Тайны резного орнамента
- Традиционные мотивы национального орнамента в резном декоре
- Элементы «больших» стилей в домовой резьбе
Любуясь резным украшением деревянного дома, мы редко задумываемся о том, какую смысловую нагрузку несет орнамент. А между тем отдельные элементы деревянного узора могут многое рассказать не только о мастерстве резчика, но и о его миропонимании, степени знакомства с народными и стилевыми традициями в архитектуре, способности вносить новое в используемые веками формы.
Райская птица в оформлении фасада дома по ул. Крылова, 4 в Томске
То, что резчик выбрал для украшения внутреннего поля фронточика со скошенным верхом изображение птицы-девы Сирин, одновременно говорит о его приверженности к народной традиции использования изображений мифологических существ как оберегов, об индивидуальных художественных пристрастиях декоратора (в частности, о знакомстве со сказочными иллюстрациями Ивана Билибина) и о его высоком мастерстве .
Фото предоставлено Музеем деревянного зодчества (отделом Томского областного художественного музея).
Орнаменты домовой резьбы, как и орнаменты вообще, обычно делят на несколько групп – в зависимости от того, насколько рисунок абстрактен или конкретен, вызывает ли он ассоциации с отвлеченными фигурами или со вполне определенными объектами реальной или воображаемой действительности. На этом основании различают орнамент геометрический, растительный (фитоморфный), животный (зооморфный) и ряд других.
Однако такая классификация является слишком общей и не учитывает того факта, что одна и та же форма или несколько схожих могут быть нагружены разным содержанием. Например, круг в одних случаях символизирует солнце и входит в систему знаков, когда-то имевших ритуально-магическое значение, в других же (будучи перечеркнутым параллельными прямыми линиями) является элементом декора в стиле модерн и к символическому изображению сил природы отношения не имеет.
Чтобы не допускать грубых ошибок при «чтении» резного орнамента, нужно прежде всего учитывать, что часть мотивов домовой резьбы восходит к древней традиции украшать дом обереговыми символами (знаками природных стихий, условными изображениями языческих божеств), а другая часть отражает влияние на деревянное зодчество каменной архитектуры с ее устоявшимся арсеналом декоративных средств, многие из которых известны еще со времен античности.
Традиционные мотивы национального орнамента в резном декоре
Важно понимать, что на рубеже XIX и XX веков резчики использовали большую часть мотивов древней резьбы, не имея в виду их символического смысла во всей полноте, но главным образом по сложившемуся обычаю (так мы ежедневно используем слово здравствуйте, не вспоминая о том, что это пожелание здоровья, и даже не подозревая о том, что первоначально быть здоровым означало быть крепким и могучим, как дерево
Тем не менее, сама «сохранность», устойчивость во времени отдельных составляющих национального орнамента домовой резьбы свидетельствует о глубокой укорененности соответствующих символов в сознании славянина вообще и русского человека в частности, позволяя реконструировать картину мира и систему ценностей наших предков, которые выстраивались на основе обожествления природных стихий, обеспечивающих продолжение жизни и защиту от смерти.
Солярный знак на очелье наличника (экспонат Музея деревянного зодчества)
Выполненное в технике выемчатой резьбы стилизованное, почти схематическое изображение солнца наиболее близко к древнейшим знакам-оберегам.
Фото предоставлено Музеем деревянного зодчества (отделом Томского областного художественного музея).
Солярный знак в оформлении фасада дома по ул. Гагарина, 34 в Томске
«Солнышко» в плоскости центрального фронтончика, выполненное в технике пропильной резьбы, напоминает диковинный цветок. Его исходное ритуально-магическое значение оттеснено на второй план значением декоративным.
Использовано фото В.В. Любимова (2010 г.)
Солярный знак («солнышко») – один из наиболее распространенных в домовой резьбе символов. Его универсальное обереговое значение, связанное с представлением о солнце как о главном источнике света и жизни, стало причиной устойчивости этого знака в традиции резного оформления деревянного дома, а также источником многообразия его воплощений – от относительно простых круглых или полукруглых узоров на очелье наличника до сложных ажурных украшений, помещаемых обычно под изгибом карниза крыши, во внутреннем поле фронтонов (фронтончиков).
Знаки земли на очельях наличников дома по ул. Тверской, 66 в Томске
Вытянутые по ширине накладные ромбы являются почти единственным украшением наличников первого этажа, что в целом соответствует минималистскому решению декора здания в целом. Вряд ли можно усматривать в этих знаках обереговый смысл, однако некоторую общую отсылку к древнейшей традиции оформления дома они (как и одноставенные окна, чешуйчатая шатровая крыша и мн. др.), безусловно, поддерживают.
Использовано фото В.В. Любимова (2010 г.).
Знак земли, имеющий чаще всего форму ромба и символически отсылающий к образу поля (вспаханного, засеянного, приносящего урожай), является не менее значимым в системе славянских языческих оберегов, однако в домовой резьбе встречается не так часто и воплощается довольно однообразно – в виде накладных элементов на различных частях наличника.
Знаки дождя на карнизе и фризе дома по ул. Советской, 8 в Томске
Чередование округлых и роговидных выступов является одной из наиболее характерных реализаций мотива небесных вод.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Знак дождя (небесных вод) замыкает языческую троицу символов плодородия «свет (огонь) – земля – вода». В отличие от знаков солнца и земли, знаки воды в домовой резьбе практически всегда являются множественными (повторяющимися) и используются для оформления вытянутых по ширине элементов зданий (например, подзоров карнизов).
Знаки дождя на карнизе и фризе дома по ул. Обруб, 10 в Томске
Подзоры, украшающие края карниза и фриза здания, демонстрируют разнообразие реализации данного мотива резного декора и условность границ между различными видами орнамента.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
В истории домовой резьбы можно проследить постепенную эволюцию знаков дождя от серии округлых выступов по нижнему краю того или иного архитектурного элемента до ажурных «подвесок» сложного рисунка, напоминающего лилию (т.н. «крин») или птицу (т.н. «уточка»).
Изображение богини плодородия на ажурном гребне наличника дома по ул. Кутузова, 9 в Томске
Композиция с женской фигурой в центре существенно стилизована и обнаруживает стремление к трансформации в растительный мотив.
Использовано фото В.В. Любимова (2010 г.).
Изображение богини плодородия (Мокоши) представляет собой женскую фигуру с поднятыми вверх (к солнцу) или опущенными вниз (к земле) руками, часто в окружении птиц и коней либо трехкратно повторенную (с противопоставлением центральной и боковых фигур по размеру и сложности рисунка). Такая композиция распространена как обычное завершение наличника (в виде ажурного гребня, размещенных на плечиках резных элементов). По мере забвения исходного символического смысла этот орнамент постепенно приобретал черты растительного, так что в поздних образцах отдельные его составляющие могут быть почти неразличимыми.
Изображения змея в оформлении наличника дома по ул. Советской, 13 в Томске
Древний «змеиный» орнамент, украшающий боковые стоики наличника в верхней, центральной и нижней части, еще не вполне преобразовался в растительный.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Изображение Змея (Ящера, владыки подземных вод) отсылает нас к эпохе, предшествующей периоду формирования негативного образа змея, известного по сказкам и былинам (Змей Горыныч, Тугарин Змей). Исходно Змей ассоциировался со славянским божеством Велесом – хозяином подземного и морского миров, антагонистом небесного владыки – громовержца Перуна. Велес не обеспечивал цикл воспроизводства жизни непосредственно, однако считался дарующим богатство и процветание. Как и фигура женского божества, изображение Змея (обычно парное), украшало главным образом различные части наличника и со временем трансформировалось в растительный орнамент, в составе которого уже трудно распознать очертания змееподобного мифологического персонажа.
Элементы «больших» стилей в домовой резьбе
Различные элементы орнамента, позаимствованные резчиками из арсенала декоративных средств классицизма, барокко и модерна, являются адаптацией резных или (чаще) лепных украшений каменной архитектуры. Это своего рода части конструктора, которые могут составлять довольно сложные композиции, не нагруженные особым символическим значением, однако более или менее однозначно определяющее стилевую принадлежность декора.
Волютный наличник на доме по ул. Загорной, 62 в Томске
Две встречные волюты на карнизе очелья наличника не смыкаются, как это иногда бывает, а словно поддерживают размещенную в центре пальметту, что усиливает декоративность барочного орнамента.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Волюта (спиральный завиток) является одним из древнейших архитектурных мотивов и широко используется практически во всех стилях. Зачастую форму волюты имеют архитектурные детали, имеющие связующую или поддерживающую функцию, однако нередко они используются как самостоятельный элемент декора (например, для оформления карниза барочного наличника).
Розетки на воротах дома по ул. Татарской, 1 в Томске
Наиболее простым вариантом розетки является стилизация безлепесткового цветка, состоящая из нескольких концентрических кругов.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Розетка и пальметта представляют собой межстилевые мотивы растительного орнамента (цветок и веерообразный лист соответственно) и в зависимости от степени сложности могут быть признаком принадлежности декора к классицистической или барочной традиции. Эти элементы орнамента часто встречаются в резьбе, украшающей наличники и пилястры (точнее, декорированные доски угловой обшивки и вертикального членения фасада), а также боковые стойки ворот.
Руст в оформлении наличников дома по ул. Гагарина, 46 в Томске
Несмотря на то, что резные накладки окрашены в один цвет с фоном, благодаря своей выразительной рельефности руст на верхней части боковин и нижних щитках наличников является заметным элементом их декора.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Руст, который первоначально использовался для имитации облицовки здания «в сельском стиле» (с использованием грубоотесанных камней), в резном оформлении деревянного дома стал одним из простых, но чрезвычайно выразительных средств создания рельефных композиций. Использование т.н. называемого алмазного (бриллиантового) руста, т.е. граненых пирамидальных брусков с прямоугольным основанием, весьма характерно для оформления различных частей наличников. Нередко особый эстетический эффект достигается путем сочетания одиночного крупного и множества мелких элементов подобной конфигурации. Строгость этого элемента орнамента во многих случаях позволяет квалифицировать декор как классицистический.
«Вазон с растением» в оформлении наличников дома по пр. Ленина, 8 в Томске
По принципу удвоения мотива композиция «вазон с растением», выполненная в технике накладной резьбы, украшает и верхний, и нижний щиток оконного обрамления.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
«Вазон с растением», являющийся стилизованным изображением античной вазы, причудливым образом соединившись с древнерусской традицией растительного орнамента, стал одним из самых популярных мотивов домовой резьбы и даже был вторично мифологизирован как «древо жизни». Имея классический источник, этот мотив значительно усложнился в барочной традиции и получил широкое распространение в период эклектики. Наиболее часто его можно встретить в оформлении верхнего щитка наличника.
«Занавес» на очельях наличников дома по ул. Октябрьской, 55 в Томске
Резная «драпировка» часто выделяется на фоне надоконной доски наличника не только за счет рельефа, но и за счет контрастной окраски.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
«Занавес» («драпировка») как элемент резного декора также четко ассоциируется с классицистическим, отчасти барочным архитектурным наследием, но одновременно (в силу своей простоты, конкретности и прямой связи с объектом декорирования – окном) является наиболее освоенным в народной архитектурной традиции.
Многократно повторенный «занавес» на подзоре карниза крыши дома по ул. Пушкина, 38 в Томске
Не совсем обычное воплощение мотива занавеса позволяет разнообразить декоративное оформление протяженных архитектурных элементов.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Как и вазон с растением, драпировка обычно украшает верхний щиток наличника.
Изображение дракона получило распространение в период увлечения т.н. «норвежским стилем», успешно адаптированным деревянной архитектурой модерна как в европейской части России, так и в Сибири.
Драконьи головы в оформлении коньков крыши дома по ул. Красноармейской, 68 в Томске
Томский «Дом с драконами», построенный по проекту архитектора В.Ф. Оржешко в 1910-е годы, является шедевром северного модерна и одной из наиболее удачных адаптаций «драконьего стиля» в сибирской деревянной архитектуре.
Использовано фото В.В. Любимова (2006 г.).
Данный стиль, использующий характерные особенности конструкции и декора скандинавских каркасных церквей (т.н. ставкирок), был известен также под названием драгестиля (т.е. стиля драконов), поскольку наиболее узнаваемой его приметой были изображения драконьих голов на коньках крыши. В отличие от изображений древнеславянского Змея, эти декоративные элементы, отличающие образцы архитектуры «северного» («скандинавского») модерна, не связаны с идеей благосостояния, но выражают особое переживание культуры прошлого как непреходящей духовной ценности и глубинного источника современного искусства.
Мы рассмотрели только некоторые (наиболее важные и часто встречающиеся) мотивы домовой резьбы. Больше информации о том, как следует «читать» резной орнамент, можно найти в специальной литературе.
Источники
- Боровинских, Н.П. Деревянная архитектура – культурно-историческая среда Томска / Н.П. Боровинских // Язык и культура : сб. ст. XXI Междунар. науч. конф. (25-27 мая 2010 г.) : [в 2 т.] / Том. гос. ун-т ; отв. ред. С.К. Гураль. – Томск, 2011. – Т. 2. – С. 645-651. – Библиогр.: с. 651 (6 назв.).
- Колосова, И.И. Этапы становления и развития декора в деревянной архитектуре Томска (на примере наличников) / И.И. Колосова, Е.А. Остроухова // Вестн. Том. гос. архитектур.-строит. ун-та. – 2013. – № 3 (40). – С. 118-131 : ил. – Библиогр.: с. 131 (5 назв.).
- Чуйко, Л.В. Формы, мотивы, семантика орнамента домовой резьбы Омска и Тары конца XIX – второй половины XX в. / Л.В. Чуйко // Чуйко, Л.В. Резной декор деревянной архитектуры : Омск и Тара, конец XIX – вторая половина XX в. / Л.В. Чуйко. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005. – Гл. 3. – С. 115-257 : ил.
- Чуйко, Л.В. Мотив вазона с растением в накладной рельефной резьбе западносибирских наличников конца ХIХ – середины ХХ вв. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 4 (121). – С. 211-214 : ил.
- Чуйко, Л.В. Образы птиц и зверей в резном декоре деревянной архитектуры западносибирских городов конца XIX – второй половины XX в. / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2013. – № 1 (115). – С. 200-204 : ил.
- Чуйко, Л.В. Декоративные мотивы «больших стилей» в домовой резьбе городов Западной Сибири конца XIX – начала XX в. : «занавес» / Л.В. Чуйко // Ом. науч. вестн. Сер. «Общество. История. Современность». – 2014. – № 1 (125). – С. 237-242 : ил.
О чем молчат наличники Рыбинска?
Главное Темы 5 февраля 2020
Ольга ГржибовскаяИстории в картинках о древней магии, добрых змеях и рожаницах, которые прячутся среди цветов.
Наличники — это оберег и заклинание, зашифрованное в деревянных вензелях
Резная магия и историческая память
Резные наличники — интереснейшее явление в зодчестве. Помимо своей утилитарной функции — защищать окна от сквозняков и осадков, в старину они имели еще одно предназначение — оберегать дом от бед и проделок нечисти, взывали к милости богов и сил природы.
С незапамятных времен люди отражали в домовой резьбе картину мироздания, «зашифровывали» в них моления высшим силам. С течением времени резные кружева утратили свой магический смысл, превратившись в декор. Навряд ли уже в XIX столетии резчики задумывались о магических свойствах деревянных завитушек. Мастера попросту повторяли орнаменты, которые вырезали их деды и прадеды. Но несмотря на это, многие символы и сегодня поддаются «дешифровке». Разгадывая тайны наличников, мы погружаемся во времена славянского язычества, а иногда и в каменный век.
Солнечный круг, небо вокруг
Солнечные, или солярные, символы — одни из самых важных для наших предков. Они сулили богатство, радость и хорошую судьбу. Солнце изображалось в виде круга (полукруга), круга с лучами или с крестами, «цветка» с четырьмя, шестью или восемью лепестками. Помещая эти знаки на своем жилище, хозяин хотел запустить в дом живительную солнечную силу, уберечь род от несчастья и сглаза.
Ул. Румянцевская, Радищева
Треугольник крыши — это небосвод, по которому движется солнце: от нижнего края причелин (восход) — к вершине фасада (в зените) — и снова вниз (закат).
Три «цветка» в разных точках крыши отражают ход солнца по небосводу, ул. Чкалова
Два солнца (дневное и ночное, перевернутое) обеспечивали круглосуточную защиту дома от всякого зла, ул. Гоголя
Птички небесные
Прилетели пташки – принесли на крыльях весну, а вместе с ней — тепло, надежду на урожай и достаток. Резные пернатые, усевшиеся на окошко, сулят хозяевам материальное благополучие.
Парящие в небесах птицы обретают в глазах предков сакральную сущность: они общаются с богами и приносят на землю прорицания. А из птичьего яйца «вылупляется» все мироздание.
Ул. Тарасова
Вода, дарующая жизнь
Волнистые линии, зигзаги, разной сложности плетенки — это все знаки водной стихии и образные пожелания плодовитости и богатства.
Интересно, что в Рыбинске, стоящем на Волге, знаки воды — одни из самых распространенных в домовой резьбе.
Вода играла огромную роль в жизни земледельцев. Славяне различали воду небесную (дождь) и подземную. От дождя напрямую зависит созревание урожая и благосостояние семьи. Подземные воды питают родники и реки, даруют жизнь растениям.
Игра света и тени удваивает декоративный (а может, и магический) эффект, ул. Чкалова
Вода имеет сакральный смысл как рубеж между мирами и путь на тот свет. Через водную преграду не переступала нечисть.
Оберег бесконечник на карнизе заворачивает злых духов, не пуская их в дом, ул Крестовая
Ужи-господарики
Культ змей-хранителей известен с глубокой древности. Ужи, живущие в сырых местах и выползающие во время дождя, в сознании земледельцев ассоциировались с таинственным механизмом появления дождя. Их почитали как защитников посевного зерна от мышей, хозяйки ласково называли их господариками и кормили молоком. А мастера-резчики вырезали образы домашних покровителей на избах.
Ул. Румянцевская
Земля-кормилица
Главные знаки аграрной магии — ромб и квадрат. Они символизируют поле.
Ул. Пушкина
Точка внутри указывает, что поле засеяно, оплодотворено.
Выпуклые пирамидки, равносторонние и вальмовые, на подоконной доске и боковинах наличника — тоже знаки земли. Их вырезали для привлечения удачи в земледелии.
Ул. Румянцевская
Череда ромбов — древнейший орнамент, известный со времен палеолита. Он встречается у всех народов мира. Именно такой рисунок образует поперечный срез кости мамонта. Для первобытных художников ромбический узор служил «замещением» самого мамонта — главного источника пищи. Он выражал представления о мощи, сытости и плодовитости, а позже, в земледельческую эпоху, стал символом земли, дарующей жизнь.
«Стеснительные» Берегини
Фигурка богини-берегини — еще один популярный оберег на резных наличниках Рыбинска. Женская фигурка изображена в позе рожаницы, с раскинутыми руками и ногами. На наличниках она олицетворяет женское начало и отвечает за продолжение рода.
Правда, разглядеть Берегиню в резных узорах не всегда легко. Сильно стилизованная, она словно прячется от глаз среди причудливых переплетений цветов и растений. А вы нашли ее?
Ул. Пушкина
Ул. Румянцевская
Образ богини-рожаницы берет начало еще в охотничьих мифах неолита. Первобытные люди верили, что где-то рядом с солнцем Небесные хозяйки мира — рогатые женщины-лосихи рожают для людей оленей и всех полезных животных. Эти богини отождествлялись с северными созвездиями Большой и Малой медведицей (первое на Руси носило имя Лося).
Росток и мировое древо
Трехлепестковые ростки, или крины (криницы) — знаки первых всходов, нарождающейся жизни и плодородия.
Ул. Гоголя
Растительный орнамент, переплетения цветов и трав — это еще и символ мирового древа. Оно соединяет три мира: корнями уходит в нижний темный мир духов, ствол его растет в земном мире людей, а ветви тянутся в мир богов, небесный Ирий.
Ул. Пушкина, Румянцевская
Узор в виде ростков, напоминающий букву «Ж», вновь отсылает нас к Берегиням.
ул. Румянцевская
Уходящая натура и новые веяния
Деревянные дома в Рыбинске — уходящая натура. Вместе с ними канет в небытие целый пласт народного искусства — резные наличники. Печально смотреть, как у нас на глазах погибают образцы старого зодчества. И процесс этот необратим.
Ул. Румянцевская
К счастью, находятся в Рыбинске те, кто возвращает улицам моду на деревянные кружева. Современные зодчие возводят новые дома по образу и подобию утраченных и наряжают их резьбой с той самой архаичной символикой. Так мастера XXI века подхватывают эстафету исторической памяти.
Ул. Румянцевская
история
Нарисовано анонимно, француз, 16 век | Неопознанный, карниз, выступ; архитрав, проекция (лицевая сторона) Неопознанный, потолок, план (оборотная сторона)
Нарисовано анонимно, французский язык, 16 век | Неопознанный, карниз, выступ; наличник, проекция (лицевая сторона) Неопознанный, потолок, план (обратная сторона) | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Неопознанный, карниз, выступ; архитрав, проекция (лицевая сторона) Неопознанный, потолок, план (обратная сторона)
Серия/Портфолио: Альбом Гольдшмидта
Чертежник:
Нарисовано Anonymous, француз, 16 век
Дата: начало-середина 16 века
Середина: Темно-коричневые чернила, черный мел и прочерченные линии.
Размеры: лист: 17 1/4 x 11 3/8 дюйма (43,8 x 28,9 см)
Классификации: Рисунки, орнамент и архитектура
Кредитная линия: Покупка, Фонд Роджерса, завещание Джозефа Пулитцера и подарок Марка Дж. Милларда, 1968 г.
Регистрационный номер: 68.769.51
Узнать больше об этом произведении
Похожие произведения искусства
- Аноним, француз, 16 век
- Чертежи и распечатки
- Мел
- Чертежи
- Чернила
- С 1400 по 1600 г. н.э.
Как делаются рисунки мелом
Иллюстрированный объяснитель.
Как делаются рисунки тушью
Иллюстрированный объяснитель.
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Рисунки и гравюры в The Met
Коллекция рисунков и гравюр Метрополитена — одна из самых полных и выдающихся в своем роде в мире — началась с подарка 670 работ от Корнелиуса Вандербильта, попечителя музея, в 1880 году.
Наличников | Деревянные молдинги WRP
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
219,6 м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
342.5м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
421.1м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
157.1м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
82,5м
«/> Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
12,8 м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
125.7м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
29м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
342.3м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
186,6м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
463.7м
«/> Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
81.9м
Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
709м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
7,2 м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
694.6м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
8.4м
«/> Рассчитать ценуВ наличии
SYP
42,6 м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Дуб AW
13,5м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
46,5 м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
26.1м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
51.1м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
16.9м
«/> Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
19.8 м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
15.5м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
81.2м
SYP
14.7м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
9.6м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
146м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
204,8 м
«/> Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
584.9м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
113.2м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
29.7м
Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
414.6м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
304.6м
«/> Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
88.5м
Рассчитать ценуВ наличии
SYP
56.1м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
174,7 м
Рассчитать ценуВ наличии
МДФ MR
420м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
64.8м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
174. 6м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
162,7м
Рассчитать ценуВ наличии
SYP
11.1м
Тюльпан
75.1м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
190.6м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
168.1м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
22.8м
Рассчитать ценуВ наличии
МДФ MR
192 м
«/> Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
670.4м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
174.2м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
253.8м
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
14,7 м
Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
221.9м
Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
«/> Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
15
Рассчитать ценуВ наличии
Сапеле
132
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
149
«/> Рассчитать ценуЕсть в наличии
Тюльпан
90
Дуб AW
5
Сапеле
52
A Ясень
20
A Вишня
14
Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
40
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
20
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
88
МДФ MR
44
Рассчитать ценуВ наличии
«/> Рассчитать ценуИзготовлено на заказ
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
152
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
67
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
181
МДФ MR
21
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
330
Рассчитать ценуВ наличии
Тюльпан
20