Русская изба и ее виды
ИЗБА — крестьянский срубный дом, жилое помещение с русской печью. Слово «изба» употреблялось только по отношению к дому, рубленному из дерева и расположенному в сельской местности. Оно имело несколько значений:
- во-первых, изба — это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками и хозяйственными помещениями;
- во-вторых, это только жилая часть дома;
- в-третьих, одно из помещений дома, отапливаемое русской духовой печью.
Статья по теме: Устройство правильной русской избы
Слово «изба» и его диалектные варианты «ыстьба», «истьба», «истоба», «истобка», «истебка» были известны еще в Древней Руси и использовались для обозначения помещения. Избы рубили топором из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, удерживали тепло, долго не гнили. Из этого же материала делали пол1 и потолок. Оконные и дверные колодки, двери обычно изготавливали из дуба. Другие лиственные деревья использовали при строительстве изб довольно редко — как по практическим соображениями (кривые стволы, мягкая, быстро загнивающая древесина), так и по мифологическим.
Например, для сруба нельзя было брать осину, потому что на ней, по поверью, удавился Иуда, предавший Иисуса Христа. Строительная техника на огромных пространствах России, за исключением ее южных районов, была совершенно одинакова. В основе дома лежал прямоугольный или квадратный сруб размером 25—30 кв. м, составленный из горизонтально положенных одно на другое круглых, очищенных от коры, но неотесанных бревен. Концы бревен соединяли без помощи гвоздей разными способами: «в угол», «в лапу», «в крюк», «в охряпку» и т. п.
Между бревнами прокладывали для тепла мох. Крышу срубного дома делали обычно двускатной, трехскатной или четырехскатной, а в качестве кровельных материалов использовали тес, дранку, солому, иногда камыш с соломой. Русские избы различались по общей высоте жилого помещения. Высокие дома были характерны для русских северных и северо-восточных губерний Европейской России и Сибири. Из-за сурового климата и сильной увлажненности почвы деревянный пол избы поднимали здесь на значительную высоту. Высота подклета, т. е. нежилого пространства под полом, варьировалась от 1,5 до 3 м.
Там же встречались и двухэтажные дома, хозяевами которых были богатые крестьяне и купцы. Двухэтажные дома и дома на высоком подклете строили и богатые донские казаки, которые имели возможность покупать строевой лес. Значительно более низкими и меньшими по размерам были избы в центральной части России, в Среднем и Нижнем Поволжье. Балки для пола тут врубались во второй — четвертый венец. В сравнительно теплых южных губерниях Европейской России ставили поземные избы, т. е. половицы пола укладывали прямо на землю. Изба состояла обычно из двух или трех частей: собственно избы, ceней и клети, связанных друг с другом в единое целое общей крышей.
Основной частью жилого дома была изба (называвшаяся в деревнях Южной России хатой) — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей. Сени были своего рода неотапливаемой прихожей, коридором, отделявшим жилое помещение от улицы. В русских деревнях XVIII — начала XX в. преобладали дома, состоявшие из избы, клети и сеней, но нередко встречались и дома, включавшие в себя только избу и клеть. В первой половине — середине XIX в. в деревнях стали появляться постройки, состоявшие из сеней и двух жилых помещений, одним из которых была изба, а другим — горница, использовавшаяся как нежилая, парадная часть дома.
Традиционный крестьянский дом имел множество вариантов. Жители северных губерний Европейской России, богатых лесом и топливом, строили для себя под одной крышей несколько отапливаемых помещений. Там уже в XVIII в. был распространен пятистенок, часто ставили избы-двойни, крестовики, избы с прирубами. Сельские дома северных и центральных губерний Европейской России, Верхнего Поволжья включали в себя множество архитектурных деталей, которые, имея утилитарное назначение, одновременно выполняли роль декоративного убранства дома. Балконы, галереи, мезонины, крыльца сглаживали суровость внешнего облика избы, срубленной из толстых, ставших серыми от времени бревен, превращая крестьянские избы в прекрасные архитектурные сооружения.
Такие необходимые детали конструкции крыши, как охлупень, подзоры, карнизы, причелины, а также наличники окон и ставни украшались резьбой и росписью, скульптурно обрабатывались, придавая избе дополнительную красоту и оригинальность. В мифологических представлениях русского народа дом, изба — это средоточие основных жизненных ценностей человека: счастья, достатка, покоя, благополучия. Изба защищала человека от внешнего опасного мира. В русских сказках, быличках человек всегда укрывается от нечистой силы в доме, порог которого они не в силах переступить. В то же время изба казалась русскому крестьянину жилищем довольно убогим.
Хороший дом предполагал не только избу, но и несколько горниц, клетей. Именно поэтому в русском поэтическом творчестве, идеализировавшем крестьянскую жизнь, слово «изба» употребляется для характеристики плохонького дома, в котором живут бедные люди, обделенные судьбой: бобыли и бобылки, вдовы, несчастные сироты. Герой сказки, заходя в избушку, видит, что в ней сидит «слепой старичок», «бабушка-задворенка», а то и Баба Яга — Костяная Нога.
ИЗБА БЕЛАЯ — жилое помещение крестьянского дома, отапливаемое русской печью с трубой — по-белому. Избы с печью, дым из которой при топке выходил через трубу, получили распространение в русской деревне довольно поздно. В Европейской России они стали активно строиться со второй половины XIX в., особенно в 80—90-х гг. В Сибири переход на белые избы произошел раньше, чем в европейской части страны. Они получили распространение там еще в конце XVIII в., а к середине XIX в. фактически все избы отапливались печью с трубой. Однако отсутствие белых изб в деревне вплоть до первой половины XIX в. не означало, что на Руси не знали печей с дымоходом.
При археологических раскопках в Великом Новгороде в слоях XIII в. в развалах печей богатых домов встречаются дымоходы из обожженной глины. В XV—XVII вв. в великокняжеских дворцах, хоромах бояр, богатых посадских людей имелись помещения, которые отапливались по-белому. До этого времени белые избы были лишь у богатых крестьян пригородных сел, занимавшихся торговлей, извозом, промыслами. А уже в начале XX в. только очень бедные люди топили избу по-черному.
ИЗБА-ДВОЙНЯ — деревянный дом, состоявший из двух самостоятельных срубов, плотно прижатых друг к другу боковыми сторонами. Срубы ставили под одной двускатной крышей, на высоком или среднем подклете. Жилые помещения располагали в передней части дома, сзади к ним пристраивали общие сени, из которых шли двери на крытый двор и в каждую из комнат дома. Срубы были, как правило, одинаковых размеров — по три окна на фасаде, но могли быть и разновеликими: одно помещение имело три окна на фасаде, другое два.
Установка двух срубов под единой крышей объяснялась как заботой хозяина об удобствах семьи, так и необходимостью иметь резервное помещение. Одно из помещений являлось собственно избой, т. е. теплой, отапливаемой русской печью комнатой, предназначенной для жизни семьи зимой. Второе помещение, называвшееся летней избой, было холодным и использовалось в летнее время, когда духота в избе, отапливаемой даже в жаркую пору, вынуждала хозяев перебираться в более прохладное место. В богатых домах вторая изба иногда служила парадным помещением для приема гостей, т. е. горницей или светёлкой.
В этом случае здесь ставили печь городского типа, которую использовали не для приготовления еды, а только для получения тепла. К тому же горница нередко становилась спальней для молодых брачных пар. А когда семья разрасталась, то летняя изба, после установки в ней русской печи, легко превращалась в избу для младшего сына, остававшегося и после женитьбы под отцовской кровлей. Любопытно, что наличие двух срубов, поставленных рядом, делало избу-двойню достаточно долговечной.
Две бревенчатые стены, одна из которых являлась стеной холодного помещения, а другая — теплого, поставленные с определенным промежутком, имели свое естественное и быстрое проветривание. Если бы между холодным и теплым помещениями была одна общая стена, то она конденсировала бы в себе влагу, способствующую ее быстрому загниванию. Избы-двойни строили обычно в местах, богатых лесом: в северных губерниях Европейской России, на Урале, в Сибири. Однако они встречались и в некоторых деревнях Центральной России у зажиточных крестьян, занимавшихся торговлей или промышленной деятельностью.
ИЗБА КУРНАЯ или ИЗБА ЧЁРНАЯ — жилое помещение крестьянского срубного дома, отапливаемое печью без трубы, по-черному. В таких избах при топке печи дым из устья поднимался наверх и выходил на улицу через дымовое отверстие в потолке. Его закрывали после протапливания доской или затыкали тряпками. К тому же дым мог выходить наружу через маленькое волоковое окно, вырезанное во фронтоне избы, если та не имела потолка, а также через открытую дверь. Во время топки печи в избе было дымно и холодно. Люди, находившиеся здесь в это время, вынуждены были сидеть на полу или выходить на улицу, так как дым ел глаза, забирался в гортань и нос. Дым поднимался вверх и зависал там плотным синим слоем.
От этого все верхние венцы бревен покрывались черной смолистой копотью. Полавочники, опоясывавшие избу над окнами, служили в курной избе для оседания сажи и не использовались для расстановки утвари, как это было в белой избе. Чтобы сохранить тепло и обеспечить быстрый выход дыма из избы, русские крестьяне придумали ряд специальных приспособлений. Так, например, многие северные избы имели двойные двери, выходившие в сени. Наружные двери, полностью закрывавшие дверной проем, открывали настежь. Внутренние, имевшие сверху довольно широкий проем, плотно закрывали. Дым выходил через верх этих дверей, а холодный воздух, шедший понизу, встречал на своем пути препятствие и не мог проникнуть в избу.
Кроме того, над дымовым отверстием потолка устраивали дымник — длинную вытяжную деревянную трубу, верхний конец которой украшали сквозной резьбой. Чтобы сделать жилое пространство избы свободным от дымового слоя, чистым от сажи и копоти, в некоторых районах Русского Севера избы делали с высокими сводчатыми потолками. В других местах России многие избы даже в начале XIX в. вообще не имели потолка. Стремлением вывести как можно скорее дым из избы объясняется и обычное отсутствие крыши в сенях.
Курную крестьянскую избу довольно мрачными красками описал в конце XVIII в. А. Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Четыре стены, до половины покрытые, так как и весь потолок, сажею; пол в щелях
Русская изба: ковчег среди лесов
Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались — верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запорошило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета, на улице сугробы в человеческий рост — не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться, но идти никуда особо и не нужно, разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму.
В подклете — бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющего навоза и соломы.
А в самой избе о морозе и вовсе не помнится — жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат малыши на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед…
Самые древние русские избы — до XIII века — строили без фундамента, почти на треть зарывая в землю, — так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен. До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными. На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да, и дверей не было, а небольшое входное отверстие – только бы протиснуться — прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.
Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.
Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений — сеней и жилой комнаты, или шестистенка, когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной на-двое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени.
Крестьянская изба Русского Севера строилась иначе.
По сути, северная изба — это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи
Северная изба строилась в два яруса. Нижний — хозяйственный, там скотный двор и хранилище припасов — подклет с погребом. Верхний — жильё людей, горница, от слова горний, то есть высокий, потому что наверху. Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён. Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут. С крыльца дверь ведёт в сени — просторный тамбур, он же — переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же — дверь в горницу. Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь — неровён час набьёшь шишку о притолоку.
Просторный подклет находится под горницей, вход в него — со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен — венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку — прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей.
Строили, впрочем, по-разному. В музее
В одиночку такой дом не построишь, потому в северных сельских общинах избу для молодых — новой семьи — ставили всем миром. Строили все селяне: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их.
Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно — горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей.
Главное место хозяйки — напротив печи, называется кут. А узенькое пространство за печкой — закут. Отсюда и пошло выражение «ютиться в закутке» — в тесном углу или крохотной комнатушке.
«В горнице моей светло…» — поётся в популярной не так давно песне. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии.
Долгое время в сельских, да, и в городских избах печи клали без труб. Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям — как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки. Хотя печь топили хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными.
Печные трубы на крышах сельских домов появились только в XV—XVI веках, да, и то там, где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причиной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы — Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами
Русская деревянная изба
Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock.
© 2014-2016 Андрей Дачник
Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.
Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.
Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли «открытой» для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же «запечатывал» дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.
С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи, которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.
Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и «современная» реконструкция и ремонт русских изб. Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.
край, где мы живём»: Предметы русского быта
В детском отделении районной библиотеки п. Колышлей оформлен «Уголок народного быта». Здесь все желающие могут познакомиться с историей возникновения посёлка Колышлей, его достопримечательностями, предметами старины, обычаями и обрядами наших предков, легендами родного края. Этот уникальный краеведческий материал представлен на выставке-экспозиции «Преданья старины глубокой». Дедушка — краеведушка поможет найти нужный материал в книгах и брошюрах, познакомит всех желающих с предметами русского народного быта, их назначением. С интересом дошкольники и учащиеся школ посёлка знакомятся с выставкой на массовых мероприятиях. Здесь можно узнать много нового. Например, что такое ухват и рубель, как работали за прялкой и для чего нужно веретено, как гладили старыми утюгами раньше и как звучит музыкальный утюг. А разве можно в быту обойтись без самовара! Ведь чай пили с удовольствием, угощали им гостей. Самовар был главным украшением стола. Давайте вместе узнаем назначение предметов народного быта. Готовьтесь перенестись в прошлое, окунуться в старину, узнать больше о жизни наших предков. Крестьянская изба
Изба — жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.
На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Инт
«Добро пожаловать в старую русскую избу».
Добро пожаловать в старую русскую избу.
Здесь представлена русская национальная одежда и утварь. Справа вы видите национальные сандалии. Это традиционная русская обувь, которую люди шили для себя. Также есть образцы русской мебели. Детская кроватка, стол и стулья — произведения народного искусства. Деревянная посуда, среди которых есть чугун. В зале выставлены люди, приготовленные в печи, чтобы не обжечься, они использовали такие вещи.Обратите внимание на качалку для детей. Есть посуда из бересты. Береза хорошо служила посудой для хранения продуктов. Он не пропускает тепло, поэтому продукты долго остаются горячими.
Пензенский областной Дом народного творчества основан в 1945 году. В середине 50-х его директором был назначен талантливый человек — поэт, блестящий организатор и директор — Владимир Константинович Застрожнов. Работая на этой должности более четверти века, он внес значительный вклад в развитие народного искусства Пензенской области.Специалисты Дома провели большую работу по обеспечению репертуара коллективов, созданию новых клубов, их популяризации. Деятельность Дома 70-80-х годов была направлена на поиск новых организационных форм стимулирования самодеятельности, сохранение существующих коллективов, популяризацию их достижений через СМИ. Система постоянной отчетности о развитии сельской культуры и художественного творчества в сельской местности. В 1974 году решением Бюро партийных сборов при Доме народного творчества была открыта Областная народная филармония.Его основная задача — показать систематизированный репортаж творческих коллективов сельской местности и культурно-образовательных учреждений промышленных предприятий городов Пенза, Кузнецк, Сердобск, Каменка. За 70 лет деятельности любительских коллективов наблюдался устойчивый качественный и количественный рост. Успешно развивался вокально-хоровой и театральный самодеятельный, агитационно-артистический коллектив, шел сильный рост в коллективах народного танца, ансамблях, кинофотолюбительства. В 1976 г. с целью наставничества сельских самодеятельных коллективов были прикреплены шефименторы, в том числе руководители профсоюзов, члены творческих союзов и руководители ведущих самодеятельных коллективов профсоюзов Пензы.В 70-е годы в ней все больше развивалось детское самодеятельность благодаря активной работе региональных музыкальных школ, а к концу 70-х в каждой из 30 музыкальных школ требовались детские коллективы: хоры, оркестры народных инструментов, а некоторые — и танцевальные коллективы. В январе 1975 года в Пензе был основан один из немногих в стране Народный музей (как выставочный зал ВООПИиК). В нем экспонируются только оригиналы произведений декоративно-прикладного искусства. Основатели музея — резчик Р.Ф. Кочурин, мастер аппликации А.И. Андреев, ткачиха В.И. Ванс, создатель оригинальных композиций из соломы Е.К. Меданцева и десятки других великих мастеров.Жемчужиной музея является Зал керамики, в котором выставлены изделия прославленного Абашевского рыболовства, выросшие из игрушек — свистульки и самобытные большие глиняные скульптуры. Интересна коллекция мастеров стекольного дела Никольского стекольного завода и женских поделок. Наряду с заботой о создании творческих коллективов, повышении их исполнительского мастерства, руководителей школ, главной задачей дома является работа по формированию репертуара для всех жанров инициативности в соответствии с мировоззренческими установками тех лет.Областной Дом народного творчества использовал различные формы реализации богатого репертуара, в том числе списки рекомендаций по актуальным темам и библиографические обзоры на курсах и семинарах, а также средства массовой информации.
Для новейшего репертуара оперативной поддержки в областном Доме народного творчества создана музыкальная библиотека качественных лент. ОДНТ активно занимался разработкой и внедрением новых советских праздников и обрядов.
Областной Дом народного творчества проделал большую работу по сбору и популяризации фольклора и современного народного искусства.Рана была ОДНТ «Красная книга» фольклора с применением магнитофонных записей 700 трудовых, хороводных, обрядовых и лирических песен. В последующие годы продолжались исследования по изучению фольклора в деревнях района, и шло постоянное пополнение «Красной книги».
.4063 фотографии русской хижины — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime
Деревянное крыльцо, дверь и лестница в каркасном доме. Старинная технология строительства русской избы и церквей.
Деревянное крыльцо, дверь и лестница в каркасном доме. Старинная технология строительства русской избы и церквей.
Фактура распила и соединения сруба.Древняя технология строительства русских избы и церквей. Текстура параллельно сложенных бревен.
Турист в интерьере старинной русской избы в Пушкине. Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Турист в интерьере старой русской избы
Текстура обработанной древесины параллельной фальцовки. Древняя технология строительства русских избы, деревянных домов и церквей.Текстура параллельно сложенных бревен.
Текстура обработанной древесины параллельной фальцовки. Древняя технология строительства русских избы, деревянных домов и церквей. Текстура параллельно сложенных бревен.
Текстура обработанной древесины параллельной фальцовки. Древняя технология строительства русских избы, деревянных домов и церквей. Текстура параллельно сложенных бревен.
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском.Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском. Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Сад и старая русская избы в Пушкине Михайловском. Летний пасмурный день
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском.Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском. Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском. Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском.Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском. Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском. Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Интерьер старинной русской избы в Пушкине Михайловском.Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Интерьер старой русской избы в Пушкине
Древнерусская изба в Пушкине Михайловском. Летний пасмурный день
Древнерусская изба в Пушкине Михайловском. Летний пасмурный день
Древнерусская изба в Пушкине Михайловском. Летний пасмурный день
Интерьер русской избы.Изготовлен из бревна
Старая русская избы. Внутри
Старая русская избы. Внутри
Постель застелена. спальная комната. Интерьер старинной русской избы. Кровать в русской избе. Предметы интерьера с старинной утварью Древнерусский быт. Кровать в русской избе. Интерьер
Интерьер русской крестьянской избы.Интерьер кухни, самовар, горшки, посуда, духовка
Традиционная русская деревянная избы. С плитой
Старая русская избы. Внутри
Интерьер русской избы. Русская деревня. Интерьер русской избы
.4063 Русские фотографии хижины — бесплатные и лицензионные фотографии от Dreamstime
Хижина из темного дерева. Избушка персонажа русских сказок. Дом Бабы Яги. Изба стоит на куриных ножках. Хижина из темного дерева. Избушка
Хижина из темного дерева. Избушка персонажа русских сказок. Дом Бабы Яги. Изба стоит на куриных ножках. Хижина из темного дерева.Избушка
Изба в русской деревне. Пугало рядом с хижиной. Изба в Русской деревне / Михайловское, Псков
Сутенерская старая шаткая деревянная хата в русской деревне. Летом под голубым небом
Избушка на куриных ножках, жилище Бабы-Яги в русских сказках.
Избушка на куриных ножках, персонаж русских сказок.Находится недалеко от трассы Николаев — Херсон, Украина
Фрагмент деревянного фасада избы. Оконные наличники. Народное искусство. Русская деревня. Старые деревянные дома. Памятник древнерусского зодчества. Золотой
Фрагмент деревянного фасада избы. Оконные наличники. Народное искусство. Русская деревня. Старые деревянные дома. Памятник древнерусского зодчества
Старая изба из русских сказок в лесу летом.На поляне в лесу мистический дом
Избушка на куриных ножках. Дом из старинных русских сказок.
Избушка на куриных ножках. Дом из старинных русских сказок.
Окно старой деревенской избы в русской деревне. Закрыть
Бревенчатая изба угловая стыковка по старинному русскому стилю
Бревенчатая изба угловая стыковка по старинному русскому стилю
Стилизация избы Яги из русских народных сказок.Мурманск, Россия — 15 марта 2011 г .: Стилизация избы Яги из русских народных сказок
Старый дом-изба, дом-музей, экспонат памяти великого русского поэта пребывания М.Ю. Лермонтова Та. Тамань, Россия — 8 марта 2016: Старый дом — хижина, дом-музей
Изба на куриных ножках. Жилище Бабы-Яги в русских сказках
Деревянный фермерский дом за деревянным штакетником.Избушка в русской деревне. Русская деревня. Деревянный дом за деревянным штакетником. Изба на Русских
Старая шаткая деревянная избы из бревен с крышей, покрытой шифером. Русская деревенская самодельная баня. Русская деревенская самодельная баня. Старая шаткая деревянная изба
Красивая русская изба в два этажа. Вид на двухэтажный бревенчатый дом Русский
Деревянное крыльцо, дверь и лестница в каркасном доме.Старинная технология строительства русской избы и церквей.
Деревянное крыльцо, дверь и лестница в каркасном доме. Старинная технология строительства русской избы и церквей.
Фактура распила и соединения сруба. Древняя технология строительства русских избы и церквей. Текстура параллельно сложенных бревен.
Турист в интерьере старинной русской избы в Пушкине.Пушкинские горы, Россия — 18 мая 2016: Турист в интерьере старой русской избы
Текстура обработанной древесины параллельной фальцовки. Древняя технология строительства русских избы, деревянных домов и церквей. Текстура параллельно сложенных бревен.
Текстура обработанной древесины параллельной фальцовки. Древняя технология строительства русских избы, деревянных домов и церквей.Текстура параллельно сложенных бревен.
.429 Фотографии старого стиля русской деревянной избы
Русская деревянная изба в старинном стиле. Русская деревянная изба в старинном стиле
Бревенчатая изба угловая стыковка по старинному русскому стилю
Бревенчатая изба угловая стыковка по старинному русскому стилю
Старая деревянная изба в русском стиле наполовину заброшенная, вокруг растет тростник.Ветхая деревянная изба в русском стиле наполовину заброшенная, заросшая тростником все около
Окно в старом доме. деревянный дом. Русская изба. Деревянное декоративное окно в бревенчатом доме. Русская традиционная архитектура
Фасад старинного деревянного дома, украшенный резьбой в традиционном русском стиле, размытое изображение
Два дома в стиле старинной русской избы из деревянных настилов.Для вашего дизайна
Фасад старинного деревянного дома с резьбой в традиционном русском стиле, перспектива
Фасад старого деревянного дома, украшенный резьбой в традиционном русском стиле, монохромный, размытое изображение
Фасады Русской деревни деревянных домов в старинном стиле.
Лесная избушка домик лесника здание лесные деревья злая листва деревянный каркас старинная архитектура в стиле язычника.Языческая резьба Лесная избушка домик лесника постройка лес
Деревянное крыльцо, дверь и лестница в каркасном доме. Старинная технология строительства русской избы и церквей.
Деревянное крыльцо, дверь и лестница в каркасном доме. Старинная технология строительства русской избы и церквей.
.