Как создать своими руками необычные украшения для окон и продлить праздник
Традиция украшать окна своего жилища, видимо, появилась у людей одновременно с появлением самих окон. Через окно человек из дома смотрит в мир, извне смотрит к себе домой − всё ли там в порядке. Резные наличники, обрамляющие окно, часто были произведением искусства. Требовалась художественная фантазия и столярное мастерство, чтобы создавать такие шедевры из деревянных кружев. Просвечивающие через окна разрисованные занавески добавляли красоты фасаду дома. В наши прагматичные и деловые времена люди не украшают окна стандартных новостроек наличниками, но на праздники, особенно на Новый год, слегка оттаивают от ежедневных забот и задумываются, как создать необычное украшение для окон.
Содержание статьи
- 1 Разные виды украшений
- 1.1 Подготовка к работе
- 1.2 Рисунки на стекле по трафарету
- 1.3 Рисование без трафарета
- 1.4 Заключение
Технически украшения могут быть выполнены различными способами. Это могут быть украшения внутри комнаты или с уличной стороны вокруг окна. Могут быть рисунки прямо на стекле. Могут быть специально к празднику изготовленные шторы и занавески. А можно на имеющийся над окном карниз навесить электрические гирлянды, бусы, разноцветные ленты, подвесить наборы различных игрушек. Всё зависит от творческих возможностей хозяина жилища. Вся материальная база − из подручных вещей. Денежные затраты здесь − копеечные.
ФОТО: cdni.rbth.comУкрашение окон в старых домах
Подготовка к работе
Решив разукрасить окна к празднику, нужно к этому процессу подготовиться. У окна могут быть сквозняки, так что следует правильно одеться и закрыть форточки. Обязательно подготовить краски, клей, бумагу для трафаретов, исходные рисунки для подражания. И не забыть убрать всё с подоконников.
Рисунки на стекле по трафарету
Детям доставляют максимум удовольствия вещи, сделанные своими руками. Малышня ещё не умеет хорошо рисовать, а родителям не хочется неделю рассматривать на стекле мазню. Выход − в применении трафаретов. Рисунок делается профессионалом на листе белой бумаги, а потом вырезается по контуру. Здесь возможны два варианта: закрашенные силуэты на чистом стекле и прозрачные силуэты на закрашенном стекле. Подготовленный трафарет закрепляется на стекле. Для этого можно использовать малярный скотч (он легко и без следов отклеивается), кусок мыла. Простые картины можно доверить раскрашивать и ребёнку.
ФОТО: st21.styapokupayu.ruРаскраска по трафаретуЕсли с помощью трафарета сделать рисунок мёдом или сахарным сиропом, то потом, убрав трафарет, следует посыпать стекло сахарной пудрой или другой сыпучей вкуснятиной. Потом его долго можно будет втайне от родителей облизывать языком. В качестве засыпки можно использовать муку, манную крупу.
Если по трафарету рисовать густой мыльной пеной, то получатся полупрозрачные бархатистые рисунки. Мыльная пена (или жидкое мыло) наносится на трафарет мягкой губкой.
ФОТО: st21.styapokupayu.ruРисунки, выполненные мыльной пенойА ещё на стекле можно рисовать зубной пастой. Только не надо спешить снимать трафарет, рисунок должен просохнуть.
Статья по теме:
Трафареты и украшения на окна к Новому Году: как вырезать трафарет, принцип создания объемных фигур, из чего лучше всего делать трафареты, технологии нанесения; варианты создания отдельных фигурок, новогодних украшений, вытынанки и шаблоны объемных рисунков.
Рисование без трафарета
Если тот, кому доверена разрисовка окна, настоящий мастер, то он может рисовать произвольные сюжеты без трафарета.
ФОТО: st21.styapokupayu.ruВот такой будет вид из родного окнаРисование гуашью даёт сочный красочный рисунок, который после праздников легко смыть со стекла. Акварель смывается с трудом и не с одного раза.
ФОТО: st21.styapokupayu.ruРисунок гуашьюА детскими витражными красками рисуют на плёнке, которую затем приклеивается к окну. Процесс рисования простой – под плёнку укладывается желаемый рисунок, на плёнке он повторяется красками, затем плёнка крепится к окну.
ФОТО: st21.styapokupayu.ruРисование на плёнкеФОТО: st21.styapokupayu.ruА ещё существуют прозрачные плёнки с готовым рисунком. Такую плёнку нужно отделить от основы и аккуратно наклеить на стекло. Летом морозная тематика рисунка будет создавать эффект прохлады.
ФОТО: st21.styapokupayu.ruИмитация замороженного стеклаФОТО: gidrukodeliya.ruУкрашение окна шарами и гирляндамиФОТО: gidrukodeliya.ruИли вот такие украшенияЗаключение
Украшение квартиры к Новому году – это праздник творчества и фантазии. В нём участвует вся семья. И совсем не обязательно снимать украшения в соответствии с календарём. Пусть висят и подольше напоминают о празднике.
Обсудить0
Предыдущая
Своими рукамиВсе гениальное – просто: идеи для полок на стену
Следующая
Своими рукамиИнтересная идея оформления домашнего фотоархива
Узоры в резьбе наличников
Чем славится традиционная русская изба? Что притягивает взгляд в ней в первую очередь? Правильно, окно с резбленной вязью великолепных наличников! Думаете, это всего лишь элемент декора? Так, да не так.
Чтобы понять, для чего древние мастера-резчики передавали из поколения в поколение элементы узоров и технику исполнения резьбы в традиционном русском деревянном зодчестве, давайте разберемся, что представляло собой окно для наших предков.
Окно в русской избе
Чем бы не занимались наши пращуры, они всегда вкладывали в это не только практический, но и, прежде всего, духовный смысл. Окна в том виде, в котором мы их привыкли видеть, в русской избе появились не так уж и давно, в XVIII-XIX веках. В это время стало доступным остекление оконных проемов.
А до этого периода наши предки обустраивали свои жилища так называемыми небольшими по размеру волоковыми оконцами. Прорубали небольшое отверстие в двух смежных бревнах и запирали его изнутри деревянной задвижкой – дощечкой.
Окружающий мир, солнце, деревья, небо, луну и звезды они, так же как и мы, сегодняшние, видели через окно. Но, в отличие от нас, этот атрибут жилища для наших предков был рубежом, одновременно связывающим и разделяющим семью с внешним реальным, потусторонним миром и Богом.
- Через окно люди получали самые важные известия, ведь вестник не имел времени на то, чтобы пройти в дом.
- Через окно подавалась снедь колядникам, приносящим благую весть о том, что наступило рождество.
- Через окно подавали милостыню.
- Через него выносили мертвых детей, которых не успели покрестить.
Таких рубежей, отделявших внутренний мир от внешнего, в традиционной славянской избе было несколько:
- ворота,
- дымоход,
- порог,
- матица.
Все важные элементы дома подробно описаны в нашей предыдущей статье. А здесь мы хотим разобраться, о чем же хотели нам поведать наши предки, создавая наличники, какой смысл они вкладывали в резные фигурки на них.
Резьба наличников
Первые наличники появились задолго до появления стеклянных окон. И носили они поначалу защитную, обережную функцию. Орнамент древних наличников совпадает с орнаментом досок по краям избы (причелин) и подзоров крыш. Поэтому до сей поры в этнографических музеях можно увидеть фрагменты старинных узоров, содержащие архаичные символы, направленные на то, чтобы уберечь семью, проживающую в этом доме и привлечь в него благосостояние.
Обережные символы можно встретить не только в традиционном русском деревянном зодчестве, но и в элементах росписи, ткачества, вышивки и традиционных предметах славянского быта.
Со временем деревянная орнаменталистика стала приобретать свойства декора, обрастая новыми замысловатыми элементами. Но, следует учесть, что при этом древние, обережные символы не были утеряны и в обязательном порядке присутствуют в филигранных резных узорах. Зачастую, мастера передавали своим ученикам традиции орнаментальной резьбы по дереву, даже не догадываясь о том глубоком смысле, который заложен в них.
Для того чтобы понять символику резьбы наличников, давайте разберемся, из каких элементов состоят наличники. Оказывается, они отображают картину мира в представлении наших предков-славян.
Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней. Верхний уровень называли «небесной твердью», а нижний – «хлябями небесными». Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши, а вот под хлябью понимали живительную, плодородную влагу, принимающую вид волнистой линии или полукружий. Последние символизировали грудь питающей землю богини плодородия.
Большая советская энциклопедия трактует хлябь как «бездну, водные глубины, глубь». В конечном итоге небеса для древних славян являлись источником света и влаги. Стекающие вниз капли и точки также являются символами хлябей, их можно встретить в орнаментах боковых наличников.
Символом тверди земной была, соответственно, нижняя часть наличников. Вспаханное поле на них изображалось в виде ромбов с точками внутри, а засеянное – в виде пересекающихся двойных полос. Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами».
Четыре компонента наличника – боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место.
Солярные символы в наличниках
Все четыре компонента в обязательном порядке содержали в себе изображение солнца. Самым частым солярным символом является ромб, размещенный чаще всего сверху, слева и справа от окна. Встречаются наличники, содержащие этот символ и в нижнем компоненте. Это говорит о том, что наши предки считали, что солнце огибает землю каждые сутки в течение года.
Однако, удлиненный ромб, расположенный внизу наличника, символизировал поле. Существуют композиции, составленные из нескольких солярных ромбов в верхнем компоненте наличника. Пятикратное изображение светила в виде ромба, окруженного четырьмя окружностями, означает солнце и его перемещение относительно небосклона на протяжении года. Иногда центральное изображение солнца может отсутствовать.
Часто в верхней части наличника образ солнца представлен в виде круга с равносторонним крестом или точкой, «небесным глазом», в центре либо в виде солярной розетки.
В центре навершия можно встретить еще один солярный символ – небольших размеров полудиск с расходящимися в разные стороны лучами.
Эти символы для древних славянских народностей были самыми надежными, мощными, дающими жизнь, свет, тепло и урожай оберегами, защищающими от всяческих бед и нечистого. Эти образы остались с языческих времен, когда славянские народности считали Солнце (Дажьбога) высшим центральным божеством.
Как видим, солярные символы не только оберегали жилища наших предков от негативной энергетики, но и отображали модель мироздания в древнеславянских представлениях. Центром этой модели всегда было солнце как наивысшая сила, позволяющая роду человеческому продолжаться в новых и новых поколениях.
Однако, в ХХ веке с приходом советской власти древнюю славянскую символику пытались всячески искоренить, трактуя солярные изображения как «цветочек», или вовсе, заменяя их пятиконечной звездой.
Громовые знаки в деревянной резьбе
Неизменным атрибутом Даждьбога в славянской мифологии всегда был знак грома — Перуна. Как правило, он представлял собой шестиугольную звезду, вписанную в круг. Существует разновидность этого знака в виде восьмиугольной звезды. Перунов знак именовали еще громовым колесом, коловратом или перуновым колесом.
Громовые символы в наличниках служили оберегом от гнева Перуна – попадания молнии во время грозы в избу. Кроме этого, Перун-Громовержец олицетворял собой воинскую доблесть и мужество, поэтому часто служил оберегом для русских воинов в виде изображений на шлемах и нагрудных доспехах. В картинах мироздания, рисуемых на наличниках, громовой знак говорил о смене дня и ночи.
Кони и птицы на наличниках
Старинные наличники несут в себе изображения не только высших сил, но и мифологических животных, сопровождавших эти самые высшие божества. Древние люди полагали, что Даждьбог по небосклону несется на колеснице, в которую впряжены либо великолепные кони, либо гуси-лебеди. Солнце поднимали на небосклон волшебные кони, а в ночь уносили их антиподы – птицы. Поэтому часто верхний компонент наличника может содержать весьма реалистичное изображение коня, а вот изображения лебедя фигурирует в нижней части наличника.
Некоторые источники утверждают, что изображение коня объединяет в себе образ Даждьбога и Перуна. Ведь это животное для наших предков являлось синонимом ветра, воды, молнии и света. Парное изображение лошадей говорило о преемственности, цикличности событий в природе, замене старого новым, наступлении возрождения после смерти.
Наиболее распространенным является расположения пары коней по обе стороны от солярного символа. Причем, изображения животных всегда «смотрят» в разные стороны, говоря о неразрывности прошлого и будущего.
Ящер в узорах наличников
Ящер – это божественный представитель либо подводного, либо подземного мира. Наиболее часто в деревянной резьбе наличников он фигурирует в виде ящерицы или дракона, схожего на крокодила — морда у него вытянута, глаза щелочки, лапки короткие, хвостик длинный, по бокам крылышки.
Дракон-ящер – это герой новгородской мифологии. Именно ему поклонялись вольные новгородцы, пока не пришла «мода» на Перуна. К Ящеру, владыке царства подводного, попал в гости знаменитый купец, великолепно владевший гуслями, Садко.
Культ Ящера, ответственного за урожайность и плодородие, был наиболее распространенным среди древних народностей, населявших северо-западные земли России, богатые водными водоемами и путями. Именно поэтому Ящера чтили рыболовы и купцы, использующие водные тракты для транспортировки продукции на «выторг». Ящер мог накормить местные племена рыбой, или оставить их без улова, мог пропустить по водной глади ладью торговую, а мог и разгневаться, шторм поднять и к себе забрать вместе с путниками.
В росписи наличников обычно фигурирует двойное изображение этого божества. Двойственность объясняется тем, что на западе Ящер забирает в свое царство Солнце на ночь, а к утру возвращает его людям, но уже на востоке. Однако, в мифологических представлениях наших предков «бог-коркодел» един и ему не свойственно двоение. По этой же причине встречаются изображения божества с раздвоенной мордой в противоположных частях двустороннего тела.
В некоторых поселениях Ящер заведовал не только подземными водами, но и хлябями небесными. Поэтому там образ этого божества можно встретить в верхней части наличника над солярным знаком. Считается, что Ящер таким образом охраняет Солнце в наиболее опасное ночное время.
Узор змеи на наличниках
Есть еще одно животное, которое включалось в обережную символику резных наличников. Речь идет об ужах-господариках, помогавших нашим предкам оберегать урожай от нашествия грызунов. Кроме того, змеи для праславян были тесно связаны с дождевой водой и, соответственно, с плодородием.
Чаще всего в деревянной резьбе встречаются господарики в виде сплетенных в спираль двух змеек с головами, смотрящими в разные стороны возле изображений женских грудей. Это свидетельствует о неразрывной связи земного плодородия с небесной влагой.
Волшебный бык на наличниках
В узорах наличников можно встретить букву V, являющуюся схематичным изображением бычьей головы. Бык для наших предков являлся священным, связанным с огнем и солнцем, животным. Этот древнейший символ был заимствован ими в индоарийских верованиях, в которых диск солнца является глазом огненного небесного быка.
Существуют заметки секретаря византийского полководца Велизария (490-507 гг.н.э.) Прокопия Кесарийского, повествующие нам о том, что древние славяне приносили на заклание священного быка богу огня Перуну.
Интересно знать
Праздник жертвоприношения богу Громовержцу у восточных славян совпадал по времени с днем св. Ильи Пророка. Именно этот святой стал для наших предков преемником Перуна. Южные же славяне считали могучего быка, вола или буйвола опорой тверди земной.
Но традиция жертвоприношения священного быка Перуну существовала среди всех славянских народностей. Жертвенного быка откармливали всей общиной, затем мужская часть населения собиралась на пир, братчину, на котором быка закалывали, мясо съедали, а кости, приносящие удачу, сберегали.
Например, олонецкие охотники полагали, что кости «ильинского» быка способны утроить добычу, поэтому во время братины старались обязательно взять кусок мяса с костью. На орловщине кости жертвенного быка было приято закапывать в хлеву, чтобы сохранить домашний скот в целости и сохранности.
В наличниках символ быка присутствует заключенным в солярном знаке, и символизирует силу исходящих от солнца лучей.
Лебеди в деревянной резьбе
Следует отметить, что схематизированные, подобные быку, символы трудно поддаются трактовке, поскольку имеют самые древние корни и зачастую за многие века адаптированы под конкретные народности, их использовавшие. К таким узорам культурологи относят изображения, сходные с литерой «S».
В скифо-сарматский мифологии это символ солнца и огня, выступающий в роли солнечного луча. Эта буква в деревянном зодчестве встречается либо самостоятельно, либо в паре с солярными символами. Как правило, в древнеславянской традиции его ассоциировали с лебединой шеей.
Некоторые источники утверждают, что V-образные узоры означают понятие плодородия, «росток-клин». В древней символике встречается также такое понятие как «крин» (лилия), т.е. цветок, состоящий из трех лепестков, направленных вниз и вверх. Существуют изображения ростков в виде трилистника или пятилистника, напоминающие папоротник. Подросший цветок отсылает нас к мифологическому Древу Жизни. Этот символ, свойственный почти всем народам, говорит о единстве трех царств – небесного, земного и потустороннего.
Существует еще одна интерпретация этого образа, которая находит свое отображение в виде трех линий, расположенных в узоре горизонтально. Это также может говорить и о трех положениях светила на небосклоне на протяжении светового дня.
Знак Берегини на окнах
Немаловажным элементом, встречающимся в резьбе наличников, является образ Берегини — богини Макоши в виде широкобедрой женщины с разведенными ногами.
Божество плодовитости помещали, разумеется, в верхней части наличников. Часто оно соседствовало с символом «ростка-клина», который древние резчики помещали внутри Макоши. Таким образом наши предки призывали зарождение и сохранение новой жизни. Встречаются как одиночные фигурки божества, так и парные, размещенные по углам верхней части наличника.
В наличниках конца ХІХ века расплывчатую фигурку Макоши уже довольно сложно различить среди кружевных сплетений деревянной резьбы. Подобная судьба постигла и другие обережные древние узоры, которые стали скорее напоминать замысловатые элементы декора. Но, тем не менее, разглядеть их можно, ведь древние резчики по дереву из поколения в поколение повторяли филигранную технику своих предков.
Тем самым, традиция «защищать» свои жилища при помощи языческих символов бережно сохранилась и до наших дней, помогая нам, сегодняшним, узнать и понять наших предков. А если вы захотите построить на своем дачном участке домик в русском стиле, обязательно позаботьтесь о том, чтобы украсить и защитить его и домочадцев при помощи резного кружева –
- Ознакомиться с элементами традиционной славянской избы
- Как украшали свою утварь и предметы быта наши предки
- Ознакомиться с обережной символикой
- Какой смысл скрыт в узорах вышивки
Елена Степанская, © zakustom.ru
Руководство по наличникам
Наличник, часто называемый «корпусом» или «обвязкой», представляет собой горизонтальную балку, опирающуюся на две колонны. Он используется для улучшения внешнего вида помещения, а также для маскировки непривлекательных стенных трещин и швов.
Иногда наличники могут быть настолько незаметны, что вы даже не увидите их в собственном доме. Но как только вы начинаете думать о реконструкции или обновлении дизайна интерьера вашего дома, лепнина, такая как архитрав, может часто становиться центром внимания.
Чтобы скрыть непривлекательные зазоры или швы между стеной и дверной рамой или стеной и оконной рамой, вы можете установить наличники вокруг дверной или оконной рамы. Наличники иногда ошибочно принимают за часть рамы, однако в случаях, когда рама используется для поддержки двери или окна, наличник выполняет эстетическую, а не структурную функцию, и может придать пространству больше индивидуальности или новое измерение.
Наличники обычно изготавливаются из МДФ (древесноволокнистой плиты средней плотности) или дерева, однако в некоторых случаях наличники также могут быть изготовлены из алюминия, гипса, ПВХ или керамической плитки. Выбранный вами материал может определяться существующими молдингами или фурнитурой в вашем доме, но в целом МДФ и древесина являются наиболее распространенными и обеспечивают более широкий спектр профилей и дизайнов.
Зачем нужен наличник?
Хотя технически наличник не требуется в том смысле, что он увеличивает прочность конструкции дома, он выполняет две важные функции. Первым и наиболее очевидным преимуществом является дополнительный завершающий штрих, который он придает помещению. Дверь или окно без архитрава могут казаться незавершенными и голыми, из-за чего прекрасное в остальном пространство кажется не самым лучшим. Добавление наличника может быть похоже на последний штрих в и без того потрясающем десерте! Второе назначение архитрава более практичное. Когда дверь или окно встраиваются в стену, могут оставаться неприглядные швы и стыки, которые трудно скрыть краской.
Независимо от того, как вы к этому относитесь, после создания ваш дом уже никогда не будет неподвижным. Гипсокартон может сдвинуться достаточно, чтобы треснуть, особенно в уязвимых местах, таких как область вокруг ваших дверей и окон, в результате влаги в фундаменте, старения компонентов, неадекватного дренажа или усадки бетона при сливе воды. Между гипсокартоном и рамой часто оставляют небольшое пространство, чтобы приспособиться к этому движению и избежать растрескивания, поэтому наличник играет важную роль в защите этой области.
Почему вы должны использовать наличники в своем доме?
Наличники предназначены для защиты и украшения областей, где вы меняете углы, чтобы углы и края не были повреждены или причинили вред своими острыми углами. Без наличников эти проемы кажутся незавершенными.
Помимо завершающих штрихов, которые добавляют пространству, наличник имеет несколько дополнительных функций. Стыки образуются в результате усадки таких материалов, как древесина. Эти накладки можно использовать для маскировки швов и зазоров в дверных коробках. Когда наличник используется для скрытия балок, окружающих двери и окна, это облегчает покраску. Каркас наличников обеспечивает единообразный и чистый внешний вид всего дома. Наличник также можно использовать снаружи. Здание, сделанное полностью из гипса, легко трескается и трескается. Это помогает противостоять элементам.
Лучшие места для использования наличников в вашем доме
Изучив основы наличников, давайте рассмотрим различные способы их использования для улучшения внешнего вида вашего дома. Наличники чаще всего встречаются вокруг дверных и оконных рам, но их также можно найти на таких элементах, как чердачная дверь или подполье.
Дверной проем
Когда дверной проем построен из кирпича/блоков или каркаса и гипсокартона, а затем оштукатурен, внутренняя часть проема часто закрывается деревянным дверным вкладышем. Он состоит из трех деревянных брусков, один для верхней части и два для сторон дверного проема, которые соединяются вместе, чтобы выровнять дверной проем. Затем наличник используется, чтобы скрыть уродливое соединение между дверным проемом и стеной, при этом более узкий край совмещен с краем дверного проема. Поскольку она соединена с оштукатуренной стеной, дверной проем в будущем может треснуть, но любая трещина будет замаскирована под наличником.
Окна
Наличник используется с трех сторон окон, включая верхнюю и две боковые секции. Подоконник обрамляет нижнюю часть окна. Вместо того, чтобы использовать дверной вкладыш, чтобы выровнять внутреннюю часть дверного проема, используйте оконный вкладыш, чтобы выровнять внутреннюю часть оконного проема. Если из вашего помещения открывается потрясающий вид на улицу, обрамление окон наличниками привлечет больше внимания.
Люки на чердак
Большинство домовладельцев не обращают внимания на люки на чердак как на часть своей собственности. Это еще одна область, которая может выиграть от архитрава. Декоративная окантовка вокруг люка на чердаке может иметь большое значение. В отличие от окон, которые ограничены, вы можете использовать несколько типов окон в своем чердачном люке. Наличник в мансардных люках должен быть таким же, как наличник в прихожей или прихожей. Рассмотрите возможность использования наличников, чтобы привлечь внимание к мансардной двери или подполью. Кладовые или шкафы, установленные на крыше дома, также могут выглядеть лучше, если они обрамлены наличником.
Чтобы выделить место или добавить контраста минималистичному пространству, можно использовать наличники различных форм и цветов. Это создает потрясающий контраст и четкое разделение между стеной и окнами.
Теперь, когда вы узнали все, что нужно знать об архитравах, пора приступать к работе!
Формовочные чертежи CAD – Captiva Custom
Фильтр по категории
Щелкните элемент для выбора, щелкните еще раз, чтобы отменить выбор.