Резные наличники — красота через века — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
Красиво украшенные наличники — характерная черта старинных деревянных домов в России. Покрытые затейливыми узорами и окрашенные в яркие цвета, они придают постройке нарядный вид и выражают особый характер, свойственный той или иной области.
Строго говоря, наличники — элемент не столько декоративный, сколько практический. Дело в том, что между стеной бревенчатого сруба и оконной коробкой всегда остается небольшая щель. Вот ее и должна закрыть деревянная планка наличника. Но просто закрыть зазор и остановиться на этом русские мастера не могли. Традиция украшать деревянные дома в России всегда была очень развита: по карнизу пускали затейливую резьбу, не жалели сил на декорирование столбов крыльца, и, конечно, на окнах обязательно должны были быть фигурные наличники. А как иначе, если фасад — это лицо, которым дом поворачивается к улице, а значит, в каком-то смысле представляет миру своих хозяев?
Чаще всего для украшения наличников использовалась пропильная резьба, когда доску насквозь пропиливают пилой или лобзиком. Такой узор похож на деревянное кружево. Но бывает и «глухая резьба», когда рисунок вытачивается на доске стамеской. Тогда узор внешне напоминает лепнину. Иногда наличники просто покрывали лаком, но чаще красили, и трудно решить, что красивее: аккуратные, чисто белые наличники (ну точно как старинный кружевной воротничок!) или яркие наличники, окрашенные в два-три разных цвета.
Наличники, сохранившиеся до наших дней, в большинстве своем относятся к периоду 1890–1960 годов. Причем внутри этого периода есть два всплеска популярности резьбы: рубеж XIX–XX веков и лет через десять после Второй мировой войны. Занимались резьбой чаще всего местные мастера. Кто-то из них был более плодовит и украсил сотни домов за свою творческую карьеру, кто-то — лишь несколько.
Интересно, что часто мастера в самых разных концах России работали в рамках какого-то общего сюжета, например вдохновлялись элементами архитектуры. Самый характерный пример — ламбрекен стиля ампир. Как известно, ламбрекен — это элемент орнамента, имитирующий фигурно свисающую ткань. Оказалось, такие ламбрекены хорошо смотрятся не только в виде лепнины дворянских домов, но и в виде узора наличников на деревянных постройках. Примеры есть в Балашове, недалеко от Саратова, в рязанском селе Восход, на севере в Томске и в Вязниках Владимирской области. Еще один мотив, подсмотренный резчиками у архитекторов, — волюты. В старых районах Иркутска можно увидеть солидные купеческие дома с огромными окнами и крутыми завитками деревянных волют — богатая Сибирь ни в чем не хотела уступать столице. Резчики небогатого городка Кашина тоже делали волюты, но поменьше, попроще. А в Киржаче Владимирской области трудилась крупная артель резчиков, придумавших необычное сочетание волют из классической архитектуры и стиля модерн: в цвете такие наличники выглядят так, будто их нарисовал Михаил Врубель.
Наличники органично вписывались в общий стиль дома — их узоры гармонировали с резьбой на фасаде и ставнях. Очень красивые примеры цельного оформления ставней и наличников можно найти в Новозыбкове Брянской области или в сибирских городах Омске, Иркутске, Красноярске.
К сожалению, домов с наличниками остается все меньше. Потому что, когда ветхие деревянные оконные рамы меняют на пластиковые, наличники чаще всего попросту сжигают, как дрова. Даже такие красивые.
Дело в том, что наличникам сильно не повезло: они не ценятся хозяевами домов и совершено не охраняются государством. Да что там, они даже не являются народным промыслом. Так вышло, что, например, ложкарное ремесло — промысел. Он не забыт, ему учат в профильных училищах. А домовой резьбой и наличниками занимались все понемногу: и столяры, и плотники, и сами хозяева домов, так что как отдельный промысел это ремесло так и не оформилось. Но все еще можно изменить! Тысячи резных домов еще стоят по всей стране, и каждый из них — экспонат самого большого в мире музея деревянного зодчества, имя которому — Россия.
Стоит только обратить на них внимание. Тут подкрасить, там бревнышко заменить, здесь резной элемент новый вырезать… И надо скорее ехать, смотреть на них, беречь и восхищаться. И хоть чем-нибудь, но помогать каждому хозяину и каждой хозяйке такого дома. Потому что в их руках не просто частный дом, а лицо деревни, лицо города и лицо нашей огромной страны.
И.Х.Хафизов
В статье использованы фотографии автора
Иван Хафизов — профессиональный фотограф. С 2007 года он путешествует по России и фотографирует старинные дома с сохранившимися наличниками. В 2010 году Иван выложил коллекцию своих снимков в Сеть и создал виртуальный музей наличников nalichniki.com. С тех пор виртуальная экспозиция постоянно пополняется, а самые интересные фотографии печатаются в виде открыток, календарей и книжек-раскрасок. В 2019 году вышла книга-альбом Ивана Хафизова «Наличники: Центральная Россия» с большими качественными фотографиями, которые позволяют рассмотреть мельчайшие детали резьбы.
Наличники на окна в деревянном доме: фото, что такое наличники, резные декоративные украшения
Стоит отъехать на несколько километров от крупного города, как здесь и там начинают встречаться деревянные домики, украшенные резьбой. Какие-то строили чуть не сто лет назад, какие-то срубили недавно и щедро оформили деревянным ажурным кружевом. Красиво, почти как встарь. Почему «почти»? Да потому, что наши предки украшали дом не просто так: в резные украшения вкладывали глубинный смысл, размещая их на определенных участках дома для его защиты.
Людмила Крылова
Эта серия статей адресована тем, кто хочет разобраться в нюансах деревянных украшений на срубах. При подготовке материала я обобщил данные из работ известных ученых Елены и Александра Ополовниковых, Вячеслава Орфинского, Бориса Рыбакова. И моя первая статья о том, зачем исторически нужно было украшать деревянный дом.
Вадим Ковалев
Что защищали?
Как это ни странно звучит, но — конструкцию самого сруба.
Сруб, собранный без единого гвоздя, с покрывающей его двухскатной слеговой крышей на самцах (она тоже собиралась без единого гвоздя) — древнейший тип строения, характерный для многих районов России. Детали этой конструкции были продуманны и целесообразны, поэтому каждая изба была почти таким же чудом деревянной архитектуры, как известные деревянные постройки в Кижах.
Дом покоился на огромных камнях или валунах (как раз они и показаны на фото — надо только присмотреться) или на пнях с обожженными в костре корнями, которые назывались «стулья».
Вадим Ковалев
Основой строения был сруб (клеть) — простейшая деревянная конструкция. Она состояла из положенных друг на друга венцов (бревен, составляющих один горизонтальный ряд сруба). В углах венца-бревна связывали между собой с помощью врубок. Концы бревен, как правило, выступали за пределы стен — «в обло».
Такая конструкция была теплее, чем срубленная без выпусков — «в лапу». Именно поэтому в срубах, собранных «в лапу», жили лишь очень богатые люди, которым были по карману высокие расходы на отопление.
Вадим Ковалев
По вертикали венцы в стене связывали между собой деревянными шпонками-шипами — элементами, которые препятствуют сдвигу бревен, их скручиванию и т. п. Деревянные нагели, которые используют в современном деревянном строительстве, появились позже, когда стали широко доступны сверла по дереву.
Вадим Ковалев
Верхние венцы клети имели постепенно удлиняющиеся выпуски. Это позволяло создавать кронштейны-опоры для выпусков крыши над фронтонами. (Чем длиннее выпуск, тем лучше он защищает бревенчатые стены от дождя).
В нижней части клети также создавались венцы с удлиненными выпусками — на них укладывали помост (он назывался гульбище), по которому можно было обойти вокруг дома, чтобы, например, закрыть ставни на окнах. На удлиненных выпусках держался и помост балкона, если он был в доме.
Вадим Ковалев
Конструкция безгвоздевой крыши
Схема (на нижнем фото) построена на основе зарисовок, сделанных исследователями деревянного зодчества.
1. Треугольные фронтоны срубов собирались из бревен. Эти бревна образовывали самонесущую конструкцию. Видимо, поэтому их и называли — самцы, а фронтоны — самцовыми.
2. Для прочности оба фронтона связывали между собой продольными бревнами — слегами (решетинами). Слега, соединяющая вершины фронтонов, называлась князевой или коньковой.
3. Кровлю собирали из широких досок, в верхней части которых вытесывали желоб (откуда и название элемента — тесина, а кровли — тесовая).
4. Чтобы доски не сползали вниз, их нижние торцы были уперты в потоки (они же водотечники) — вырубленные из бревна водосточные желоба, закрепляемые в нижней части скатов крыши.
Вадим Ковалев
5. Потоки в необходимом положении удерживали курицы или кокоры — врубленные в слеги тонкие еловые стволы, на концах которых имелось искривление в виде крюка. На этом искривленном конце бревна чаще всего вырезалась куриная голова, откуда и произошло название элемента.
6. Верхние торцы тесин обоих скатов кровли прикрывал, а заодно и прижимал к крыше шелом — массивное бревно с выдолбленным снизу углублением. Конец шелома, находящийся над главным (лицевым) фасадом, почти всегда украшался резной фигуркой. Чаще всего это была голова коня, отчего шелом часто называли и называют коньком.
7. Чтобы шелом не сполз на одну сторону, его крепили специальными деревянными шпонками — стамиками, на видимых концах которых вырезались фигуры птиц — как правило, сорок. Есть объяснение и этому названию: сороки никогда не садятся вплотную друг к другу — только на определенном расстоянии.
8, 9. В центре избы в две противоположные стены врубалось мощное бревно — матица (8). Она служила опорой для расколотых вдоль пополам бревен — плах (9), из которых собирался потолок.
10-12. В больших домах силовую конструкцию самцово-слеговой крыши усиливали своего рода фермами, в которых две стропильные ноги — «быки» (10) — опирались нижними концами на лежащее на бревенчатых стенах бревно — перевод (11), и в верхней зоне их стягивали между собой ригелем (12).
Вадим Ковалев
Конструкция бревенчатой избы получалась довольно трудоемкой. И ее старались во что бы то ни стало предохранить от преждевременного разрушения.
Как защищали?
Прежде всего старались защитить кровельную конструкцию — с помощью дешевых и легко заменяемых элементов из досок. Чтобы изба выглядела понаряднее и отличалась от соседских, доски эти стали украшать резьбой. Постепенно резьба стала обязательным атрибутом деревянного дома. Но главное, что нужно понять: украшенные резьбой элементы играли не только декоративную, но и практическую роль.
Например, причелины — так называются доски, закрепленные вдоль ската кровли параллельно фронтону — предохраняют торцы врезанных во фронтоны кровельных слег от влаги. При этом стык двух причелин под коньком кровли прикрывали так называемым «полотенцем».
Фото: @iduismotru, гостевой дом «Тихая улочка», г. Таруса
Вадим Ковалев
Защитное назначение имели и «торцевые» доски, прибитые к торцам бревен сруба по его углам (фото выше).
Наличники не только украшали дверные или оконные проемы, но и закрывали стык обвязки окна или двери и бревен сруба (обратите внимание — на окне в зазор между обвязкой окна и бревнами заложена самая древняя гидроизоляция — береста).
Вадим Ковалев
Украшая дом, мастера использовали традиционные для этой местности виды резьбы. Например, для Поволжья характерна рельефная (корабельная) резьба. Для Русского Севера — пропильная и объемная, элементы которых отчетливо читаемы даже на фоне серого зимнего неба (чем севернее, тем более крупными становились детали и узоры резьбы).
Вадим Ковалев
Резной «наряд» избы свидетельствовал о вкусе ее хозяев. Потому что далеко не все резные элементы имели именно защитное назначение. Некоторые из них делали потому, что «могли себе позволить». Например, выступающие за пределы свесов крыши концы причелин в северных областях украшали «кистями» с ажурной резьбой. Элементы эти под воздействием осадков и солнца разрушались быстро, но хозяева с упорством заменяли их новыми.
Russische Holzarchitektur Die Fassade Eines Alten Hauses Mit Holzschnitzereien Geschnitzte Gesims Verkleidungsbretter Hölzerne Spitze Ornament Verziert Stockfoto und mehr Bilder von Alt
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Beschreibung
Русское холзархитектур. Die Fassade eines alten Hauses ist mit Holzschnitzereien, geschnitztem Gesims, Platbändern und hölzernem Spitzenornament verziert
Essentials Kollektion
9,00 € für dieses Bild
Günstige und flexible Optionen für jedes Budget
Umfasst unsere Standardlizenz.
Erweiterte Lizenz hinzufügen.
Bildnachweis:Валентина Шеболтаева
Maximale Größe:3888 x 2592 Pixel (32,92 x 21,95 cm) — 300 dpi — RGB
Stock-Fotografie-ID:1066462260
Hochgeladen am:
Kategorien:Fotos | Alt
Suchbegriffe
- Alt,
- Architektur Fotos,
- Auftragen Fotos,
- Außenaufnahme von Gebäuden Fotos,
- Bauwerk Fotos,
- Dekoration Fotos,
- Dekorative Kunst Fotos,
- Fotografie Fotos,
- Gebäudefront Fotos,
- Geschichtlich Fotos,
- Gesims Fotos,
- Hausdekor Fotos,
- Historisch,
- Holz Fotos,
- Horizontal Fotos,
- Kulturen Fotos,
- Monumente Fotos,
- Niemand Fotos,
Allo Anzeigen
Kategorien
- Architektur
- Reiseziele
- Städte und Gemeinden
- Berlin
Häufig Gestellte
Häufig GESTELTE
9005
- Был ли ist eine lizenzfreie Lizenz?
- Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen. Es ist für beide Seiten ein Gewinn und der Grund dafür, dass alles auf iStock ausschließlich lizenzfrei zur Verfügung steht — auch alle Alt-Bilder und Filme.
- Welche Arten von lizenzfreien Dateien gibt es auf iStock?
- Lizenzfreie Lizenzen sind die beste Option für alle, die Bilder kommerziell nutzen müssen. Deshalb sind alle Dateien auf iStock – egal ob Foto, Grafik oder Videoclip – nur lizenzfrei erhältlich.
- Wie können Sie lizenzfreie Bilder und Videoclips nutzen?
- Von Social-Media-Anzeigen über Werbetafeln bis hin zu PowerPoint-Präsentationen und Kinofilmen: Sie können jede Datei auf iStock ändern, personalisieren und ihre Größe anpassen – einschließlich aller Alt-Bilder und Filme – genau Richtig für Ihre Projekte. Mit Ausnahme der «nur zur redaktionellen Verwendung» vorgesehenen Fotos (умейте в redaktionellen Projekten verwendet und nicht geändert werden können), sind Ihrer Kreativität keine Grenzen gesetzt.
Erfahren Sie mehr über lizenzfreie Bilder oder sehen Sie sich die häufig gestellten Fragen zu Fotos an.
Художественный резной декор из дерева
Мебель из ценных пород дерева считается самой экологичной, красивой и качественной. Такая древесина имеет ярко выраженную текстуру, поэтому даже без вагонки выглядит очень оригинально. Но с отделкой выглядит еще лучше. Для этого используют мозаику, инкрустация и, конечно же, фигурную резьбу. Каждый из этих видов отделки имеет свои преимущества. Но, пожалуй, именно резная деревянная мебель вносит нотку роскоши и элегантности в интерьер помещения.
Материал для резной мебели
Резьба по дереву – один из древнейших способов художественной обработки дерева, который смело можно назвать элитарным декоративно-прикладным искусством. Ею украшают предметы и мебель. Художественная резьба в интерьере сегодня становится все более модной и распространенной. Такой способ обработки ценится особо, как и любая другая ручная работа.
Мастера давно освоили умение получать высокохудожественные изделия с помощью обработки дерева. Благодаря современным технологиям резная мебель может прослужить намного дольше, чем раньше. Это стало возможным благодаря различным антисептическим пропиткам и лакокрасочным покрытиям.
Для выполнения резьбы древесину в основном берут радиальным пропилом. Что касается древесины, то чаще всего используются следующие:
- Липа. Мягкая древесина, идеально обработанная. Из него изготавливают различные мелкие предметы. Например, рамки, посуда, статуэтки, шкатулки, вазы, игрушки.
- Береза Эта порода имеет чистый и четкий профиль. Из него делают различные резные накладные украшения для мебели, а также различные сувениры.
- Дуб Это одна из самых твердых пород деревьев. Из него обычно изготавливают резную мягкую мебель и крупные панно.
- Ольха Относительно дешевый материал, который часто используется для имитации более ценных пород деревьев. Используется в основном для изготовления мелких изделий.
- Орех Этот материал хорошо поддается отделке и полировке. Выпускает детскую резную мебель, композиции станковой скульптуры и мелкие предметы.
- Груша. Эта древесина немного потрескалась и покоробилась. Его используют, например, для отделки токарных изделий, резной мебели и различных сувениров.
- Сосна. Отлично подходит для изготовления массивных рамок. Резная мебель из сосны довольно прочная и долговечная.
- Близкими по свойствам являются клен, тополь, бук, осина . Эти породы используются при изготовлении различных сувениров, предметов быта, резной мебели, посуды, а также различной кухонной утвари.
Отдельно необходимо предоставить тис, ель и кедр. Эти породы используются для создания крупных скульптур, резьбы. Из них делают наличники и резные карнизы. Древесина съедалась из-за наличия в ней густой смолистой смолы, пригодной для украшения резных ворот и крыльца. Также он незаменим при отделке веранды и оформлении балкона. Из кедра и тиса получаются хорошие сувениры и декоративная отделка. Резная мебель из красного дерева считается самой изысканной.
Стили художественной резьбы по дереву
Сегодня мастера по дереву изготавливают изделия в нескольких основных стилях, каждый из которых отличается своими художественными приемами и средствами обработки дерева.
- Готика Этот стиль отличается пышным декором. Он широко используется в золотой краске, а также в расписных и резных скульптурах, связанных с религией.
- Империя Получила свое развитие в Древней Греции и Риме. В треде были популярны темы массивных бамперов и эмблем военного дела. Также большим спросом пользовались элементы в виде доспехов, орлов и лавровых венков. Часто в мебели этого стиля можно увидеть ножки в форме лап животных. Изголовья обычно украшают фигурной резьбой в виде других животных (например, сфинксов, лебедей, львов).
- Классицизм Классическая мебель украшена резьбой с наличием мелких предметов, заимствованных из других стилей.