Убранство деревенской русской избы: Русская изба. История создания и внутреннее убранство

Русская изба. История создания и внутреннее убранство

Русская изба является частью русской культуры. Архитектура русской избы свидетельствует о верности многовековым традициям в построении жилищ, а стойкость и уникальность конструкции – это её характерная черта. Планировка и внутреннее убранство избы создавались на протяжении многих лет. В наше время традиционных русских домов осталось не так много, но всё же в некоторых регионах они до сих пор сохранились.

Что такое русская изба?

Русская изба – это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. В то время предки русских были людьми домашними, поэтому вся их жизнь проходила в стенах этого уникального сооружения. Слово “изба” происходит от “истьба”, что в переводе с древнеславянского языка означает дом или баня.

История создания русской избы

До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.

Внешнее и внутреннее убранство русской избы

В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо

Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.

Сени

Сени – это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.

Русская печь

Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.

С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.

Печной угол

Печной угол или как его еще называют “бабий кут” – это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой. Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.

В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.

Мужской угол (коник)

Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название – коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.

В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное – здесь мужчина спал и отдыхал.

Красный угол

Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.

Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

Устройство русской избы

Ледяной ветер режет щёку как кинжал – на улице разыгралась метель. А дома уютно и безопасно – сидишь себе на печи да слушаешь сказки деда. Русская изба – от одного только слова веет теплом. Ладная, надёжная и самобытная, она была устроена нашими предками с великой мудростью и верностью традициям.


«Истопка»

С древнейших времён в летописях можно встретить упоминание об избе. Слово схоже с праславянским «истьба» – «истопка». Так называлась отапливаемая постройка – а у некоторых славянских народов этот термин актуален до сих пор. В самом деле, устройство русской избы непременно предполагало тёплое помещение. Чтобы сберечь тепло, дома до XIII века строили без фундамента, частично зарывая их. Люди и животные зимовали на земляном полу, их грел лишь выложенный очаг. Но через века жилище выбралось из-под земли, обзавелось дощатым полом, каменным фундаментом и крышами из тёса (тонких досок).

Пяти- и шестистенки

Большинство сохранившихся в России традиционных изб представляют собой пятистенки – жилое помещение отделялось сенями, словно делилось надвое. На Севере и на Урале строили шестистенок – добавляли две поперечные стены. Каждая изба сооружалась из венцов – соединённых четырёх брёвен. Самые толстые и крепкие стволы клали вниз – окладные, верхний венец был черепным.

Крыльцо и сени

А теперь давайте перенесёмся на пару веков назад и зайдём в гости. Сначала нас встретит крыльцо. По нему можно было понять о благосостоянии хозяев – в богатых домах оно имело несколько ступеней и обрамлялось колоннами. Люди победнее устанавливали перила. Поднявшись на крыльцо, мы попадаем на площадку-рундук, а затем в сени. Здесь хранили утварь и продукты, а жарким летом даже спали. При входе в жилое помещение следовало поклониться по многовековым традициям – чтобы гость не забыл это сделать, устанавливали высокий порог. Он заодно и предотвращал проникновение холода в дом. Граница чужого дома воспринималась по славянским обычаям как переход между мирами – прежде чем зайти на чужую территорию, нужно было прочесть краткую молитву. Отсюда же и пошёл запрет что-либо передавать через порог.

Горница

В средней полосе России и на севере строились дома на подклете – нижнем этаже. В богатых домах там жили дети и прислуга. Над подклетом размещалась горница, куда попадали из сеней. Помните, как поётся в песне: «В горнице моей светло…»? Это не совсем достоверно: окошки делали маленькие, чтобы сохранить тепло. Их затягивали бычьим пузырём. Стекло появилось в Средние века, но в Российской империи простые люди из деревни узнали его только в XIX веке.

Печь

Быт русской деревни был сосредоточен вокруг печи.

Зачастую избу даже строили вокруг кормилицы. В какой русской сказке обошлось дело без печи? В допетровские времена печи клали без труб – опять же для того, чтобы было теплее. Первые дымоходы появились в XVI веке и были деревянными – но Петр I повелел ставить каменные, устав слушать доклады о пожарах. Стали появляться «голландки» – небольшие печки с очень мощным отоплением. Богатые люди ставили теперь стены крест-накрест, чтобы получалось четыре комнаты. Помимо горницы и сеней появилась светлица – действительно просторная и светлая комната, где крутилась-вертелась жизнь всей семьи, а особенно молодых девиц.


Красный угол

Самое почётное место в русской избе, куда устремлялся взгляд входящего – это красный угол. Он располагался строго с восточной стороны по диагонали от печи между боковой и фасадной стенами. Здесь в определённом порядке висели иконы – божницы должны были напоминать церковный алтарь. Гость первым делом крестился на красный угол, потом уже здоровался с хозяевами.

Места для отдыха

В красном углу также стоял большой стол и длинная лавка. Они были предназначены для почётных гостей. Вдоль стен также находились лавки, на которых сидели и спали, хотя даже в XIX веке многие хозяева предпочитали почивать по старинке на полу. Пространство между устьем печи и противоположной стенкой называлось «бабьим углом». Там проводились женские работы – мужчинам крайне нежелательно было заглядывать сюда, а уж посторонним – тем более. Мужчины днём работали, а вечером отдыхали на своей половине – справа от входа или около красного угла. Ещё немаловажная деталь интерьера – сундуки, где хранили одежду. Шкафы стали появляться только в XIX веке.

Устройство русской избы

, чей размер не превышал 25 кв. м, было очень хорошо продумано – там спокойно вела свой быт семья из 7-8 человек. Дом для русского человека всегда был центром жизни, объектом привязанности, моделью мира. Именно такое трепетное отношение и помогло сохранить многие русские избы до наших дней.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Где можно увидеть стоящие рядышком избы разных регионов России: костромскую, вологодскую, смоленскую, архангельскую, пятистенок? Где можно полюбоваться на деревянные чумы и юрты, туэдзи и айлу коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Где ещё вы сможете играючи сравнить кубанскую мазанку с хатами Таврии, Чернигова или Подолья? Только в ЭТНОМИРе, только на уникальной, аутентичной выставке жилищ в натуральную величину!

Традиционный пятистенок считается большой, богатой избой. Такую мог построить только мастеровой хозяин, умеющий и любящий трудиться, поэтому в пятистенке ЭТНОМИРа мы обустроили ремесленную мастерскую и проводим мастер-классы, посвящённые традиционной славянской кукле.

Понравилась статья — поделись с друзьями!

Russian Village — Etsy Turkey

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 322 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Красный угол и символика русского дома – Тайник Вишни


    Этот пост адаптирован из «Русский дом и ремесло жизни» – Глава третья в моей книге Русское волшебство (впервые опубликовано как Душа России ). Это последний из текущей серии постов о моих путешествиях по России и культуре, в которую я погрузился.

    Дом в селе Холуй

    Дом как Микрокосм
    Традиционный русский деревянный дом (известный как изба ) является моделью вселенной и самостоятельным микрокосмом. Хотя изба может выглядеть так, как будто у нее есть только первый этаж, более тщательное исследование обычно обнаруживает люк в первом этаже, ведущий в подземный погреб, и очень часто лестницу, ведущую в неотапливаемое чердачное помещение наверху. Это символически воплощает три мира подземного мира, человеческий или средний мир и верхний мир, соединяющий его с небом. Использование украшений и предания русского дома благоухают этой символикой, связывая ее со славянским мифом и тремя вертикальными мирами, представленными в древнерусском Древе Жизни.

    Дом, в котором жили и умерли многие поколения крестьянской семьи, ассоциировался у его обитателей с маленькой вселенной, неразрывно связанной с миром природы и Космоса. В этом благоустроенном мире должны царить мир и согласие – раз и навсегда . (Красунов, с.12)

    В традиционном русском доме все наполнено смыслом. Это жизненно важное жизненное пространство, обустроенное в соответствии с законами космоса, и в котором следует тщательно соблюдать определенные обряды, чтобы поддерживать его в добром здравии как дома и приносить пользу живущим там людям.

    Свой дом в селе Хули

    Мир людей Избы
    При входе в русский дом, возможно, придется пригнуться, проходя через дверной проем. Это сделано намеренно, чтобы каждый входящий проявлял уважение к дому, и в особенности к Красному углу, священной части дома, где хранится семейная икона. Традиционно икона стоит на высокой деревянной угловой полке, задрапирована вышитым льняным полотенцем и освещена небольшой вотивной лампадкой. В православной культуре иконы являются не просто религиозными изображениями, но считаются святынями, наделенными властью сами по себе как врата к божественному. Икона также является заряженным символом, олицетворяющим благополучие самой семьи. В телеинтервью во время катастрофы подводной лодки «Курск» в 2000 году пожилая женщина горько рыдала, рассказывая о своем внуке, застрявшем на дне океана: «Икона упала со стены через несколько дней. назад, — всхлипнула она. «Это плохой, плохой знак».

    Угол красный – обычно икона, стоящая напротив входа в комнату, задрапированная вышитым полотенцем. Считалось, что такие полотенца обладают способностью исцелять больного, если им вытирать лицо

    Красный угол , красный угол , так называется потому, что красный цвет в русской культуре означает «красивый». Слово krasni для красного происходит от того же корня, что и слово для красивого, krassivi . Это дохристианская славянская традиция, и обрядовые льняные полотенца вышивают красным цветом, так как этот цвет считается священным и олицетворяет не только красоту, но и силу самой жизни. Россия известна как «страна двух вер», и очевидно, что между христианским и исконно славянским символизмом в России мало границ. Тем же полотенцем, на котором могут быть вышиты фигуры Богини-Матери, древа жизни и небесных духов в образе коней, в знак глубочайшего почтения драпируется семейная икона.

    У меня есть старое вышитое полотенце. Павлин символизирует небо, как и лошади. Фигура на доме, вероятно, представляет собой старую Богиню-Мать. Икона Святой Параскевы, иначе известная как «Мать-Пятница», связанная с прядением и браками. Ее роль напоминает роль древнеславянских богинь-пряхлиц, и она защищает женщин, но накажет их, если они не чтят ее праздники. Илья-пророк также был подходящим сюжетом для домашней иконы, так как он был тесно связан с Перуном, древним богом. грома и молнии, и лучше держаться справа от него

    Плита

    Полярность христианской и местной религий проявляется и в планировке комнаты. По диагонали от Красного угла находится место, где часто стоит печь, печь , она же «Мамаша». В то время как православная икона гарантирует связь с небесными обрядами Византии, печь является стихийным горнилом самой жизни. Русская пословица, которая дословно переводится как «Пляскать от печки», означает «Начать сначала»: печка — источник и хранительница жизни. Без печка , в доме нет жизни; она – источник тепла и уюта, который может поддерживать жизнь семьи долгими русскими зимами. Печка универсальна – она используется не только для обогрева дома и приготовления пищи, но и традиционно является местом для сна. Классическая конструкция печи представляет собой большую коробчатую форму, построенную из кирпича с отделкой из гипса; его плоская вершина, примерно в шести футах ниже потолка, обеспечивает прекрасную спальную платформу.

    Старинная русская домашняя печь или «печка». Этот, вероятно, находится в доме, превращенном в музей (Wikipedia creative commons)

    Печь требует умения и терпения в управлении. В деревенском доме, которым я владел в том же селе Холуй, я знал, что должен внимательно слушать, когда мне дают указания, как его зажечь, иначе мое пребывание там зимой будет ледяным. Критической стадией операции было наблюдательное ожидание того момента, когда бревна сгорят, а крошечные остаточные синие языки пламени сменятся оранжевым свечением. Только после этого можно было безопасно закрыть заслонки, которые сохраняли тепло еще часов восемь или около того, а кирпичный корпус действовал как гигантский накопительный нагреватель. В противном случае смертельный угарный газ может просочиться в дом, вызывая острые головные боли или что-то похуже. Я так и не овладел навыками вяления грибов или варки каши за ночь в более прохладных печах печи, но я научился уважать жизнь и смерть «Мамаши» и любить ее нежное, проникающее тепло.

    Деревенская свадьба: действие происходит в традиционном доме со столом перед Красным углом и печью рядом (Федоскинская лаковая миниатюра)

    Еда и гостеприимство

    Другая ключевая особенность традиционной гостиной — обеденный стол, и сидеть за ним значит быть «на ладони божьей», как выразительно выражается старая поговорка. По традиции его ставили под Красным углом, и большая часть семейной жизни проходила за этим столом. Еда и гостеприимство являются важной частью русской культуры, как сельской, так и городской.

    Старинный самовар, один из многих, которые я собрал и привез в Великобританию

    Самовар, или «самоварка», как переводится это слово, также является ключевой частью русского гостеприимства. Иногда его рассматривают как еще один символ матери, наряду с печкой и куклой-матрешкой. Уютные изгибы, декоративная и блестящая отделка из латуни, никеля или серебра, а также почти безграничный запас горячей воды делают его естественным центральным элементом чайного стола. Традиционные самовары, в отличие от современных электрических, нагреваются за счет поджигания пучка палочек или древесного угля в центральной воронке, которая затем, в свою очередь, нагревает воду в большой внешней камере. Сам чай заваривается отдельно, в особо крепких количествах в маленьком чайнике, который потом доливают горячей водой из самого самовара. Самовары по-прежнему популярны, а большие версии часто используются в гостиницах и офисах, а также дома. Но как сказал мне друг:
    Лучший самовар тот, который топишь углем и веточками, а еще добавляешь травы. Вы можете посидеть в саду, вдыхая ароматный пар и время от времени выпивая чашку чая; это счастье, которое длится часами

    Церемония «Хлеба-Соль» по этому случаю для приветствия гостей, прибывающих на лодке

    Самый известный ритуал гостеприимства в России – церемония встречи, известная как «Хлеб-Соль» , хлебсоль . Используется круглая буханка, в которой вырезано небольшое углубление, чтобы вместить горку соли; буханку кладут на одно из длинных вышитых льняных полотенец и предлагают гостям по прибытии. Хотя обычай хлеба-соли в наши дни не проводится регулярно, его все еще часто проводят на свадьбах, когда новобрачная входит в дом своей свекрови.

    Хохломская деревянная посуда и декоративные панно до сих пор популярны в русских домах. Говорят, что основные красный, черный и золотой цвета связаны с жизнью, состраданием и вечностью.

    Подземный мир
    После бурной жизни на первом этаже дома средний мир, спуск в подвал может показаться темным и жутким. Погреб, или подпол , представляет собой небольшую комнату под полом дома, обычно используемую в качестве места хранения, где можно хранить корнеплоды при прохладной, но ровной температуре в течение зимы, или банки с маринованным салатом и домашней утварью. приготовленный яблочный сок оставлен до тех пор, пока они не понадобятся. Но с точки зрения традиционных верований, он известен как место предков и резиденция домавой , или домашний дух.

    Домавой, в одном из своих типичных обличий

    Имя Домавого происходит от dom, что в переводе с русского означает дом, и он принадлежит к племени русских «духов природы». Эти персонажи темпераментны, неуловимы и с ними сложно иметь дело. Они во многом похожи на озорных «элементалей» западной магической традиции или на пикси и духов западного фольклора. domavoi на самом деле ассоциируется с семьей, а не с домом, и любая семья, которая переезжает, может столкнуться с трудностями в будущем, если она не убедит своих домавой идти с ними. Один из проверенных способов — заманить его в мешок, отнести мешок в новое жилище, а затем быстро предложить домавой тарелку овсянки, чтобы помочь ему успокоиться. Другой — отрезать толстый ломоть хлеба и положить его под печку в новом жилище. Важно пригласить домавой пойти с вами; даже если он капризен, семье нужно, чтобы он был рядом.

    Хотя домавой обычно ассоциируется с предками и подвалом дома, он тоже любит посидеть в печке, а иногда и на чердаке. Вообще считается несчастливым увидеть домавого, ибо это может предвещать смерть в домашнем хозяйстве. Если вы его увидите, к нему не следует обращаться как domavoi , но чаще «хозяин» или «дед». чем по собственному имени Медведь, или «знаток меда».) Нужно уметь узнавать и домавого , так как, как и большинство духов природы, он может появляться в различных формах. Он мог появиться в образе крошечного, сморщенного старичка, покрытого пушистыми волосами, или в виде высокой фигуры, «черной, как уголь», или даже в виде животного или охапки сена.

    Медведь Мишка, к которому в русской традиции относятся с уважением и любовью. Вот он пчелиный улей, чтобы в нем можно было делать мед, который он любит.

    Вера в домавой устарела? Некоторые русские вполне могут считать это причудливым старым народным поверьем, но для других присутствие духов в доме и ландшафте вполне реально. На острове Кижи, на крайнем севере России, я спросил женщину из областного города Петрозаводска, что она думает о домавой . Она ответила мне очень серьезно:

    «Каждое лето я приезжаю сюда по работе с туристами и живу одна в одном из старых деревянных домов. Ах да, домавой наверняка существует. Когда я сижу в этом темном доме ночью, я иногда слышу стук или слышу, как кто-то поет мелодию. И даже когда я знаю, что дом пуст, я чувствую, что наверху кто-то есть. Это, несомненно, домавой ».

    И небольшой постскриптум: только что я села завтракать с мужем, написав это, как мы оба вздрогнули, услышав громкий стук из шкафа под лестницей. Подумав, что одна из кошек застряла там, я открыла дверь, чтобы разобраться. Ничего не было видно. Кроме, пожалуй, домавой ?

    Здесь у Домавого, похоже, хорошие отношения с домашней кошкой. Кошек в России очень любят как домашних животных, и считается, что они сами обладают магическими способностями. Русская женщина, демонстрирующая искусство прядения, в народном музее

    Чердак и Верхний мир
    Во многих русских домах есть неотапливаемая чердачная комната, используемая в основном летом. Его часто называют светелка , слово, связанное с солнечным светом и с самим солнцем, которое считается защитником дома. Говорили, что его высокое положение выгодно для молодых девушек и поможет защитить их невинность. Однако, хотя незамужние сестры и их подруги могли официально сидеть здесь вместе, чтобы шить или прясть, это также было местом для гадания, особенно в вопросах любви. Здесь они могли расплести косу, действие, которое ослабило бы оковы повседневного мира и пригласило бы силы магии. В то время как их матери считали, что они без опаски занимаются прядением и рукоделием, они смотрели в зеркало, чтобы увидеть лица своих будущих мужей, или гадать, интерпретируя формы расплавленного воска, брошенного в чашу с водой.

    Гадание в зеркале, которое часто проводилось накануне особых праздников. Девушки гадали по плавающей свече. Действие этой сцены происходит в гостиной, а не на чердаке. Они распустили волосы, чтобы выпустить духов потустороннего мира.

    На памяти живых женщин прялка и ткачество были ключевым занятием в сельской жизни, а выброшенные веретена, прялки и прялки до сих пор можно легко купить на блошиных рынках. Это было не только практическое занятие, но и символизировало наведение порядка и цивилизации в обществе.

    Прядильщица – офорт Б. Забирохима в моей коллекции

    Особую роль по отношению к прядению играла старославянская богиня Мокошь, а прялкой и ткацким станком руководил другой женский домашний дух по имени Кикимора. Кикимора быстро наказывала женщин, которые не убирали аккуратно прядение и рукоделие в конце рабочего дня! Однако она могла бы помочь прилежной домохозяйке, взяв на себя часть ее работы по ночам.

    Сварливая кикимора, дух прядения

    Прялки часто были богато украшены, окрашены в яркие цвета с человеческими фигурами, животными и геометрическими мотивами.

    Музейная коллекция прялок (Русский музей, Санкт-Петербург)

    Чердак, следовательно, мог быть местом и света и невинности, и волшебства. Небесный мир связан с верхней частью дома, которая часто украшается снаружи, чтобы отразить это. Особенно в Поволжье выступающий конец конька часто придают форму коня, известного в русской мифологии как небесное существо. Символы солнца, такие как петушки или круги с лучами вокруг них, и символы, обозначающие небо, такие как павлины и грозди винограда, обычно вырезаны в верхней части фасада дома, а доски, закрывающие концы балок крыши. широко известны как «крылья».

    Крышная резьба с изображением павлинов и винограда, хранящаяся в музейной коллекции Баня, стоящая вдали от основного дома для предотвращения пожара

    Баня
    Баня с незапамятных времен является важной частью русской Еженедельное парение при экстремальной температуре было с удивлением отмечено первыми путешественниками в Россию, один из которых назвал это «настоящим мучением». .

    Баня представляет собой домик в миниатюре, построенный из дерева, с двускатной крышей и собственным небольшим дымоходом. Обычно он стоит отдельно от избы, чтобы избежать пожара. Вода нагревается в котле в растопленной печи, а искусство бани заключается в искусном создании пара до нужной степени. Ритуал состоит из нескольких этапов, таких как ополаскивание теплой водой, а затем лежание на одной из деревянных скамеек, прежде чем приступить к более интенсивному процессу пропаривания. Ветки березовые ( venniki ) используются для того, чтобы один человек хлестал или хлестал другого; ощущение легкое и стимулирующее, и далеко не болезненное! Существует традиция срезать березу в начале лета, когда она наиболее сильна. Семья, в чью баню я ходил, рассказала мне, что они стараются собрать их около 24 июня, на старинный русский праздник Иванова дня.

    Здесь березы также считаются «деревьями желаний» — лентами, которые завязывают, чтобы подтвердить молитву или желание. Березовые ветки срезают в середине лета для сушки и использования в бане.

    Баня неразрывно связана с магией и гаданием. Любое заклинание или чары наиболее сильны, если они наложены в полночь в бане. Некоторые авторитеты считают, что роль бани заключается в роли языческого храма, перенесенного в это теплое и наполненное паром место после того, как старая религия была вытеснена приходом христианства. Ритуалы, проводившиеся когда-то в канун свадьбы невесты, всегда проводились в бане. Это был праздник только для женщин, обычно в присутствии только подруг невесты, хотя иногда присутствовал и деревенский колдун-мужчина. Девушки, надеющиеся выйти замуж, забирали немного воды для купания, чтобы обеспечить себе удачу в будущем.

    Особые свойства березы находят свое отражение и в обычае украшать церковь ветвями или – как здесь – березками во время праздника Троицы

    Игровые варианты гадания в бане на любовь все еще имеют место сегодня. Девушки устраивают восхитительно-страшный ритуал, в котором они по очереди входят в баню, в атмосферу, густую от пара, и ощупывают все вокруг, пока не коснутся чьей-то руки. Тип прикосновения, с которым они сталкиваются, говорит им, за какого мужа они выйдут замуж: если это будет волосатая рука, то он будет богатым, если гладкая, то он будет бедным, а если мокрая, то он непременно будет пьяницей! На практике игре часто помогают и подстрекают местные мальчики, которым нравится по очереди прятаться в бане и пугать каждую из девочек по очереди.

    Банник – еще один озорной домашний дух

    Банник
    Банный дух известен как банник . Как и большинство русских домашних духов и духов природы, он оборотень, который может менять свою внешность по своему желанию. Большую часть времени его вообще не видно, так как у него есть шапка-невидимка, но он может появляться в виде большого черного кота или, возможно, в виде старика с зеленой бородой. Банник также может проявляться как тяжелый камень или горящий уголь, поэтому потенциально он может находиться в бане в любое время, что делает ее опасным местом, поскольку он вспыльчив и не терпит нарушений этикета. Студенты, работающие на острове Кижи (на крайнем севере России) во время летних каникул, рассказали мне, что они всегда лечили банник с большим уважением. Один из них, интеллигентный молодой человек, который думал, что знает лучше, отказался просить банника разрешения войти в баню, как требовалось, и забыл оставить небольшое подношение в виде мыла или еловой ветки для банного духа, как это принято. обычай. В следующий раз, когда он вошел в баню, он споткнулся, уронил очки и наступил на них по ошибке. Нагнувшись, чтобы подобрать уже разбитые очки, он слишком резко встал и ударился головой о ближний свет. С тех пор, как сообщали его друзья, он всегда проявлял должное уважение к духу бани.

    Мощная, рискованная, языческая, но в то же время доставляющая удовольствие почти каждому россиянину сегодня, баня сохраняет свое место в наследии русской традиционной культуры и магии.

    Еще одно изображение Банника, частично замаскированное березовыми ветками

    Украшение дома
    В России очень любят цвет и декор, а страна богата декоративно-прикладным искусством. Дома часто украшают снаружи резьбой по дереву, и владельцы домов соревнуются друг с другом, чтобы создать лучшую из них. Помимо символов, изображающих солнце или небо в верхних частях, могут быть вырезаны изображения львов или русалок для защиты дома, птиц как символ счастья, а также красивые нисходящие панно из лепнины на передней стене, имитирующие вышивки на парадном полотне. полотенца.

    Наиболее заметным и типичным декоративным элементом избы является резьба вокруг окна: ажурные ажурные оконные рамы, известные как наличники , которые включают в себя различные мотивы, часто розетки или цветочные узоры, а иногда даже коммунистическую пятиконечную звезда. Что касается происхождения этого обычая, одно из предположений состоит в том, что это способ защитить дом, охраняя окна от проникновения злых духов. Во-вторых, это создавало прекрасную основу для незамужней дочери, которая сидела и шила у окна, готовая привлечь внимание любого подходящего молодого человека, проходящего мимо.

    Девушки в другой форме украшения, гирлянды из осенних листьев, возможно, также для того, чтобы привлечь внимание проходящих мимо молодых людей. (Санкт-Петербург)

    Текст и фотографии © Cherry Gilchrist 2020

    Дополнительная литература

    Герхарт, Женевра (1994) Мир русских , Холт, (Рейнхарт и Уинстон, США) 9013 Дом у Двины: Русское детство (Корги, Великобритания)
    Хаббс, Джоанна (1988) Мать Россия , (Indiana University Press)
    Милнер-Гулланд, Р. (1997) Русские , (Блэквелл, США)
    Биллингтон, Джеймс Х. (1970) Икона и топор , (Винтажные книги: Random House , Нью-Йорк)
    Гейнор, Элизабет и др. Дома России , (Бенедикт Ташен Верлаг — без даты).
    Hilton, Alison (1995) Русское народное искусство (Indiana University Press)
    Иваниц, Линда Дж. (1992) Русское народное поверье , (M.E. Sharpe Inc.)
    Красунов В.К. (ред.) (1996) Русские традиции , (Китиздат, Нижний Новгород)
    Рожнова П.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *