Экспериментальная образовательная программа «Декоративный рисунок»
Пояснительная записка.
Для развития творческих способностей и общего эстетического воспитания детей большое значение имеет их приобщение к изобразительному искусству, в том числе декоративно-прикладному и оформительскому. Декоративное искусство развивает художественное восприятие реальной действительности, фантазию, изобретательность, композиционное мышление.
Основные педагогические задачи, которые решаются в процессе обучения:
- Развитие художественно-творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, навыков самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности;
- Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности;
- Формирование духовной культуры, укрепление системы нравственных ценностей и обогащение эмоционально-чувственной сферы;
Декоративное рисование — это рисование в декоративной манере. Оно существенно отличается от академического рисунка. В декоративном рисовании можно передать не только схожесть с изображаемым объектом, но и внести некоторые условности.
Важнейшим выразительным средством в декоративном рисунке является линия, а многообразие орнаментальной обработки заменяет цвет. Здесь линия имеет более отчетливый, чем в академическом рисунке, выверенный характер; она ведется четко и осознанно с начала и до конца, как бы утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.
Основной принцип декоративного рисования - достижение максимальной выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а во главу угла ставятся такие аспекты, как нарочитость — выявленная активность изображаемого, приукрашенность. При значительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить любой мотив.
В декоративном рисовании все взвешено, обдумано и работает на утверждение декоративного образа. Выполнять работы в технике декоративного рисования можно достаточно разнообразно, в зависимости от вкуса и творческого потенциала автора.
Изучение предмета «Декоративный рисунок» помогает детям активно осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в художественных решениях и пластических формах. Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа окружающей действительности.
Основная часть.
Данная экспериментальная программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю. Предполагается изучение дисциплины «Декоративный рисунок» во II,III,IV классах отделения декоративно-прикладного искусства в детской школе искусств. В процессе обучения ученики знакомятся с использованием различных декоративных приемов: штрихом, четкой линией, точкой; с приемом стилизации реальных объектов; с простейшими законами построения композиции, а также с отдельными тонкостями при организации декоративной композиции.
Возраст учащихся — 12-14 лет.
На занятиях во II и III классах сообщаются общие сведения о декоративном рисовании, учащиеся должны усвоить главные отличия декоративного рисования от академического, декоративной композиции от станковой. Мотивы, используемые для орнамента и композиции, могут быть геометрическими, а также являться результатом обобщения и переработки природных и анималистических форм. Наблюдая природу, ученики приучаются наблюдать и анализировать натуру, отыскивая в ней незаметные с первого взгляда эстетические стороны и свойства. Природа не только подскажет ученикам сюжеты для их декоративных композиций, она явится для них источником эстетического наслаждения. Ведь именно из природы, из окружающей жизни художники черпали и продолжают черпать образы для своих произведений. Процесс стилизации натурных мотивов в декоративные сложен. Он требует освоения таких понятий, как плоскостность изображения, силуэт, симметрия и асимметрия, статика и динамика, ритм, стилевое единство и др.
Чтобы учащиеся освоили этот материал, теоретические знания должны быть закреплены в несложных практических упражнениях. Программа II и III классов предлагает серию подобных заданий.В IV классе основное внимание учащихся обращается на создание декоративной композиции, которая должна в первую очередь отвечать общим требованиям и законам композиционных построений:
- Формат листа использовать полностью;
- Уравновешенность композиции:
- Наличие активного изобразительного центра.
- В конце третьего года обучения учащиеся должны знать, что:
- Декоративная композиция имеет плоскостную трактовку объема, предметы не изображаются в случайных ракурсах;
- Предметы в декоративной композиции стилизуются с целью активизации выразительности;
- Изображение в композиции насыщено декором, но не перегружено им, чтобы за декором не терялось изображение.
Основными материалами для декоративного рисования являются:
- Тушь, перо;
- Черная и цветные гелевые ручки;
- Тушь, кисть;
- Белая и тонированная бумага.
Примерный тематический план и содержание предмета (Приложение 1)
Работы учащихся (Приложение 2)
Литература.
- Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Диссертация д-ра пед.наук. — М., 1993.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., Просвещение, 1967.
- Декоративное рисование. Методическое пособие. — Магнитогорск, 1998.
- Журкин А.А. Художественно-оформительская деятельность. — С-П., Любавич, 1996.
- Методическая разработка по теме «Декоративное рисование растительных форм».
* * *
Данное задание разработано для учащихся первого года обучения по экспериментальной программе «Декоративный рисунок». Учащиеся на предыдущих уроках получили определенные знания по декоративному рисованию, познакомились с основными принципами декоративного рисунка и выполнили варианты декоративной фактуры в прямоугольниках. Вся работа по теме проводится поэтапно.
I этап. Знакомство с разнообразием листьев, травинок и цветов, собранных на пленэре и засушенных (1 час). Зарисовки натурного материала (3 часа).
Цели и задачи:
- Провести ознакомительную беседу о разнообразии растительного мира, о характерных особенностях листьев деревьев разных пород, различных травинок и цветов, мхов, лишайников и грибов.
- Выполнить несколько зарисовок с натуры.
Наглядный материал: Таблицы с изображением растительных мотивов, работы учащихся из методического фонда, гербарии, атласы-определители растений и просто их фотографии.
Материалы: белая и тонированная бумага 1/8 листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.
Краткое содержание беседы.
- Природа всегда была для художников источником глубокого эстетического наслаждения. Именно из природы, из окружающей действительности мастера черпали и продолжают черпать образы и сюжеты для своих произведений.
- Подробно остановимся на строении и характерных особенностях листа (дуба, клена, березы) и цветка (ромашки, лилии, незабудки, хризантемы).
II этап. Изучение приема стилизации растительных форм (2 часа).
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с процессом стилизации и декорирования стилизованных природных элементов.
- Творчески подойти к заданию и найти нестандартные решения полученных образов.
Наглядный материал: варианты декоративной фактуры, таблицы с последовательностью стилизации растений.
Материалы:
белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.Краткое содержание беседы.
Различные виды растений являются наиболее доступными и богатыми по пластике объектами, располагающие к декоративному их изображению. Стилизация — это обобщенное изображение, видоизменение формы природного объекта с целью выявления наиболее выраженных художественно-декоративных качеств. Для усиления степени выразительности форма листьев, цветов, мхов, лишайников, грибов в той или иной степени перерабатывается, видоизменяется (трансформируется). Трансформация формы производится за счет выявления и усиления природных качеств объектов, нелогично формы, например, округлые, превращать в угловатые, удлиненные формы заменять укороченными. Более логично заострить внимание на удлиненной форме, удлинив ее еще больше. Таким образом можно изменить форму объекта, усилить его характерные особенности, в противном случае этого делать не следует. Использование рисующих линий и декора должно быть также направлено на усиление выразительных объектов.
Наносимый декор может быть достаточно отвлеченного характера, но не должен вступать в противоречие с формой объекта; главное верно найти его масштаб в объектах и соответственно подобрать толщину линии, чтобы он вошел в контур легким ажуром, не разрушая формы. Виды декора могут быть любыми — это уже дело фантазии автора. Важно привыполнение декоративной фактуры заботиться о цельности формы во избежание дробности при восприятии.
Практическая работа.
Индивидуальная работа во время занятия заключается в показе отдельным учащимся приемов стилизации и декорирования растений для того, чтобы подвести их к собственным творческим решениям и находкам.
В конце урока оценивается работа каждого учащегося. Отбираются наиболее удачные образцы. В дальнейшей работе ими могут пользоваться для создания декоративной композиции.
III этап. Работа над созданием декоративного рисунка растительных форм в определенном формате (6 часов).
Цели и задачи:
- Выявить особенности формы выбранных растений, их силуэта, ракурса, пластическую направленность рисунка.
Материалы: белая и тонированная бумага до ? листа, карандаш 2М, 3М, тушь, перо, черная гелевая ручка.
Краткое содержание беседы.
При композиционном составлении рисунка обратите вниманиена природные особенности выбранного растения. Например, для колючего татарника характерно наличие шипов и угловатости в форме листьев. Стало быть, в рисунке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт. Необходимо обратить внимание на места излома формы, участки соединения одних форм с другими. Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листа и цветка, поэтому в рисунке будут преобладать извилистые формы и тонкая проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии.
Основные требования к более длительным рисункам с использованием растительных форм:
Начиная работу, важно выявить особенности формы растения, его силуэта и ракурса;
При компоновке изображения в листе необходимо обратить внимание на пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную и диагональную) и соответственно располагать в листе;
Обратить внимание на характер линий, из которых складывается силуэт;
При зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму листиков, их группировку, т.к. это будут те природные особенности объекта, которые дают возможность декоративного преобразования;
Очень важно научиться работать аналитически, для исследования частей и деталей можно использовать лупу.
Практическая работа.
- Работа над эскизом декоративного рисунка (2 часа)
- Творческая работа (4 часа) выполняется учащимися самостоятельно, в конце занятия подводятся итоги: оценивается и анализируется каждый декоративный рисунок, наилучшие работы экспонируются на выставке.
Подарочный набор декоративный 300 мм форма Эллипс 2 рисунок Тотем Волк
КАТАЛОГ ТОВАРОВ Подарочный набор декоративный 300 мм форма Эллипс 2 рисунок Тотем Волк
Подарочный набор «Волк». Твёрдый фарфор. Надглазурная деколь. Автор росписи – Юлия Чистякова. Диаметр — 300 мм. С обратной стороны тарелки имеются отверстия для настенного крепления. Изделие продаётся в подарочной упаковке.
Категории: Императорский фарфоровый завод Декоративные тарелки и наборы
- Добавить к сравнению
- Добавить в избранное
- Описание
- Характеристики
- Отзывы
Подарочный набор декоративный рисунок Тотем. Волк на форме Эллипс 2 изготовлен на Императорском фарфоровом заводе из твёрдого фарфора.
Для декорирования изделия используется надглазурная деколь.
Автор росписи – Юлия Чистякова. Диаметр — 300 мм. С обратной стороны тарелки имеются отверстия для настенного крепления. Изделие продаётся в подарочной упаковке.
«В мужчине – дух», – проговаривали сакральную фразу воинствующие гунны, изготавливая себе тотемные украшения.
С давних пор люди верят в энергию природы и животных. Мужчина для своей защиты выбирал шкуру, когти и клыки зверя, качествами которого хотел обладать. Так было в минувшие эпохи, когда он отправлялся на охоту на мамонта, в крестовый поход, на войну или в дальнее путешествие. Согласно древним верованиям, у каждого мужчины есть свой покровитель из царства природы, с которым его связывает невидимая нить.
В наш век цифровых технологий Юлия Чистякова, художник Императорского фарфорового завода, создала эксклюзивную коллекцию декоративных тарелок «Тотем», где каждое изделие – «Лев», «Волк», «Кабан» – является настоящим произведением искусства, призванное наделить своего хозяина животным магнетизмом, харизмой и стать источником внутренней силы. Тарелки «Тотем» станут стильным подарком для настоящего мужчины!
Вожак стаи, высший символ свободы и бесстрашия в животном мире – все эти эпитеты о нём – о волке. В античности его считали священным животным бога войны Марса. В средневековых сказках – аллегорией хитрости и смекалки. Для народов Сибири волк является олицетворением традиций и преданности семье – он один из немногих животных, который ухаживает только за одной волчицей и сам воспитывает своих детёнышей. Волк – редкое и умное животное, которое всегда получает ту добычу, которую пожелает!
Производитель | Императорский фарфоровый завод |
Материал | Твердый фарфор |
Вид продукции | Набор подарочный, Тарелка декоративная, Тарелка настенная |
Диаметр | 300 мм |
Автор формы | Семенов В. Л. |
Вид росписи | Надглазурная деколь. |
Автор рисунка | Юлия Чистякова |
Форма | Эллипс 2 |
Рисунок | Тотем. Волк |
Серия | Тотем |
Рекомендуем посмотреть
Подарочный набор…
6 420 РПодарочный набор.
.. 6 420 РПодарочный набор…
6 420 Р
Декоративный рисунок — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Декоративный рисунок | Музей Метрополитен
Декоративный рисунок | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Декоративный рисунок
Дата: первая половина 15 века
География: Приписывается современному Афганистану, Герату.
Середина: Тушь, акварель и золото на бумаге
Размеры:
В. 5 1/2 дюйма (14 см)
Ш. 4 дюйма (10,2 см)
Классификация: Кодексы
Кредитная линия: Фонд Роджерса, 1941 г.
Регистрационный номер: 41,46
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Музейные публикации
Персидские рисунки в Метрополитен-музее
Похожие произведения искусства
- Исламское искусство
- Коды
- Золото
- Чернила
- Рукописи
- Металл
- Бумага
- Акварель
- Из Афганистана
- Из Азии
- Из Герата
- С 1400 по 1600 г.