить контур лебедя, хлопающего крыльями, а разлетающиеся перья выполнить в технике завитков.

Такой рисунок будет отлично сочетаться с интерьером

Цветы буду дарить улыбку в любое время

Для этого понадобятся плоские кисти разной ширины. Способ нанесения изображения очень простой – кистью проводят по стене, слегка надавливая, делают небольшой поворот, отрываясь от поверхности. Край получится узким или рассеивающимся, в зависимости от ширины кисти и направления мазков.

Декор, где сочетаются роспись стен и объемные элементы. Можно из плотного цветного картона вырезать с ребенком целую коллекцию бабочек, которые складывают пополам и серединкой приклеивают на стену, чтобы они порхали над нарисованным на стене цветами или цветущей веточкой.

Другой способ – нарисовать в прихожей дерево, можно достаточно условно. Из раствора гипса или густой штукатурки вылепить объемные ветки, ствол, листья, плоды или даже библейских персонажей – Змея-искусителя, силуэты Адама и Евы вдали. Когда объемный декор высохнет, всю стену окрашивают в общий цвет мягким валиком.

Еще больше интересных идей по декорированию стен рисунками – в нашей фотогалерее.

Смотрите такжеОригинальный декор часов можно создать и своими руками

Видео: Художественная роспись стен — декоративный рисунок на стене

Смотрите такжеДелаем панно своими руками для интерьера

50 фото примеров декоративных рисунков на стене:

Обучение рисованию декоративно-прикладного искусства и повторение

Декоративно-орнаментальное искусство

Украшение связано с созданием красоты в искусстве, в котором первым принципом, который необходимо учитывать, является симметрия — равное равновесие двух половин. Второй принцип – повторение.

Повторение может считаться простым, когда один и тот же блок используется повторно.

As Alternate, когда два устройства используются попеременно.

Как комбинированный, когда используется несколько единиц (каждая отличается).

Простое повторение, попеременное повторение и комбинированное повторение показаны на рис. 2. Дальнейшее усложнение показано на рис. 3.

Обычный дизайн

Конвенционализировать означает изображать с помощью символа какой-то точный предвзятый контур, а не пытаться воспроизвести сходство с природным объектом. Конвенционализация, например, означает создание орнаментального рисунка такого характера, что он может состоять из нескольких различных составных частей, каждая из которых скопирована с какого-либо природного объекта, такого как лист или цветок, но формализована. в типичное, а не в правильное представление оригинала.

Или, чтобы дать другой пример, это может быть лист, сделанный для кон- . форму некоторой геометрической фигуры, такой как кленовый лист, нарисованный в пределах шестиугольника.

Даже в изобразительном искусстве природа допускает вольности, чтобы преодолеть ограниченность человеческих усилий по созданию определенных видимых впечатлений изобразительными средствами.

Орнамент. — В орнаментальных рисунках греков и римлян повторение и чередование были главными средствами.

Современные орнаментальщики добавили Пересечение, что означает ослабление Повторения и Чередования через промежутки дополнительными формами или группами форм, а затем продолжение, как и прежде.

Добавлено усложнение. В декоративном дизайне усложнение — это термин, несколько отличающийся от обычного значения. Он используется здесь для различения результатов, полученных в результате контакта, переплетения различных форм, составляющих целое.

Путаница — термин, обозначающий еще один элемент, занимающий важное место в современном декоре. Путаница, обычно синоним беспорядка, применительно к декоративно-прикладному искусству используется для придания контраста и даже гармонии общей композиции. Художник-орнаментист, применяя Путаницу, получает помощь от всех возможных предметов, кривые или симметричные линии которых привлекают его взгляд. Таким образом, он сгруппирует в одном дизайне самые нелепые фигуры, которые придают изюминку и жизнь чисто механическому дизайну.

Путаница в разработке орнамента — лицензия художника. Скульптору требуется помощь Путаницы, когда он заполняет свои пьедесталы, ниши и т. д. орнаментами, почти случайно имитирующими растительный и животный мир.

Картонные кривые

Вырежьте из картона или масляной трафаретной доски изогнутые формы, подобные показанным здесь. Они полезны при создании рисунков с частым повторением простых изогнутых линий. Сложный на вид дизайн на стр. 298 — пример того, что можно сделать с такой кривой, как на этой странице.

 

Равновесие и стабильность, какими бы банальными они ни казались, играют важную роль в науке об орнаментальном дизайне. Твердость — принцип искусства; сила не исключает элегантности.

Дублирование дизайна. — При создании рисунка, в котором детали часто дублируются, нарисуйте каждую второстепенную деталь, а затем сделайте обводку остроконечным мягким карандашом; перерисуйте линии на другой стороне кальки и с помощью стилуса или любого другого твердого вещества, используемого, чтобы сделать смещение быстрым движением по стороне, противоположной последнему начерченному рисунку.

Для дублирования рисунка в любом месте, где бы он ни располагался, повторяйте каждую часть рисунка столько раз, сколько необходимо, чтобы получить весь план орнамента.

При создании дизайна, похожего на рамку, сначала сделайте угловые элементы и соедините их с любым выбранным бордюром.

Требуется повторная трассировка. — Когда каждое «повторение» должно быть сделано часто, необходимо повторить (по одним и тем же линиям) несколько раз, потому что часть графита, из которого состоит грифель карандаша, переносится на бумагу под ним в точке каждое смещение. После трех или четырех смещений сделанные таким образом переносы станут слишком тусклыми, чтобы служить ориентирами. В этих упражнениях можно использовать план передачи, описанный в главе «Отслеживание и передача».

Помощь воображению. — Нарисуйте кривые, подобные приведенным выше, и добавьте цветочные и декоративные формы, как предлагается ниже. Цель этого упражнения — пробудить изобретательские способности ученика. Эти устройства могут быть нарисованы на доске, а учащимся предлагается сделать вдобавок совершенно разные кривые. Все кривые должны быть нарисованы отдельно, а украшения добавлены позже.

УПРАЖНЕНИЯ НА РИС. 6 И 7

Разрешение на использование направляющих линий. — Среди первых упражнений по рисованию могут быть применены практически те же принципы, которые применимы к обучению чистописанию. Должны быть разрешены направляющие линии; то есть простые линии, построенные вдоль горизонтальной и наклонной сторон. Упражнения, указанные в начале каждого ряда рисунков, должны быть предметом одного занятия. Строки, указанные справа от каждой строки, должны добавляться по мере продвижения ученика; например, пусть ученик начертит, скажем, сотню прямых косых линий, пока он не научится ими пользоваться. Следуйте с обратными и дублированными линиями в верхнем ряду. После этого пусть он много раз нарисует простые кривые слева во втором ряду, прежде чем он перейдет к добавленным и продублированным, утроенным и учетверенным кривым справа.

Затем пусть он несколько раз нарисует составные кривые слева в третьем и четвертом рядах, прежде чем перейти к более сложным добавлениям справа.

После того, как ученик освоит упражнения на рис. 6, пусть он нарисует кривые и орнаменты на рис. 7.

Каждая конструкция на рис. 8 заключена в прямоугольник одинаковых размеров. Есть три набора горизонтальных линий, в свою очередь разделенных пополам вертикальными линиями. Три набора из пяти совершенно разных дизайнов основаны на этих линиях. Пусть они послужат упражнением, с помощью которого они будут скопированы в том виде, в каком они даны здесь. Когда ученики достигнут дальнейшего прогресса, пусть они сделают из них вариации, используя те же направляющие линии, но стараясь создать новые и оригинальные рисунки.

Снежные кристаллы. —Рис. 9 показаны четыре кристалла снега, сильно увеличенные. Они образованы шестиугольниками или двумя равносторонними треугольниками с противоположными вершинами. Чтобы нарисовать их с помощью последнего, действуйте, как показано на рис. DD. Проведите горизонтальную линию а. Разделите его пополам, как в b. Каждая наклонная линия в c равна горизонтальной линии a. Опишите другой перевернутый треугольник, как в d. Затем приступайте к построению кристаллов по линиям треугольников, как показано на рис. 11.

Розетки

с четырьмя или восемью узлами или секциями, как показано на рис. D. Начертите одну восьмую часть всей конструкции, как показано на рис. A. На фиг. a.

Перевернуть a, добавить b на рис. B, образуя четверть розетки. Переверните эту четверть, как показано на рис. C, таким образом сформировав половину рисунка.

Переверните это еще раз, и конструкция будет завершена, как показано на рис. D.

Если требуется восьмиконечная розетка, добавьте точки, как показано жирными линиями на рис. D

Перестановка секций может быть выполнена любым из следующих трех способов:

1. От руки.

2. Сгибанием по горизонтальным, вертикальным и наклонным пунктирным линиям на рис. А.

3. С помощью обводок аверса и реверса (рис. Б), повторенных с помощью стилуса или других средств смещения.

Чтобы сделать шести- или двенадцатиконечную розетку или медальон, следуйте правилу деления круга на шесть частей в соответствии с указаниями по созданию шестиугольника в главе «Геометрические формы»

Нарисуйте один элемент дизайна и повторите в соответствии с инструкциями по изготовлению четырех- или восьмиконечной розетки. Предполагается, что четыре схемы А, В, С и D на рис. 13 представляют собой один рисунок, но они показаны как отдельные рисунки, чтобы проиллюстрировать последовательные этапы разработки розетки, как показано на рис. D. Добавленные шесть точки A, A, A, A, A, A необходимо делать только в том случае, если желательна двенадцатиконечная розетка.

XX, 0000 соответствуют буквам на диаграмме в главе о геометрических формах.

Больше розеток

Рис. 14-1. — Геометрическая розетка или медальон, начерченные циркулем, за исключением внешних зубчатых выступов.

Рис. стилизованная ромашка в виде медальона. Нарисуйте круги с помощью компаса; остальные свободные руки. Если перо и чернила, набросайте детали очень легкими карандашными линиями. Для упражнения нарисуйте границу, состоящую из четырех розеток, чередующихся или разделенных кругом примерно на одну четвертую диаметра розетки.

Рис. 15 предназначен как копия не для одиночной розетки, а для восьми отдельных; каждый из восьми разделов повторить восемь раз, когда круг будет заполнен. Единицы могут быть приняты также для бордюров.

Историческое украшение

Индивидуальность в орнаменте была свойственна большинству народов, даже среди варварских. Каждая нация, по-видимому, переняла какую-то единицу или ряд единиц и адаптировала их так неоднократно, что они вывели претензии на какую-то специфическую форму орнамента. Когда эти узоры прошли через века, они были приняты в качестве исторического орнамента, принадлежащего соответствующим народам.

Величайшими историческими стилями древних являются египетский, греческий и римский.

Средневековья различают византийское, романское (основанное на поздних формах римского орнамента и приближающееся к готике), сарацинское и готическое.

Современные стили, к которым, однако, относятся стили, господствовавшие несколько столетий назад (начиная с 15 века), обычно называют ренессансом, что буквально означает новое рождение или возрождение всего, что было вымершим или пришедшим в упадок. До эпохи Возрождения существовала тенденция подражать в декоре византийскому и готическому стилям. Возрождение римского и греческого искусства получило название Возрождения. Среди древних стилей включены, но как второстепенные, ассирийский и персидский стили. Сегодня наблюдается тенденция к их возрождению.

Восточные стили – это персидский, (восточно)индийский, китайский и японский.

На рис. 19, 20 и 21. Необходимо добавить штриховку с тем же отображением быстрых линий, проходящих вдоль тех же кривых.

Дизайн обоев и клеенки

Главное требование к рисунку обоев или клеенки – соответствие краев друг другу; то есть, когда концы и стороны соединены, весь дизайн должен казаться связанным и непрерывным. Поэтому рисунок должен быть выполнен так, чтобы при повторении его рядом и конец за концом наблюдался непрерывный, гармоничный узор.

В конструкциях, показанных на рис. 22, каждая единица принимается на всю ширину полосы обоев или клеенки. Они оформляются в соответствии с отмеченным требованием. Высота может быть больше или меньше ширины, но стороны и концы должны соответствовать правилу.

Дизайн обоев

Случайный наблюдатель не мог бы догадаться, что конструкция на рис. 24 была основана на элементах, обозначенных пунктирной линией на рис. 23 А, расположенных в их обычном порядке, чему способствовали наклонные, горизонтальные и вертикальные линии диаграммы. Тем не менее, это уровень человека, на котором создается дизайн. Будет интересно посмотреть, как легко можно скопировать рисунок В, прибегнув к методу дублирования рисунка, показанному в главе о триангуляции.

Углы и границы. — При рисовании углов и краев необходимо делать направляющие линии, особенно параллельные линии для краев, чтобы рисунок был ровным и прямым или с правильными кривыми, в зависимости от используемого дизайна.

Ткацкие агрегаты. — Хорошим методом для практики является начертание различных простых элементов орнаментального рисунка, переплетение их путем повторения в различные композиции и варьирование составных частей по усмотрению учащегося. Эти трассировки должны быть сохранены для будущего использования в других проектах.

Вставочные блоки. — Различные показанные геометрические и орнаментальные фигуры могут быть разбиты или разделены вкраплениями цветов или частей, таких как листья, или почти любой из обычных форм, показанных в этом и других уроках.

Книжные обложки и плакаты

Орнаментальные надписи часто желательны, но они не должны затмевать основной дизайн обложки книги или плаката. С другой стороны, желательно украсить надпись, чтобы обогатить изобразительный аспект дизайна.

Плакаты могут иметь много декоративных деталей, и, как в случае с обложкой книги, чем изящнее нарисованы буквы, тем лучше становится общий эффект всей комбинации.

Могут быть добавлены простые человеческие фигуры, гармонично наклоненные, окруженные изящными и орнаментальными рисунками, которые обычно создают приятную обложку. Однако необходимо остерегаться экстравагантного использования орнамента, что является обычным недостатком. ошибка

Дизайны обложек книг всегда должны избегать сложности, а стиль и качество украшения не должны умалять удобочитаемости букв или заметности основной фигуры или сцены, представленной в дизайне, поскольку, если это произойдет, результат будет быть сбивающей с толку путаницей.

Толстые линии. — При рисовании плаката или обложки книги, особенно в случае с первым, линии должны быть толще, чем в обычном рисунке. Завершенный рисунок следует держать для осмотра на большем расстоянии, чем обычно при обычном чертеже. Мелкие дефекты, которые показались бы при близком рассмотрении, как бы исчезают, тогда как многое, что в обычном рисунке не показалось бы сложным, в последнем случае покажется смазанным и невыразительным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *