Узоры на наличниках: Для чего на самом деле украшают окна резными наличниками?

ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ — r_nedo — LiveJournal

Так как детство прошло в деревне, то с красиво оформленными наличниками сталкивался «с младых ногтей». А вот что буквально каждый завиток что-то да означает — задумываться начал только в более старшем возрасте. Вот интересная статья на эту тему. И статья эта — не единичная — имеется в наличии еще небольшой ряд статей, а еще часть — в процессе подготовки.

ОБРЕЖНЫЕ СИМВОЛЫ ДОМОВОЙ РЕЗЬБЫ

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
С. Есенин.

«Всё течёт – всё движется». Это выражение слышал каждый из нас. Со временем меняется природа, стиль и образ жизни. Иногда это происходит быстро, иногда медленно и незаметно. Да так вот исподволь, что и не верится, что раньше было совсем не так, совсем иначе, по-другому. Но некоторые осколки старинного быта сохраняются, подстраиваясь под новую жизнь, зачастую получая при этом новый смысл и трактовку.
Мы говорим «Спасибо» и «Благодарю», и уже не видим разницы между этими выражениями. Печём на масленицу блины, говорим «Чур, моё!», если хотим взять себе что-то найденное или занять свободное место. Почему именно так? Да потому что… Потому что так принято, так ещё наши деды и прадеды поступали…
Но ещё в школе нам объясняли, что просто так ничего не бывает. Просто некоторые действия стали для нас такой давней обыденностью, не требующей объяснений, что побудительная причина, изначальный смысл этих действий канули в лету, забылись. В математике это называется аксиомой, а в жизни – обычаем, традицией, культурой.
Одной из частей русской культуры является домовая резьба. С седой старины до настоящего времени стыки конструктивных элементов жилых домов (например – между крышей и стеной, между стеной и рамой в оконном проёме или стеной и косяком в дверном) а так же и других деревянных строений, прикрывались причелинами, наличниками. Кроме своей основной функции – предотвратить проникновение внутрь помещения холода, влаги, сквозняков, они являются ещё и украшением.
Посещая деревни, или попадая на окраины небольших старинных городов, многие сейчас восхищаются красотой деревянных кружев, сожалея при этом, что красивых резных деревянных наличников остаётся всё меньше. Их вытесняют более дешёвые пластиковые окна, с успехом выполняющие первую функцию – защитную, потеряв при этом вторую. Лишённые главного своего украшения, обшитые пластиком, дома стали безликими, потеряли свою индивидуальность и неповторимость.
А вот о третьей функции наличников, резного узора на них, знают немногие. Большинство наших современников даже не догадываются, что изначально покрывающие дерево узоры предназначались не столько для красоты, сколько они должны были оберегать, охранять жизнь и добро владельцев дома.
Наличник и его конструктивные элементы
Не смотря на кажущююся простоту, наличник – это сложное по кострукции сооружение.
Каким бы по внешнему виду наличник не был, у него всегда имеются четыре основных элемента. (рис 1)
Параллельно плоскости стены располагаются две вертикальные доски — боковины (3), и две горизонтальные доски, фризовая (2) и подоконная (4). Не путать её с подоконником, который находится не снаружи, а внутри помещения.

Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз (1). Его функция – защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды. Карниз изготавливают из одной или двух досок, во втором случае верхняя доска делается несколько больше нижней, но встречаются и исключения.
Красоту, разнообразие, а зачастую и неповторимость наличникам придают такие дополнительные элементы, как «уши» (6)и подзор, или завершение (7), навершие, или кокошник (5), расположенные по бокам кокошника, а иногда, дополнительно, и по его центру фигурки берегинь (9). Иногда на месте фигурок берегинь могут тут могут размещать что-то другое, например, звериные знаки, знаки солнца. По бокам подзор ограничивают «серьги» (8). Иногда серьги настолько неярко выражены, что создается впечатление их отсутствия. Часто «серьги» выглядят, как продолжение боковин.
Дополнительные элементы могут присутствовать как все вместе, так и по отдельности. Наличие или отсутствие их полностью зависит от фантазии и умения мастера.

Мой дом – моя крепость
Английская поговорка
Нашим далёким предкам было свойственно заселять окружающий мир всевозможными божествами и духами. По верованиям древних людей одни из них были добрыми – таких надо было приманивать, другие – злые, этих надо отгонять или, если отогнать не получится, то хоть как-то защититься, отгородиться от них. Забор вокруг дома убережёт от хищных зверей. Стены и крыша укроют от непогоды. Очаг, печь дадут такое желанное в долгую зиму тепло, обеспечат горячей пищей и теплом. От духов спасали только заклинания, амулеты и обереги, как призывающие, так и охранные. В результате, чтобы полностью обезопасить внутренние помещения дома, и себя в нём, дом нужно превратить в материализованное магическое заклинание, способное противостоять нечисти и привлекать благости.
В конце 10 века Русь принимает крещение, язычество стало подвергаться гонениям, но оказалось, что невозможно добиться победы только запретами, что не так то просто вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Процесс христианизации Руси продолжался на протяжении нескольких столетий, в результате чего русское православие, по крайней мере, в народном представлении, превратилось в своеобразный симбиоз христианства Византийского толка и Славянского язычества. Многие христианские праздники своими корнями уходят в глубины языческого мировоззрения славян, и, как результат, в церковных обрядах произошло замещение некоторых прежних понятий на новые, а старым символам была дана новая трактовка. Так, например, щука – один из символов мерянского речного бога, становится рыбой – символом Христа, а так же апостольским символом святых Андрея и Петра — Крестителя Скифии, то есть Руси.
В конце 18 века в искусстве, литературе и архитектуре России господствует эпоха романтизма. Входят в моду старые легенды и мифы, причём не только (и не сколько) славянские, но и античные, западноевропейские. Стены дворцов, дворянских усадьб покрываются гипсовой лепниной или резьбой по дереву с изображениями непривычных для крепостных крестьян амуров, павлинов, единорогов, винограда…
Эпоха романтизма, и пришедшая ей на смену эпоха классицизма – это ещё и время расцвета в дворянской среде мистики, вот и получает домовая резьба новые мотивы-обереги. А так как строители – свои же крепостные, то нет-нет, да и стали появляться эти элементы на фронтонах и наличниках крестьянских и купеческих домов, выступая в роли модных декоративных элементов.
К этому времени в крестьянской культуре сакральный, охранительный смысл изображения уже начинает теряться. Мастера выполняют работу не только по традиции, «как пращуры велели», но и с учётом пожеланий заказчика, с учётом моды на тот или иной орнамент.
В наше время обережные свойства домовой резьбы забыты большинством населения. В результате на новых домах можно встретить такие построенные не по канонам узоры, которые не защищают, а, наоборот, призывают несчастья.
Один из примеров — Берегини, перевёрнутые вверх ногами, или присутствующие в узоре знаки карточных мастей. А источники православной и, в особенности, староверческой литературы называют использование этих символов святотатством. Кстати, и при гадании на картах пиковая масть означает ссоры и проблемы.
* * *
Так всё же, что обозначают домовые символы? Что и от кого они охраняют?
Давайте попробуем их расшифровать. При этом следует помнить, что верхняя часть наличника (фризовая доска и кокошник) символизировала небо, нижняя часть, или подоконная доска – землю, а боковые доски (боковины) – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя, соответственно, ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. Иногда боковины выходят далеко за нижний край подоконной доски (как на рисунке). В этом случае на выступающей части помещают символы, относящиеся к подземному, Навьему миру.
То же самое можно сказать и обо всей композиции общедомовой резьбы.
Макошь

Женская ипостась Велеса, его сестра, супруга. Главная функция – прядильщица судьбы.
Одна из её ипостасей – Берегиня (от слова «беречь»). Покровительница женских рукоделий – прядения, ткачества. Изображение Берегини обычно размещается в центре верхней части наличника. Её фигура обычно сильно стилизована, часто тело образовано сплетением растений, змей и т.п., но в любом случае можно угадать голову, раскинутые руки и ноги.

Если «руки» у фигурки подняты – просьба дать небесную воду и свет, с опущенными руками – обращение к Мать Сырой Земле (кстати, ещё одна ипостась Макоши) с просьбой об урожае (рис 3). Нередко в теле Берегини помещали росток (крин) – символ зарождения жизни, плодородия. Иногда на кокошнике по бокам Берегини либо на боковых досках располагают ещё две женские фигурки – Рожаницы.
символ «Звезда Рожаниц»
Их изображение связано с культом предков. По легендам и мифам они то ли жёны, то ли дочери Рода. Отвечали за благополучие патриархальной семьи – рода (племени).
Нередко Род и Рожаницы олицетворяли духов умерших предков (Чур, Щур). Их изображение, это защита «своих» от любых посягательств со стороны, а так же накопление достатка и сохранения традиций. Если Берегиня окружена драконами, то, скорее всего это мерянская богиня вод – покровительница тех, чья жизнь связана с рекой, морем. В христианстве Макошь заменяется Параскевой Пятницей.
Солнечные знаки (огненные, солярные)
И в Язычестве, и в христианстве солнце противостоит тьме. Причём солнечный свет не просто останавливает нечисть, он её уничтожает или хотя бы изгоняет. Таким образом, солярные знаки – это защита от зла. Кроме того, без солнца не растут растения, нет пищи ни животным, ни людям. Так что это ещё и пожелание материального благополучия, но всё же главная функция солярных знаков – защита.
Солнечные символы очень разнообразны по форме и исполнению, особенно если учитывать многовековые стилизации и упрощения. Самый древний из них – это коловрат, то есть крест с загнутыми концами. Часто его помещают в круг. Различают более 140 разновидностей солнечного колеса, каждая из которых подчёркивает какую-либо сторону солнечной функции.

грозовик, защищает от непогоды.

повёрнутый в обратную сторону — громовик, над дверью – защита от злых помыслов входящих, на наличнике – от сглаза.

огневик, символ Рода – защита от упырей и навий.

повёрнутый в обратную сторону — яровик, обычно на постройках и воротах, защита собранного урожая и домашнего скота.

шестилучевое колесо — перунов знак – отводит молнии.

восьмилучевое колесо — знак Сварога – пожелание высшей справедливости и мудрости.

защита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти.

в христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.

Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты

знак рысич – защита от тёмных сил.

рубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.

Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.

Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
дневное, на кокошниках или боковинах. (

ночное, на подоконной доске.

Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.

В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.

Водяные знаки
Вода — это то, что даёт жизнь и очищение. Водой в бане смывают не только грязь физическую, но и духовную – оболочку порока, тьмы ненависти…
По верованиям наших предков, воды бывают небесные и подземные. С небесной влагой на землю падают и зародыши жизни – пожелание плодовитости и богатства. Подземные воды питают растения, формируют родники и реки – опять-таки пожелание спокойной, безбедной жизни. Кроме того, через текущую воду ни черти христианского, ни Навьи языческого миров переступить не могут. Вспомните поговорку: в тихом омуте (в неподвижной, стоячей воде) черти водятся! Так что водяные знаки – это ещё и сильный амулет против нечисти.

Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.

Бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.

земля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.

Знаки земли
Земля для земледельца – главный источник жизни, достатка, благополучия. Символы земли -ромбы, перекрещивающиеся линии и их чередование – обереги-амулеты изобилия, достатка, сытой жизни.

распаханное поле

Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.

засеянное поле

эти символы обычны в нижней части наличника.

Звериные знаки
Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем (рис 25).

Появление подобных символов обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, по верованиям предков, языческие боги часто сами имели звериные воплощения, и, кроме того, использовали животных в качестве слуг, посыльных и своих наблюдателей в явном мире.
Во-вторых, у всех народов мира, и наши предки не являлись исключением, на ранних этапах их развития была особая религиозная система, носящая название «тотемизм». Согласно тотемизму, живущие своим родом люди-родственники считали основателем, или одним из основателей их рода некое существо (или вещество), выходца из среды, их окружающей. Это и был тотем. Чаще всего тотемами считались животные, реже – растения, и уж совсем редко неживые предметы или даже явления природы. Персонаж тотема был для людей родоначальником, предметом религиозного почитания, хотя ему и не поклонялись, как божеству. В сознании людей рода он был их советчиком, помощником и покровителем.
Во времена романтизма к языческим оберегам добавились ещё и западные символы. И хотя в орнаменте изб они редки, но всё же встречаются.

Велесовы знаки
Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Фактически это воплощение силы, первобытного хаоса, неупорядоченной природы, а так же и животные инстинкты самого человека, то есть той части личности, которая не признаёт слово «надо», а знает только «хочу». Враждебен к вам он будет только в том случае, если вы не способны или не хотите подавить, обуздать свои звериные инстинкты.

Велесов знак «Комоедицы».

Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства.
Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – «скотий бог», то есть покровитель всей и дикой, и домашней живности.
Укрощённый Перуном Велес загнан в подземелье и отвечает за подземные воды, то есть за плодородие. В ряде мест считалось, что он стал повелителем царства мертвых – поэтому его боятся Навьи и упыри. Велес не любит беспорядка и загоняет их обратно в Навь.

В домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение.

Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а так же дарующий дождь.
На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а так же защита от упырей.
Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.

Иногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса.

Огнедышащий дракон – это оберег от молний.

У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.

Иногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи.

Другие звериные ипостаси Велеса — медведь и бык, в домовой резьбе практически не используются.

Небесная корова Земун
Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.

Её символ – женские груди на подзоре.

и прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей.

В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.

Утки. Гуси. Лебеди

В оберегах это обычно взаимозаменяемые символы. У многих первобытных племён эти птицы связаны с восприятием мироустройства. Прилетели птицы – принесли на крыльях весну, то есть тепло, пищу, достаток. Прилёт гусей и уток спасал от зимнего голода, дарил надежду на урожай. У многих народов боги воплощались в уток, гусей, либо эти птицы были их помощниками. У финнов мир появляется из утиного яйца. У мерян бог Шайтан оборачивается уткой, чтобы нырнуть на дно океана и вытащить на поверхность сушу, а верховный бог в этом облике пригоняет весну. У славян Макошь-утка достаёт Алатырь-камень. Смерть Кощея – в утином яйце. Именно гуси-лебеди запряжены в ночную солнечную колесницу.
Таким образом, изображение этих птиц является пожеланием материального благополучия, обеспечением защиты от неблагоприятного климата, а расположенное в нижней части наличника защищает от ночных напастей.

нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.

Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.

Лошадь

Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони так же представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. А вот белый конь, это символ не физической, а небесной, духовной силы, не даром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
Так же кони олицетворение силы и выносливости.

Петух

У славян символ небесного огня. Вспомните: «Пустить красного петуха», «Жареный петух клюнет». Являлся оберегом от молний.
В христианстве это символ воскрешения. Крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан, должно напоминать о страшном суде. Кроме того, крик петуха, это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это ещё и защитник от злых духов, поэтому его наравне с конём часто вырезали на охлупне.

Курица
В домовой резьбе встречается редко. В основном использовался в вышивке на одежде. Это чисто женский амулет. В старину для девушек на выданье сравнение с курицей было комплиментом. Недаром одна из разновидностей женского головного убора называлась кокошником, от старорусского «коко» — курица. Это символ хозяйственности, плодовитости.

Рыба

Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов.

Голубь
Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. Парные голуби – символ семейного счастья.

Павлин
Он же Жар-птица, птица Феникс (рис 45). Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.

Божья коровка
Один из атрибутов Богородицы.

Створки раковин
Символ возрождения

Бабочка
Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.

Пчела
Символ чистоты души.

Растительный орнамент
Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.

В язычестве растения на кокошнике и боковинах наличников, обкосячке дверей или в орнаменте одежды или домашней утвари символизируют ствол мирового дерева, своеобразную ось, пронзающую по верованиям древних все три сферы бытия, и соединяющую Явь, Навь и Правь.
В христианстве это символ роста, и не только материального, физического, но и духовного.

Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.

– трилистник.

Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков – крест святого Патрика.

этот вариант трилистника в язычестве был символом равновесия, защищающего от зла .
У христиан считается ведьмовским символом.

крин, росток.
Аналог трилистника, символ зарождения жизни, плодовитости. Встраивался внутрь других рисунков, в частности — берегинь.

лилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.

виноградная лоза (рис 53, 54).
Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.

Дуб, символ мощи, долголетия и благородства, а желудь, это духовная энергия, произрастающая из зерна истины .

Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.

Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.

Вишня – символ девичей красы. Приносит любовь.

Горох – один из символов плодородия.

Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.

Геометрический орнамент. Геометрические фигуры
В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
Христианство трактует их иначе.

мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.

символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.

символ Святой Троицы.

четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же символ твёрдости веры.

в обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.

Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более, что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.
Зорочкин Сергей, Хромов Сергей.

Исследовательская работа по теме «Таинственные узоры наличников»

муниципальное БЮЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

 «вЕРХНЕГОРОДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таинственные узоры наличников

 

 

Автор:

Соколов Никита,10 лет

Ученица 3 класса

 МБОУ «Верхнегородковская СОШ»

 

Руководитель:

Сабурова Татьяна Юрьевна 

учитель начальных классов

МБОУ «Верхнегородковская СОШ»

 

 

2016

Оглавление

 Введение………………………………………………………………………3

 Основная часть………………………………………………………………5

1.

История возникновения окон………………………………………………5

2.Таинственные узоры наличников………………………………………..…9

3.Мои исследования. Классификация узоров наличников в моем поселке…………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………17 Список литературы………………………………………………………….18

Приложение…………………………………………………………………..19                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всей истории русской земли, в летописях, сказаниях, песнях говорится о резных ставнях, наличниках, воротах и других видах деревянного зодчества. В те времена резьба носила не только декоративный, но и символический характер.По верованию славян все изделия из разных пород дерева должны были отгонять злых духов и оберегать жителей дома от сглаза, порчи и т. д.

Мне стало интересно, зачем люди  делают наличники на окнах и украшают их. Я решил это выяснить.

Целью исследования является: изучение роли узора оконных наличников.

Были поставлены следующие задачи:

·        изучить историю возникновения окон, наличников

·        узнать значения узоров наличников

·        создать классификацию узоров наличников п. Верхнечусовские Городки

·        создать фотоальбом наличников нашего поселка для музея школы

 

 Объект исследования:  узоры оконных наличников.

Предмет:  значение узоров наличника.

Методы исследования:

·        анализ литературы

·        работа с энциклопедиями

·        наблюдение

·        опрос 

Работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, технологии, истории, краеведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1. История возникновения окон

Каким бы ни был современный дом: высоким или низким, большим или маленьким, каменным или деревянным мы не можем представить его без окон, которые не только дают солнышку заглянуть внутрь, но и украшают его снаружи. Но так было не всегда. Первые дома, которые строили люди, были без окон.

Согласно русскому народному преданию, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

Меня заинтересовало, как выглядели  первые окна в русских домах?  Я обратился с этим вопросом к учителю. Мы с Татьяной Юрьевной пошли в библиотеку и узнали, что самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми  окнами.

      Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.

Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно. Волоковые окна в домах сохранялись довольно долго. Даже в 17 веке их можно было увидеть  в боярских хоромах, царских дворцах.

        

 В деревнях такие окна были до середины 19 века, они соседствовали с косящатыми окнами. Косящатые окна первоначально прорубались в княжеских и боярских хоромах, домах богатых горожан. В ячейки оконниц вставлялось стекло, слюда, бычий пузырь и др. Через такие окна свет проникал довольно слабый. Увидеть через него что-либо на улице было невозможно.

Привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. Сначала в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

           

Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой. Середина 19 века.

Красное окно — окно с рамой, обрамлённой косяками. Название «красное» оно получило не только из-за того, что обычно эти окна были украшены деревянной резьбой, но также и потому, что через такие окна в дом проникало много света.

В. М. Васнецов «Царевна у окна (Царевна Несмеяна)». 1920.

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки. Но и сейчас в деревнях можно найти волоковые окна на хозяйственных постройках, банях, конюшнях.

В России окна наделялись символическими функциями. Наличие окон, как и дверей, указывало на жилище человека. «Без окон, без дверей» мог быть только дом, принадлежавший, например, Бабе-Яге в волшебных сказках. В то же время окно в стене считалось одним из самых опасных мест в доме, так как являлось границей между внутренним миром жилища и внешним миром, который воспринимался как враждебный.

Считалось, что через окно в дом должен проникать только солнечный свет. «Из окна в окно золотое бревно» говорит старинная русская загадка. Все остальные проникновения в дом через окна считались опасными для человека. Отсюда множество сохранившихся до наших дней примет: птица в окно влетит к покойнику, дятел постучит носом в наличник окна к беде и т.д. Бытовало поверье о том, что в доме, где часто ссорятся, ангел, оберегающий семью, находится не в избе, а под окном. Поэтому через окно запрещали выбрасывать мусор. Русские крестьяне никогда не переговаривались через окно. Существовало поверье, что событие, происходящее перед окном дома в момент рождения ребенка, определяло весь дальнейший ход жизни новорожденного.

У древней пермской избы на фасаде было обычно два окна, как два глаза – взгляд изнутри дома наружу. Через окна, по народному   поверью, «душа дома» видела красоту мира, ею жила, ею лечилась и наслаждалась. Окна в старину назывались «окончинами». Делали их часто особые мастера – оконишники.

 У каждого дома был свой лик, свое очелье. 

Уральская изба. 18 век.

Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть таинственные магические знаки?

2. Таинственные узоры наличников

 Оказывается, на наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Волоковые окошки тоже защищались от нечистой силы.

В  музеях  можно встретить деревянную посуду, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет, так как люди, переходившие  из дома в дом,  брали с собой прабабушкину прялку и другие старинные предметы, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом.

 

Век дерева не слишком долог, поэтому дошедшие до нас старинные образцы были созданы на рубеже 19 – 20 вв.

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дано следующее определение. «Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строения или утвари; накладная планка в виде рамы вокруг дверей и окон».[4] 

В словаре С.И.Ожегова мы прочитали, что наличник – это

1) Фигурная накладная планка, используемая для декоративного обрамления  оконного или дверного проема.

2) Металлическая пластинка на двери, ящике со скважиной для ключа.

Назначение наличников прикрыть щель между переплетом и пролетом окна. [9] 

Из энциклопедического словаря мы узнали, что наличник — декоративное обрамление оконного  проёма. Состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок и полуколонок) и подоконной части; часто украшаются резьбой (особенно в деревянной архитектуре).[8] 

Таким образом, мы видим, что определение лексического значения этого слова не расходятся в разных словарях.

Резные наличники – визитная карточка деревянного дома. Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Один из способов такой защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Посещая ДЦНР, я обратил внимание на то, что узоры на окнах домов  встречаются и в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи имели для наших предков огромное значение. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата,  необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Если это так, значит и каждый узор на  наличниках несет в себе какой-то магический смысл.

Резчики не выпиливали специальных узоров ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство. Именно это и называется памятью предков.

В наше время многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо красивых деревянных наличников хозяева вставляют пластиковые окна, которые портят облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид хотя бы в фотографиях, чтобы мы, подрастающее поколение, имели представление, в каких домах жили наши предки.

Мотивы рисунков несут в себе народную память о прошлом.  Сюжетами  наличников в 18 веке  обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. В конце 19 в. появляется сквозная прорезь доски. В настоящее время ей украшено  большинство сельских домов.

Сейчас далеко не каждый хозяин дома знает, почему наличник расписан кругами, розетками, звездами, ромбами или квадратами. «Это красиво, рисунок радует глаз». Такие ответы мы слышали от жильцов домов с узорными наличниками на окнах в нашем поселке.

Прочитав литературу по данной теме, я узнал много интересного.

На самом деле символы считались сильнейшими оберегами. Одни защищали дом от воров, другие – от дурного глаза, третьи – от болезней. Часто узор наличников повторял украшение храмов или сказочный сюжет. Наличники были частью народной культуры, отражали уникальную знаковую систему и сохранились до сих пор.

Фигурка женщины один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Ее имя — берегиня.

 Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

 

Стилизованные фигурки берегинь.

Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Без воды нет жизни. От нее зависит урожай, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля. Эти знаки одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.      

          А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Глаз не оторвать от коней и птиц. У каждого образа свое значение. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия.

 

 

                

 

Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили  магическое значение и суть их забыта. Древние узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым. Прочесть многие орнаменты, понять их смысл, разгадать магические заклинания практически невозможно.

 

 

3.Мои исследования. Классификация  узоров наличников в моем поселке

 

Наш поселок Верхнечусовские Городки  перенесен с левого берега реки Чусовой. Самые первые дома были построены в начале 20 века, часть домов перевезена из старых Городков. Прежние  постройки и сегодня радуют нас своей красотой, точными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами. Они несут в себе следы человеческой жизни. В них его тепло, его дыхание, его надежды.

         Они нужны нам, потому что в них выросли наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Здесь наша Родина. Такие дома не только свидетели прошлого. Это наша история, а без прошлого нет настоящего. Мы обязаны сохранить то, что создавалось веками нашими предками. Применяя орнамент для своего жилища, они старались защитить не только себя, но и свою семью. Значит, думали и о нас.

         Мне захотелось сохранить частичку нашей истории. Я вместе с родителями и учителем  собрал материал о наличниках окон поселка.

Мы заметили, что особое внимание  строители уделяли верхней части наличника. Но и другие детали содержат декоративную обработку.    

         Мы обратили внимание на несколько типов наличников, встречающихся в поселении. Наличники  с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной.  Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются берегини. Можно встретить растительный орнамент, геометрические фигуры и т. д.

         При классификации мы выделили следующие типы узоров наличников:

1.     солнышко

2.     берегиня

3.     растительный узор

4.     геометрический орнамент

5.     доска

6.     бараньи рога

7.     звериный стиль

8.     птички

9.     современный орнамент.

Некоторые наличники трудно распределить по группам, так как они содержат новые украшения.

Затем я опросил обучающихся начальной школы (80 человек).

Перед детьми были поставлены вопросы.

1.     Есть ли на доме, в котором вы живёте, наличники? (17 человек не имеют наличников)

2.     Что изображено на наличниках вашего дома? (Солнышко, травка, цветы, птички, лебеди, бараньи рога, ромбики и т.д. )

     3.Для чего наличники украшают деревянными узорами?

         Приведем некоторые ответы на третий вопрос.

·        Кропачева Ангелина 3 класс (Когда светит солнышко то всем тепло, весело поют птицы, люди улыбаются, хочется  танцевать, петь.)

·        Подвинцева Екатерина 4 класс (Солнышко согревает своими лучиками и кажется, что мама рядом, а не на работе. Цветут цветы, летают бабочки, поют птицы.)

·        Бачурина Софья 1 класс (Птички похожи на маленьких воробышков, которые весело резвятся, а может быть это голуби, которые  принесли добрую   весточку хозяевам в дом.)

·        Пепеляев Иван 2 класс (Окна дома моей бабушки украшены бараньими рогами, наверное, потому, что барашки добрые животные, значит, в доме должно быть добро).

Таким образом, можно сделать вывод:

Несмотря на то, что резьба теперь носит только декоративный характер, мы видим, что изображенные узоры  не вызывают отрицательных эмоций. Они  поднимают настроение и радуют глаз. Кто знает, возможно, и по сей день вопреки нашим знаниям и верованиям, они защищают нас от чего-то нехорошего, принося в наши дома не только уют и комфорт, но и оберегают наши семьи.  

 

 

Заключение

Резные наличники, окна, мебель сегодня придают комфорт любому дому. Резьба по дереву является одной из особенностей  российского зодчества, благодаря которой создаются украшения дома.Украшение дома деревянным кружевом превращает его в памятник архитектуры.

В разных уголках России можно встретить красивые «кружевные домики», которые выделяются среди других тем, что оформлены резьбой по дереву.

Деревянное зодчество и домовая изба – это культурное наследие России, которое развивалось на протяжении многих веков. Мастера передавали свой опыт из поколения в поколение, и этот опыт дошел до наших дней.

 Работая над данной темой, я узнал много нового и интересного.

Очень жалко, что такая интересная история создания окон и наличников постепенно забывается.

Богатейшее культурное наследие  должно быть сохранено, чтобы не прервалась связь времен. Мы обязаны помнить свое прошлое, сохранить его для потомков. Наш поселок – одна из страниц истории, сохранивший  красоту и разнообразие  деревянного зодчества.   

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Афанасьев А.Ф. Домовая резьба. – М.: Культура и традиции, 2000.

2.  Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1950.

3.  Бакирова О., Тимофеев Ю. Волшебный Талдом. Журнал «Живописная Россия»№5 октябрь 2009.

4.  Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том II. – М.: Госуд. изд. иностр. и национ. словарей, 1955.

5.  Данилова Л. Окно с затейливой резьбой. — М.: Просвещение, 1986.

6.  Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная Образы деревянного зодчества. – М.: Дет. Лит. 1981.

7.  Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. – М.: Букмастер, 2012.

8.  Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

9.  Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И.Ожегова.- М.: 1990.

10. http://kvarremontnik.ru/nalichniki-na-okna-derevyannogo-doma/Особенности наличников на окна деревянного дома

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Строение наличника как элемента декора славянского жилища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличники на окна в частном доме – деталь внешнего оформления. Когда-то резными наличниками самых затейливых форм украшалась каждая русская изба, и сегодня эта традиция жива. Современные наличники на окна в деревянном доме могут изготавливаться из различных материалов, но всё равно общий принцип остался прежним: они должны закрывать пространство между окном и стеной, обрамляя и украшая оконный блок, а также защищая дом от сквозняков.

         Какими могут быть наличники в деревянном доме?

Наши предки использовали для отделки своих домов только натуральное дерево — податливый и удобный для работы материал, однако он не отличается долговечностью. Строителям приходится искать различные варианты, чтобы обеспечить сочетание внешней красоты с практичностью. Сегодня на современных домах можно встретить разные варианты наличников:

 

 

 

1.                 Классические резные наличники на окна в деревянном доме.       Орнамент, украшающий изделие, может быть самым разнообразным: это различные завитки, геометрические фигуры, растения, традиционный символ солнца и многое другое.

Сегодня символике не придаётся какого-то особого смысла, но декоративный узор по-прежнему остаётся одним из главных украшений дома.

2.                 Пластиковые наличники на окна в деревянном доме.   Использование более современных материалов оправдано по многим причинам: пластик, в отличие от дерева, не разбухает от воды и не трескается на солнце, служить он может многие десятилетия.

Работать с ним достаточно легко, а по декоративным качествам дереву он практически не уступает. Главный минус — многие владельцы не хотят украшать жильё из природного материала искусственными аналогами.

3.                 Наличники из ламинированного МДФ.  МДФ – плиты, которые изготавливаются из отходов древесного производства, поэтому они имеют натуральное происхождение. Ламинированное покрытие предохраняет их от влаги и обеспечивает такому изделию долгую службу.

 

4.                 Простые наличники на окна в деревянном доме можно изготовить и установить самостоятельно, но даже такая работа требует немалого плотницкого мастерства. Многие деревянные избы, сохранившиеся до наших дней, представляют собой настоящие шедевры домостроительного искусства, и немногие современные мастера могут похвастаться такими же умениями даже с учётом современных инструментов.

Изготовить деревянные наличники можно несколькими способами.

Первый способ – прорезной наличник.

Наличник из светлых тонов дерева или окрашенный белой краской на более темном фоне фасада смотрится как вологодское кружево. Есть в таком наличнике что-то загадочное и сказочное.

Второй способ изготовления – накладная резьба.

         Отдельные вырезанные элементы накладываются (прибиваются или приклеиваются) на сплошную доску. Создается ощущение объемного рисунка. Таким образом, можно украсить простой в исполнении наличник.

 

 

Существующие, но уже ветхие наличники можно отремонтировать, удалив старые элементы, которые невозможно восстановить, заменив их новыми. Очистить старую краску и покрасить свежим слоем влагостойкой краской для деревянных изделий или лаком.

 

типов молдингов — 10 популярных стилей отделки стен, которые нужно знать

Декоративные молдинги

1/11

Лепные украшения существуют в бесчисленных формах. Каждый из них предназначен для определенной цели — например, для обрамления двери или обеспечения визуального перехода на стыке стен и пола. Сегодня наши дома украшает так много типов лепнины, что часто бывает трудно их различить и узнать, какие типы вам следует приобрести для проекта реконструкции вашего дома. Но есть и хорошая новость: вам больше никогда не придется путать рейку и плинтус. Прокрутите страницу, чтобы узнать свой стиль литья раз и навсегда!

Связанный: 20 лучших советов от шоу о домашнем макияже

istockphoto.com

Корпус

2/11

Кожух предназначен для закрытия незавершенного зазора между стеной и дверной или оконной рамой. Хотя легко найти различные варианты стилей дверных наличников, ширина наличника обычно составляет два или три дюйма.

Связанный: 18 привлекательных подъездов, которые мы любим

istockphoto.com

Плинтус и стили плинтуса

3/11

Используется для отделки стен в местах их соединения с полом. Плинтусы обычно имеют размер от трех до пяти дюймов. Стили плинтуса, как правило, просты и украшены небольшим элементом четвертькруглой (полукруглой) отделки.

Связанный: 17 раз, когда Shiplap сделал комнату

istockphoto.com

Корона

4/11

Этот молдинг является «венчающим» архитектурным элементом помещения, так как украшает переход между стенами и потолком. Молдинги короны, также известные как карнизы, обычно имеют замысловатые силуэты, хотя существует множество типов молдингов короны.

Связанный: 10 способов преобразить любую комнату с помощью молдинга короны

istockphoto.com

Рейка для кресла

5/11

Перила стула – это функциональный молдинг, предназначенный для защиты стен от повреждения мебелью. Конечно, он может выполнять и чисто декоративную функцию, разграничивая два разных типа настенных покрытий — например, краску и обои.

Связанный: 15 экономичных способов обставить свой дом в Home Depot

istockphoto.com

Рельс для картин

6/11

Перила для картин, такие как этот, установленный A Beautiful Mess, позволяют повесить рамы для картин без необходимости вбивать гвозди прямо в стену. Этот тип лепнины, часто сочетающийся с лепниной короны, имеет высоту один или два дюйма и кажется от семи до девяти футов над полом.

Связанный: Эти 9 забытых домашних тенденций внезапно снова стали крутыми

beautifulmess.com

Бухта

7/11

Также известный как свод, карниз представляет собой плоскую отделку вогнутой формы, используемую там, где встречаются стены и потолки. Его также можно использовать на лестницах, на стыке подступенков и ступеней. По сути, бухту можно считать менее богато украшенной версией короны.

Связанный: 21 хитрый прием, который сделает ваш дом больше и ярче

istockphoto.com

Дентил

8/11

Орнаментальная деталь с классическим происхождением, зубчатая лепнина состоит из небольших, равномерно расположенных блоков в повторяющемся узоре. Зубцы, включенные в лепное украшение короны, часто встречаются в исторических домах.

Связанный: 21 абсолютно бесплатный способ обновить свой дом

istockphoto. com

Яйцо и дротик

9/11

Чаще всего встречающийся вместе с перилами короны или кресла, лепное украшение в виде яйца и дротика включает в себя овальные формы яйца (по образцу древнегреческого шаблонного орнамента), чередующиеся с V-образными дротиками. Доступно в Home Depot; 18,72 доллара.

Связанный: 20 лучших способов потратить 20 долларов на свой дом

homedepot.com

Обрешетка

11.10.

Обрешетка, также называемая доской и обрешеткой, – это элемент отделки стены, используемый для скрытия стыка между двумя частями обшивки.

Связанный: 14 простых обновлений гостиной своими руками, которые каждый может сделать за день

istockphoto.com

Бусина, Жемчуг

11/11

Молдинги из бисера и жемчуга — это два разных, но очень похожих типа отделки. Оба имеют ряд маленьких симметричных сфер. Часто в сочетании с другими конструкциями — листьями, вытачками или шпинделями — этот вид лепного украшения обычно сопровождает перила короны или стула.

Связанный: 10 лучших способов потратить 10 долларов США в Target

istockphoto.com

Не пропустите!

Получите помощь, необходимую для дома, который вы хотите — Подпишитесь на рассылку новостей Боба Вила сегодня!

Blue Ox Millworks — Книга шаблонов для литья

  • Дом
  • Столярные работы
    • Нестандартные двери
    • Деревянные окна
    • Кронштейны
    • Точеные колонны
    • Водосточный желоб из красного дерева
    • Индивидуальные молдинги
    • Балясины
    • Украшения для фронтона
    • Пряник
    • Детали интерьера
    • Специальные проекты
    • Галерея проектов
  • О нас
    • История
    • Местоположение
    • Медиа-архив
  • Товары
  • Спросите Эрика
    • Сравнение древесины
    • Уход за деревянными водосточными желобами
    • Соединение желоба
  • Свяжитесь с нами

В викторианской архитектуре есть сотни различных элементов лепнины, и здесь, в Blue Ox, мы внесли свой вклад. Обладая самой большой в мире коллекцией формовочных ножей и возможностью затачивать новые ножи, когда это необходимо, Blue Ox имеет возможность производить практически любые формовочные изделия, которые могут вам понадобиться для вашего проекта.

На следующих страницах приведены образцы моделей, которые мы использовали в течение многих лет для многих основных категорий молдингов, но этот список вряд ли отражает все доступные стили и функции. Если у вас есть какие-либо вопросы о стилях литья, не включенных в этот список, свяжитесь с Эриком Холленбеком по адресу [email protected]. Чтобы увидеть больше узоров из коллекции Blue Ox, не стесняйтесь просматривать нашу книгу узоров имбирных пряников.

Blue Ox гордится тем, что является одним из последних в мире поставщиков желобов из красного дерева на заказ. Желоб — один из самых важных элементов любого дома, отводящий воду, которая может вызвать гниение и гниение. Известно, что желоб из красного дерева служит более 100 лет и является неотъемлемой частью любого викторианского стиля. Водосточный желоб из красного дерева можно настроить так, чтобы он соответствовал любой среде, от мороза Новой Англии до проливных дождей на Гавайях. Для получения дополнительной информации об установке желоба из красного дерева нажмите здесь.

Индивидуальные образцы обшивки

Обшивка — это самая большая визуальная часть любой конструкции. Большинство викторианцев использовали причудливый горизонтальный дизайн сайдинга для первого или первого и второго этажей с причудливым рисунком гальки, иногда выделяющим оставшееся пространство на стене. Вот несколько образцов сайдинга, которые мы использовали. Хотя в основном они представлены в размере 6 дюймов, эти и другие узоры могут иметь ширину до двенадцати дюймов.

Образцы молдингов короны

Коронка – это декоративная лепнина, используемая при соединении любого прямого угла. Самый яркий пример — это место, где стена встречается с потолком, хотя есть много других применений короны в интерьерах, экстерьерах, мебели, каминах и краснодеревщиках, и это лишь некоторые из них. Зубчатая лепнина представляет собой лепнину с небольшими прикрепленными деталями с промежутками между ними. Зубчатые короны очень привлекательны и используются на некоторых из лучших образцов викторианского экстерьера и интерьера.

Профили для дверных и оконных наличников

Используются для закрытия кромок варенья и покрытия пространства, где встречаются стена и варенье. Дверные и оконные наличники выполняют преимущественно декоративную функцию, а узоры столь же разнообразны, как и формовщики, создавшие их. На этих страницах показаны образцы некоторых из различных дизайнов. Модифицированный наличник CS16 был разработан для арочных дверных проемов. Мы можем воспроизвести этот рисунок или любой другой узор с квадратной кромкой в ​​арке вашего размера

Выкройки плинтуса и крышки плинтуса

Помимо защиты, плинтус был разработан, чтобы украсить и сбалансировать место, где пол соприкасается со стеной. Плинтусы могут иметь размер от 2 дюймов до 14 дюймов и более с крышкой основания сверху. Здесь работает любой дизайн, а с добавлением круглой колодки 1/4 внизу он может быть еще интереснее.

Профили Wainscot и Wainscot Cap

Wainscot – это деревянные панели, которые покрывают внутреннюю стену от плинтуса примерно на 36 дюймов. Колпачок обшивки действует как перила стула, защищая стену и обшивку. Термин «обшивка» происходит от средненемецкого «wagenschot», означающего перегородку вагона. Wainscot действует как перегородка, отделяющая деревянный пол от окрашенной или оклеенной стены. Эта лепнина также очень декоративна и может быть выполнена во многих узорах, приятных для глаз

Направляющие для стульев и молдинги для картин

Направляющие для стульев были разработаны для защиты реечных и оштукатуренных стен от небрежного обращения. Его можно использовать для разделения двух типов поверхностей, таких как настенное покрытие и краска. Варьируясь по размеру от маленького и тонкого до массивного, рельсы для стульев могут быть включены во многие дизайны. Молдинг для картин был разработан, чтобы обеспечить надежное крепление картин и фотографий в рамах. Молдинг устанавливался на высоте от 12 до 18 дюймов от потолка, а картины подвешивались к нему на проволоке.

Профили для рук и руля

Поручни для рук и руля служат двойному назначению, украшая линию и поддерживая ручное движение. Поэтому он изготавливается из сухой твердой или ламинированной бумаги класса А. Вы можете заметить, что поручни всегда делаются по образцу, который препятствует их использованию в качестве полки. Еще один интересный факт о поручнях заключается в том, что они представляют собой единственную модель, дважды пропущенную через формовочную машину. Это делается для того, чтобы обе стороны перил были идентичными, поскольку рука уловит вариации, которые пропустит глаз.

Профили молдингов крышек

Термин «кепка» охватывает широкий спектр различных молдингов для многих применений. В основном все бейсболки добавляют последний штрих, скрывая край или зернистость края, тем самым украшая что-то простое и простое. В дополнение к многочисленным применениям в конструкции (обшивка обшивки, кирпичи, мантии и т. д.) эти молдинги также очень важны при использовании в мебели, такой как сундуки, стереофонические шкафы и буфеты.

Профили капельницы

Капельница, как и желоб, предназначена для защиты конструкции от разрушительного воздействия воды и гниения. Устанавливаясь под нахлестом первого куска сайдинга, капельница направляет сток воды со стены в сторону от плинтуса и фундамента.

Молдинговые профили для перемычек

Термин «перемычка» происходит от латинского слова «Limes», означающего границу, и используется для описания декоративного подоконника, расположенного над внешней стороной окна. Обычно перемычка представляет собой трудоемкий и трудоемкий проект, состоящий из трех частей, состоящих из двух прямых досок и короны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *