Резино-битумная мастика технические характеристики и сфера применения
При проведении большого перечня строительных и ремонтных работ часто используют мастику. Она позволяет выполнять качественную, надежную гидроизоляцию. Довольно востребованной является резино-битумная мастика. Этот материал нашел свое применение во многих сферах деятельности человека.
Характеристики битумной мастики
Одним из основных назначений данного материала является изоляция поверхностей. В результате нанесения после высыхания образовывается прочная и эластичная пленка, которая не пропускает воду, также предупреждается вероятность гниения.
В зависимости от входящих в состав мастики компонентов определяется и её характеристики, а также сфера применения. Основой обычно является нефтяной битум.
Люди раньше использовали битум в качестве гидроизолирующего материала с целью защиты строительных конструкций. Со временем наносимый защитный слой стал терять свои характеристики, так как в результате перепадов температур наблюдалось нарушение его целостности. Именно по этой причине производители разработали несколько составов на основе битума, которые отличаются своими характеристиками.
Применение
Сразу стоит отметить, что этот материал довольно прост в использовании. Благодаря превосходным техническим характеристикам и простоте нанесения материал весьма востребован.
Его используют в качестве гидроизолирующего материала в автомобильной и строительной промышленности. Слой гидроизоляции может быть создан на абсолютно любых поверхностях. Также стоит выделить создание антикоррозионной защиты на металлических и стальных изделиях.
Этот состав используют при выполнении ремонтных работ на кровлях. Также состав применяют в качестве наполнителя в швах и трещинах в строительных материалах, при этом вполне можно пропустить процесс удаления старых слоев.
Как видно, область применения резино-битумной мастики весьма разнообразна и это обосновано свойствами материала.
Преимущества и недостатки
Точно так же, как и другие материалы, битумная мастика имеет как преимущества, так и недостатки. Среди положительных моментов стоит выделить:
— Высокая степень адгезии, вязкость состава;
— Литое и эластичное покрытие;
— Экономное расходование материала в сравнении с другими материалами;
— Компоненты мастики не оказывают негативного влияния на здоровье человека.
Среди недостатков можно выделить следующие:
— Подходит только для наружных работ;
— Необходимо соблюдение температурного режима;
— При ручном нанесении возможно создание неравномерного слоя.
Несмотря на недостатки, мастика очень востребована.
Мастика внутри и снаружи. Какую мастику выбрать для салона авто.
Какой антикор взять, как обеспечить лучший результат, что надежнее защитит кузов, что оптимальнее купить в магазине — вот список вопросов, которые терзали меня в выборе средств. Я, действительно, тщательно выбирал, что лучше — мастика или какие-то другие средства для антикоррозийной защиты, но все же решился — возьму мастику. Из всего, что есть на рынке и в магазинах мастика, пожалуй, самое простое и известное средство. Но сразу возникла проблема, если мастика, то для наружного применения, а как же внутри? Если понадобится, например, антикор для пола, который бы еще хотя бы немного шумоизолировал кузов?
На форумах я прочитал множество разных советов. Кто только чего не использует — начиная от пушечного сала и заканчивая гидростеклоизолом, купленном в строительном магазине. Тема очень спорная и неоднозначная. Все зависит от того, что хотите получить в результате. В своих поисках я, конечно, зашел на сайт AutoAll и стал выбирать средства, но, к сожалению — ни особых отзывов, ни обзоров, которые бы помогли разобраться, я не встретил. Поэтому решил разбираться самому методом проб и ошибок.
Что надо было сделать.
Имелись детали кузова, требующие антикоррозийной обработки, а также пол в салоне, который тоже надо было обработать. Глядя на мои опыты, сосед на своей Тойоте тоже решил разобраться в вопросе, тем более, что пол со стороны двигателя у него заметно прогнил и он тоже искал ответ на вопрос. Вдвоем мы, стянув обивку со стороны пассажира посмотрели — на полу была вода.
См. Фото.
Остатки самодельной шумки отвалились а пол был обильно покрыт ржавчиной. Пришлось всю обивку с пола убрать, демонтировав все, что можно для полного доступа к проблеме. Заделать дыры и щели мастикой не получится. Об этом отдельный разговор. Тем более, что для этой цели существуют другие методы и средства. А вот обеспечить антикоррозийную защиту уже отремонтированной и подготовленной поверхности — в самый раз.
Что важно было сделать в первую очередь. Обработать крылья с внутренней стороны. Тем более что там было, на что обратить внимание.
См. Фото
Остатки прежней мастики в отдельных местах отстали, обнажив металл, который покрылся ржавчиной
Отремонтированные крылья необходимо было заново защитить от внешней среды, обновив антикоррозийный слой
Для этого пришлось зачищать поверхность от ржавчины и остатков отслоившейся мастики, в том числе, добираться до металла и с помощью преобразователя ржавчины.
Как я уже говорил, методом проб и ошибок я шел с самого начала, купив относительно недорогую, но достаточно нормальную в использовании резинобитумную мастику OilRight. Но открыв банку сразу понял, что для салона она не годится. Известно, что мастики обладают сильным резким запахом, сравнимым по своей убойной силе с вонью половой советской краски. Такой запах я почувствовал, когда открыл банку.
Я решил использовать ее для внешних работ, а именно — для обработки внутренних поверхностей крыльев, обработки днища и мест, которые с внешней стороны были некритичны к запаху. После выполнения всех процедур и обезжиривания поверхности я обработал крылья. Получилось неплохо.
Мастика легла хорошо укутав металл толстым слоем состава на битумной основе.
А что же делать в салоне?
Я тоже решил полностью очистить салон от грязи. Надо сказать, я туда очень долго не пытался залезть. В конце концов, полностью подготовил пол для антикоррозийки.
Но вот только выбор мастики был труден. Однако только на одной из банок, мной просмотренных я сумел найти информацию о возможности применения не только снаружи, но и внутри салона авто. Производитель не побоялся упомянуть об этом в инструкции по эксплуатации. Это мастика ПОЛИКОМПЛАСТ под названием «БАРЬЕР антикор антишумовой». Это меня очень обрадовало, а с другой стороны удручило. А что если и она не подойдет, и все, что написано, не соответствует действительности.
Но открыв банку, я особо резкого запаха не почувствовал. Это был несомненный плюс. Наносится хорошо, плотно как валиком, так и кисточкой одинаково. В результате получил следующую картинку.
Мастика превзошла ожидания. Сохнет гораздо быстрее. При этом сохраняет пластичность и хорошо укрывает поверхность.
Есть, конечно, ряд особенностей и той и другой мастики. Выделим для себя несколько пунктов для сравнения.
Текучесть и гибкость
Производителями предусмотрена возможность нанесения не только кистью, шпателем и т.д., но и распыления с помощью специального оборудования. Тогда мастику необходимо разбавлять растворителем или специальными средствами Для этого обе мастики, и OilRight и ПОЛИКОМПЛАСТ обладают хорошей текучестью и гибкостью, лучше сказать, пластичностью. Она помогает полностью заполнить все трудные места, Но есть ряд особенностей применения внутри салона. Если в отношении мастики OilRight все понятно — ее лучше использовать снаружи, то ПОЛИКОМПЛАСТ для использования внутри салона лучше не разбавлять. Вонь будет такая же, что и у обычной мастики. Лучше переплатить и купить несколько банок, но зато — результат будет лучше и зловонного запаха соответственно меньше.
Клейкость
Иначе говоря, и та и другая мастика должны хорошо удерживаться на укрываемой поверхности, чтобы обеспечивать должную защиту без надрыва антикоррозийного слоя. Надо сказать, обе мастики заслуживают отличной оценки. Состав позволяет хорошо удерживаться на поверхности при соблюдении технологии нанесения, включающей зачистку поверности, обеспечения спецсредствами очистки поверхности от ржавчины и обезжиривания.
Застываемость и запах
Обе мастики имеют неодинаковый период застываемости. Поверхность, конечно, же остается пластичной, но полноценное окончание процесса должно сопровождаться исчезновением резкого запаха, для чего требуется все же значительный период времени. Если машину оставить на две недели на открытом воздухе с распахнутыми дверями (что возможно только на надежной территории, под навесом или в большом специальном гараже), то запах из салона улетучивается почти полностью. Для мастики OilRight требуется большее время. Но это все зависит, в большинстве, от индивидуальных условий. OilRight обладает значительно более резким запахом, что, на мой взгляд, делает ее не совсем оправданной для применения в салоне авто.
Сложность нанесения
Как уже отмечалось, сложностей при нанесении нет ни у той, ни у другой мастики. Каждая хороша по-своему. Стоит упомянуть, что при соблюдении технологии нанесения обе мастики хорошо выполняют свои функции — являются надежным антикором, в некоторой степени, шумоизолятором и гидроизолятором, не позволяя воде и другим агрессивным частицам внешней среды взаимодействовать с металлом.
Состав
По составу мастики примерно одинаковы — резино-битумный OilRight против полимерно-битумного «Барьера» ПОЛИКОМПЛАСТ, но вот за счет снижения или замены определенных летучих компонентов ПОЛИКОМПЛАСТ все же обходит OilRight.
Полученные впечатления остались только положительными. Каждая мастика предназначена для использования только в тех целях, на которые указывает производитель. Это надо иметь в виду. Однако выбор остается только за потребителем. Обе мастики являются по цене неодинаковыми. Ценовые ниши у них все же разные! ПОЛИКОМПЛАСТ Барьер антикор антишумовой практически в два раза дороже резинобитумной мастики OilRight. Конечно, цены могут варьироваться, но вот прайс OilRight в других магазинах примерно одинаков. В AutoAll просто может быть дополнительная скидка, более выгодная покупателю.
Хочу, как обычно, выразить благодарность интернет-магазину Autoall за предоставленную возможность написания теста.
P.S. Обзор полностью оставляю на суд читателей. Комментируйте, критикуйте и больше предлагайте достойных альтернативных вариантов. Сам, к сожалению, отвечать на комментарии не могу, так что прошу извинить заранее. Удачи всем на дорогах!
Резинобитумная мастика ПРОФИМАСТ
Доступная гидроизоляция
Звонок по России бесплатный
Область применения и описание материала
Резинобитумная мастика — состав на основе высококачественного изоляционного битума, органического растворителя, пластификатора, наполнителя и гербицидной добавки.
Рекомендуется использовать для заделки швов и трещин кровельных покрытий, герметизации мест примыканий, укладки рулонных кровельных материалов, обеспечения пароизоляции при устройстве кровельных систем.
Резинобитумная мастика совместима с большинством битумных и битумно-полимерных материалов, обладает густой консистенцией, не растекается в горизонтальных швах и трещинах. Содержит гербицид, препятствующий росту растений, а также распространению мхов и лишайников в кровельном полотне. Не содержит толуола и других токсичных растворителей.
Технические характеристики
Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 75
Прочность сцепления с бетоном, МПа 0,3
Прочность сцепления с металлом, МПа 0,3
Температура размягчения (по методу кольца и шара) сухого остатка, оС +50оС
Гибкость на брусе (R=5,0 мм, при температуре -5оС) -10оС
Водопоглощение в течении 24 часов, % по массе 0,4
Время высыхания одного слоя при 20оС до степени 3, ч, не более 24
Водонепроницаемость (водостойкость ) в течение
не менее 72 часов при давлении 0,001 МПа
выдерживает испытание
Водонепроницаемость при давлении 0,03 МПа, за 10 мин.
выдерживает испытание
Средний расход материала для создания 1-го слоя
рекомендуемой толщиной 0,5 мм, л/м2
Способ применения
Перед применением, резинобитумную мастику тщательно перемешать по всему объёму. При необходимости возможно разбавление уайт-спиритом, сольвентом или бензином-растворителем (не использовать автомобильный бензин, так как пары его могут быть ядовиты). При работе в условиях отрицательных температур, мастику рекомендуется отогреть в тепляках в течение суток при температуре не менее +15ºС. При нанесении мастики, поверхность должна быть сухой, предварительно очищенная от грязи, непрочных остатков старого покрытия, снега и наледи. Пористые основания необходимо обработать битумным праймером «Profimast». Ржавые металлические поверхности можно зачистить механическим способом. Влажные поверхности рекомендуется просушить при помощи газовых горелок. Мастика наносится при помощи шпателя, кисти или швабры. Мастику допускается использовать при окружающей температуре не ниже +5ºС и отсутствии осадков.
Хранить в плотно закрытой таре при температуре от минус 30ºС до плюс 50ºС. Предохранять от воздействия влаги и прямых солнечных лучей, вдали от нагревательных приборов и открытых источников огня. Не хранить в жилых помещениях и в контакте с продуктами питания. Держать в недоступном для детей месте. Гарантийный срок хранения при условии герметичной упаковки — 36 месяца.
ООО “ХимТоргПроект” Россия, Санкт-Петербург,
Трамвайный проспект, д.14, офис 202
Все права защищены. 2017 г.
Нанесение битумной мастики
Нанесение битумной мастики
Настоящее изобретение относится к способу производства гранулированного мастичного асфальта, в котором наполнитель и нагретый заполнитель на первой стадии смешивают с частичным количеством битума, предварительно нагретого до жидкого состояния, и смеси дают охладиться до температуры окружающей среды до образуют гранулированный полуфабрикат, после чего указанный полуфабрикат на второй стадии смешивают с оставшимся количеством битума, нагретого до жидкого состояния, с образованием гранулированного конечного продукта из мастичного асфальта. Такие гранулы мастики в первую очередь предназначены для использования в качестве защитного покрытия сварных швов между участками труб в подводных трубопроводах, особенно для транспортировки углеводородов. Тем не менее, он подходит также для других применений, где существует необходимость транспортировки мастичного асфальта в холодном состоянии на большие расстояния.
Слово «наполнитель» — это технический термин, используемый для обозначения каменной муки или каменной пыли, а «заполнитель» — это технический термин, обозначающий минеральные материалы в виде щебня, песка и т. Д.
В патенте №GB 334 588 описан способ приготовления блочного мастичного асфальта, предназначенного для использования в качестве обычного асфальта для мощения. Здесь сначала фракция крупного заполнителя смешивается с битумом, затем добавляется фракция мелкого заполнителя, необязательно вместе с оставшимся количеством битума, и, наконец, наполнитель. Вся операция выполняется в одну стадию без какого-либо промежуточного охлаждения, а получаемый продукт имеет форму блоков, а не гранул. Патент GB 1494279, как и вышеуказанный GB 334588, раскрывает способ изготовления литого асфальта в форме твердых блоков, где существенным аспектом является выбор пропорциональных количеств различных компонентов, битума, наполнителя и заполнителя, и размер частиц последнего.
Способ производства гранулированного мастичного асфальта описанного выше типа известен из заявки на патент РСТ, публикация No. WO 97/24410. Продукт на основе мастичного асфальта, полученный с помощью этого известного способа, является улучшенной версией 2
Продукт из мастичного асфальта, описанный в GB 1494279, улучшение состоит в том, что продукт согласно заявке PCT имеет форму гранул, которые по сравнению с битумным мастичным битумом блочной формы требуют меньшего расхода энергии при производстве и более легко обрабатывается в использовании, как описано в последнем документе.Однако недостатком этого известного способа является неоднородный состав гранулированного мастичного асфальта, приводящий к образованию комков.
Теперь неожиданно было обнаружено, что вышеупомянутый недостаток технологии согласно заявке РСТ практически устранен за счет сохранения на первой стадии смешивания не только частичного количества общего количества битума, но также частичного количества битума. общее количество наполнителя, которое должно содержаться в конечном продукте, как более подробно указано в прилагаемой формуле изобретения 1.Таким образом устраняется нежелательная тенденция к комкованию и, соответственно, упрощается обращение с ними. Более конкретно, способ согласно настоящему изобретению обладает следующими преимуществами по сравнению с предшествующим уровнем техники согласно вышеуказанной заявке РСТ:
Мастичный полимерный битум: с улучшенными материалами
Продукт на основе битума, получаемый при переработке нефти. Незаменимый материал во многих сферах, но чаще всего используется для гидроизоляции строительных объектов, для прокладки и ремонта дорог.Сравнить его по важности можно с такими материалами, как резина, клей или цемент. Технические особенности битума позволяют работать с ним, поддерживая его в нагретом состоянии. Этот недостаток пришлось приспособить до того времени, как мастика из полимерного битума — прототип жидкой резины.
Что нового полимер
Полимерные материалы стали новым этапом развития в жизни многих технологий и материалов и даже отраслей. Благодаря новой формуле битум не только устраняет ваш недостаток, но и улучшает качество.Отработанная битумно-полимерная мастика для гидроизоляции теперь использовалась для частичной изоляции от мощности, шума и температуры. У битума нового поколения есть новые технические возможности:
- Работа с битумом не требует обучения.
- Не требует обогрева и управления огнем, что соответственно снижает вредные условия труда.
- Приложение тремя способами.
- Упрощенный ремонт старого битума.
Не менее важны и качественные показатели:
- Быстрое высыхание.
- Равномерная сушка без трещин и пятен.
- Хорошая текучесть и заполнение мелких трещин.
- Устойчивость к УФ-лучам.
- Высокая пластичность (чем выше пластичность, тем меньше вероятность растрескивания, выкрашивания и разгерметизации).
- Низкополосные звуки и температура.
- Возможность равномерно использовать любую текстуру и форму любой сложности.
Технологические особенности использования и хранения
Современный мастичный полимерный битум получают путем добавления полимерного модификатора, синтетического каучука, минеральных наполнителей, растворителей, поддерживающих его пасту, т.е.е. рабочее состояние. Применяемая мастика не требует подготовки, кроме перемешивания до получения однородной консистенции. Для подготовки требуется только обработанная поверхность, которую необходимо очистить от старых материалов и обезжирить.
Рекомендуется
Наиболее эффективные методы проращивания семян
Несмотря на то, что метод рассады в овощеводстве является очень трудоемким процессом, его использует большинство садоводов. Посадка семян в открытый грунт — простой и удобный метод, но он эффективен только в определенных климатических зонах.I …
Светоотражающая краска. Область применения
Когда автомобили начали заполнять дороги, их популярность начала набирать светоотражающая краска. Благодаря этой краске как водителям, так и пешеходам становится намного легче избегать аварий в темноте. Назначение краски Светоотражающая краска — лакокрасочный материал, который …
Мастику можно наносить на поверхность двумя способами: распылением или вручную. На мастику сложных форм и больших площадей полимерный битум наносится на специальном оборудовании под давлением без использования воздуха.Это дает возможность получить бесшовную монолитную структуру покрытия и обеспечить равномерное высыхание. Но при необходимости ремонт старых битумных покрытий или обработка небольших участков полимерной пастой можно нанести на поверхность кистью или резиновым шпателем.
Описание
Соответствует ГОСТу на битумно-полимерную мастику, отвечает требованиям международных стандартов. Согласно ГОСТу имеет собственную маркировку, с помощью сокращений и цифр указывают соответствующие характеристики и определяют показатели:
- Температура размягчения.
- Пенетрация — глубина проникновения стандартной иглы в массу.
- Пластичность — свойство битума растягивать нити.
Все мастики на масляной основе имеют в маркировке первые две буквы bn. Третья буква обозначает категорию по направлению видов работ: (кровельные), Д (дорожные), А (инсул). Кроме того, маркировка состоит из цифрового ключа температуры XX / XX. Для каждого приложения используется собственная производительность.
- Дорога: BND XX / XX — во время проникновения.
- Крыша: BNK XX / XX — числитель указывает температуру размягчения, а знаменатель — температуру проникновения.
- Изоляция: BNI IV или V.
- Мастика для кровли из асфальта горячая может быть сделана с добавлением гербицидов или антисептиков. Цифра — температуростойкость 5 часов, следующая буква указывает на содержание этих элементов: МБК-Г — ХХ А.
Популярная марка битума для наружных работ
Типы битумов, наиболее популярные и часто используемые в своих классах иметь индивидуальное название, например, «Славянка» или «ТЕХНОНИКОЛЬ».
Мастика битумно-полимерная «Славянка» относится к категории изоляционных материалов. Проверенные универсальные функции для широкого спектра применений, нетребовательные при подготовке к работе. Однокомпонентный состав после вскрытия сразу наносится на очищенную поверхность. Время схватывания 8-12 часов, по истечении которого покрытие защищает от электрохимического воздействия воды в любом состоянии (атмосферное, капиллярное, заземление, прямой контакт). Замороженный монолит имеет высокий коэффициент сцепления с поверхностями: бетонные смеси из песка, металлоконструкции, дерево, асбестоцементные и силикатные смеси, а также все производные этих материалов.Для застывания покрытие можно армировать.
Использовать «Славянку» в интерьере категорически запрещено!
Универсальная марка для внутренних работ
А Совершенно иного назначения имеет битумно-полимерная мастика «ТЕХНОНИКОЛЬ». Изготовлен на водной основе, предназначен для работы во внутренних помещениях. Принцип приготовления и способ нанесения мастики также удобны и просты. Один из компонентов нагретой смеси при необходимости разбавляется латексной грунтовкой и перемешивается до однородной консистенции.Применяется для кровли, гидроизоляции внутренних помещений (санузлов, бассейнов, подвалов, балконов и др.). Также для затвердевания слой можно армировать.
Армирующий битум
Для придания большей прочности применяется армирование битумом, особенно в отношении узлов, связок, парных соприкасающихся деталей. Для этих целей используют стеклопластик разного диаметра и размера ячеек. Важной особенностью является то, что сетка не сетка, а автоматическая сварка.Но армирование, увеличивая прочность, снижает пластичность, и делать это следует только в обоснованных случаях.
Мастика полимерно-битумная изготавливается строго в соответствии со Стандартами. Продукция проходит контроль качества на всех этапах производства и имеет российские и европейские (ISO) сертификаты.
Асфальтовые мастики, растворы и бетон
Мастики. Пластичные вещества, производимые с использованием комбинации органического связующего с мелкодисперсными порошкообразными или волокнистыми наполнителями, относятся к категории мастик.Мелкодисперсные порошкообразные минеральные вещества: известняк, доломит, мел, тальк, порошок трипола, зола, цемент и т. Д. Используются в качестве порошкообразных наполнителей; низкосортный асбест, минеральная вата и др. — в качестве волокнистых наполнителей. Мастики могут состоять из 10 70% наполнителей, в зависимости от функции и особенностей компонентов.
Название мастики обычно указывает на вид применяемого связующего: битум, гудрон, каучук, битум и др. В зависимости от способа нанесения мастики можно разделить на горячие и холодные.
Горячие мастики наносятся с предварительным прогревом до 130-180 ° С.Они быстро затвердевают за счет уменьшения вязкости связующего при охлаждении, обладают высокой водостойкостью и адгезионной способностью.
В то же время его применение сопряжено с рядом трудностей: опасностью работы с горячими материалами, повышенной адгезией, необходимостью нагрева транспортных средств и т. Д. Эти трудности отсутствуют при применении холодных мастик, позволяющих проводить гидроизоляционные работы. механизироваться, повысить их производительность и сократить рабочее время.Кроме того, холодные мастики позволяют получить более смазывающую пленку и большую экономию в отношении стоимости органических связующих. Холодные мастики — это смеси органических связующих, разбавленных растворителями, или водоэмульсионные пасты с минеральными наполнителями. В качестве растворителей применяют бензин, лигроин, уайт-спирит, керосин, масло сливочное и др. При нормальной температуре окружающей среды холодные мастики наносятся без нагрева, их твердение прогрессирует за счет испарения растворителя или испарения воды.
В зависимости от выполняемой функции мастики делятся на кровельные, гидроизоляционные, герметизирующие, шпаклевочные, футеровочные и т. Д.
Для кровельных мастик используются для склеивания рулонных материалов и гидроизоляции крыш, основные показатели — жаростойкость и растяжимость.
Наибольшее распространение среди кровельных мастик получили битумные составы.
Дегтярные мастики применяются для приклеивания гудроновых материалов. Связующим в нем служат смолы и их смеси с полимерами.
Мастики гидроизоляционные применяются для создания гидроизоляционных штукатурок и заполнения деформационных швов.Основные требования к гидроизоляционным мастикам — небольшие значения водонасыщенности и набухания, достаточная деформируемость.
Основные требования к асфальтовым мастикам для горячей гидроизоляции представлены в таблице 15.3.
Таблица 15.3
Физико-механические показатели гидроизоляционных асфальтобетонных мастик
Индекс | Категория жаростойкости | ||
Я | II | III | |
Температура размягчения, | 90-105 | 75-90 | 60-75 |
Глубина проникновения иглы при 25 не менее, 0.1 мм | |||
Предел прочности при 25 не менее, см | 0,5 | 1,5 | |
Водонасыщенность под вакуумом по массе не более,% | 0,5 | 0,3 | 0,1 |
Набухание под вакуумом по объему не более,% | 0,05 | 0.05 | 0,05 |
Для гидроизоляции штукатурок и устройства рулонных кровель широко используются холодные асфальтовые мастики. Их получают путем смешивания битумных паст с минеральными наполнителями. Они обладают повышенной водонасыщенностью по сравнению с мастиками горячего асфальта; однако процесс водопоглощения со временем останавливается. Достоинства мастик холодного асфальта: повышенная прочность и жаростойкость, возможность высокой механизации работ.Среди битумно-полимерных мастик наиболее распространены: битумно-резиновые, битумно-латексные и битумно-эпоксидные композиты.
Асфальтобетон. Асфальтобетон — это название материала, который получается в результате уплотнения уплотненной и рационально составленной смеси асфальтового вяжущего и минеральных заполнителей. Асфальтовое вяжущее представляет собой смесь битума с микронизированным порошком минерального наполнителя. В качестве минерального заполнителя используется песок и щебень или гравий.
Асфальтобетоны классифицируются по структурным особенностям, зернистости и пористости, температуре укладки, физическому состоянию и функциям.В зависимости от максимальной крупности зерен заполнителей в смеси асфальтобетоны бывают крупнозернистые (до 40 мм), среднезернистые (до 25 мм) и мелкозернистые (до 15 мм). Максимальная крупность заполнителей не должна превышать 0,60,7 толщины асфальтового покрытия. При отсутствии насыпных зерен крупного заполнителя (более 35 мм) материал называют песчано-асфальтобетонным или асфальтовым раствором. При пористости менее 5% асфальтобетоны считаются плотными, а более 5% — пористыми.В зависимости от температуры массы при укладке асфальтобетон можно разделить на горячий, теплый и холодный асфальтобетон. Первые укладываются при температуре масс не ниже 120, вторые — не ниже 60. Холодный асфальтобетон укладывается при температуре масс 25-30 и окружающего воздуха не ниже 10. Положительная особенность горячих асфальтобетонных смесей — высокая скорость застывания, а на морозе — длительное хранение.
Асфальтобетонные смеси в зависимости от удобоукладываемости могут быть жесткими, пластичными и наливными.Уменьшение жесткости смесей приводит к затруднению размещения массы, однако ее уплотнение облегчается.
В зависимости от функциональных требований асфальтобетоны подразделяются на: дорожные, аэродромные, декоративные и гидравлические. Гидравлический асфальтобетон предназначен для постоянной работы в воде. Поэтому он должен иметь повышенную водонепроницаемость, водонепроницаемость, эластичность и термостойкость.
Вязкий дорожный битум используется для изготовления горячего асфальтобетона.Таким образом, применяют более вязкие асфальты, если это необходимо для обеспечения повышенной термостойкости и водостойкости покрытия. В теплых смесях используют битум пониженной вязкости, а также жидкий битум, который быстро загустевает, и битум, который загустевает со средней скоростью. Холодный асфальтобетон готовится на основе жидкого битума, который загустевает со средней или медленной скоростью. Для асфальтобетона, применяемого в гидроизоляции, эффективнее использовать битумно-полимерные вяжущие.
Важным компонентом асфальтобетонов является наполнитель, который улучшает основные свойства материала, связывает битум на поверхности и структурирует ее.Минеральный наполнитель способствует увеличению плотности асфальтобетона (рис. 15.2) и снижению расхода битума. В качестве наполнителей используются мелкие порошки из таких материалов — известняков, доломитов и асфальтовых пород. Иногда также используются пылевидные промышленные отходы. Содержание глинистых частиц в наполнителе должно быть не более 5%. Оптимальная дисперсия порошка — такая, при которой его удельная поверхность составляет 4 000-5 000 см 2 / г. Минеральный порошок, полученный из горных пород, содержащих кислотные соединения, не оказывает необходимого положительного воздействия на битум.Эффективным методом улучшения качества наполнителя является его активация обработкой битумом и поверхностно-активными веществами в процессе измельчения.
Термостойкость и трещиностойкость асфальтобетона значительно повышается при добавлении 2-3% волокнистого наполнителя (низкосортный асбест). Избыток асбеста приводит к отрицательным эффектам, таким как: повышенная пористость и снижение водостойкости бетона.
Песок и щебень или гравий, используемые для асфальтобетона, в основном те же, что и для цементных бетонов.Таким образом, важно создать такой гранулометрический состав минеральной части асфальтобетона, который обеспечивал бы минимальную пористость смесей.
Среди методов дозирования асфальтобетонных смесей наибольшее распространение получил метод, предполагающий использование кривых плотных смесей, включающий определение гранулометрического состава щебня, песка и наполнителя; выбор пропорции минеральных материалов при условии 100% -го общего содержания всех фракций: установка примерного количества вяжущего с последующей корректировкой пробными партиями и исследование образцов.
В таблице 15.4 приведены примерные составы песчано-мелкозернистых смесей, рекомендуемые для гидроасфальтобетона.
Таблица 15.4.
Состав асфальтобетона мас.%
Компонент | Песок-асфальт | Асфальтобетон мелкозернистый | |||
уплотненный | литые | уплотненный | литые | пористый | |
Щебень или гравий крупностью до 15 мм | — | — | 10-25 | 10-25 | 40-65 |
Каменная крошка крупностью до 5 мм | 20-35 | 20-35 | 40-65 | 40-65 | 20-35 |
Песок среднезернистый | 40-65 | 40-65 | 15-25 | 15-25 | 15-25 |
Минеральный порошок | 15-25 | 15-25 | 15-25 | 15-25 | 0-5 |
Лен земляной коротковолокнистый | 1-3 | — | 1-3 | — | — |
Битум | 7–12 | 12-18 | 6-10 | 10-15 | 4-7 |
Основные свойства асфальтобетона тесно связаны с его структурой, которая определяется структурой минеральной части, особенностями минеральных материалов и их взаимодействием с битумом.
Физико-механические свойства асфальтобетона связаны, прежде всего, с его плотностью. Таким образом, максимальная плотность соответствует максимальной прочности материала. Влияние влаги на асфальтобетон усиливается с увеличением количества соединяемых пор. Объем этих пор можно коррелировать с количеством водопоглощения.
Битум имеет наиболее высокую вязкость и прочность в насыщенном состоянии, т.е. в области контакта с поверхностью минеральных компонентов.Увеличение количества неабсорбированного битума приводит к ослаблению структуры и снижению прочности (рис. 15.3) асфальтобетона. Однако для придания асфальтобетона пластичности и коррозионной стойкости необходимо определенное количество свободного битума.
Предел прочности при сжатии асфальтобетона определяют путем испытания цилиндрических образцов при температурах 0; 20 и 50 .
Отношение между прочностью при нормальной температуре и прочностью при температуре 50 называется коэффициентом термостойкости, а соотношение между показателями прочности при 20 и 0 называется коэффициентом упругости.Из-за недостаточной жаропрочности возникают сдвиговые деформации, вызывающие затупление асфальтобетона на откосах. Деформируемость и трещиностойкость снижаются из-за недостаточной эластичности при низких температурах. Добавки некоторых полимеров и специальных каучуков улучшают структурные и механические свойства асфальтобетонов. Каучукоподобные полимеры в количестве 2-3% от массы битума увеличивают интервал пластичности асфальтобетонных смесей до 100-120, снижают температуру хрупкости на 10-20, значительно повышают их эластичность в широком диапазоне температур. , а также улучшить ряд других свойств.Для обеспечения хорошей термостойкости асфальтобетона важно также обеспечить оптимальное содержание в нем минерального наполнителя.
Водостойкость асфальтобетона характеризуется соотношением предела прочности на сжатие водонасыщенных и сухих образцов при 20, а также водопоглощением и набуханием в вакууме. Повышение плотности, улучшение битума в сочетании с минеральными компонентами положительно влияют на водостойкость. Водонепроницаемость также зависит от количества и химического состава битума и минерального порошка.В гидравлическом асфальтобетоне рекомендуется содержание битума и порошка на 1-2% выше, чем в дорожном асфальтобетоне. Основные технические требования к свойствам гидроасфальтобетонов представлены в табл. 15.5.
Таблица 15.5
Свойства гидроасфальтобетона
Индексы | Асфальтобетон уплотненный | Пористый асфальтобетон | ||
нормальный | улучшенный | нормальный | улучшенный | |
Предел прочности на сжатие нет менее, МПа: | ||||
в 20 в 50 | 2.5 1.2 | 1.5 | 1,6 0,6 | 0,8 |
Коэффициент термостабильности не менее | 2,5 | 3,5 | ||
Коэффициент водонепроницаемости не менее | 0,85 | 0,90 | 0,75 | 0,80 |
Коэффициент упругости | 2.0-3,0 | 2–2,8 | 2-4 | 2-4 |
Остаточная пористость% | 1-3 | 1-2,5 | 6-20 | 4-8 |
Водопоглощение в вакууме по объему не более% | 1,5 | 5-18 | 3,5-7,5 | |
Набухание под вакуумом не более% | 0.5 | — | — |
Асфальтовые смеси производятся на специализированных предприятиях стационарного или временно-передвижного типа (рис. 15.4). В технологический цикл производства горячих асфальтобетонных смесей входят такие базовые операции: сушка, нагрев агрегатов до 160-200 градусов, разделение их на фракции; приготовление минерального наполнителя в агрегате мельницы; плавление битума в плавильном баке при температуре 150-190, дозировка и тщательное перемешивание всех компонентов.
Готовые дорожно-бетонные смеси температурой 140-160 ° С транспортируются на производственную площадку, где специально укладываются механическим асфальтоукладчиком и уплотняются статическими и вибрационными катками, поверхностными вибраторами и другими специальными виброкатками. Основания под асфальтобетон должны быть утрамбованными, сухими и ровными, чтобы обеспечивать хорошее сцепление и воспринимать рабочие нагрузки без значительных деформаций. Если требуется, основание обрабатывают инсектицидами.
Для облицовки асфальтобетонных сооружений гидротехнических сооружений с целью улучшения водонепроницаемости проводится обработка поверхности горячим битумом, эмульсией или асфальтобетонными мастиками и посыпается крупнозернистым песком.
Рулонные материалы
Рулонные материалы поставляются в рулонах длиной 1030 м. Они подразделяются на основные рулонные материалы, которые получают пропиткой основ (картон, стеклоткань и др.) Органическим связующим (рис. 15.5), и безопорные, которые изготавливаются путем прокатки смесей связующего с наполнителями. Основные и безопорные рулонные материалы применяются для устройства кровли и гидроизоляции.Особые требования, предъявляемые к кровельным материалам, касаются их атмосферостойкости и термической стойкости, гидроизоляции, водонепроницаемости, деформируемости и биостойкости. Кровельный ковер из рулонных материалов для промышленных и гражданских зданий используется в трех-пяти слоях как кровельный ковер. Для устройства накладок используется один материал с улучшенными физико-механическими свойствами. Для нижних слоев можно использовать один — войлок.
Гидроизоляция поверхностей из рулонных материалов также применяется в качестве многослойного покрытия и является наиболее распространенной.
Основные рулонные материалы делятся на раскрывные и укрывные. Первые изготавливаются с окунанием без последующего нанесения покровного слоя; второй — нанесением окунанием с двух сторон защитных покровных слоев, обеспечивающих улучшенные технические свойства и долговечность материалов.
Асфальтобумага и оклейка, получаемые путем пропитки бумаги нефтяными битумами, являются широко распространенным кровельным материалом. Асфальтобумажная основа представляет собой кровельный картон массой 300-350 г / см 2 , изготовленный из смеси тряпки, макулатуры и древесно-волокнистой массы.Применяется в основном для крыш временных сооружений, а также для пароизоляции. Основой для оклейки служит асбестовая бумага.
Распространенными основными кровельными материалами являются рубероид и смоляная бумага, которые производятся путем окунания кровельного картона соответственно в нефтяные битумы или смолы с последующим покрытием слоя органического вяжущего наполнителями и зернистость.
Рубероид делится на кровельный и вагонный в зависимости от настройки.Первый служит для устройства покрытия кровельного ковра, второй — для нижних слоев кровельного ковра и гидроизоляции конструкций.
Гидроизоляционные свойства рулонных материалов значительно улучшены за счет замены кровельного картона на стекловолокно и металлическую фольгу.