Экспериментальная образовательная программа «Декоративный рисунок»
Пояснительная записка.
Для развития творческих способностей и общего эстетического воспитания детей большое значение имеет их приобщение к изобразительному искусству, в том числе декоративно-прикладному и оформительскому. Декоративное искусство развивает художественное восприятие реальной действительности, фантазию, изобретательность, композиционное мышление.
Основные педагогические задачи, которые решаются в процессе обучения:
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, навыков самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности;
- Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности;
- Формирование духовной культуры, укрепление системы нравственных ценностей и обогащение эмоционально-чувственной сферы;
Декоративное рисование — это рисование в декоративной манере. Оно существенно отличается от академического рисунка. В декоративном рисовании можно передать не только схожесть с изображаемым объектом, но и внести некоторые условности.
Важнейшим выразительным средством в декоративном рисунке является линия, а многообразие орнаментальной обработки заменяет цвет. Здесь линия имеет более отчетливый, чем в академическом рисунке, выверенный характер; она ведется четко и осознанно с начала и до конца, как бы утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.
Основной принцип декоративного рисования -
достижение максимальной выразительности
изображаемого, то есть достоверность отходит на
дальний план, а во главу угла ставятся такие
аспекты, как нарочитость — выявленная
активность изображаемого, приукрашенность. При
значительном опыте и фантазии можно декоративно
изобразить любой мотив.
В декоративном рисовании все взвешено, обдумано и работает на утверждение декоративного образа. Выполнять работы в технике декоративного рисования можно достаточно разнообразно, в зависимости от вкуса и творческого потенциала автора.
Изучение предмета «Декоративный рисунок» помогает детям активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в художественных решениях и пластических формах. Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа окружающей действительности.
Основная часть.
Данная экспериментальная программа рассчитана
на 2 учебных часа в неделю. Предполагается
изучение дисциплины «Декоративный рисунок» во
II,III,IV классах отделения декоративно-прикладного
искусства в детской школе искусств. В процессе
обучения ученики знакомятся с использованием
различных декоративных приемов: штрихом, четкой
линией, точкой; с приемом стилизации реальных
объектов; с простейшими законами построения
композиции, а также с отдельными тонкостями при
организации декоративной композиции.
Возраст учащихся — 12-14 лет.
На занятиях во II и III классах сообщаются общие
сведения о декоративном рисовании, учащиеся
должны усвоить главные отличия декоративного
рисования от академического, декоративной
композиции от станковой. Мотивы, используемые
для орнамента и композиции, могут быть
геометрическими, а также являться результатом
обобщения и переработки природных и
анималистических форм. Наблюдая природу, ученики
приучаются наблюдать и анализировать натуру,
отыскивая в ней незаметные с первого взгляда
эстетические стороны и свойства. Природа не
только подскажет ученикам сюжеты для их
декоративных композиций, она явится для них
источником эстетического наслаждения. Ведь
именно из природы, из окружающей жизни художники
черпали и продолжают черпать образы для своих
произведений. Процесс стилизации натурных
мотивов в декоративные сложен. Он требует
освоения таких понятий, как плоскостность
изображения, силуэт, симметрия и асимметрия,
статика и динамика, ритм, стилевое единство и др.
В IV классе основное внимание учащихся обращается на создание декоративной композиции, которая должна в первую очередь отвечать общим требованиям и законам композиционных построений:
- Формат листа использовать полностью;
- Уравновешенность композиции:
- Наличие активного изобразительного центра.
- В конце третьего года обучения учащиеся должны знать, что:
- Декоративная композиция имеет плоскостную трактовку объема, предметы не изображаются в случайных ракурсах;
- Предметы в декоративной композиции стилизуются с целью активизации выразительности;
- Изображение в композиции насыщено декором, но
не перегружено им, чтобы за декором не терялось
изображение.
Основными материалами для декоративного рисования являются:
- Тушь, перо;
- Черная и цветные гелевые ручки;
- Тушь, кисть;
- Белая и тонированная бумага.
Примерный тематический план и содержание предмета (Приложение 1)
Работы учащихся (Приложение 2)
Литература.
- Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Диссертация д-ра пед.наук. — М., 1993.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., Просвещение, 1967.
- Декоративное рисование. Методическое пособие. — Магнитогорск, 1998.
- Журкин А.А. Художественно-оформительская деятельность. — С-П., Любавич, 1996.
- Методическая разработка по теме «Декоративное
рисование растительных форм».
* * *
Данное задание разработано для учащихся первого года обучения по экспериментальной программе «Декоративный рисунок». Учащиеся на предыдущих уроках получили определенные знания по декоративному рисованию, познакомились с основными принципами декоративного рисунка и выполнили варианты декоративной фактуры в прямоугольниках. Вся работа по теме проводится поэтапно.
I этап. Знакомство с разнообразием листьев, травинок и цветов, собранных на пленэре и засушенных (1 час). Зарисовки натурного материала (3 часа).
Цели и задачи:
- Провести ознакомительную беседу о разнообразии растительного мира, о характерных особенностях листьев деревьев разных пород, различных травинок и цветов, мхов, лишайников и грибов.
- Выполнить несколько зарисовок с натуры.
Наглядный материал: Таблицы с
изображением растительных мотивов, работы
учащихся из методического фонда, гербарии,
атласы-определители растений и просто их
фотографии.
Материалы: белая и тонированная бумага 1/8 листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.
Краткое содержание беседы.
- Природа всегда была для художников источником глубокого эстетического наслаждения. Именно из природы, из окружающей действительности мастера черпали и продолжают черпать образы и сюжеты для своих произведений.
- Подробно остановимся на строении и характерных особенностях листа (дуба, клена, березы) и цветка (ромашки, лилии, незабудки, хризантемы).
II этап. Изучение приема стилизации растительных форм (2 часа).
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с процессом стилизации и декорирования стилизованных природных элементов.
- Творчески подойти к заданию и найти
нестандартные решения полученных образов.
Наглядный материал: варианты декоративной фактуры, таблицы с последовательностью стилизации растений.
Материалы:
белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.Краткое содержание беседы.
Различные виды растений являются наиболее
доступными и богатыми по пластике объектами,
располагающие к декоративному их изображению.
Стилизация — это обобщенное изображение,
видоизменение формы природного объекта с целью
выявления наиболее выраженных
художественно-декоративных качеств. Для
усиления степени выразительности форма листьев,
цветов, мхов, лишайников, грибов в той или иной
степени перерабатывается, видоизменяется
(трансформируется). Трансформация формы
производится за счет выявления и усиления
природных качеств объектов, нелогично формы,
например, округлые, превращать в угловатые,
удлиненные формы заменять укороченными. Более
логично заострить внимание на удлиненной форме,
удлинив ее еще больше. Таким образом можно
изменить форму объекта, усилить его характерные
особенности, в противном случае этого делать не
следует. Использование рисующих линий и декора
должно быть также направлено на усиление
выразительных объектов.
Наносимый декор может быть достаточно отвлеченного характера, но не должен вступать в противоречие с формой объекта; главное верно найти его масштаб в объектах и соответственно подобрать толщину линии, чтобы он вошел в контур легким ажуром, не разрушая формы. Виды декора могут быть любыми — это уже дело фантазии автора. Важно привыполнение декоративной фактуры заботиться о цельности формы во избежание дробности при восприятии.
Практическая работа.
Индивидуальная работа во время занятия
заключается в показе отдельным учащимся приемов
стилизации и декорирования растений для того,
чтобы подвести их к собственным творческим
решениям и находкам.
В конце урока оценивается работа каждого учащегося. Отбираются наиболее удачные образцы. В дальнейшей работе ими могут пользоваться для создания декоративной композиции.
III этап. Работа над созданием декоративного рисунка растительных форм в определенном формате (6 часов).
Цели и задачи:
- Выявить особенности формы выбранных растений, их силуэта, ракурса, пластическую направленность рисунка.
Материалы: белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.
Краткое содержание беседы.
При композиционном составлении рисунка
обратите вниманиена природные особенности
выбранного растения. Например, для колючего
татарника характерно наличие шипов и
угловатости в форме листьев. Стало быть, в
рисунке можно использовать острые углы, прямые
линии, ломаный силуэт. Необходимо обратить
внимание на места излома формы, участки
соединения одних форм с другими. Для вьюна
характерна плавная тягучесть стволов и мягкая
пластика форм листа и цветка, поэтому в рисунке
будут преобладать извилистые формы и тонкая
проработка деталей с использованием
преимущественно тонкой линии.
Основные требования к более длительным рисункам с использованием растительных форм:
Начиная работу, важно выявить особенности формы растения, его силуэта и ракурса;
При компоновке изображения в листе необходимо обратить внимание на пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную и диагональную) и соответственно располагать в листе;
Обратить внимание на характер линий, из которых складывается силуэт;
При зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму листиков, их группировку, т.к. это будут те природные особенности объекта, которые дают возможность декоративного преобразования;
Очень важно научиться работать аналитически,
для исследования частей и деталей можно
использовать лупу.
Практическая работа.
- Работа над эскизом декоративного рисунка (2 часа)
- Творческая работа (4 часа) выполняется учащимися самостоятельно, в конце занятия подводятся итоги: оценивается и анализируется каждый декоративный рисунок, наилучшие работы экспонируются на выставке.
Подарочный набор декоративный 300 мм форма Эллипс 2 рисунок Тотем Волк
КАТАЛОГ ТОВАРОВ Подарочный набор декоративный 300 мм форма Эллипс 2 рисунок Тотем Волк
Подарочный набор «Волк». Твёрдый фарфор. Надглазурная деколь. Автор росписи – Юлия Чистякова. Диаметр — 300 мм. С обратной стороны тарелки имеются отверстия для настенного крепления. Изделие продаётся в подарочной упаковке.
Категории: Императорский фарфоровый завод Декоративные тарелки и наборы
- Добавить к сравнению
- Добавить в избранное
- Описание
- Характеристики
- Отзывы
Подарочный набор декоративный рисунок Тотем. Волк на форме Эллипс 2 изготовлен на Императорском фарфоровом заводе из твёрдого фарфора.
Для декорирования изделия используется надглазурная деколь.
Автор росписи – Юлия Чистякова. Диаметр — 300 мм. С обратной стороны тарелки имеются отверстия для настенного крепления. Изделие продаётся в подарочной упаковке.
«В мужчине – дух», – проговаривали сакральную фразу воинствующие гунны, изготавливая себе тотемные украшения.
С давних пор люди верят в энергию природы и животных. Мужчина для своей защиты выбирал шкуру, когти и клыки зверя, качествами которого хотел обладать. Так было в минувшие эпохи, когда он отправлялся на охоту на мамонта, в крестовый поход, на войну или в дальнее путешествие. Согласно древним верованиям, у каждого мужчины есть свой покровитель из царства природы, с которым его связывает невидимая нить.
В наш век цифровых технологий Юлия Чистякова, художник Императорского фарфорового завода, создала эксклюзивную коллекцию декоративных тарелок «Тотем», где каждое изделие – «Лев», «Волк», «Кабан» – является настоящим произведением искусства, призванное наделить своего хозяина животным магнетизмом, харизмой и стать источником внутренней силы. Тарелки «Тотем» станут стильным подарком для настоящего мужчины!
Вожак стаи, высший символ свободы и бесстрашия в животном мире – все эти эпитеты о нём – о волке. В античности его считали священным животным бога войны Марса. В средневековых сказках – аллегорией хитрости и смекалки. Для народов Сибири волк является олицетворением традиций и преданности семье – он один из немногих животных, который ухаживает только за одной волчицей и сам воспитывает своих детёнышей. Волк – редкое и умное животное, которое всегда получает ту добычу, которую пожелает!
Производитель | Императорский фарфоровый завод |
Материал | Твердый фарфор |
Вид продукции | Набор подарочный, Тарелка декоративная, Тарелка настенная |
Диаметр | 300 мм |
Автор формы |
Семенов В.![]() |
Вид росписи | Надглазурная деколь. |
Автор рисунка | Юлия Чистякова |
Форма | Эллипс 2 |
Рисунок |
Тотем.![]() |
Серия | Тотем |
Рекомендуем посмотреть
Подарочный набор…
6 420 РПодарочный набор.
.. 6 420 Р
Подарочный набор…
6 420 Р
Декоративный рисунок — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
1000+ релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)
Декоративный рисунок | Музей Метрополитен
Декоративный рисунок | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Декоративный рисунок
Дата: первая половина 15 века
География:
Приписывается современному Афганистану, Герату.
Середина: Тушь, акварель и золото на бумаге
Размеры:
В. 5 1/2 дюйма (14 см)
Ш. 4 дюйма (10,2 см)
Классификация: Кодексы
Кредитная линия: Фонд Роджерса, 1941 г.
Регистрационный номер: 41,46
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Персидские рисунки в Метрополитен-музее
Похожие произведения искусства
- Исламское искусство
- Коды
- Золото
- Чернила
- Рукописи
- Металл
- Бумага
- Акварель
- Из Афганистана
- Из Азии
- Из Герата
- С 1400 по 1600 г.