особенности монтажа своими руками, схемы и фото
Утепленный гараж без вентиляции не может считаться полностью пригодным к использованию.
Согласно действующей норме СНИП 21-02-99 гараж должен быть обустроен вентиляционной системой аналогичной системе жилого дома/квартиры. На это есть важные причины, прежде всего — сырость.
Повышенная влажность оказывает негативное воздействие на металлические части автомобиля. Влага также портит электрику и вызывает появление грибков. Микроорганизмы активно размножаются и портят деревянные элементы строения. Под угрозой оказываются практически все вещи, которые обычно хранят в гараже.
Вторая причина — высокая вероятность интоксикации. Если в помещении воздух не циркулирует, то обязательно будет образовываться застой вредных веществ и газов. Их источником являются выхлопная труба автомобиля, краски, лаки, машинные масла и прочие технические жидкости и средства. В конечном счете владелец машины будет страдать от головных болей, тошноты.
Содержание
- 1 Вентиляция в гараже своими руками: схема и фото
- 1.1 Естественная
- 1.2 Принудительная/механическая
- 1.3 Комбинированная
- 2 Вентиляция в гараже с подвалом
Вентиляция в гараже своими руками: схема и фото
Согласно нормам одноместному гаражу требуется циркуляция воздуха в объеме 180 кубометров/час. Всего существует три вида вентиляции для гаражного помещения:
- естественная;
- принудительная/механическая;
- комбинированная.
Естественная
Естественная вентиляция работает на основе физических законов. Разница температур внутри гаража и снаружи создает перепад давления. От разницы давлений воздух приходит в движение, и начинает циркулировать самостоятельно.
Плюсами данной системы являются крайне низкая себестоимость и простая конструкция.
Главными элементами являются два отверстия — приточное и вытяжное. Приток воздуха должно обеспечивать отверстие, расположенное практически на уровне пола, всего лишь на 10-15 сантиметров выше.
Вытяжку размещают в противоположном углу (диагонально). Её делают на уровне потолка. В отверстие помещают металлическую трубу и выводят на крышу. Выход должен быть высотой 50-60 сантиметров. Его закрывают с помощью «грибка». Для приточной трубы также используют трубу, от насекомых и мусора коммуникации закрывают сеткой, например, из тонкой проволоки или пластика.
Минусом естественной циркуляции является низкая эффективность в период летней жары. В жаркие дни разница температур не столь значительна, и воздух прекратит свое движение. Помимо этого, система уязвима к наледи, снегу, мусору.
Принудительная/механическая
Недостатки прошлого варианта призвана компенсировать принудительная вентиляция. Система не полагается на погоду и температуру, а использует механические решения. Существует два способа создать механическую циркуляцию.
Первый — модульный метод. Для этого в гараже устанавливают отдельные модули (для притока и вытяжки), которые работают автономно, но при этом выполняют одну задачу и получают общие команды от контроллера.
Приточный модуль монтируют в приточное отверстие. Он состоит из вентилятора, калорифера, фильтра и перфорированных труб (воздуховоды). Трубы можно размещать горизонтально и вертикально. Они необходимы для равномерного распределения приточной воздушной массы. Вытяжной модуль состоит из вентилятора и защитной сетки.
Другой способ — моноблочная вентиляция. В этом случае моноблок выполняет обе функции. Он выглядит как труба в трубе. Внутренняя труба работает на вывод воздуха, а приток располагается между стенками. Моноблок существенно позволяет снизить количество и размеры коммуникаций, он компактный, занимает мало места в гараже. Но стоимость такого устройства относительно высока.
Комбинированная
Комбинированная система занимает промежуточное состояние между естественной и механической вентиляцией.
По своей конструкции она не отличается от естественной — вытяжное и приточное отверстие с металлическими трубами и выходом на крышу. Но дополнительно в приточную трубу устанавливают вентилятор и подключают его к электросети гаража. По своей эффективности вариант превосходит естественную циркуляцию, но несколько уступает механической. Стоимость же лишь немного выше, чем у естественной, так как вентилятор потребляет мало энергии.
Вентиляция в гараже с подвалом
Чуть сложнее дело обстоит в гараже с подвалом. Выход приточной трубы должен быть раздвоенным. Один выходит в подвальное помещение, второй на уровне пола гаража. Вытяжка тоже понадобится двойная. Первый конец уходит в подвал/погреб, второй монтируют под потолком.
При этом следует помнить, что располагать входы/выходы необходимо на противоположных углах. Систему лучше сделать комбинированной — установить вентилятор.
К вопросу вентиляции нужно подходить с полным вниманием, так как от нее зависит ваше здоровье и сохранность имущества. Наиболее дешевым вариантом является естественная вентиляция, но ее эффективность остается под вопросом.
При ограниченном бюджете рекомендуется остановить свой выбор на комбинированной системе. Если же позволяют средства, то гараж лучше всего оборудовать модулями или моноблоком.
как сделать правильно своими руками?
Многие уверены, что вентиляция в гараже вовсе необязательна. На самом же деле пренебрегать этим вопросом не стоит, поскольку ваше решение может вылиться боком. Большинство автолюбителей не только используют гараж, как место для ночёвки автомобиля, но и как помещение для его ремонта.
Различные окислители, масла и токсичные вещества испаряются, плюс автомобиль сам приносит влагу и все это приводит к ужасной атмосфере в гараже, где невозможно находиться людям. А все дело в том, что правильная вентиляция гаража отсутствует и это приводит к быстрому износу автомобиля и к отравлению владельца токсичными веществами.
Устройство вентиляции
Сегодня специалисты выделяют три способа организации вентиляционных систем в гараже, но прежде стоит сказать, что схема вентиляции гаража предусматривает постоянное поступление свежего воздуха в размере не меньше 180 литров в час. Причем такой объем, является нормой только для постсоветского пространства, за рубежом уже давно нормой, стал объем не менее 360 литров в час.
Итак, вернемся к видам вентиляции. Система вентиляции в гараже может быть:
- Естественной, построенной по принципу природного проникновения воздушных потоков, вследствие разницы температуры в гаражном помещении и на уличном пространстве.
- Комбинированным, функционирующим по принципу принудительной вытяжки уже отработанных потоков воздуха из гаражного помещения и естественного притока свежего воздуха с улицы.
- Механическим, где воздухообмен осуществляется с помощью специальных средств (модулей, моноблоков), которые втягивают свежий воздух и выбрасывают грязный.
Как сделать вентиляцию?
Чтобы ответить на этот вопрос важно понимать, какими финансовыми возможностями вы располагаете. Идеальная вентиляционная система в гараже обойдется ее обладателю порядка 1200 долларов. Если же такими деньгами вы не располагаете, то мы рекомендуем остановиться на варианте вентиляция гаража своими руками. И здесь предпочтительнее будет вариант естественной или комбинированной системы вентиляции.
Естественная вентиляция – это наиболее доступный и дешевый способ организовать воздухообмен внутри помещения. Желательно еще на стадии строительства гаража предусмотреть два отверстия в стене для такой вентиляции.
Приточное отверстие будет располагаться у пола, а вытяжное у потолка. Чтобы схема работа правильно необходимо позаботиться о том, чтобы приточные и вытяжные отверстия расположились по диагонали на противоположных стенах. Диаметр выводных и входных каналов стоит рассчитывать по соотношению 15 мм воздуховода приравнивается к одному квадратному метру гаража. Недостатком естественного вентилирования является низкая степень эффективности, она сильно зависит от переменных факторов, а посему является слабым оружием против вредных выхлопов и испарений.
Комбинированная приточно-вытяжная вентиляция похожа на естественную. Однако разница все-таки имеется. В гараже также необходимы два отверстия, одно из которых отвечает за приток свежего воздуха, а второе за вывод отработанного.
Но здесь уже нет строгих зависимостей от того, где будут размещены отверстия, они могут располагаться даже на одной стене и на одном уровне. Единственное правило здесь заключается в том, что отверстия не должны находиться друг против друга, иначе свежий воздух не попадет внутрь, а воздушная «цепь» замкнется.
вентиляция в гараже при наличии чердакаОсновной изюминкой комбинированной вентиляции состоит в принудительном вентилировании благодаря встроенным в выводных каналах специальным вентиляторам. И здесь схема работает по принципу нагнетания давления. Загрязненный воздух выходит из помещения, а на смену ему приходит свежий. Комбинированная вентиляция функционирует круглый год и при этом вытяжные вентиляторы потребляют минимальное количество энергии.
Принудительная вентиляция во многих случаях может стать единственным оптимальным вариантом в соотношении цены и качества. Расчет вентиляции гаража таким способом осуществляется по аналогичной схеме, что и при естественном способе вентилирования.
Механическая вентиляция строится на работе двух механизмов, функционирующих в автоматическом режиме. Приточная часть вентиляции состоит из фильтров, электрокалориферов и вентиляторов. Вытяжная часть состоит из осевого или канального вентилятора, который соединен с воздухопроводом. Эта система является самой эффективной. Но, как и все остальные виды вентиляции, она имеет небольшой недостаток, состоящий в том, что холодный воздух поступает в гараж без предварительной очистки его от пыли и подогрева.
варианты принудительной вентиляции- В целом же задача любой вентиляции должна сводиться к удалению водяных паров, вследствие попадания снега или дождя, проветриванию гаража от вредоносных для здоровья человеческого организма газов и паров.
- Кроме того вентиляция способна удалить конденсат с потолка и стен и просушить кузов автомобиля после езды по мокрым улицам.
- Вентиляция необходима гаражу вне зависимости от того, из какого материала он выполнен, и кирпичный, и металлический гараж нуждаются в притоке свежего воздуха.
- Где бы вы не находились, старайтесь дышать чистым воздухом!
Вентиляция гаража
В гараже или мастерской, где выхлопные газы, такие как окись углерода (СО) и NO x , очень опасны, очень важна надлежащая вентиляция.
Гаражи или мастерские площадью более 500 футов 2 (50 м 2 ) всегда должны иметь механическую вентиляцию с вентиляторами. Меньшие гаражи могут иметь естественную вентиляцию с отводом воздуха по воздуховодам большей площади, чем 0,2% площади пола.
Требуемый воздухообмен в час
Как правило, минимальный
- воздухообмен в час в гараже должен быть не менее от 4 до 6
- воздухообмен в час в ремонт гаража или мастерская должна быть не менее 20 до 30
Подача свежего воздуха в гараж может быть рассчитана как
(1)
где
Q = общая подача свежего воздуха (м 3 /ч)
n = требуемый обмен воздуха в час (ч -1 )
9000 2 V = объем гаража (м 3 )
Выбросы CO
Подача свежего воздуха в гараж может основываться на выбросах CO от припаркованных и проезжающих транспортных средств как
q CO = (20 + 0 .1 л 1 ) в 1 + 0,1 в 2 l 2 (2)
0007 q CO = выбросы CO от автомобилей (м 3 /ч)
c 1 = мощность (количество) автомобили, припаркованные в гараже
l 1 = средний пробег автомобилей в гараже (м)
c 2 = количество автомобилей, проезжающих через гараж
l 2 = средний пробег автомобилей, проезжающих через гараж (м)
Требуемая подача свежего воздуха может быть оценена с помощью
Q = k q 9 0003 CO (3)
где
Q = требуемая подача свежего воздуха (м 3 /ч)
k = коэффициент применения
Типовые коэффициенты применения:
- k = 2, если люди временно находятся в гараже
- k = 4, если люди находятся в гараже постоянно — сервисные мастерские или аналогичные
Пример — Подача свежего воздуха в гараж
Хранение Гараж — Подача свежего воздуха
Подача свежего воздуха в гараж с 10 автомобилями , площадью 150 м 2 , объемом 300 м 3 и средним расстоянием для автомобилей 20 м — можно рассчитать как
Требуемый воздухообмен в час
Подача свежего воздуха из-за требуемых 4 воздухообменов в час можно рассчитать как
Q = (4 1/ч) (300 м 3 )
= 1200 м 3 /ч
Выбросы CO
Выбросы CO можно рассчитать как
9000 2 q CO = (20 + 0,1 (20 м)) (10 автомобилей )= 220 м 3 /ч CO
Расход воздуха, необходимый для выделения CO, можно рассчитать как
Q = 2 (220 м 3 /ч)
= 440 м 3 /ч воздух
Сравнивая два расчета — подача свежего воздуха должна быть не менее 1200 м 3 /ч .
Ремонтный гараж — Подача свежего воздуха
Подача свежего воздуха в ремонтный гараж с 10 машин , площадь 150 м 2 , объем 300 м 3 и средний пробег для автомобилей 20 м — можно рассчитать как
Требуемый воздухообмен в час
90 002 Подача свежего воздуха из-за требуемой 20 обмен воздуха в час можно рассчитать какQ = 20 (300 м 3 /ч)
= 6000 м 3 /ч 900 12
Выбросы CO
Выбросы CO могут быть рассчитаны как
q CO = (20 + 0,1 (20 м)) (10 автомобилей)
= 220 м 3 /ч CO
9 0063Расход воздуха, необходимый для выделения CO, можно рассчитать как
Q = 4 (220 м 3 /ч)
= 880 м 3 /ч воздух
90 063При сравнении двух расчетов подача свежего воздуха должна быть не менее 6000 м 3 /ч.
Местные коды
Местные нормы и правила всегда должны быть адаптированы. Важно не недооценивать влияние движения в гараже на требуемый поток воздуха.
- ПРИМЕЧАНИЕ! — CO — Угарный газ может быть очень опасен!
Альтернативные системы
Типовая система вентиляции для небольшого гаража
Свежий воздух подается через отверстия в наружной стене. Загрязненный воздух удаляется через отверстия, расположенные близко к полу и крыше.
Для больших зданий и гаражей обычно используется воздух, выходящий из вентиляционных систем в окружающих зданиях, в качестве свежего подпиточного воздуха для гаражей.
В гараж подается воздух комнатной температуры (или температуры после рекуператора). Загрязненный воздух удаляется через отверстия, расположенные близко к полу и крыше.
Вентиляция гаража: удаление угарного газа и установка вентилятора
Приблизительно 1400 автомобилей превратились в сгоревшие корпуса в канун Нового года в Кингс-Док, Ливерпуль. Несмотря на разработку сложных устройств для обнаружения дыма и газа, подобные аварии случаются регулярно, что придает все большее значение конструкции системы вентиляции гаража.
Сгоревшие автомобили хорошо видны на остатках многоэтажной автостоянки, где большой пожар уничтожил сотни автомобилей в Ливерпуле, Великобритания, 1 января 2018 г. (Источник)Если возникнет пожар, система вентиляции гаража должна успешно удалять дым и газ из гаража, обеспечивая при этом безопасную эвакуацию всех людей в здании и, в то же время, снижая температуру и сохраняя достаточную видимость, чтобы облегчить работу пожарных. Еще одна не менее важная функция – обеспечение притока свежего воздуха и удаление токсичных газов из помещения гаража для предотвращения образования «мертвых зон», в которых могут скапливаться вредные вещества.
Это основная роль системы вентиляции гаража, которая влияет на комфорт, здоровье и безопасность повседневного использования.
Удаление угарного газа: почему это важно?
Хотя требования к конструкции системы вентиляции гаража обычно основаны на различных местных стандартах, система всегда должна успешно выполнять две ключевые задачи:
- Удалять загрязняющие вещества, выбрасываемые автомобилями
- В случае пожара очень важно контролировать горячие пары и газы, образующиеся в результате пожара, защищать пути эвакуации и обеспечивать свободный доступ для аварийных бригад.
В закрытом гараже с неадекватной или плохо обслуживаемой системой вентиляции пары автомобилей, въезжающих, выезжающих и проезжающих через объект, могут достигать уровня токсичности. Традиционные системы вентиляции гаражей сочетают в себе приточные и вытяжные вентиляторы с воздуховодами для подачи свежего воздуха и удаления загрязняющих веществ, дыма и вредных выбросов. Основной задачей для них является извлечение вредных выхлопных газов из подземной автостоянки, таких как угарный газ (CO), оксиды азота (NOx) и оксиды серы (SOx), которые ухудшают качество воздуха.
Концентрация CO представляет наибольшую угрозу, вызывая вредные побочные эффекты и даже смерть, даже в малых количествах. У него нет ни запаха, ни цвета, но он может очень быстро отравить человека еще до того, как он почувствует, что что-то не так. Отравление угарным газом является наиболее распространенным типом смертельного отравления воздухом. Если механической или естественной вентиляции в закрытом помещении недостаточно, концентрация выхлопных газов опасна для человека и даже может привести к смерти.
Что говорят международные стандарты о проектировании системы вентиляции гаража
Уровень CO в воздухе Стандарт и регламент 200 ppm 9 0363 NIOSH — Национальный институт безопасности и гигиены труда
Предел кратковременного воздействия (максимум 15 минут) уровень воздействия)50 частей на миллион OSHA – Управление по охране труда и технике безопасности
Максимально допустимая концентрация для непрерывного воздействия на работника в любой
восьмичасовой период50 частей на миллион UMC – Единый механический код
Рекомендует включение механической вентиляции при контроле CO на парковке
строение35 частей на миллион Агентство по охране окружающей среды – Агентство по охране окружающей среды
Рекомендует 35 частей на миллион или ниже в качестве целевого показателя качества окружающего воздуха, усредненного за один час35 частей на миллион NIOSH – Национальный институт охраны труда и техники безопасности
PEL-TWA: 35 частей на миллион – это максимально допустимая концентрация для рабочего, которому
подвергается воздействие в течение восьми часов25 частей на миллион
ТЛВ- TWA: 25 частей на миллион — это максимально допустимая концентрация для непрерывного воздействия
на работника в течение любого восьмичасового периода25 частей на миллион IMC — International Mechanical Code
Рекомендуется включать механическую вентиляцию при мониторинге CO на парковке9 ppm EPA – Агентство по охране окружающей среды
и ASHR AE — Американское общество инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха.
Рекомендовано 9 частей на миллион или ниже в качестве целевого показателя качества окружающего воздуха в среднем за восемь часовASHRAE выделяет выбросы угарного газа как одну из наиболее серьезных проблем, связанных с гаражами. Для закрытых парковок стандарт ANSI/ASHRAE 62 «Вентиляция для обеспечения приемлемого качества воздуха в помещении» рекомендует 9частей на миллион или ниже в качестве целевого показателя качества окружающего воздуха, усредненного за восемь часов. Другие инженерные организации устанавливают аналогичные требования: максимальная концентрация CO 9–35 частей на миллион в течение восьмичасового периода воздействия и 100–200 частей на миллион для кратковременного воздействия.
Независимо от того, где находится гараж и какие стандарты вы соблюдаете, все согласны с тем, что сохранение качества воздуха при соблюдении требований безопасности является ключевой задачей для проектировщиков ОВКВ, специализирующихся на вентиляции автостоянок.
Чем может помочь CFD?
Поиск оптимального расположения, количества и конфигурации вытяжных вентиляторов, необходимых для вентиляции гаража, при условии, что они соответствуют требованиям прочности по предельному уровню воздействия CO, установленному нормами охраны труда и техники безопасности, может оказаться непростой задачей. Вычислительная гидродинамика (CFD) может одновременно прогнозировать воздушный поток, теплопередачу и перенос загрязняющих веществ внутри гаража, помогая инженеру принять правильное проектное решение.
Чтобы узнать, как применять облачный CFD для тестирования и оптимизации вентиляции гаража для удаления угарного газа и других загрязняющих веществ, посмотрите запись этого вебинара:
Практический пример: снижение уровня концентрации CO в гараже с помощью размещения струйного вентилятора
Хотя естественной вентиляции может быть достаточно для открытых и полуоткрытых автостоянок, в подземных и закрытых гаражах следует использовать канальные механические или струйные системы вентиляции, чтобы предотвратить чрезмерные уровни концентрации CO. Система струйной вентиляции является одной из наиболее широко используемых систем вентиляции для удаления угарного газа в подземных автостоянках. Целью этого исследования является проведение CFD-моделирования автостоянки, чтобы смоделировать, как правильное размещение струйного вентилятора может помочь снизить концентрацию CO без необходимости в сложной системе воздуховодов.
В этом примере мы будем использовать проект из библиотеки SimScale Simulations: Удаление загрязняющих веществ из гаража. Целью этого проекта является оценка эффективности вентиляции в подземном гараже и проверка того, что система вентиляции с струйным вентилятором приводит к достаточному снижению уровня концентрации CO.
Моделируются две конфигурации системы вентиляции гаража:
- Без струйных вентиляторов (открываются только приточные и вытяжные вентиляторы)
93)23642 Общее количество припаркованных автомобилей 200 % движущихся автомобилей (въезд/выезд из гаража в часы пик – наихудший сценарий) 40 Общее количество автомобилей в движении у) 8. 193-s) 2.77E-08 Результаты моделирования CFD
Концентрация CO в частях на миллион на высоте 1,8 мРезультаты моделирования визуализируют модели концентрации CO для обеих систем вентиляции гаража , отчетливо обнаруживая несколько крупных «мертвые зоны» в первой конфигурации без струйных вентиляторов. Изображения постобработки ниже дополнительно выделяют области с концентрацией CO более 60 частей на миллион в первом дизайне, которые были удалены с помощью размещения струйного вентилятора.
Области с концентрацией CO > 60 млн./млн Контуры скорости на высоте струйных вентиляторовЧтобы представить эти результаты в цифрах, включение струйных вентиляторов в систему вентиляции гаража может снизить максимальную концентрацию CO на 55,1%! Это в дополнение к улучшению скорости воздуха и общего качества воздуха в гараже.
Выводы
Приведенный выше случай был всего лишь простым примером того, как облачное CFD-моделирование может помочь инженерам-конструкторам HVAC легко тестировать любые изменения конструкции, не выходя из веб-браузера.