Ар-нуво в интерьере. Дизайн интерьера в стиле Ар-Нуво (art nouveau)
Несмотря на то, что пик популярности ар-нуво пришелся на конец 19 века, мы до сих пор встречаем элементы этого стиля в разных интерьерах. И этому нельзя не радоваться: детали в стиле ар-нуво придают интерьеру символический, близкий к искусству, даже сказочный вид, и созданы для получения эстетического удовольствия.
История
Вместе с декорированностью первые дизайнеры пытались впустить в дом больше воздуха и света – увеличивали окна, заменяли элементы мебели на стекло, делали стулья очень тонкими и аккуратными.
Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») – художественный стиль, который появился во Франции в конце 19-го века (1890-1914). Стиль быстро стал популярным: художники и дизайнеры начали использовать его в архитектуре, домашнем декоре, ювелирном искусстве. Важной особенностью стал тот факт, что художники отказывались использовать в ар-нуво элементы прошлых стилей, они стремились создать полностью новое, оригинальное слово в искусстве.
“Новое искусство” быстро распространилось по Европе благодаря иллюстрированным журналам и международным выставкам; докатился стиль и до Америки. Дизайнеры и художники поверили в то, что художественный стиль можно унифицировать и привести в гармонию: здания, текстиль, мебель, ювелирные изделия, одежда – все должно было соответствовать друг другу.
“Art Nouveau переводится с французского как «новое искусство». В разных странах стиль назывался по-разному: «Modernisimo» – в Италии, «Liberty» – в Испании, «Jugendstil» в Германии, а в странах восточной Европы перемешался с другими стилями и носил единое имя – «Modern».”
Во многих отношениях стиль появился в качестве ответа на промышленную революцию – когда начали массово производить товары для дома по доступным ценам. В это время модным стало использовать в интерьере чугунные и железные элементы.
Важно! Не путайте ар-нуво и арт-деко – это два разных стиля, разительно отличающихся друг от друга. На первом фото – ар-деко, который заменит ар-нуво через 30 лет, с четкими линиями и строгой геометрией. На второй – стиль, о котором вы сейчас читаете.
Мотивы и линии
Отличительная особенность этого стиля – огромное количество волнообразных ассиметричных линий, которые часто принимают форму цветочных стеблей и почек, крыльев насекомых, усиков винограда и других извивающихся природных элементов. Эти линии встречались почти в каждой детали стиля: в мебели, окнах, дневных проемах, отделке. Зачастую они встречались также и в лепнине.
Лепнина, лилии и цветы – ар-нуво во всей своей красе.
Стремление к природе выразилось и через цветы: в ар-нуво они повсюду. Самые популярные цветы — лилии, ирисы, орхидеи, это объяснялось растущим интересом ко всему экзотическому в начале 20-го века.
Материалы
Мы уже говорили о чугуне и железе. Кованое железо использовалось очень часто: для лестничных перил, решеток на окнах, мебели и декоративных элементов. Не менее распространены были в то время в отделке мозаика, эмаль, использование позолоты, чеканка по меди и латуни. Именно ар-нуво смог вдохнуть в тяжелые металлические конструкции воздушность и легкость.
Еще один важный для ар-нуво элемент – витражное стекло, которое стало чрезвычайно популярным и использовалось для оформления окон, декорирования стен, мебели, создания аксессуаров.
Мебель
Между тем, большинство предметов мебели изготавливалось из дерева. Предметы украшались цветочными орнаментами и витражами. Изголовья кроватей, спинки стульев часто имели изогнутые формы. У стульев были высокие спинки, а столы наоборот были низкими и чаще всего были украшены столешницей из цветного стекла.
Цвета
Наиболее часто используемые цвета – желтый горчичный, темно-красный, оливковый, коричневый, местами синий и фиолетовый. В это время очень ценились приглушенные оттенки – цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.
Как мы видим, палитра довольно широкая, но остается внутри натуральных цветов. В дизайне интерьера ар-нуво встречаются сочетания белых, кремовых и песочных цветов с цветом травы, листья, камней, древесными и земляными оттенками. Такое стремление к природе расслабляет человека, выделяет лучшие цветочные орнаменты. Впрочем, встречались и яркие цвета, такие как павлиньи или золотые акценты.
Элементы декора
Лестница. В эпоху ар-нуво общая лестница в жилых домах превратилась из темного и унылого места в красивую и ярко оформленную часть интерьера. Именно в этот период архитекторы стали увеличивать количество окон в домах, что обеспечило лестницам много естественного света (до эпохи модерна лестница находилась в закрытой зоне без окон).
Дизайнеры обратили свое внимание и на окна: прямоугольные, удлиненные вверх, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Двери в стиле ар-нуво — прямоугольные, часто арочные. Ярко декорированные, с мозаичным орнаментом, плоской формы.
Ар-нуво – изящный и очень светлый стиль в интерьере – подойдет не каждому. В нем много мягких, плавных линий, его предпочитают нежные, творческие, романтические натуры, и те, кто стремится быть ближе к природе.
“Настоящий” ар-нуво кажется немного избыточным современному читателю. Если вы выбрали этот стиль, не разрисовывайте каждую стену, попробуйте наклеить подходящие обои только на одну – остальные оставьте белыми. Добавьте мебели в этом стиле или вычурные окна – но цвета пускай будут нейтральными. Добавьте растения и витражи и ваш дом станет самым нарядным и сказочным в округе.
Стиль арт-нуво / ар-нуво в интерьере – особенности дизайна, украшения, орнамент, мебель, декор
Основные синонимы течения: модерн, арт-нуво.
Менее распространенные варианты наименований: «студио», «стиль волн и линий», «тенденции начала 20-го века», «либерти».
В переводе с французского «art nouveau» означает – новое искусство.
Содержание:
- История происхождения стиля ар-нуво
- Основные черты
- Особенности интерьера в деталях
- Практические рекомендации
История происхождения ар-нуво
Зародился стиль арт-нуво в интерьере и искусстве в конце 19 века, окончательно сменив уходящее барокко. В нем удачно сочетается элегантность, многожанровость и влияние промышленной революции.
Появление веяния было вызвано стремительным развитием промышленности и автоматизированных технологий. Люди не хотели забывать про красоту природы и показывали свое влечение к ней в изобразительном искусстве.
Многие художники и дизайнеры того времени захотели новизны. Однако на практике оказалось нелегко создать и развить совершенно новое направление. Поэтому представители творческой ветви заимствовали многие нюансы из разных эпох.
Первое время ар-нуво (модерн) представлял собой не совсем удачную смесь современной и исторической эпохи. Доходило даже до безвкусицы. Лишь спустя длительный период начали прорисовываться черты совершенного нового направления.
Основные черты
Арт-нуво в интерьере характеризуется естественными, плавными линиями. Орнамент ар-нуво волнистый, природный. Создается впечатление, что декор создавала природа, без вмешательства человека.
Ярким символом течения стала работа, вышитая золотистым шелком в 1895 году, под названием «Удар бича». Ее автор – известный немецкий художник-декоратор Герман Обрист.
Еще одна характерная черта течения – единство и завершенность всех элементов. Глядя на правильно оформленное помещение, кажется, что вы смотрите на живописную картину, в которой гармонично сочетаются все детали. Она воспринимается, как единое целое.
Как уже было сказано выше, вдохновляла дизайнеров и художников природа: вьющиеся растения, бутоны, экзотические птицы, кувшинки, ласточки, бабочки, дамы с длинными кудрявыми волосами. В пик популярности веяния декорировалось практически все – от помещений до столовых приборов.
Характерные примеры оформления помещения можно увидеть, ознакомившись с работами Антонио Гауди, Федора Штехеля, Августа Энделя.
Внесли свои изменения в уже практически сформировавшееся течение представители из Школы искусств Глазго. В ар-нуво начали просматриваться выраженные геометрические формы, а также кривые линии.
Ар-нуво в интерьере – это также гармоничная комбинация разных материалов:
- витраж и дерево;
- камень и металл;
- обои и роспись.
Основные цветовые гаммы:
- бежевый;
- кремовый;
- белый;
- золотистый;
- древесный.
Оформленное жилище легкое для восприятия. Оно олицетворяет спокойствие, изящность и гармонию. В нем не ощущается перегруженность деталями и насыщенными тонами.
Особенности интерьера в деталях
Полы
Напольное покрытие – это, безусловно, паркет или его имитация. Доска может быть светлого цвета с темными узорами в виде плавных линий. Используются также ковры с характерными узорами и растительными декорами. Для ванной комнаты и кухни в стиле арт-нуво подойдет плитка или керамогранит, имитирующий паркет.
Стены
Расцветки декоративной облицовки стен мягкие и не отличаются высокой яркостью. В рассвет эпохи пользовались популярностью узорчатые обои. Современные дизайнерские решения часто предусматривают орнамент только на одной или нескольких стенах. Остальные стены помещения имеют цвет, гармонирующий с тонами декора. Такое же решение подойдет для кухни и ванной комнаты. Только в качестве отделки следует использовать плитку.
Еще один вариант облицовки – декоративная штукатурка с растительными мотивами. Она презентабельно смотрится, можно подобрать желаемый цвет. Мраморная штукатурка будет таинственно мерцать при любом освещении.
Потолок
Может быть с витражами, стеклом, глянцевым блеском, вставками в виде линий древесных оттенков. Еще один вариант – штукатурка и лепнина в виде вьющихся растений. Особых ограничений в выборе материалов нет, главное – характерные черты.
Лестницы
Массивные, торжественные, с плавными изгибами. Дополняет их ковка перил и ограждений или резьба, если лестницы деревянные. Ступеньки могут быть сделаны из стекла, дерева, камня или металла. На широких ступеньках уместна роспись. Глядя на такую лестницу, создается впечатление, что ее сотворила сама природа, продумав каждую деталь.
Мебель
Мебель арт-нуво характеризуется отсутствием острых краев. Формы преимущественно полукруглые, обтекаемые. Спинки стульев и кресел могут напоминать крылья бабочек. Стоит заметить, что антикварную мебель найти нелегко, а изготовить под заказ будет недешево. Довольно часто подбирается современная мебель с характерными чертами.
Освещение
Изюминка напольных, потолочных, настольных и настенных светильников – матовое стекло.
Декор
Приветствуются зеркала в большом количестве с витиеватыми рамами, скульптуры животных или женщин с длинными вьющимися волосами, напольные вазы с росписью. Выгодно подчеркнуть интерьер можно с помощью картин в стиле арт-нуво.
В основе сюжета может быть:
- натюрморт с фруктами, бабочками, лилиями;
- водоемы с кувшинками на фоне зеленых насаждений;
- летящие птицы или сидящие на деревьях;
- дамы с букетами и вьющимися длинными волосами.
Багет для изображений представляет собой переплетение извилистых линий.
Рама может быть дополнена резьбой по дереву.Практические рекомендации
- Изменить прямоугольные формы дверей и окон можно посредством декоративных накладок. Они бывают из разных материалов, а их формы соответствуют стилю ар-нуво.
- Дополните растительным орнаментом пол, стены и потолок. Вариантов, как это можно сделать, предостаточно: лепнина, роспись, декор на плитке.
- Приобретите текстиль с растительным узором приглушенных тонов. На нем могут быть изображены цветочные композиции, ветви деревьев, птицы на фоне ветвистых растений.
- Используйте массивные шторы в пол светлых тонов.
- Подчеркнуть течение можно с помощью кровати с выразительным изголовьем в виде резьбы. Это могут быть изображения плиц, цветов и растений.
Используйте материалы из натурального дерева с обтекаемыми формами.
Несмотря на то, что арт-нуво появился еще много лет назад, свою популярность он не утратил и в наши дни. Жилище, оформленное в этом стиле, станет отличным решением для тех, кому по душе элегантная, спокойная обстановка, излучающая комфорт.
Югендстиль | История, характеристики, художники и факты
лестница в отеле Tassel
Смотреть все СМИ
- Дата:
- в. 1890 — г. 1910
- Похожие исполнители:
- Луи Салливан Антонио Гауди Валентин Александрович Серов Любовь Сергеевна Попова Луи Комфорт Тиффани
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Ар-нуво , орнаментальный стиль искусства, который процветал между 1890 и 1910 годами в Европе и США. Стиль модерн характеризуется использованием длинных, извилистых, органических линий и чаще всего использовался в архитектуре, дизайне интерьера, дизайне ювелирных изделий и стекла, плакатах и иллюстрациях. Это была преднамеренная попытка создать новый стиль, свободный от подражательного историзма, господствовавшего в XIX веке.
Искусство и дизайн X века. Примерно в это же время термин модерн был придуман в Бельгии периодическим изданием L’Art Moderne для описания работы группы художников Les Vingt, а в Париже С. Бингом, который назвал свою галерею L’Art Nouveau. Этот стиль назывался Jugendstil в Германии, Sezessionstil в Австрии, Stile Floreale (или Stile Liberty) в Италии и Modernismo (или Modernista) в Испании.В Англии непосредственными предшественниками этого стиля были эстетизм иллюстратора Обри Бердслея, который в значительной степени зависел от выразительности органических линий, и движение искусств и ремесел Уильяма Морриса, установившего важность жизненно важного стиля в прикладном искусстве. . На европейском континенте на модерн повлияли эксперименты с экспрессивной линией художников Поля Гогена и Анри де Тулуз-Лотрека. Движение также было частично вдохновлено модой на линейные узоры японских гравюр (укиё-э).
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.
Отличительной декоративной характеристикой модерна является его волнистая асимметричная линия, часто принимающая форму цветочных стеблей и бутонов, усиков виноградной лозы, крыльев насекомых и других тонких и извилистых природных объектов; линия может быть элегантной и грациозной или наполненной мощной ритмичной и хлыстовой силой. В графике линия подчиняет все остальные изобразительные элементы — форму, фактуру, пространство, цвет — своему декоративному эффекту. В архитектуре и других пластических искусствах вся трехмерная форма поглощается органическим, линейным ритмом, создавая сплав между структурой и орнаментом. Архитектура особенно демонстрирует этот синтез орнамента и структуры; свободное сочетание материалов — железа, стекла, керамики и кирпича — использовалось, например, при создании единых интерьеров, в которых колонны и балки становились толстыми лозами с раскидистыми усиками, а окна становились одновременно отверстиями для света и воздуха и перепончатыми наростами.
органического целого. Такой подход прямо противоречил традиционным архитектурным ценностям разума и ясности структуры.В стиле модерн работало множество художников и дизайнеров. Некоторыми из наиболее известных были шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош, который специализировался на преимущественно геометрической линии и особенно повлиял на австрийский Sezessionstile; бельгийские архитекторы Генри ван де Вельде и Виктор Орта, чьи чрезвычайно извилистые и тонкие конструкции повлияли на французского архитектора Гектора Гимара, еще одну важную фигуру; американский стеклодув Луи Комфорт Тиффани; французский дизайнер мебели и изделий из металла Луи Мажорель; чехословацкий художник-график Альфонс Муха; французский дизайнер стекла и ювелирных украшений Рене Лалик; американский архитектор Луи Генри Салливан, который использовал металлические изделия в стиле ар-нуво, похожие на растения, для украшения своих зданий с традиционной структурой; и испанский архитектор и скульптор Антонио Гауди, возможно, самый оригинальный художник движения, который вышел за рамки зависимости от линии, чтобы превратить здания в изогнутые, выпуклые, ярко окрашенные, органические конструкции.
После 1910 года стиль ар-нуво казался старомодным и ограниченным, и в целом от него отказались как от отдельного декоративного стиля. Однако в 1960-х годах стиль был частично реабилитирован крупными выставками, организованными в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1959 г.) и в Национальном музее современного искусства (1960 г.), а также крупными выставками. масштабная ретроспектива Бердслея, состоявшаяся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 1966 году. Выставки подняли статус движения, которое критики часто рассматривали как преходящую тенденцию, до уровня других основных направлений современного искусства конца XIX века.век. Затем течения движения были возрождены в поп- и оп-арте. В популярной сфере цветочные органические линии ар-нуво были возрождены как новый психоделический стиль в моде и в типографике, используемой на обложках рок- и поп-альбомов, а также в коммерческой рекламе.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Алисией Желязко.
Обри Бердслей | Английский художник
Обри Бердслей
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 21 августа 1872 г. Брайтон Англия
- Умер:
- 16 марта 1898 г. (25 лет) Ментон Франция
- Механизм/стиль:
- эстетизм Искусство модерн
Просмотреть весь связанный контент →
Обри Бердслей , полностью Обри Винсент Бердслей , (родился 21 августа 1872 года, Брайтон, Сассекс, Англия — умер 16 марта 1898 года, Ментон, Франция), ведущий английский иллюстратор 1890-х годов и, после Оскара Уайльда, выдающийся деятель эстетического движения.
Рисование было сильным интересом с раннего детства, и Бердслей практиковал его, зарабатывая на жизнь клерком. Встреча Бердслея с английским художником сэром Эдвардом Бёрн-Джонсом в 1891 году побудила его в течение нескольких месяцев посещать вечерние занятия в Вестминстерской школе искусств, что было его единственным профессиональным обучением.
Викторина «Британника»
Викторина «Англия Виктория: искусство, литература и жизнь»
Какой детский писатель и математик написал «Приключения Алисы в стране чудес»? Какой иск о клевете привел к одному из самых громких судебных процессов в истории искусства? Проверьте свои знания. Пройди тест.
В 1893 году Бердслею было поручено проиллюстрировать новое издание книги сэра Томаса Мэлори « Le Morte Darthur », а в 1894 году он был назначен художественным редактором и иллюстратором нового ежеквартального журнала 9.0031 Желтая книга. Его иллюстрации (1894 г.) к пьесе Оскара Уайльда « Саломея » принесли ему широкую известность. На него большое влияние оказали элегантный криволинейный стиль ар-нуво и смелое чувство дизайна, характерное для японских гравюр на дереве. Но что поразило его критиков и публику, так это явная чувственность женщин на его рисунках, которые обычно содержали элемент болезненной эротики. Эта тенденция проявилась в его откровенно распущенных иллюстрациях (1896 г. )0031 Лисистрата .
Хотя Бердслей не был гомосексуалистом, он был уволен из Желтой книги как часть всеобщего отвращения к эстетизму, последовавшего за скандалом вокруг Уайльда в 1895 году. Затем он стал главным иллюстратором другого нового журнала, The Savoy, и он проиллюстрировал множество книг, в том числе книгу Александра Поупа Rape of the Lock 1896 года . В этот период он также написал несколько стихов и пародийную прозу « Under the Hill 9».0032 (1903 г.; оригинальная неочищенная версия «История Венеры и Тангейзера » появилась в 1907 г.).
Слабое здоровье с шестилетнего возраста, когда он впервые заболел туберкулезом, Бердслей снова пал жертвой болезни, когда ему было 17 лет. С 1896 года он был инвалидом. В 1897 году, после того как он был принят в римско-католическую церковь, он уехал жить во Францию, где и умер в возрасте 25 лет. Его творчество периодически возрождалось, особенно в 1960-е годы.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Кэтлин Койпер.