Узоры на ставнях: Узоры на ставнях окон — 44 фото

Окно с затейливым узором

Культура

15:26, 28 марта 2019

Идешь теплым весенним вечером по улице Льва Толстого или Оборонной. Вокруг – десятки деревянных домов. На первый взгляд все одинаковые. Но приглядишься немного и заметишь, что у каждого свое лицо. Это наличник с уникальным резным убранством. За каждой из таких рам – история семьи, мастеров, которые их создавали.

Софья МЕДВЕДЕВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Отголоски языческого прошлого
Украшение дома говорило о достатке – чем оно ажурнее, тем богаче хозяева. Но в Туле ярких узоров почти нет – туляки-оружейники предпочитали лаконичные, сдержанные украшения, в то же время выполненные со вкусом.
Деревянные узоры и украшения находились на тех местах, где ветер чаще всего мог проникнуть в дом. Резьбой покрывали углы и карнизы. Особое внимание уделялось окнам: на каждом из них устанавливали деревянную раму – наличник.
Деревянный резной наличник состоит из нескольких частей.

Верхнюю часть наличника называют навершием или очельем. Для Тульского региона характерны трехгранные, раскрепованные навершия. Такие элементы типичны для стиля барокко – это еще одна отсылка к каменной архитектуре. Нижняя часть наличника украшена подоконной доской, под которой чаще всего свисает резьба – фартук.
– Четкой классификации оконных украшений нет, как и единого наименования элементов: в разных регионах части наличника называют по-своему, – рассказывает методист историко-культурного центра Кристина Бусунчан. – Но мы в ходе работы смогли распознать несколько отличительных черт и определили самые часто употребляемые названия в Туле.
Узор наличника во многом уникален: в нем множество элементов из каменной архитектуры и символов далеких времен. Саму раму могли украшать различными элементами. Многие из них отсылают нас в древние времена, когда на Руси было распространено язычество. Например, один из самых популярных – солярный символ. Это знак солнца, его чаще всего изображали в виде круга с различными узорами и наносили в качестве оберега.
Его можно встретить не только в наличнике, но и в традиционной одежде, рушниках и других предметах быта, в интерьере дома.
Еще один распространенный символ – берегиня, покровительница рода во времена язычества. В центре фигуры – раскинутый лепесток с тремя ростками, символизирующий новую жизнь. На многих наличниках есть узоры, похожие на древний языческий символ: они могут быть вертикальными, горизонтальными, переплетаться между собой. Многих деталей, характерных именно для берегини, уже нет, остались лишь некоторые элементы.
Но на территории России язычества нет уже более тысячи лет, и предположить, что спустя десять веков плотники имели в виду в своих творениях именно обережную символику, нельзя. Они лишь делали похожий узор.
– Элементы, отдаленно напоминающие языческие, говорят о преемственности традиций, – отметила руководитель центра Елена Смурова. – Эти символы когда-то воспроизводили предки, их передавали из поколения в поколение. И со временем они утратили свое сакральное значение. Вероятнее всего, создание таких украшений – это неосознанное копирование.
Полотном для творчества наличник был не всегда. Изначально он имел лишь практичное назначение: окаймлял оконный проем, закрывая зазор между стеной и окном.

Помощники мастера
Отделка деревянного дома – не только кропотливая, но и очень долгая работа. Прежде чем воплотить смелые идеи в жизнь, необходимо подготовить дерево. Сначала его нужно срубить и высушить – этот процесс занимал от года до пяти лет. Затем бревно распускали специальными пилами, готовые доски также высушивали, обрабатывали огромным количеством инструментов – от фуганка до шлихтубеля. И лишь только после этого наступало время подумать о резьбе.

О том, как тульские мастера создавали резные наличники, рассказывают в историко-культурном центре. Здесь создана большая экспозиция «Тульский резной наличник» и интерактивное пространство «Плотницкая слобода». Такой музей создан при поддержке губернатора Алексея Дюмина с возрождения традиций, которые в течение столетий формировали наши предки.
В рамках экспозиции представлена большая выставка, где можно ознакомиться со старинными инструментами, с помощью которых создавались украшения для окон.
Самый древний и универсальный инструмент – топор, им и рубили деревья, и вырезали узор. Спустя недолгое время мастера стали использовать разные пилы и станки, при помощи которых узор получался более тонким и затейливым.
Стамеску применяли для мелкой, ювелирной резьбы. Ею резали доски, шкатулки. Она бывает различной заточки, от которой зависит, как именно пойдет узор. Для сложных завитков имелась выкружная пила, которую также называют «червяк» – за гибкость. На создание сложного узора на одной раме могло уйти до нескольких недель. Вес готового наличника мог достигать ста килограммов.

Камень против дерева
Чем старше постройка, тем меньше вероятности найти два одинаковых резных наличника: копировать было не принято. Мастера-плотники подходили к изготовлению ответственно, демонстрируя свое представление о прекрасном и, конечно же, учитывая вкусы заказчика.
Что отличает городскую деревянную архитектуру от сельской? В городе многое было взято из каменной архитектуры. Во времена Екатерины Великой центральные части городов обязывали застраивать каменными домами: строительная комиссия разрабатывала специальные планы, отходить от которых не рекомендовалось. Но камень – материал дорогой, возводить дом из него очень долго. А вот дерево, наоборот, доступно многим, ведь страна славилась своими лесами, да и дом из него построить гораздо быстрее.

Чтобы обойти запрет, жители шли на различные хитрости: выпиливали и укладывали дерево так, что создавалось подобие кладки кирпича, красили его в соответствующий цвет. Проезжая мимо, можно было не заметить, что на самом деле дом не каменный, а деревянный.

Хранители традиций
На протяжении всей своей многовековой истории Тула была деревянным городом. Даже в начале XIX века большинство городских домов построены именно из него. К началу XX века деревянных насчитывалось почти восемь тысяч – в десять раз больше, чем каменных. И каждый из них имел хотя бы простенькое, но украшение.

Но дерево недолговечно. Оно может сгореть на пожаре, как это уже бывало в конце XIX века, или просто погибнуть от старости и непогоды. Сохранить каждый из деревянных домов невозможно, но сделать так, чтобы такая архитектура не была забыта, – задача вполне посильная.
В тульском историко-куль­турном центре создана целая экспозиция, посвященная тульскому резному наличнику. Здесь не только изучают это явление, но и рассказывают о нем подрастающему поколению.
В тульском музее представлены копии наличников: не только тех, что можно увидеть сегодня на улицах города, но и тех, которые уже не сохранились. Также в музее есть экспозиция под открытым небом, где представлены старинные аутентичные наличники, которым уже более ста лет. Они переданы жителями города.

Наличник в городском пейзаже
Время идет, деревянные рамы заменяют на пластиковые, но даже теперь туляки не спешат избавляться от деревянного наличника.

Их подкрашивают, латают, чтобы продлить им жизнь, а если все-таки и снимают с дома, то несут в музей – чтобы подольше сохранить память об ушедшей эпохе. Современные мастера создают новые резные наличники, с новыми узорами, но все так же вкладывают в них частичку своей души.
В Туле созданием современного наличника занимается мастер Владимир Фокин. Он увлекся деревом пять лет назад и задумал сам попробовать вырезать наличник из дерева. А год назад он стал оформителем тульского музея.
– Для того чтобы вырезать 15–20 разных наличников, нужно было хорошо изучить тему, прогуляться по тульским улицам, поискать что-то интересное и уникальное. Это был очень богатый опыт, – отметил мастер. – В повседневной жизни я создаю наличники на заказ. Многие хотят иметь такое украшение на своем окне, но это удовольствие не из дешевых.
Полюбоваться наличниками, разглядеть детали украшений можно и нужно прямо сейчас. Дома со ставнями есть, например, на улице Жуковского. Среди них можно отыскать тот, где прошли детские годы тульского писателя Глеба Ивановича Успенского.
На улице Бундурина можно встретить наличник в стиле модерн.
Уникальные ажурные веера, характерные для Тулы, свисающие с карниза и фриза, и мощные кисти-помпоны можно разглядеть в убранстве дома на улице Карла Маркса.
Да и просто свернув на любую улочку, что ведет в частный сектор, можно оказаться в одноэтажном деревянном мире и позаглядывать в окна с затейливыми узорами.


Поделиться:

0 комментариев

, чтобы оставить комментарий

Язык таинственных узоров. Живая древняя Русь. Книга для учащихся

Язык таинственных узоров

Мир вам, села, просыпающиеся на рассвете… Заря играет в окнах домов, на кружеве наличников, на резных волнистых карнизах крылец, на воротах, украшенных многочисленными и равномерно повторяющимися зарубками и надрезами. Первый свет встречает деревянный конек над крышей. Он напряг свои мускулы и, окунувшись в голубеющий простор, стремится вперед.

Куда скачет резной конь? Давний обычай украшать верха изб резными коньками полон символического смысла. Жилье, над которым возвышается конь, превращается в колесницу, мчащуюся навстречу дневному светилу.

Избяные украшения не досужий вымысел наших далеких предков.

Приглядимся внимательно к сложному переплетению деревянных кружев, опоясывающих окна, крышу, крыльцо. Вдумаемся в смысл узорчатых деталей наличников и причелин. Первое впечатление: мастера вырезали сказочное узорочье по прихоти, побуждаемые своей фантазией и стремлением к красоте. В действительности, как это нередко бывает, все обстояло сложнее.

Орнамент — язык тысячелетий. Слово это латинское. В буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Академик Б. А. Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства».

Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Человек вырезал на плоской доске дугу или просто вогнутую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги. Холодная снежная зима представлялась пращуру владычеством сил, враждебных людям. Весна с ее разливами, туманами, внезапными заморозками, потеплением, дождями — это схватки между зимой и летом, добром и злом. И после долгих ожиданий как вестница победы на небе появлялась радуга. Она, по представлениям древних славян, означала союз, мост между матерью-землей и небом: от дружеского согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад.

Вырезая на доске радугу в виде дуги или полотенца, древний славянин призывал на помощь себе добрые силы окружающего мира и отгонял злые.

Люди долго помнили язык орнамента, придавая магическое значение ритмическим плавным завиткам, кружкам-розеткам, цветам, травам, листьям, канавкам, зарубкам, причудливым животным, обитателям подводного царства. Постепенно символический смысл треугольника, звезд, кругов забывался, хотя значение многих наиболее понятных изображений помнилось еще долго. Деревенский мастер вырезал на оконных ставнях поющих петухов, и это было понятно каждому. Петухи, своим криком возвещавшие о начале утра, были деревенскими часами. Люди про петуха говорили так: не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнем на ноге; не сторожем стоит, а всех будит. Поутру открывались ставни, и люди видели на створах резных петухов — образное напоминание о том, что пришла пора потрудиться.

Орнамент старше почти всех произведений искусства, какие мы знаем.

На черепках глиняных сосудов, обнаруженных в курганах, мы видим ломаные прямые линии, маленькие кружки, пересекающиеся черточки. Это примитивный орнамент, созданный тогда, когда еще вся наша история была впереди. Человек на обструганной доске вырубил знаки, олицетворяющие солнце, луну, звезды, ветер, воду, лес, надеясь, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай на ниве, здоровье членам семьи. В доисторическую пору орнамент был грамотой для всех.

Вы берете глиняный сосуд и видите, что узоры на нем расположены в три пояса. Вверху — волнистая линия, символизирующая воду. В середине — спирали, означающие как бы ход солнца по небу. Точки-капли или косые линии в этом же ряду — дождь, пересекающий путь солнцу. Внизу — две параллельные линии, между которыми размещены зерна, — это земля. Простой глиняный сосуд с нехитрыми узорами — а в них отразились представления наших далеких предков об устройстве Вселенной.

Ничто не может нам так убедительно рассказать о мире наших предков, как орнамент, узоры которого обладают поразительной устойчивостью.

В орнаменте — душа народа, его меткий наблюдательный глаз, неистощимая выдумка, его характерная символика. «Из поколения в поколение, — пишет Б. А. Рыбаков, — вышивали архангельские и вологодские крестьянки языческую богиню земли с поднятыми к небу руками, всадников, топчущих врагов, священные деревья и птиц; жертвенники и знаки огня, воды и солнца, давно забыв о первоначальном смысле этих знаков… Каждый ученый, который хочет разгадать загадки древних орнаментов, должен заглянуть в ту эпоху, когда впервые формировались основы смыслового значения орнамента, опуститься в глубь веков на 5–6 тысяч лет».

…Мир вам, села, проснувшиеся на рассвете.

В поморской избе с коньком вся мебель городская. Деревянные скамьи, поставцы и табуретки давным-давно отслужили свой век. Они пылятся на темном чердаке, забытые и ненужные. Я умывался утром не из обожженного глиняного рукомойника, что еще совсем недавно был в ходу, а из жестяного штампованного умывальника, сделанного в соседнем городке. Хотел вытереть лицо висящим махровым полотенцем, но хозяйка ласково и певуче сказала: «Погодите чуток, я вам чистенькое принесу».

Из сундука был быстро вынут белоснежный холст, расшитый красными нитями. Геометрические узоры равномерно устремились к центру края, где была изображена одинокая женская фигура со вздетыми кверху руками.

— Кто это? — спросил я хозяйку, указывая на вышитую фигурку.

— Просто так. Никто.

— А откуда узоры берете?

— Со старых полотенец.

Современная вышивальщица не вкладывает в узоры особого смысла; меж тем особа, вышитая на полотенце с поднятыми руками, имеет довольно почтенный возраст. Сегодня, как сотни лет назад, женщины вышивают на полотенцах праматерь-землю, вздымающую руки к солнцу, прося у него щедрот людям. От тех, видимо, времен дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо.

…Днем я брожу по тихим деревенским улицам, любуясь резьбой. Особенно хороши наличники — на каждой избе свои. Одни окна окружают белоснежные деревянные кружева, на других — свисающая вниз пышная декоративная листва, третьи поддерживают летящие птицы, четвертые обведены волнистой линией, над пятыми плавает берегиня — русалка, окруженная сетью водорослей и стайкой рыб… В наличниках многое перекликалось с кружевами и вышитыми тканями. Недаром существовала загадка: «Круг гуменца, четыре полотенца».

Даже в одном селении резьба, как и орнамент, разнообразна по своему исполнению. Вот умелец резал узоры на гладкой доске вглубь, а вот мастер трудился над тем, чтобы на поверхности возникли рельефы, создающие игру света и тени. Есть наличники расписные, на которые красками нанесены узоры.

Дом Елизарова. Северо-Карельский заповедник.

* * *

Вдалеке от Москвы, среди раздолья полей, затерялся ее младший брат — город Юрьев-Польский, основанный, как и наша столица, Юрием Долгоруким. В центре города стоит Георгиевский собор, построенный в 1230–1234 годах из белокаменных плит.

— Этот собор, — воскликнул однажды ученый, — достоин того, чтобы стоять под стеклянным колпаком…

Восторг знатока понятен. Во всем сооружении нет ни одной плиты, которая не была бы украшена «хитрецами» (так летопись называет резчиков-мастеров): белокаменные рельефы зверей, птиц, фантастических существ, человеческие маски. Плиты собора, как ковром, покрыты рельефным растительным орнаментом, придающим собору праздничное великолепие. Рассматривая сложное переплетение листьев, стеблей и цветов, вспоминаешь слова Стасова о том, что ряды орнамента — это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную причину и назначенная не для одних только глаз, а также и для ума, и для чувства.

Очень трудно, к сожалению, в настоящее время расшифровать общую идею, положенную в основу декоративного убранства Георгиевского собора. Дело в том, что к пятнадцатому веку верх здания разрушился, и в 1471 году собор восстановил из старых резных плит каменных дел мастер В. Д. Ермолин. При перестройке расположение плит было настолько изменено, что сооружение стало напоминать прочно сшитую книгу, в которой все страницы перепутаны. Не одно десятилетие ученые бьются над тем, чтобы представить себе первоначальный вид убранства… Первую реконструкцию недавно предложил московский ученый Г. К. Вагнер.

Я гляжу на плиту с выпуклым изображением птиц, заключенных в узоры причудливых орнаментов с задумчиво-прекрасными цветами, и чувствую себя так, словно попал в сад русской сказки.

Слава Георгиевского собора, его рельефов и орнаментов переходила из века в век. Создатели произведений декоративного искусства — резчики по камню, дереву и кости, изографы (переписчики книг), иконники — заимствовали мотивы украшений в Юрьеве-Польском, перерабатывали их в соответствии с требованиями современности. Даже сейчас, разглядывая палехскую или мстерскую шкатулку, нет-нет да и встретишь завиток или сплетение ветвей, напоминающие виденные на стенах Георгиевского собора.

Н. К. Рерих. Юрьев-Польский. Собор. Этюд.

Так от времен Юрия Долгорукого и доныне народное искусство ощущает притягательную силу старинного сооружения, покрытого каменным кружевным узором от подножия стен до сводов.

В Суздальском Ополье века наложили свой отпечаток и на пейзаж, и на убранство деревенских домов, и на названия селений, и на местные предания и легенды… Вот лес, где под пнем однажды юрьев-польской крестьянкой был найден богатырский шлем, украшенный чеканным изображением архангела Михаила, золотой выбитой пластинкой, на которой среди стилизованного растительного орнамента двенадцатого века видим грифонов и птиц. Шлем принадлежал князю Ярославу Всеволодовичу и был, очевидно, потерян им во время битвы у притока реки Колокши, что течет под Юрьевом-Польским. Вот деревня, где, по преданию, долго стояла орда кочевников, разгромивших Владимир и Старую Рязань. Улица выглядит как выставка наличников, украшенных сквозными и выемчатыми узорами. Среди вьющейся зелени проглядывают деревянные кружева и полотенца, а на них нанесены то простенькие волнистые линии, то причудливо извивающиеся сплетения, напоминающие рельефные украшения в Георгиевском соборе. Но не будем терять драгоценного времени: ведь вся владимирская земля — огромный заповедник народного искусства, уцелевшего в разнообразных проявлениях до наших дней. Если мы хотим увидеть орнамент — этот сверкающий красочный поток, искусство линий, форм и красок, то, конечно, не минуем Мстеру, где живут художники-миниатюристы, кружевницы, вышивальщицы, чеканщики. Здесь мы встретим узоры, передающие красоту солнечного дня, покрытого цветами луга, игру теней на лесной поляне.

Мстера — живописный поселок со старинной церковью (где ныне музей), с каменными торговыми рядами, с березовой рощей. Здешние жители — потомственные живописцы. Деды и прадеды современных миниатюристов цепко держались давних традиций, любили стиль «под старинный». За последние полвека, конечно, все изменилось. В Мстере делают лаковую миниатюру на папье-маше — так же, как в Палехе, Холуе и Федоскине. От старого письма Мстера сохранила любовь к цветистости и глубине изображения, к орнаментальному обрамлению рисунка. Не случайно в Мстере живут и работают блистательные и глубокие знатоки орнаментов.

Здешние художники могут не только по одному-двум завиткам определить происхождение «музыки для глаз», но и создать новые узоры, сверкающие золотом, доставляющие нам глубокое зрительно-художественное наслаждение.

Фрагмент вологодского кружевного подзора. XIX в.

Вологодские кружева. Фрагмент подзора (шов по письму). XIX в.

На современной мстерской миниатюре орнамент не только сдерживает буйство красок, разбросанных по фону, но и играет самостоятельную декоративную роль.

Искусство Мстеры в прошедшие десятилетия украсили такие народные умельцы, как Николай Клыков, Иван Морозов, Иван Фомичев. Живописали они на шкатулках и пластинах битвы, гуляния, проявляли неистощимую фантазию, создавая красочные сцены по былинным и сказочным сюжетам. И на каждой из их работ мы видим орнаментальное убранство, удивительные узоры: вариации на темы, взятые то с прадедовских икон, то с фресок церквей владимирской земли, то из летописей незапамятных времен… Но нигде не встретишь такого праздника линий, завитков, розеток, самых разнообразных и узорчатых построений, как в работах Евгения Васильевича Юрина, старейшего художника Мстеры. «Музыке для глаз» посвятил он всю жизнь, все его шкатулки и панно — это ковры, покрытые орнаментом. Я не знаю, есть ли еще в современном отечественном искусстве художник, для которого область орнамента стала единственной и всепоглощающей любовью.

Попав в дом Евгения Васильевича, сразу понимаешь, как много о человеке говорит окружающая его бытовая обстановка. Переступив порог, вы оказываетесь в царстве кружевного узорочья. Окна и двери украшены белоснежными занавесками, мстерскими кружевами. В поселке, про который говорят: «ни деревня, ни город», редкая женщина не занимается рукоделием. Мстерские кружева — «елочка», «травка», «цветы», ритмично повторяющиеся на занавесках, — славятся по всей стране. На полу горницы — разноцветные половики, с узорами симметричных сочетаний.

За плечами Евгения Васильевича — большая жизнь, но он по-молодому подвижен и строен. Это особенно удивительно, если вспомнить, что работа миниатюриста требует многих часов усидчивого уединения и адской терпеливости, постоянной тренировки рук и остроты глаз. И, конечно, полного напряжения зрительной памяти, воображения, всех духовных и физических сил.

Евгений Васильевич, общительный и словоохотливый, доверительно рассказывает о своей жизни и работе. Орнаментика с детства пленила его. Еще совсем ребенком он усердно срисовывал с икон, что писали его дед и отец: волнистые линии, кружочки, ореолы. Став художником, Юрин много лет посвятил изучению орнамента, старого и нового. Тысячи и тысячи зарисовок. Он сделал точные копии орнаментов, что встречаются во владимирских, суздальских, юрьев-польских, вязниковских, ярославских соборах. Срисовывал наличники и причелины.

Н. К. Рерих. Крестьянка из-под Пскова в праздничном наряде.

Побывал на Русском Севере. Очень полюбил растительный орнамент и поэтому днями пропадал в окрестностях Мстеры — среди полей, лугов, в тенистых лесах, на берегах рек и озер.

— Орнамент, — говорит Евгений Васильевич, — неисчерпаем, как прошлое и современное, как история и жизнь. Поэтому узор — мой главный и любимый герой.

Как чистый и неиссякаемый ручей, орнамент пробивается через века и тысячелетия, неся живительную влагу из подземных глубин столетий и отражая в своих прозрачных ключевых водах свет современности.

Орнамент — музыка, которую можно видеть… Цветочный хоровод, словно в танце, движется, соблюдая соразмерность математически точное и регулярное чередование. В бесконечных повторах, паузах, многообразных фигурах и арабесках сочетается прихотливая сложность и наглядность.

Орнамент — музыка. Иногда величавая, торжественная, полифоническая. Но орнамент может быть и мелодией пастушьего рожка, поющего в поле под одинокой березкой.

Нет возможности перечислить все предметы, которые украшает орнамент, выполненный средствами росписи, гравировки, вышивки.

Перед мысленным взором встают страницы древнерусских книг, сияющие нетускнеющими красками орнаментов и пышными заставками. Ведь книга уже тогда была не только средством познания, но и воспитателем художественного вкуса. Укрывшись за монастырскими стенами, художник украшал библейский текст своими миниатюрами и орнаментами, темы для которых он черпал из легенд и верований своего времени.

Встречается орнаментальный рисунок на величественном соборе и крестьянском берестяном лукошке, с которым девочки и теперь ходят в лес по малину. Орнамент покрывал донце прялки и стены Грановитой палаты в Московском Кремле.

Художник, занимающийся нанесением узора, должен был чувствовать вещь, знать ее особенности. Узор, что хорош для ювелирного украшения, не годился для чаши; одно дело — обрамление окна, другое — иконы.

Каждый предмет требует своего сложения в орнаменте, соответствующего ритма. У Юрина особое, я бы сказал, музыкальное зрение. Его работы можно увидеть во многих музеях страны, они не раз побывали и на зарубежных выставках.

Юрин изучает народный орнамент в резьбе по дереву и камню, в старых рукописях, на стенах соборов, на эмали, керамике, коврах, вышивках, кружевах. Не раз он отправлялся в поездки, чтобы увидеть затерянную где-нибудь в ветлужских лесах церковку или полюбоваться наличниками в деревне, находящейся вдалеке от больших дорог, за лесами, за озерами.

Мы идем с Евгением Васильевичем по утренней Мстере, улицей, где дома глядят на нас окнами в тонких деревянных кружевах. Мы выходим к березовой роще, откуда видны луга, речки, деревеньки на буграх и облака, уходящие к горизонту. Я спрашиваю художника: — Евгений Васильевич, что же вы не показали мне свой альбом, где, говорят, зарисованы тысячи орнаментальных узоров?

— А у меня его нет, — отвечает Юрин.

— Как же нет? Ведь вы из каждой поездки привозите множество рисунков…

— Альбом я свой подарил музею. Пусть молодые люди смотрят и учатся, — говорит Юрин. — Не хочу, как Кощей, над златом чахнуть.

Солнце все выше и выше поднимается над привольем, опуская на землю золотые лучи. Они напоминают мне нить, что распускается по дороге, от сказочного клубка, катящегося через поля широкие, горы высокие, леса дремучие.

Я думаю о том, что орнамент — это путеводная нить от прошлого к нашим дням.

Мстера, как и ее ближайшие соседи — Холуй и Палех, это живое и непосредственное припоминание былого. Предки завещали нам в наследие глубокие и чистые, никогда не иссякающие родники, к которым мы — новые и новые поколения — не можем не приобщаться с величайшей охотой, удовольствием и радостью. Более же всего этому способствуют орнаментальные письмена-грамоты, пришедшие к нам из глубин времен.

Язык

Язык Попробуем раскрыть природу зримого проявления наличия этносов — противопоставления себя всем остальным: «мы» и «не-мы». Что рождает и питает это противопоставление? Не единство языка, ибо есть много двуязычных и триязычных этносов и, наоборот, разных этносов,

Один из таинственных

Один из таинственных На средневековых географических картах можно встретить надпись: «Эсто Туле». Так называли остров на Севере. Но о нем упоминали еще в античные времена как о загадочной земле, находящейся на самом краю обитаемого мира. Некоторые исследователи считают,

Язык

Язык Вплоть до III века Римская церковь говорила на греческом языке. На нем Павел писал письма в Рим и из Рима; большинство верующих, упомянутых в Рим. 16, и первых епископов носило греческие имена; вся ранняя литература Римской церкви написана по–гречески; даже так

Два таинственных года (1940-1941) и гиперстратегия Гитлера

Два таинственных года (1940-1941) и гиперстратегия Гитлера Знаешь, читатель, в истории самой Второй Мировой есть два решающих года – 1940 и 1941-й. И эти же годы стали средоточием тайн и загадок. И самая главная загадка, воистину главная загадка ХХ столетия – это то, что произошло 22

3.

 Язык бюрократии и язык автобиографии

3. Язык бюрократии и язык автобиографии Опицин предстает во многих отношениях как уникальная и особняком стоящая личность. Он находился на службе при папском дворе в Авиньоне, но нет сведений о каких бы то ни было его человеческих связях. Это его социальное одиночество

Язык литвинский и язык «литовский»

Язык литвинский и язык «литовский»

Язык таинственных хеттов

Язык таинственных хеттов Древнеперсидский, эламский, аккадский, шумерский… Этим списком не исчерпывается перечень языков, которые дошли до нас благодаря клинописи.Когда археологи раскопали города цивилизации хеттов, живших в Малой Азии, то наряду с документами,

язык

язык До VI века официальным языком империи оставалась латынь. В 529 году Юстиниан, владевший латынью, создал свой Кодекс именно на этом языке; но последующие законы писались по-гречески, за исключением законов, предназначенных для латиноговорящих провинций. Позднее именно

Язык

Язык Язык как исторический источник имеет большое значение для истории культуры, но для общей истории и он дает мало. По вопросам, например, италийского этногенеза проделана большая работа и индоевропейской лингвистикой, и яфетидологией. Однако выводы здесь очень

Язык

Язык Письменная речь Григория мало чем отличалась от устной. Его язык – повседневная латынь Галлии VI века, однако несколько облагороженная, поскольку использовалась воспитанным в образованной семье человеком, занимающим высокий пост местного епископа. Не сохранились

Язык

Язык О языках тюркских племен, в том числе кыпчаков, ценную информацию содержит «Свод тюркской лексики» (Диван лугат ат-турк, 1074/)Махмуда ибн Хусейна ибн Мухаммеда ал Кашгари. Согласно его данным, в XI в. существовал единый тюркский язык, подразделявшийся на наречия:

Язык

Язык Формы обращенияВо многих письмах используется дружеский стиль приветствия: «дорогой товарищ» («дорогой товарищ Вышинский», «мой дорогой товарищ Сталин»), хотя встречается и более официальное «уважаемый/многоуважаемый товарищ»{326}. Коммунисты и комсомольцы часто

Глава I. Среди чудес и таинственных сил

Глава I. Среди чудес и таинственных сил Как великие чудеса совершаются великими грешниками В 60 году нашего летосчисления случилось удивительное событие: Веспасиан, римский император, убийца и гонитель христиан, совершил чудо. Такое чудо, какое могут совершать, по словам

«Язык-мышление» или «мышление и язык»? Ответ Сталина и ответ Марра

«Язык-мышление» или «мышление и язык»? Ответ Сталина и ответ Марра Затем Сталин ответил на второй вопрос Крашенинниковой:«2.  Вопрос . Маркс и Энгельс определяют язык как „непосредственную действительность мысли“, как „практическое… действительное сознание“.

Язык

Язык Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный. Позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается неустановленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. Айнский язык

9 типов ставней, которые необходимо знать (внутренние и внешние)

Прекрасные жалюзи (внешние)

1/9

Жалюзийные оконные ставни состоят из перекрывающихся однородных деревянных планок, вставленных в раму. Они остаются популярными для многих стилей архитектуры. Выберите сногсшибательный цвет краски, чтобы выделить их на фоне белого дома в стиле солончака, или просто окрасьте их, если вы предпочитаете естественный вид.

acctbuildingproducts.com

Приподнятая панель (внешняя)

2/9

Эти декоративные жалюзи с приподнятыми панелями и соответствующие оконные коробки создают формальный, но привлекательный стиль загородного сада. Темная краска резко контрастирует с оконной рамой и каскадом цветов.

Shutters4u.com

Доска и обрешетка (внешняя)

3/9

Жалюзи из досок и реек доступны в виде арки или квадрата, разнесенных или соединенных стилей. Как следует из их названия, они состоят из отдельных досок, соединенных между собой более короткими поперечинами или рейками. Показанные здесь черные соединенные арочные ставни хорошо подходят для изогнутых окон.

gunterbuildingsolutions.com

Стиль шейкера (внутри)

4/9

Плоские прочные панели этих внутренних жалюзи защищают от непогоды и яркого света. Их простая функциональная простота является отличительной чертой традиционного стиля Shaker.

shutterlyfabulous. com

Плантация (внешняя)

5/9

Стремитесь к непринужденному южному образу? Попробуйте функциональные плантационные ставни, наружные ставни с широкими жалюзи, которые можно закрыть от непогоды или открыть, чтобы впустить теплый ветерок.

Стиль кафе (интерьер)

6/9

Ставни в стиле кафе получили свое название от французских кафе, где они так популярны. Их легко идентифицировать: они обычно имеют жалюзи и закрывают только нижнюю половину окна, чтобы посетители кафе могли уединиться.

blindalley.com

Жалюзи (снаружи)

7/9

Используйте свой творческий потенциал, чтобы персонализировать жалюзи с вырезами. Корабли, звезды и геометрические фигуры — обычный выбор для этого стиля, который был популяризирован в 19-м веке.20 с.

arcat.com

Скандинавский (внешний вид)

8/9

Скандинавские ставни отличаются своей цельной, соединенной между собой конструкцией из досок и реек, украшенной вырезами и яркими цветами. Эти ставни можно закрыть, чтобы не допустить воющих метелей и снежных буранов, а их декорации создают цветовые пятна в заснеженных альпийских регионах.

simpletreats.word Press.com

Комбинация (внешняя)

9/9

Комбинированный жалюзи — это просто сочетание двух или более стилей жалюзи — в этом случае жалюзи представляют собой комбинацию с жалюзи, приподнятой панелью и вырезами. Этот стиль — отличный выбор для домовладельцев, которым нужен индивидуальный, единственный в своем роде внешний вид, отражающий их стиль и индивидуальность.

vixenhill.com

Не пропустите!

Если у вас есть деньги, чтобы нанять разнорабочего для каждой домашней беды, вперед. Но если вы хотите сохранить свои деньги и проявить некоторую самодостаточность, проверьте эти умные продукты, которые решают миллион и одну маленькую проблему по дому. Иди сейчас!

Shutter Pattern — Etsy Turkey

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *