Русская изба внутри фото: Русской избы изнутри в интерьере (74 фото)

Содержание

Фон для презентации русская изба (207 фото) — фото

Оцилиндрованное бревно текстура


Русская изба Емеля


Деревянная изба внутри


Бревенчатая стена


Русская изба резьба по дереву окна


Роспись стен в русском стиле


Фон русская изба внутри


Стена бревенчатая в избе


Изба древней Руси внутри


Сказочные русские избы


Интерьер русской избы с печью


Терем Терем Теремок герои


Русский народный быт для детей


Фон русская изба


Художник Даррел Буш


Сказочный деревенский домик


Юшманова Татьяна живопись


Симс 4 русская изба


Декорация русская изба


Бревенчатая стена с окном


Деревянные бревна


Интерьер крестьянской избы


Киевская Русь город Киев три богатыря


Сказочная деревня


Сказочная комната


Окно русской избы


Комната сказочного героя


Бревенчатый дом русская изба


Домовёнок Кузя избушка


Декорации русской избы


Летний пейзаж для детей


Традиции народных промыслов


Сказочная деревня


Сказочный деревенский домик


Бревенчатая стена с окном в избе


Сказочный домик Теремок


Деревенская изб Ярославская область


Домик для сказки Теремок


Русская изба Емеля


Окно в сказочной избушке хромакей


Поморская деревня Архангельской области


Рамка из бревен


Деревянная изба для детей


Изба Утенковой Витославлицы


Стена из бревен


Печка в сказочной избушке


Мультяшный дом на опушке леса


Русский быт рисунок для детей


Декорация изба


Теремок для детей


Деревянная стена из бревен


Стена из бревен


Мультяшные окна для домика


Стена из бревен


Резные наличники ставни Сибирь


Красный угол в крестьянской избе


Нина Латушко художник


Убранство татарской избы


Сказочный интерьер детской комнаты


Народные сказки фон


Игра Простоквашино дело ночного воришки


Окно избушки


Сказочная комната


Фон для презентации по русскому


Стол в избе


Сказочная избушка в лесу


Терем Василисы Премудрой


Домик в деревне


Сказки. Терем-Теремок


Волшебный домик в лесу


Русская изба изнутри Горница


Крестьянский двор 17 века в России: изба, клеть, хлев, сарай


Рамка с самоваром


Бревенчатая стена


Уральская изба Переславль Залесский


Сказочная избушка


Русская изба интерьер


Декорации русской избы


Квест «избушка бабы-яги»


Деревенский дом


Деревянные бревна


Сказочная избушка зимой


Бревенчатая стена


Горница Светлица


Домик Теремок из сказки Теремок


Окно избы рисунок


Изба деревня деревня тропа


Русская изба изнутри Горница


Кугач Иван Михайлович


Деревянная изба зимой


Карл Иванович Кольман интерьер русской избы


Мини музей русская изба


Мультяшные комнаты


Бревенчатый фон


Фон русская изба


Сказки домик


Рамка Теремок для детского сада


Деревенский пейзаж гуашью


Бревна для избушки


Камешковский районный историко-краеведческий музей Камешково


Пустая комната мультяшная


Герои сказки Лубяная избушка


Фотообои твоя Планета премиум Хуторок 291х204 см


Сказочная изба


Планировка русской избы


Горящая изба


Изба пятистенка интерьер


Фон сказка


Русский Север Татьяна Юшманова


Русская избушка


Карл Иванович Кольман интерьер русской избы


Сказочный домик


Рамка для текста деревянная


Терем Терем Теремок герои


Деревянная баня вектор


Музей «Крестьянская изба» Сизьма


Художник Алексей Долотов кошки


Музей «русская изба в Сибири» Томск


Домик из сказки на белом фоне


Фон изба


Для баннера деревенский домик


Мультяшная кухня


Красивая деревня


«Мотивы русской архитектуры» 1874-1880.


Окно из сказки


Художник Джанет Крускамп


Три медведя русская народная сказка


Бревенчатая изба внутри


Билибин золотой петушок декорации


Изба на белом фоне


Домик трех медведей


Мультяшная деревня


Деревянная избушка с окошками


Деревенский дом на белом фоне


Русская изба Горница


SIMS 4 Russian House


Деревенская Церковь Есенинская Русь


Традиционная белорусская изба — хата


Фон для презентации в русском стиле


Проекты русских изб


Избушка у моря


Стена избы


Сказочная избушка для детей


Избушка без фона


Дом Теремок сбоку вектор


Сказочный деревенский домик


Ткачи в древней Руси


Румбокс деревенская изба


Амбар с зерном на Руси


Комната в избушке


Бревенчатая стена


Сказочный деревенский домик


Деревня для сказки Репка


Пейзажи деревни на фоне


Старый дом из бревна


Домик Теремок


Хаттфьелльдал Норвегия избушка


Сказочный домик Терем Теремок


Изобразить дом


Изба картинки для детей


Бревенчатая стена с окном изнутри


Домик из сказки


Деревянные бревна


Даррелл Буш картины зима


Татарский орнамент на стене


Сказочная изба внутри


Музей русская изба Рязань


Русская печь в избе для детей


Фон бревенчатая изба


Сказочный Терем вектор


Домик с окнами в детский сад


Изба картинки для детей


Деревянная стена из бревен мультяшно


Избушка Нижневартовск


Деревня зимой мультяшная


Художник Людмила Ивановна Елесина


Печь в русской избе


Зимняя избушка


Сруб избы


Изба жилище на белом фоне


Теремок фон


Нарисовать деревенский домик


Стена сруба из бревен


Новогодний домик на прозрачном фоне


Митрушова Татьяна


Деревенский дом 3д модель


Текстура бревна


Нарисовать дом из бревен


Осенняя деревня на фоне дождя


Домик Теремок


Приданое на Руси


Картины деревенский мотив украинская деревня


Хворостяная избушка


Бревенчатая стена с окном в избе


Лубяная избушка сказка


Избушка на курьих ножках и баба Яга












Каркас.

Какой была «настоящая» русская изба (русофилам не читать!) (История и философия)

Убедительная просьба, воздержаться от чтения этой статьи самым правоверным славяно- и русофилам, поклонникам творчества министра культуры Мединского, зрителям канала «РенТВ»

Целью этой публикации не являются:

  • желание унизить национальную гордость великороссов,
  • давать сравнительную характеристику русских изб и жилищ других народов в уничижительном или наоборот превосходном ключе.
  • развенчание каких либо мифов.

Сформулирую цель статьи так: ещё раз проследить зависимость технологии и конечного результата, конкретно в избостроении. А так же попытаться заглянуть «внутрь» избы, в том её виде, в котором она существовала несколько веков. И ещё раз зафиксировать выводы на основании имеющейся информации и законов логики.

Надо определиться с терминами. Что значит «настоящая» русская изба?

Избы то были разные. На севере одни (как правило и больше-выше и красивее), в южных и западных областях немного другие.

В одной деревне, особенно начиная с 18-19 веков избы могли сильно отличаться друг от друга. Ответим так. «Настоящей» русской избой назовём тот тип, в котором бОльшая часть наших предков жила бОльшую часть исторического времени русского государства. Это примерно с 13-14 по середину 19 век.

В сознании большинства сегодняшних россиян, русская изба – это что то такое теплое, уютно-домостроевское, домотканое и посконное. Печь с лежанкой, божница в красном углу, полати, самовар. Резьба снаружи. Внутри тепло, чисто и опрятно. Было так или нет?

Из каких источников мы можем судить о том, какой была изба?

Самих «живых» образцов древних русских изб не осталось.

Все немногие существующие «древние» избы, самые старые – это 19 век (они же находятся в существующих музеях), более ранние экземпляры если и сохранились, то в единичных случаях и мало известны науке.

1.Изображения. От 18 и 19 веков их осталось много. На картинах, а с середины 19 века и на фотографиях. (но и технологии и сами избы к этому времени изменились, и изменения эти носили без преувеличения революционный характер, когда избы приобрели известный нам вид, но не все конечно). Изображений более ранних времён конечно меньше. Почти все сделаны иностранцами. Самые известные это гравюры 17 века Олеария и Мейерберга.

2.Описания самых разных авторов. Отечественных и иностранных.

Вообщем то вся существующая литература о русском деревянном зодчестве опирается именно на эти источники. Литературы о русской избе и деревянном зодчестве вроде бы много. Но в ней как то «сглажены» или плохо освещены некоторые технические вопросы.

Итак, начнём с технологии. А вернее, каких технологий не было у наших предков.

1. В своей статье от 8 июня на этом канале «Почему русские строили без единого гвоздя и одним топором?» я убедительно доказал, что главной причиной этого могло быть только одно: полное или почти отсутствие строительных гвоздей и пил по дереву.

Статья, кстати, вызвала отклик у читателей, более 170 комментариев. Конечно, почти все резко критические. Но ни одно аргумента против по существу не было. Приводились доводы про преимущества обработки дерева топором (а они были), а то что без гвоздей, то это, де, добровольный выбор. Якобы гвозди были и много. Но без них то лучше. И прочая нелепица.

Лишь один комментатор поддержал меня. И дал очень красочный комментарий о жизни в старые времена. Позволю себе процитировать его частично:

«…Большинство идиотствующих интеллигентов уверены, что в царские времена полудикие обожравшиеся гусями и заливной осетриной крестьяне пьянствовали по деревням, пока настоящие хозяева-кулаки работали и кормили своим трудом лодырей-батраков, как масквачи кармили колхозников своей калбасой… В начале двадцатого века примитивными железными орудиями труда были обеспечены деревни вблизи торговых путей, вблизи монастырей на торговых путях,в пригородах, а глубинка в начале двадцатого века каждую железку перековывала по сто раз из сошника в топор,из топора в горбушу, из горбуши в серп, из серпа в нож. Натуральное хозяйство при шестнадцати часах работы с пяти лет до смерти не давало ничего для продажи-только прокормиться на грани выживания, одеться и согреться на грани замерзания.

Для браги и пива нужно пожертвовать кашей и хлебом на своём столе, для покупки топора отработать дополнительно ещё тысячу часов. От моего дома до кричного железоделания, а это по капле из болотной глины выдавленный получугун, месяц дороги в начале двадцатого века, а ранее дороги ещё и смертельноопасной. В обмен предложить нечего, кроме труда, вот и уходили люди на годы в вахту за кусок железа, за кусок…»

Такая картина…

Повторю и здесь. Что достаточно примитивный, сыродутный способ добычи железа, и такие же примитивные приёмы железообработки, которые существовал на Руси века, не позволяли производить в больших, товарных количествах строительные гвозди в том виде, в каком они известны нам. Это было очень трудно.

Обходились без гвоздей почти везде. Например, такое свидетельство: первый русский флот, воронежский, по разным источникам строился с помощью и деревянных(!!) гвоздей. А ведь строительство флота тогда делом первостепенной государственной важности!

В июне этого года, уже после того, как была написана моя статья, в одной из передач «Что.

Где. Когда» был интересный вопрос. Зачем в американских провинциях в 17-18 веках был такой обычай. Перед строительством нового дома сжигали старый? Правильный ответ: чтобы добыть из старых построек гвозди.

Пила. Если про отсутствие гвоздей мы говорим, как о предположении с высокой степенью уверенности, то про пилу уверенно – не было. Настолько почти, что совсем. Это документы. Во всей Москве, столице, в 1630е года среди двух тысяч ремесленников указан только один «пильщик». Пила вводилась в быт и строительство царской властью начиная с Петра 1.

Отсутствие пилы и гвоздей было мощным ограничителем для наших предков в строительстве.

Для тех, кто в танке. Таких среди комментаторов было много. Писали, что брёвна гвоздями крепить не надо. Конечно. Но кроме самого сруба, есть другие конструкции, кровля, перекрытия, хоз.постройки, где гвозди очень желательны

Конечно, наши строители выработали такие приёмы, которые позволяли обходиться и без пилы и без гвоздей.

Но тем не менее. Это было именно вынужденным, но никак не добровольным решением. И деревозаготовка и деревообработка без пилы – это очень тяжело и трудно. Кто не верит, пусть попробует срубить топором дерево. Я пробовал, это тяжко. Одно, средней толщины.

Кроме того, что срубить само дерево, убрать сучки, а потом скобельком и кору убрать. И всё ручками ручками. И таких брёвен на избу требовалось десятки

Пила – если не первый, то точно второй инструмент в деревообработке.

Отсутствие пилы – это отсутствие пиломатериала. Столь привычного для нас. При чём более менее стандартных размеров. Тёс сделанный топором заменял его, но далеко не всегда.

Результат: не было досок – не было и дощатых полов и дощатых потолков, и много другого из досок. Тогда какими они были? Полы. Вообще русская изба «выросла» из земли. Изначально, и с этим согласны большинство историков, русские жилища были землянками и полуземлянками.

И в этом было своё преимущество. Т.к. в них лучше сохранялось драгоценное тепло.

Но, наконец то, когда изба выросла из земли, она на земле осталась. Полы в русских избах были земляными. Да, их утрамбовывали, поливали водой, и, наверное, чем то покрывали.

Тип жилища клеть на подклети, который развивался больше в городах, и был признаком зажиточности, распространялся очень медленно. В них, да, полы были деревянными, из тёса. Или пластин, т.е. половин бревна.

Потолок. Делали просто из брёвен. Накатом.

Важнейший вопрос. Что из себя представляла заготовка дров без пилы??

И с ручной пилой это очень трудоёмкий процесс. А без неё? Попробуйте представить.

Это что же. Каждое полено надо было вырубать? Видимо так. И потом, как расколоть чурку, если она не торцована и её нельзя поставить на землю вертикально?

Надо думать, что неслучайно появились некоторые русские пословицы и присказки, например, «наломать дрова» (почему не напилить?), «лес рубят — щепки летят» (почему не опилки?), они имеют буквальный смысл.  «Лес сечь – не жалеть плеч». (Сечь, секира)

Почему же наши предки не изготавливали пил? Трудно сказать. Для пилы нужно не просто железо, а железо высокоуглеродистое. Как сталь. Сталь в древние времена называлась на Руси «укладом». Её делать могли. Но факт остаётся фактом, пил по дереву не делали. Возможные исключения подтверждают правило.

А раз не было пилы, то не было и той замечательной резьбы на окнах и фасадах, которая действительно так здорово разукрасила многие избы, но в уже более позднее время. 


Печь. Без неё никак. Была глинобитной. Т.е. кирпичей не использовали. Почему? Непонятно. Хорошие кирпичи, получают путём обжига, они были трудны в изготовлении, т.к. опять же требовали дров. А дрова как добывались мы помним.

Но можно было использовать кирпич-сырец. Но не использовали и его. В общем, лепили из глины. Это ладно, но почему не делали дымоходов??

Мы с уверенностью утверждаем, что подавляющее большинство русских изб было до 18 века курными.  Все свидетельства и документы говорят об этом. Топились по черному. Весь дым от печи попадал в помещение. Почему? Разве наши предки не могли сообразить, что гораздо лучше, если дым будет уходить на улицу а не внутрь?? Наверняка могли. В чём же дело? Здесь только предположение.

Дымоходы можно было сделать или из железа или кирпичей. С качественным и тонко раскованным железом на Руси было не очень. А кирпичей не делали.

Можно ли было и дымоходы сделать глинобитными? Наверное. Но не делали и таких.

Здесь могут раздаться голоса против. Умели делать кирпичи! Умели. Храмы строили! У греков научились. Плинфа и т.п. Умели, да. Но не делали. Или возразят: а вот смотрите! Гравюры Олеария 17 века! На них Москва и московские дома. И почти у всех домов торчат трубы!

А вот гравюры другого иностранца в московской Руси 17 века, Мейерберга. И тут уже никаких труб на избах нет.

Что то не так. Или первый трубы пририсовал, или второй недорисовал. Скорее всего на гравюрах Олеария изображены были не дымоходы, а дымники.  Дымники делали из дерева и ставили их как правило не в самой избе где печь а в соседнем помещении, например в сенях. Выпускали дым в сени, а уже из сеней в дымник.

А во-вторых, есть куда более весомый документ, чем гравюры Олеария. Это документ-инструкция для московских властей от 1722 года. Спустя почти 100 лет после созданий Олеарием своих гравюр. Она предписывала во всех чёрных избах сделать дымоходы и впредь запретить их строительство. Чему больше верить? Очевидно что второму. Вряд ли за 80 с лишним лет вдруг московские избы из белых превратились в курные.

Но вот появились кирпичи и дымоходы. Тут неизбежно возникает вопрос: каким образом делали «проходку» сквозь перекрытие и кровлю? Это сейчас есть негорючие материалы, каменная вата, герметики и «мастер-флэш». Раньше же не было. Как гидроизолировали место вокруг дымохода? Чем? Не очень понятно.

Теперь представим процесс топки в курной избе. А тут разночтения.

Одни пишут, что это было вполне ничего себе. Дым якобы только поверху стелился. А люди то внизу. И дышали они свежими воздухами. Вот например, что пишет академик Ополовников.

«Курная изба поражает. Прежде всего рушатся привычные и, надо сказать, весьма поверхностные представления о том, что в такой избе всегда темно и грязно, что повсюду зола, сажа, копоть. Ничего похожего! Полы, гладко обтёсанные бревенчатые стены, широкие лавки, печь — всё сверкает чистотой, столь обычной для изб северных крестьян. На чистом столе — белая скатерть, на стенах вышитые полотенца и одежда, в «красном» углу — традиционный иконостас с начищенными до блеска окладами икон. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопчённых верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой как вороново крыло»

Думается, что, сам академик жил всё таки в квартире.)

Но есть другие свидетельства. Вот пример. Можно сказать, от первого лица. Хоть и длинное, но столь красочное, что его стоит привести с небольшими купюрами. Воспоминаяния крестьянина.

«..Затопят печку, дока (пока) теплинка (лучина, береста) горит, они (дрова) просыхают. Потом и они принимаются. Откроют окошко в потолке. (дымник). Дым по всей избе расходится. Если много дров накладут, то полымя перешибает через чело. Искры гаснут в челе. Если зад в печи повыше, то жара взади волнуется… мать горшки готовит, картошку варит, и готовит, а печь топится. Дыму прибывает. Ходит по избе дым. Отварят дверь на мост. Дым тянет и в дымник и в дверь. Стужа идёт полом в дверь ту. Мать оденет на себя каку ни то курточку, а на ноги – валены сапоги. Пока топят, дымно, холодно в избе те. Поневоле все проснутся – кому дымно кому холодно… ..Рябетишки проснутся и начнёт их матка обихаживать. Оденет в каки не то пальтушки, обует… …если сильная стужа, лежат ребята на печи в дыму то. Ноги те и сами – на печи, а голову свесят пониже немножко над голбцом. Так и лежат. На полатях во время топки быть невозможно, потому дымно. Их выше печи делали. На голбце во время топки спать можно, дым не достигал той местности. На аршинчик от потолка ходит дым то. Ест глаза. То наклонишься, то присядешь, даёшь себе какой ни то способ. Ходишь согнувшись…. Дым как море колышется… Мать кричит: давай закрывай дверь ту! Ишь стужа кака! Мороз! Печь топится 1-1,5 часа. Как печь протопится, угли все выгребут клюкой в горнушечку…как дверь затворят, скоро и тепло станет в избе…»

Картина маслом. Представили?

Ещё свидетельство:

«Всё в них чёрное: потолок чёрной, стены закопчённые. И сами те хозяева то-же. Рукавицы положил на полавошник, а он сам от весь прокоптился. Возьмёшь рукавицы, станешь одевать, руки те испачкашь, за харю (лицо) схватишься и её замарашь. На печь полез в сажу выпачкался. Што не схватишь, везде копоть и грязь. Тимнота (темнота) была тогда, не знали что делать с эстим положением»

Кроме того, что можно было надышаться дымком, был ещё серьёзный шанс отравиться угарным газом. И ходить с головной болью.

«Угорали до невозможности, даже от угару ту нюхали нашатырный спирт, а то к голове те привязывали холодку квашену капусту. Рябину ели. А то капусты наводят с квасом, и похлебают. Сказывали, лучше угар от пройдёт» — Крестьянин Савельев — Бывали случаи, хотя и редко, угорания насмерть. Так, раз родители ушли возить солому, а возвратясь в избу, нашли на полу 2 детей, умерших от угара»

Окна. Тут уже никаких особых разночтений нет. Изображений и информации довольно.

В нашем современном понимании окон не было. Это были скорее большие щели. Волоковые окна. Прорубленные между брёвен высотой с одно бревно же. По фасаду по многочисленным источникам было, как правило, 3 таких оконца. Стекла не было многие века. Снова вопрос — почему? Не знаю. Не понятно. Изготавливать стекло умели и в древности. Но, видимо, только для украшений. И стекло такое не обладало прозрачностью. Знали ли наши предки, что стекло можно использовать для окон? Наверное. В той же Европе стекло использовали очень широко именно в окнах. Окна делали иногда очень большими, с витражами. На Руси, увы, так не делали, но знать об оконном стекле наверняка могли! Производство стекла появилось на Руси только в 17 веке. Снова по инициативе правительства. Но этот завод, судя по документам, занимался не оконным стеклом, а больше предметами интерьера для царского двора.

Чем же закрывали окна.

Так и закрывали, заволакивали, дощечками. Окна называли волоковыми. Чтобы выпустить дым. (но мы только что прочитали, что для выпуска дыма открывали и входную уличную дверь) Что это значит? Это значит, что в избах было очень темно. Вот уроните вы что ни будь на пол, закатилось это под лавку. И ищи, шарься в темноте. Фонариков же не было.

«И это было только в тёплое время года, а зимой, когда и эти маленькие оконца загораживались соломой, тряпьём и оставлялся свободным только верх окна, световая площадь ещё больше уменьшалась. Кроме того, не надо забывать, что совершенно чёрные от сажи потолок и стены поглощали массу света»

Постепенно одно окошко посередине стали делать красным, или косящатым.  Размером немного больше чем волоковое. Чем же заменяли стекло в окнах? Пишут, что или слюда или «бычий пузырь». Слюда для тех, кто побагаче. Слюда весьма хрупкий и не практичный материал. Да и не настолько она распространена в природе. Т.е. слюда была скорее элитным материалом. Для царского двора и для богачей. Кстати, свет она пропускала очень плохо.

А теперь бычий пузырь. Шо це есть? Мы помним из уроков биологии, что у быка есть только два пузыря, один мочевой, другой желчный. Всё. И оба пузыря очень плохая замена оконному стеклу. Скорее, пузырём называли брюшину, оболочку для бычьих кишок. Вот её и натягивали наши предки на окошки. Натянули, нормолёк, сразу светлее. Мухи только всё окошко облепили, заразы. Специалисты по бычьим пузырям, поправьте меня.

Теплоизоляция избы. Важнейший вопрос. Всё-таки избы считают тёплыми. (У нас до сих очень популярны дома из бревна и бруса. Люди не очень хорошо понимают разницу между деревом и деревянной стеной. И потом удивляются, глядя в тепловизоры и счета за электричество)

Тут отметим вот что.

  • Во первых, в связи с тем, что почти все избы были курными, и в процессе топки, чтобы выпустить дым, надо было открывать и волоковые окна и сами входные двери. Т.е. заходи мороз домой. Как это выглядело можно прочитать во второй части. А даже когда и окна и двери были закрыты, вряд ли они абсолютно герметично закрывали проёмы. И утечки тепла наверняка были. Но и горячий дым прогревал избу хорошо.
  • Самые популярный тип избы – пятистенок. Кроме собственно избы (жилого помещения) есть ещё холодные сени. Это не только допплощадь, но и тамбур.

Но. Знаем точно, что было очень много изб четырёхстенных. В одно помещение. Вплоть до 20 века. Каких было больше – гадать не будем. Во втором случае явно холоднее.

  • Теплоизоляция межвенцовая. Никаких разночтений. Много веков №1 это мох. Сам процесс назывался «замшить». Почему мало использовали более удобные паклю и лён? Непонятно.

Лет …цать назад один знакомый позвал меня помогать собрать сруб под баню. При чём он хотел сделать всё по старинке, проложить между венцами мох. По пути заехали в лес, набрали мха сколько то мешков. Дальше помню, как мы плюхались с этим мхом. Неудобно раскладывать его кусками, мох падал, его не подбить. Потом кому то в голову пришло, чтобы мох не падал, лепить его на клей. Так и сделали, но клей быстро закончился. Впечатление, что очень непрактичный материал, пакля и джут намного удобнее. Хоть и есть у мха какие то бактерицидные свойства. И потом высыхает и само дерево и мох между ним, он крошится.

Полагаю, что стены старых изб изрядно сквозили.

Есть документы, которые говорят, что саму избу на зиму «окутовали» соломой для утепления. Плохо представляю, как это выглядело.

  • Теплоизоляция перекрытий. Полы. Делали  завалинку. Подсыпали нижние венцы землёй снаружи. Если имелся подпол, то же делали и изнутри. В сочетании со снегом вполне эффективно.

Теплоизоляция потолочного перекрытия. Тоже самое. Насыпали, как правило, землю.

Ещё листья, льняные обмялки, опилки только в более поздние времена. Но вот согласно одному документу (а я про него обязательно скажу), средняя толщина такого слоя земли была 10 см. Что очень мало для эффективной теплоизоляции.

Без всяких калькуляторов видно, что русская изба была в теплотехническом отношении весьма несовершенна. (Желающие могут это проверить цифрами.)

НО. Избы были, как правило небольшими. И, конечно, печь была мощным теплоаккумулятором.

Гидроизоляция. И без неё никак. Каким образом её делали в отсутствии разных плёнок, мембран и проч.? Материал кровли? Мы знаем, что в церковном строительстве использовали лемех. Фигурные дощечки из осины. Во первых, практично, во вторых красиво. В строительстве изб я лемеха не встретил.

Здесь для кровли использовали: самое популярное солома, реже драницы и ещё реже тёс. Все они прекрасно пропускают воду и от дождя и от тающего снега. И к тому же гниют и пожароопасны. Что могло защитить избу от воды? Источники указывают на один материал, «скалы». Это береста. Ок. Какие ещё могли быть варианты? Но попробуем представить в реальном формате каким образам эта береста «монтировалась»? И тут опять непонятно. Мелких гвоздей не было, степлера тоже. Тот ещё «геморрой». И насколько это было эффективно? Не знаю. Наверное, было по разному, и вода проникала сквозь кровлю и далее сквозь перекрытие. Могла капать с потолка. Друзья! Я ничего не утверждаю. Я задаю вопросы и пытаюсь понять как было?

Вот на фото один из домов в нашей деревне. До центра миллионного города 15 км.

Изба, скорее всего, сделана в советское время. Покосились и почернели уже стены.

Но вот кровля. Один скат закрыт рубероидом, прибит дранкой. Другой всё таки кускаами железа.

Воскликнут многие читатели: тоже удивил! Сколько таких изб на Руси покрыто рубероидом! А я хочу сказать, какой это огромный прогресс – рубероид! Кому за него сказать спасибо?)

В заключение этой статьи я решил дать большую цитату из Александра Сергеевича Пушкина. Многие знают Радищева и его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». А про то, что у Пушкина есть статья «Путешествие из Москвы в Петербург» знают меньше. В них есть интересные свидетельства о русских избах. Радищевское стало хрестоматийным, но напомним. Здесь цитата в цитате.

В Пешках (на станции, ныне уничтоженной) Радищев съел кусок говядины и выпил чашку кофию. Он пользуется сим случаем, дабы упомянуть о несчастных африканских невольниках, и тужит о судьбе русского крестьянина, не употребляющего сахара. Все это было тогдашним модным краснословием. Но замечательно описание русской избы:

«Четыре стены, до половины покрытые так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь, смеркающийся в полдень, пропускал свет; горшка два или три (счастлива изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина. Посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода.»

Наружный вид русской избы мало переменился со времен Мейерберга. Посмотрите на рисунки, присовокупленные к его «Путешествию».

Ничто так не похоже на русскую деревню в 1662 году, как русская деревня в 1833 году. Изба, мельница, забор — даже эта елка, это печальное тавро северной природы — ничто, кажется, не изменилось. Однако произошли улучшения по крайней мере на больших дорогах: труба в каждой избе; стекла заменили натянутый пузырь; вообще более чистоты, удобства, того, что англичане называют. Очевидно, что Радищев начертал карикатуру; но он упоминает о бане и о квасе, как о необходимостях русского быта. Это уже признак довольства. Замечательно и то, что Радищев, заставив свою хозяйку жаловаться на голод и неурожай, оканчивает картину нужды и бедствия сею чертою: и начала сажать хлебы в печь.

россия, технологии и по, история и философия, строительство, лента мх, каркас

Интимные фотографии любви и одиночества в сельской России

Годы как вода — Исследуя мир, не вписывающийся в аккуратный нарратив «путинской России», фотограф Надя Саблин десятилетней давностью смотрит на маленькую деревню и ее жителей , институты, природа и мифология.

  • Текст Зои Уитфилд
  • Фото Нади Саблин

«Это плохой перевод русской поговорки», — говорит Надя Саблин , уточняя название своей новой монографии, Лет как вода . «Мне не очень нравится, как это звучит по-русски, но это похоже на поэтическое представление того, на что я смотрел — не просто фотографировать людей или место, но фотографировать время».

Родилась в Санкт-Петербурге, за 11 лет до распада Советского Союза, в возрасте 12 лет семья фотографа эмигрировала в Кливленд, штат Огайо, где она разработала новый способ взаимодействия с миром. «Я мечтал об Америке как о волшебном месте, но, конечно, любая мечта сильно отличается от реальности. Кливленд не очень большой город по сравнению с Санкт-Петербургом, поэтому это был огромный культурный сдвиг: от близости к людям и физической вовлеченности в жизнь к изоляции и обособленности. Это поставило меня на роль наблюдателя на раннем этапе, и это как-то закрепилось».

Алена Савельева, 2019 г.

Алеша Савельев, 2018 г.

Позже, переехав в Нью-Йорк, где она живет до сих пор, прошло 16 лет, прежде чем Саблин вернулся в Россию после службы в Корпусе мира на Украине в начало 00-х. «Я увидела там много вещей, которые напомнили мне о моем детстве — те же запахи, те же корни и те же слова», — говорит она. Первоначально она обучалась коммерческой фотографии, а в Украине она приняла более интимный подход, документируя людей и пейзажи, с которыми она сталкивалась, как инструмент любопытства и общения. Эта же перспектива повлияла на ее работу в Алеховщине, северо-западной деревне, где Years Like Water разворачивается, и где дом ее покойного деда закрепил ее, к тому времени был занят двумя ее тетушками по отцовской линии, которых она сфотографировала для тетушек 2015 года: семь лет Алевтины и Людмилы.

В новой книге рассказывается о молодых людях, с которыми она встречалась во время своих ежегодных летних приездов в Алеховщину, начиная с 2008 года. наш статус гражданства был», — объясняет она, вспоминая ту первоначальную подсказку. «В ту секунду, когда я вошел в этот старый дом, мое детство просто вернулось назад — так мало изменилось там, в отличие от остальной страны. Я уехал из Советского Союза, я вернулся в Россию. В то время было много надежд на демократию и вестернизацию. Технологии, реклама, все, чего не хватало в моем детстве, вдруг оказались повсюду в больших городах, но деревня осталась прежней».

Новогодняя свинья, 2018.

Сережа и Женя Маймистовы, 2014.

Бывший Дом школы, 2017.

Настя у дома Высоцких, 2014.

«Был взаимное любопытство, — продолжает она, размышляя о тех раннее взаимодействие с детьми, которых она фотографировала. «Они хотели знать, каково было бывшему русскому человеку стать американцем. Трудно судить о другой стране по СМИ, особенно по российским пропагандистским СМИ». Результат множества коротких поездок, совершенных за 11 лет, а также годичного пребывания в 2018 году — результат гранта Гуггенхайма, который позволил ей «ощутить другие ритмы жизни, а не только лето» — Years Like Water отличается от изображений страны в средствах массовой информации, как западных, так и восточных, вместо этого оттачивая конкретный нарратив, сформированный бедностью, травмой, общностью и надеждой, а также природой, что подчеркивает большую часть работы Саблина. «В тот момент я никуда не ходил без камеры, поэтому моим намерением всегда было фотографировать, хотя я не знаю, обязательно ли у меня была цель. В основном это был просто акт признательности», — добавляет она.

Снимаясь в общественных и частных местах, Саблин признает, что деревня, дети, а позже и их родители, в конечном счете, служат своего рода заменой России, хотя нюансы и детали являются главными среди ее целей. «С одной стороны да, это своего рода синекдоха для России, но русские не монолитны. У каждого человека на моих фотографиях свое мнение о политике, своей жизни и своей связи с миром», — утверждает она. «Я меньше заинтересован в том, чтобы представлять, чем в том, чтобы понимать. Для меня эта деревня была чем-то вроде взгляда изнутри. Если вы путешествуете по России, там так много повторений, потому что нет большого разнообразия [в том, что доступно]. Есть и большие различия, но есть определенная взаимосвязь, которая позволяет мне посмотреть на деревню в Ленинградской области и представить, какой она может быть во Владивостоке».

Подростки на крыльце почты, 2009.

Семья Высоцких в новогоднюю ночь, 2018.

Папоротники, 2018.

Танец для за 40, Дом культуры, 2017.

9000 2 Завершив проект в 2019 году, Саблин вернулся в Алеховщину только один раз с тех пор, когда в 2021 году разрешил Covid. Столкнувшись с завершением столь увлекательного проекта — и с дополнительным контекстом войны в Украине — она сегодня испытывает смешанные чувства по этому поводу. «Есть ощущение потери невинности, а может, моего восприятия страны и детей. Как и мой собственный рост — я пришла посмотреть на эту сказку, романтизировав увиденное из-за красоты природы и людей, а вышла, осознавая, насколько безнадежна бедность», — отмечает она.

Несмотря на то, что она поддерживает связь с людьми в дни их рождения и тому подобное, в настоящее время она не заинтересована в том, чтобы знать их отношение к войне. «Честно говоря, я боюсь возвращаться, боюсь, что это разлучит нас. Так что я пока оставляю это в подвешенном состоянии, потому что не могу примирить людей, которых знаю в России, с этим движением поддержки войны, верой в пропаганду. Это настолько бессмысленно и страшно, что я перестал притворяться, что понимаю что-то в России, ее народе или истории, как бы я ни пытался».

Сережа Маймистов, 2012.

Витя, Алёна, 2010.

В отличие от более раннего проекта Rosegarden 2014 года, Саблин стремился разобраться в ситуации российского вторжения в Крым, отправляясь в Западную Украину, чтобы встречаться с людьми и получить некоторое внутреннее понимание. «Я пошел, чтобы попытаться понять, что происходит и как люди реагируют на эту ужасную вещь. Когда я работал в Корпусе мира, это было такое волшебное место, но, конечно, с огромной скрытой опасностью и злом. В 2014 году подводное течение стало видимой реальностью, которую можно было почувствовать и увидеть, понаблюдать и описать», — вспоминает она. Сегодня, когда война отмечает свою первую годовщину и она размышляет о том, что это значит, Саблин пытается найти новую работу дома, в Штатах. «Но мне никогда не было комфортно фотографировать здесь. У меня другое понимание этой земли, не та история и отношение к людям. Я чувствую себя здесь очень взрослой и компетентной, и это мешает мне блуждать вслепую».

Петя и Андрюша Высоцкие, 2014 г.

Вика Иванова, 2009 г.

Понравилась эта статья? Нравится Huck на Facebook или следите за нами на Twitter .

Возвращение в Россию: магия и мифология в маленькой деревне – в картинках | Искусство и дизайн

  • «Годы как вода» — десятилетний взгляд на маленькую русскую деревню: ее жителей, ветхие учреждения, природу и мифологию. Сериал в общих чертах рассказывает о жизни четырех взаимосвязанных семей, показывая детей, растущих без присмотра в волшебной пустыне, и взрослых, борющихся за выживание там же.

    Years Like Water Нади Саблин можно приобрести через Dewi Lewis . Все фотографии: Надя Саблина

  • Лиза Высоцкая, 2013

    Фотографии Саблина из Алеховщины (города, в котором она проводила лето) исследуют и описывают мир, который не вписывается в лаконичный нарратив путинской России. Все сложнее – переплетение красоты, бедности, травмы и надежды

  • Новогодняя свинья, 2018

    Саблин: «В 2014 году после оккупации Крыма экономика рухнула, и село это почувствовало. Сельскохозяйственные животные снова появились в сараях людей; поля, годами засеянные крапивой и полевыми цветами, теперь были засеяны сельскохозяйственными культурами. Навыкам, выбитым из крестьян большевиками, приходилось заново учиться по интернет-сайтам и дешево изданным альманахам. Семьи, которые я посещал, начали держать коров, свиней, коз, кур, гусей, индеек. Я возвращался к своим тетушкам с подарками в виде перепелиных яиц или парного молока»

  • Алеша Савельев, 2018

    Работа Саблина исследует большой мир через тщательно наблюдаемые нарративы, воспоминания, факты и мифы

  • Семья Высоцких в новогоднюю ночь, 2018

    Более 10 лет Саблин ходил на дни рождения и похороны, пил чай с бабушками и слушал рассказы односельчан об одиночестве и любви друг к другу. «Это Оля Высоцкая, — говорит Саблин. «Она любила рассказывать истории — семейные предания, деревенские сплетни. Именно от нее я узнал готические сказки провинциальной жизни»

  • Петя и Андрюша Высоцкие, 2014

    «С семьей Высоцких я познакомился в 2013 году на реке Оять. Сфотографировала пятерых самых маленьких, притворяющихся русалками, кикиморами, гуляющими по воде»

  • Витя, Алёна, 2010

    «В Алеховщине я был очарован этими историями. Когда я не был со своими тетушками, я бродил по лесам и деревенским улицам, словно Дороти, очарованный насыщенным красками пейзажем. Меня особенно тянуло к детям, которые были в том же возрасте, что и я до эмиграции, и населяли местность, свободную от родительского надзора. Они играли в тех же реках и лесах, что и я, с такой же свободой передвижения. В отличие от меня, они были гибкими, загорелыми, светловолосыми и не обременены сомнениями. Они не читали сказки — они их воплощали»

  • Сережа и Женя Маймистовы, 2014

    Текущие проекты Саблина в основном основаны на сельской России и Украине, охватывая годы взросления детей, старения стариков и практические способы, которыми люди справляются с течением времени в нестабильной экономической среде

  • Дети с бабушкой, 2009 г.

    Саблин смог уловить суть места, нетронутого современностью. Подробнее об этом изображении можно прочитать в серии Observer’s Big Picture

    .
  • Вика Иванова, 2009

    Саблин: «Тем летом я встретил Вику, которая помогала своей тете доить коров в приватизированном совхозе, и ее двоюродного брата Андрюшу, еще не оглохшего по врачебной ошибке. Познакомилась с Алёной и Катей и их старшим братом Алешей’

  • Никита, Артем, Полина в сарае Вики, 2014

    «Я еще не знал, что буду фотографировать их в течение следующего десятилетия, что увижу, как они станут взрослыми, выйдут замуж и заведут собственных детей»

  • Настя у дома Высоцких, 2014

    «Когда мы уезжали из петербургского дома в 1992 году, я не знала, смогу ли когда-нибудь вернуться в Россию. Место моего рождения отступало в памяти. В последующие годы друзья моих родителей любыми способами бежали из страны, а беззаконие 19Мы слышали только о 90-х: у всех, кого мы знали, была история о том, как они подвергались насилию. Тем не менее, я скучал по нему, хотя и научился бояться его в своем новом доме на западе. Я соскучилась по запаху лип в нашем дворе после дождя, по звуку поезда на путях и по углу света»

  • Подростки на крыльце почты, 2009

    «В 2008 году я смог вернуться. Несмотря на все свои тревоги, я собрал документы и поехал навестить город, в котором вырос, и своих тетушек в деревню, где я провел свои первые 12 лет, – Алеховщину. Когда я приехал, я нашел другую страну. Улицы города были полны автомобилей, рекламы, европейской моды и незнакомых запахов. Двор моего многоквартирного дома был огорожен, и сквозь решетку я мог видеть, что липы внутри были срублены для создания парковочных мест. Страна была открыта для иностранцев; Я тоже был одним из них»

  • Капуста, 2018

    «В 2018 году переехала в деревню на годик. Моя старшая тетя скончалась, и дом моего дедушки без нее казался пустым. Я снимал квартиру напротив школы, в которой учился мой отец, у родителей Жени и Сережи, двух братьев, которых много лет фотографировал. Семья Высоцких стала моими соседями сверху. В этом маленьком городке все были связаны между собой, и с исчезновением летних жителей в нем, казалось, было гораздо меньше жителей, чем 2000 человек, перечисленных как население».0003
  • Катя Высоцкая с Полиной, 2017

    «Спустя почти 10 лет после моей первой летней фотосъемки в деревне я почувствовала, что меня наконец приняли взрослые, начали звать на дни рождения и праздники. Они раскрывались медленно, их поведение менялось от мрачного молчания и подозрительных взглядов до теплоты, открытости и лукавого юмора».0003
  • Катя Высоцкая, 2014 г.

    «Мои паломничества в деревню продолжались до 2021 года. Я возвращалась каждое лето, навещая своих тетушек и новых молодых друзей, снова видя глазами детства»

  • Бывший школьный дом, 2017

    «Я не знал, что годы пандемии, а за ними война, надолго, а может и навсегда, не дадут мне вернуться сюда. Я не знаю, что найду, если когда-нибудь вернусь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *