особенность применения на разных поверхностях
Этот вид отделочного материала нельзя назвать новым. Краски на масляной основе известны уже давно и повсеместно используются в быту и на производстве. Это вид суспензий неорганических пигментов с наполнителями. Лакокрасочные материалы такого типа пригодны для окрашивания поверхностей из дерева, металла, бетона, а также в живописи. Чем так хороши масляные краски? В чем их особенность, как работать с составами и безопасны ли они?
Состав масляных красок
Как гласит название, лакокрасочные материалы делаются на основе масел. Раньше для создания такой краски применяли масла природного происхождения. Сегодня же такая технология не оправдывает себя, ввиду дороговизны производства. Поэтому состав содержит в себе синтетические и комбинированные олифы, а также алкидные смолы.
Олифы имеют в себе суспензии пигментов, а также наполнители (тертый неорганический порошок оксидов и солей, минеральные породы и добавки). В первозданном виде вещество на масляной основе густое и требует разбавления. Тогда получится оптимальная консистенция для нанесения на поверхность. Особенность действия масляной краски в том, что, когда компоненты в составе (олифа) вступают в контакт с воздухом, они начинают окисляться и полимеризироваться, затвердевая. После нанесения создается защитная пенка. А благодаря наличию красителя, она исполняет и декоративную роль.
Виды пигментов для масляных красок
Нужный оттенок краски на основе масла получается благодаря пигментам в составе (красители, колеры). Они делятся на два типа: органического и неорганического происхождения. Красители первого типа для масляных красок практически не используются.
Минеральные пигменты делятся на две группы:
- Ахроматические. Позволяют получить белый, черный или серый лакокрасочный материал. В их число входит титановое, цинковое или свинцовое белило, чернь, сажа, пудра из графита, алюминия, бронзы или латуни.
- Хроматические пигменты. С ними состав обретет любой цвет радуги и подобные оттенки. Чаще всего добавляется глет, метагидроксид железа, оксид и соли хрома, кобальта.
Обратите внимание! В составе красок есть суспензии частиц, которые не растворяются в масле, они оседают на дне емкости. Поэтому непосредственно перед использованием важно хорошо перемешивать содержимое банки. Так все компоненты сделаются однородными и состав будет готов к нанесению. Если не сделать этого, то окрашивание получится неравномерным, первые слои не насыщенные, а ближе к концу банки яркие и вязкие.
Плюсы и минусы красок на масляной основе
Чтобы определиться с выбором масляной краски, важно узнать все положительные стороны состава и отрицательные. Тогда их можно выгодно использовать в своих целях. Есть расхожие мнения по поводу того, можно ли использовать состав для окрашивания дома. Мы рассмотрим факты. Каждый из материалов имеет свои недостатки. Идеального нет ничего.
Недостатки масляных составов
- Токсичный состав, ввиду использования растворителей. Это летучие органические соединения. При комнатной температуре они начинают испаряться и отравлять помещение. Вот почему все работы по окрашиванию проводят в хорошо проветриваемом помещении и с респиратором. После работ нужно дождаться полного выветривания растворителей (3–4 часа), и только после заселяться в помещение. Хоть токсические вещества выветриваются, есть вероятность возникновения аллергической реакции.
- Наличие неприятного запаха. У составов на водной основе его нет, а масляные краски обладают резким и неприятным запахом.
- Отсутствует паропроницаемость. Пленка, которая образуется после полного высыхания, не пропускает пар, поэтому поверхность стен не может дышать. Особенно это плохо для дерева. Оптимальная влажность и газообмен внутри теряется. Микроклимат постройки ухудшается.
- Плохая эластичность. Температурные расширения для масляных красок могут оказаться губительными. Они не могут растягиваться вместе с материалом, поэтому просто трескаются при первом же изменении геометрии. Однако, дорогая продукция именитых брендов не имеет такого недостатка благодаря добавлению в состав особых веществ.
Преимущества масляных составов
- универсальные. Подходят для большинства используемых в строительстве материалов (дерево, металл, камень, бетон, штукатурка). Могут выдерживать атмосферное влияние, поэтому применяются снаружи и внутри;
- прочные и устойчивые к истиранию. После образования масляной пленки, поверхность будет надежно защищена. Небольшие удары, царапины и механические воздействия не смогут повредить основание;
- устойчивые к влаге. Вещества не просто гигроскопичны, они не пропускают влагу. Она может испортить любое основание, но благодаря этому свойству масляных составов, поверхность будет защищенной. Вот почему лакокрасочные материалы используют для металла, фасадов помещения и влажных комнат;
- простые в уходе. Если поверхность запачкается, достаточно вымыть ее бытовой химией. Тряпкой и средствами для очистки слой краски не смоешь;
- обладают отличной адгезией. Сцепление с поверхностью хорошее, а если соблюдать все инструкции по нанесению и подготовить поверхность, то срок службы увеличивается в разы;
- имеют минимальную стоимость и хорошую укрывистость. Особенность применения сводится к последовательности работ, указанной на упаковке. Более подробно об этом мы поговорим дальше.
Осталось только оценить все преимущества и недостатки красок, после чего определиться, нужна ли она вам. Чаще всего такие составы используются для наружных работ, так они не смогут навредить проживающим в доме. Ими окрашивают заборы, сельхозпостройки, фасады и цоколи домов.
Виды растворителей для масляной краски
Инструкция гласит, что первым делом после покупки требуется разбавить масляную краску. Она вязкая и густая, поэтому путем внесения в состав разбавителей можно добиться оптимальной консистенции и увеличить объем лакокрасочного материала. Если водоэмульсионные краски разбавляются водой, то чем разбавлять масляные, маслом?
Существует ряд веществ, используемых для этой цели:
- Скипидар.
- Уайт-спирит.
- Растворитель.
- Бензин и керосин.
- Олифа.
Скипидар
Довольно часто используется для разведения масляных лакокрасочных материалов. Существует несколько разновидностей вещества:
- Деревянный скипидар. Производится из веток и коры деревьев смолистых пород. Изначально получается темный раствор. На выходе же, после всех обработок, вещество обретает прозрачность.
- Терпентинный. Его добывают путем перегонки смол хвойных деревьев. Это разновидность эфирных масел. Имеет массу преимуществ и положительных характеристик, поэтому сфера применения не ограничивается только веществом для растворителя масляных красок.
Скипидар отличается специфическим запахом. Все работы по смешиванию и окрашиванию выполняются в помещении, которое хорошо проветривается. Если разбавить лакокрасочный материал чистым скипидаром (а не неочищенным), то можно ускорить высыхание вещества.
Уайт-спирит
Используется чаще, чем предыдущий вариант ввиду доступности и широкому распространению. Разбавитель для масляной краски популярный и востребованный. В магазинах можно найти продукцию, которая не имеет резкого и неприятного запаха.
Разбавлять краску уайт-спиритом просто и удобно. И хоть растворитель не может похвастаться такой скоростью испарения, как другие аналоги, выполнять окрашивание масляным составом можно дольше, не спеша. Часто спешка приводит к ошибкам, и, как результат, некачественному окрашиванию. Что не менее важно, после добавления уайт-спирита, он не будет менять оттенки красящего вещества.
Совет! Существует очищенный и обычный уайт-спирит. Лучше использовать именно второй вариант, так как первый обладает малой способностью к разжижению.
Растворитель
Для красок на масляной основе используется растворитель №647. Маркировка его может быть разной, все зависит от компонентов, которые входят в состав вещества. Единственное, что нужно знать – растворитель №646 не подходит, ввиду содержания ацетона.
Разбавлять веществом лакокрасочные материалы нелегко, ведь если влить много состава, то свойства краски ухудшатся. Вот почему подобные растворители не так популярны.
Бензин и керосин
Прибегать к ним советуется только в отсутствии аналогов, приведенных выше, а также исключительно для окрашивания поверхностей снаружи. Их главный недостаток – резкий и специфический запах. После его воздействия можно отравиться, начинается кружиться голова. Все дело в быстром испарении вещества.
Чаще всего керосин используют при необходимости растворения старого состава, который успел сильно загустеть. После добавления в состав бензина, окрашиваемая поверхность приобретает матовость.
Олифа
Раствор можно назвать универсальным. К тому же олифа – это один из основных компонентов краски на масляной основе. Но это означает, что придется подбирать идентичную разновидность олифы из состава в качестве разбавителя.
Чтобы узнать, какая именно олифа в составе, достаточно взглянуть на маркировку лакокрасочного материала. Обозначения следующие:
- ГФ-023. Создан на основе глифталевой олифы. Это альтернатива натуральной.
- МА-021. Создан из натуральной олифы. Она на 95% состоит из масел растительного происхождения.
- ПВ-024. Создан из пентафталевой олифы.
Соответственно, узнав используемую в составе олифу, остается купить идентичную и разбавить ею краску.
Как разбавлять
Инструкция по разведению:
- После открытия банки с масляной краской, нужно оценить ее густоту, перемешать состав.
- Определить, какую порцию разбавителя влить. Каждый из составов добавляется в индивидуальном порядке. Например, оптимальным для олифы и уайт-спирита будет 10% от объема масляной краски.
- Вещество добавляется в банку небольшими порциями, все перемешивается.
- Осталось разлить краску в емкость и приступить к окрашиванию стен.
Технология окраски масляными красками
Никаких сложностей при использовании краски на масляной основе нет. Когда она разбавлена, остается нанести ее на подготовленную поверхность. Для этого со стены удаляется старый декоративный слой, она защищается от пыли и грязи. Перед покраской рекомендуется нанести слой грунтовки.
Совет! Допускается нанесение масляной краски поверх идентичного слоя, если только он хорошо держится. В других случаях старое декоративное покрытие удаляется.
Выполнять окрашивание можно 3 способами:
- С помощью валика.
- Кисти.
- Краскопульта.
Использовать масляную краску внутри помещения можно в том случае, если паропроницаемость не требуется. Это такие помещения, как подвал, ванная комната, туалет и балкон. Для детской, спальни или гостиной лучше выбрать более безопасные и экологически чистые составы.
Всю работу выполнять в респираторе и защитной одежде. Приток свежего воздуха обязателен. При появлении симптомов недомогания и головокружения – немедленно остановиться и выйти из помещения.
Наносить масляные составы можно только на чистую и сухую поверхность. Слой лакокрасочного материала ровный, чтобы не образовались подтеки. Для этого на валик или кисточку не нужно набирать много вещества. В то время нужно окрашивать большую площадь. После нанесения первого базового слоя, требуется выждать его полного высыхания. Только после этого приступать к последующим, если они нужны.
Масляные краски – проверенный временем материал, которые имеет свои положительные и отрицательные стороны. И если раньше краска использовалась повсеместно, то сегодня потеряла свою былую славу ввиду выхода новых экологических и безопасных составов. Но все же свою область применения масляная краска находит. Остается взвесить все за и против, а потом решить, использовать ли ее или нет.
Масляные краски 🔥 обзор, свойства, виды, плюсы и минусы, история
Рисование красками – это не просто вид творчества, но и одно из любимейших занятий детского и взрослого досуга. Как правило, человек приобщается к художественному творчеству с детства, так как его начинаю привлекать яркие цвета, которыми можно манипулировать по своему усмотрению.
Нередко и взрослые люди внезапно находят у себя склонности к рисованию и стараются их развивать. В любом случае рисования имеет массу полезных качеств, как развивающих, так и воспитательных. Это мы еще не говорим о том, что живопись способствует формированию сложных мыслительных процессов.
Начинающий художник приобретает для себя краски на водной основе. К ним относятся акварели или гуаши. Познав основы техники рисования, он переходит на акриловые краски, имеющие множество специфических особенностей.
Но опытные художники стараются сохранить традиции своих предшественников, так как в давние времена практиковалось рисование маслом.
Сегодня вряд ли родитель подарит своему чаду масляные краски, если тот только начинает проявлять интерес к творчеству.
Но если же ребенок начал заниматься в художественной школе, то ему, наверняка, пригодится опыт работы с разными видами материалов, в том числе, с масляными красками.
Содержание
- Основные сведения
- Особенности истории
- Основные свойства масляных красок
- Достоинства и недостатки
- Виды красок
- Критерии выбора
- Полезные советы
Основные сведения
Абсолютно любая краска для рисования состоит из связующего компонента и пигмента, представленного в виде порошка. Пигмент в акриловых, акварельных и масляных красках один и тот же, а основы – разные.
К примеру, акварель изготовлена на основе гуммиарабика, меда, глицерина, декстрина или бычьей желчи.
Связующим веществом в гуаши является фруктовая камедь, в темперах – казеин, а в акриловых красках – смола полиакрил. На протяжении сотен лет рецепт изготовления масляных красок не менялся. Они изготавливаются на основе льняного, орехового или макового масла, воска и смолы.
Пигменты и наполнители измельчаются, а затем при помощи разбавителя доводятся до жидкого состояния. Современные рецептуры отличаются наличием дополнительных ингредиентов и модификаторов.
Они могут улучшать сцепление компонентов, замещать дорогостоящий пигмент, регулировать вязкость или скорость высыхания краски. Краска, которая наносится на холст или другую основу, содержит в себе жидкость. Часть этой жидкости впитывается в основу, а остальная часть испаряется.
На основе остается только затвердевшая фракция, сохраняющая тот рельеф, который ей придал художник.
Масло на протяжении длительного времени не имело аналогов, так как такой краситель с высоким показателем вязкости идеально подходил для художественного творчества, а полученное масляными красками изображение надежны было закреплено на холсте.
Примером тому служат картины, выставленные в каждом художественном музее. Возраст этих картин составляет несколько сотен лет. К тому же масляные краски со временем не меняют оттенка, поэтому качественно и правдоподобно передают цветовую действительность окружающего мира.
Как известно, раньше каждый художник сам изготавливал краски, что существенно усложняло процесс написания картины. Сегодня художественные материалы представлены во всем многообразии.
Надо отметить, что масляные краски стоят дороже, чем, к примеру, гуаши или акварель.
Именно поэтому форма выпуска масляных красок может быть различной. Они продаются не только в наборах, но и в отдельных тубах, соответствующих определенным оттенкам.
Покупая краску поштучно, художник может оптимизировать затраты при написании картины. Но приобретением краски затраты не ограничиваются, так как нужны и другие расходные материалы. В целом, живопись маслом считается достаточно дорогостоящим занятием.
Масляные краски не подходят детям, особенно если ребенок только начинает познавать азы художественного творчества.
Во-первых, не каждый родитель готов тратить большие деньги на банальное развлечение, которое можно заменить рисованием акварелью.
Во-вторых, в масляных красках содержатся вещества, небезопасные для ребенка. Обычно пишут маслом те художники, которые достаточно отточили свои навыки и имеют приличный опыт.
Особенности истории
Масляные краски появились несколько тысячелетий назад, поэтому никто не может сказать точно, что именно стало отправной точкой в их истории.
Следы вещества, похожего на масло, были зафиксированы на древнейшем памятнике живописи – Бамианской статуе Будды (Афганистан). Ее примерный возраст составляет около 27 веков.
К сожалению, истории не известно ни одно имя, с которым было бы связано изобретение красок.
Европа познала технологию изготовления масляных красок довольно давно, однако имеет место речь о популяризации масляной живописи. В этом ключе следует отметить такого фламандского художника, как Яна ван Эйка. Его творчество приходится на середину XV века. Еще раз оговоримся, речь идет не о появлении красок в Европе, а о расцвете их популярности.
Так, с именем Яна ван Эйка связана техника усовершенствования красителей для масляных красок.
Первые опытные образцы он, естественно, использовал в своих работах, в результате чего картины Эйка радикально отличались от картин его современников. С этого момента на первый план выходит реалистичность. Работа художника того времени по реалистичности сопоставима с современными фотографиями.
Новая техника, изобретенная фламандским художником, быстро распространилась по странам Европы. В частности, она приобрела популярность во Франции и в Германии. Спустя десятилетие, она пришла в Италию, где новое веяние дало мощный толчок развитию целого культурного направления, более известного, как Возрождение.
С этого периода масло считается основным материалом настоящего живописца. Многие мировые шедевры написаны именно масляными красками. Ярким примером является выдающаяся «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Апогей популярности масляной живописи не был быстротечным. Он продолжается до наших дней, то есть, длится на протяжении шести веков.
Время не может не накладывать свои отпечатки на развитие искусства. Уже с конца прошлого века масляная живопись перестала быть одним из видов богемного занятия художника и сегодня представляет собой обычное любительское хобби.
Причин такого изменения статуса насчитывается несколько:
- Выросшее благосостояние;
- Ориентация на творческие потребности и увлечения;
- Доступность материала;
- Возникновение упрощенных техник рисования маслом.
Основные свойства масляных красок
Про масляные краски нельзя ничего сказать однозначно положительного или однозначно отрицательного.
С одной стороны, они обладают рядом достоинств, позволяющих не терять популярности и быть востребованными на протяжении нескольких столетий.
С другой стороны, временной фактор накладывает свои негативные отпечатки, и это невозможно не учитывать.
К примеру, краску необходимо накладывать тонким слоем, так как толстые слои растрескиваются, а образовавшаяся поверхностная пленка легко смывается водой и разрушается в щелочи.
Отрицательно на применение масла сказываются и особенности российского климата. Масляные краски боятся низких отрицательных температур. Современные технологии позволяют минимизировать действие разрушающих факторов.
Высокотемпературная сушка (в диапазоне от 250 до 300 градусов) позволяет создать пленку, которая отличается повышенной устойчивостью к щелочам.
В настоящее время разнообразие гаммы оттенков масляных красок гораздо более широкое, нежели в те времена, когда художники сами себе готовили материалы. Перечень цветов пополняется прозрачными оттенками, служащими для лессировки.
Непрозрачные (покрывные) тона способны полностью перекрывать ниже лежащие слои. Первые виды красок отлично подходят для смешивания, так как они не снижают насыщенности смеси.
При смешивании непрозрачных красок можно получить невзрачные картины, если подобрать цвета неудачно.
Яркий цвет масляной краски можно получить посредством увеличения концентрации нужного пигмента, но на такой шаг производители идут очень редко.
Во-первых, большой расход красителя приводит к увеличению стоимости краски, которая и так не может похвастать дешевизной.
Во-вторых, большая концентрация может быть вредной для здоровья, так как повышается токсичность пигмента.
В итоге приходится нужный цвет получать путем смешивания соответствующих красок. Результат не всегда бывает одинаковым.
В некоторых случаях, при правильно подобранном соотношении цветов, комбинация выглядит сочнее и насыщеннее, чем однокомпонентная краска.
Однако случается и снижение насыщенности цвета.
Картины, написанные масляными красками, могут похвастать несколькими уникальными свойствами.
Первое свойство – это чрезвычайно высокая длительность высыхания краски. Чтобы на поверхности образовалась стягивающая пленка, понадобится две-три недели времени, однако полная полимеризация слоя краски происходит спустя несколько лет.
Пленка на поверхности прочная, но, в то же время, хрупкая. По краске пойдет трещина даже при малейшей деформации полотна.
Не каждый знает, что в процессе полимеризации изменяется масса картины.
Примерно в первой половине периода полотно становится тяжелее, а затем краска усыхает, и вес картины уменьшается.
Льняное масло – самый распространенный ингредиент для изготовления красок. Но краски на льняном масле при хранении картины в темных помещениях заметно темнеют, словно выцветают.
К ним добавляется желтый оттенок.
Если картину поместить в освещенную комнату, то при длительном воздействии солнечных лучей насыщенность красок восстанавливается.
Главное для хранителей картин, — соблюсти технологию восстановления, так как для некоторых пигментов прямые солнечные лучи могут быть губительными.
Решить данную проблему производителям масляных красок удалось лишь частично. Было предложено использовать рафинированное льняное масло. Оно не дает того характерного желтого оттенка, что обычное, но при этом пленка, покрывающая поверхность, становится еще более хрупкой.
Опытному художнику не нужно оценивать качества масляных красок, так как он умеет с ними работать, учитывая их особенности.
Для начинающего живописца важно знать, какими достоинствами и недостатками обладает данный материал, чтобы решить для себя, стоит ли пробовать постигать масляную живопись или оттачивать альтернативные виды творчества.
Сначала отметим ряд преимуществ, которые дают масляные краски.
- Простота в использовании. Данное утверждение не является объективным, так как принято считать, что начинать художественную деятельность лучше всего с водорастворимых красок. Но многие художники не перестают утверждать, что познать основы масляной живописи гораздо легче, чем, к примеру, работать с акрилом, а такие краски, как гуашь или акварель, вовсе непригодны для настоящей живописи.
- Краски долго сохнут. На первый взгляд может показаться, что это недостаток. Многие родители не покупают масло своим детям именно по этой причине. Но для начала практики именно тот факт, что масляные краски долго сохнут, является настоящим кладом. Дело в том, что художник получает возможность не спеша смешивать цвета до тех пор, пока не получит нужного оттенка. Его не будет подгонять отсутствие времени, не нужно в спешке наносить мазки, боясь, что краска застынет. К тому же, увеличивается время для проведения коррекции композиции.
- Масляные краски, в отличие от гуашей и красок на основе полиакрила, после застывания не меняют оттенков. Неоднократно художники высказывались о такой сложности, как изменение оттенков. Именно это явление не позволяет передать всей натуральной природной красоты. Чтобы рисунок был реалистичным, необходимо заранее предугадывать, в каких тонах композиция примет свой окончательный вид. Это требует огромного опыта и навыка, а также существенно усложняет работу. Мода на масляные краски, отчасти, обусловлена таким качеством, как сохранение оттенков.
- При работе с маслом художник получает возможность корректировать мазки. Лишний рельеф можно убрать при помощи мастихина. Конечно, корректировку нельзя проводить до бесконечности, так как частые правки приведут к порче холста. Но даже такие ограничений не мешают использовать возможности масла, недоступные для акварели.
- Наконец, существенный плюс масляных красок заключается в том, что работы могут долго храниться. Практика показывает, что при должном уходе за картиной она разует глаз на протяжении десятилетий. Если не брать в учет картины из художественных музеев, возраст которых составляет несколько сотен лет, удачно выполненная любительская работа долго будет напоминать о первых победах начинающего художника.
Нельзя утверждать то, что масляная живопись доступна каждому желающему.
Овладеть техникой работы с маслом удавалось только самым настойчивым профессионалам. Даже элементарная методика не так проста, как может показаться.
Отсюда и вытекают некоторые недостатки, которыми отличается работа с маслом.
- Возможны сложности в смешивании цветов. Опытный художник планирует результат на основе своей практики. Между тем, простое смешивание краски может стать причиной вступления основных компонентов в химические реакции, в результате которых вместо нового оттенка на холсте будет образовываться банальная «грязь». Только знание правильных пропорций позволит написать полноценную картину.
- Длительность высыхания расценивается не только как достоинство, но и как недостаток. История знает множество примеров, когда картины рисовались месяцами. Даже один слой масляной краски сохнет долго, поэтому применение техники лессировки требует от художника временных затрат.
- Наличие токсичных компонентов в составе красок ограничивает категорию пользователей. Родители предпочитают выбирать для своих детей безопасные и экологически чистые материалы. Лишь только после того, как ребенок начнет проявлять рвение и умение пользоваться базовой техникой рисования, можно переходить на альтернативные материалы. Некоторые производители в целях рекламы скрывают потенциальную опасность. Токсичным веществом являются свинцовые белила. Но даже если таковые отсутствуют, то в составе краски обязательно присутствуют различные растворители.
Виды красок
В простейшей классификации масляные краски можно разделить на обычные, художественные и строительные.
Несмотря на то, что у них общие ингредиенты, они не являются взаимозаменяемыми.
То есть, красками, использующимися в строительных или ремонтных работах, нельзя писать картину. Если не вдаваться в подробности, то можно отметить, что художественные краски отличаются более качественными и дорогими составляющими.
К сожалению, показатель безопасности с возрастанием качества снижается. Так, самыми безопасными красками считаются промышленные.
Если есть желание обезопасить свой досуг, то следует выбирать краски с улучшенной рецептурой. Они не содержат токсичных элементов, но безопасность идет в ущерб качеству полученного изображения.
Вернемся к подбору краски для детей. Родители не могут наверняка знать, насколько серьезно в них развивается желание рисовать. В таком случае можно купить масляные краски ускоренного высыхания.
Ребенок будет подвергаться воздействию токсинов в течение непродолжительного времени, а посему получит относительно небольшую дозу вредных элементов.
Существуют и другие классификации. Классификация по опыту рисования подразумевает разделение красок на материалы для начинающих и опытных художников.
Начинающим ученикам или студентам художественных учебных заведений представлены на выбор комплекты с минимальным набором цветов. Палитра этих красок насчитывает 12 различных оттенков.
Тем, кто уже освоил простейшие приемы работы с маслом, можно переходить на наборы из 24 цветов.
Профессиональные же художники покупают масляные краски в тубах, особенно если рядом есть профильный магазин. С течением времени в арсенале таких художников может насчитываться несколько десятков разных оттенков.
В классификации по консистенции краски разделяют на:
- Разбавляемые;
- Неразбавляемые.
В разбавляемых красках наблюдается уплотнение среднего слоя в результате оседания порошкообразного пигмента. Подобное явление возникает при длительном хранении краски.
Неразбавляемые краски можно отличить по консистенции. Обычно они поступают в продажу в более жидком виде. Разбавителем для масляных красок является олифа, скипидар или керосин. После разбавления краска будет застывать более длительное время.
Художественные краски, в зависимости от компонентов, делятся на любительские, полупрофессиональные и профессиональные.
Для среднестатистического покупателя важно отличить хорошие краски от плохих, не вдаваясь в тонкости технических характеристик.
С этой задачей поможет справиться перечень признаков некачественного материала.
- Краска слишком жидкая или наоборот, чрезмерно густая. Суспензия содержит комки с уплотнениями. Паста содержит жидкие фракции.
- Краска начинает растрескиваться еще до того, как наступает ее полное высыхание.
- Слой краски ложится на холст неровно, полосами. Участки основы прокрашиваются неравномерно.
- Вытекание масла из пасты – явление нормальное только перед использованием краски. После перемешивания паста должна стать однородной. Если в процессе рисования наблюдается расслоение краски, то это говорит о том, что масло снова начало вытекать. Это признак некачественного материала.
Критерии выбора
Произведения, созданные качественными масляными красками, могут храниться на протяжении нескольких веков. У начинающего художника рано или поздно возникнет вопрос, связанный с правильным выбором краски.
Целесообразно рассмотреть основные критерии, по которым оценивается материал.
- Светостойкость. Под светостойкостью подразумевается устойчивость слоя краски к воздействию солнечных лучей. Некоторые материалы при достаточно длительном освещении способны выгорать. Правильный выбор марки масляной краски позволит длительное время хранить картину и не бояться, что изображение поблекнет спустя год или два. Светостойкость указана на упаковке. Она маркируется знаками «+» или «*». Одна звездочка или один плюсик соответствуют низкой светостойкости. Такая краска выгорит уже через год. Светостойкость «**» гарантирует насыщенный цвет на протяжении 25 лет. Параметр «***» является самым высоким. Производитель маркирует продукцию тремя звездочками, гарантируя сохранение цвета на протяжении 100 лет.
- Укрывистость. От такого параметра, как укрывистость, зависит, ляжет ли краска плотным рельефным слоем или будет смешиваться с другими цветами, позволяя работать в технике лессировки. Укрывистость обозначается в виде пиктограммы. Белый квадратик соответствует прозрачной краске, сквозь которую просвечивает низлежащий слой. Такие краски служат в основном для передачи глубины цвета. Квадратик, закрашенный наполовину говорит о среднем показателе укрывистости. Краску также накладывают вторым слоем, чтобы получить своеобразный переливчатый оттенок. Черным квадратиком помечаются фактурные краски, при помощи которых можно создавать рельефы. Такие краски даже после разбавления не теряют своего кроющего свойства.
- Состав. Принципиальный состав масляных красок достаточно прост. В него входит пигмент и масло. От пигмента зависит насыщенность цвета, поэтому именно он не дает превратиться краске в грязь на холсте. Желательно, чтобы в составе краски присутствовали такие пигменты, как умбра, охра, марс и сиена. Они считаются лучшими среди остальных. Масло, воски или натуральная смола играют роль связующего элемента. Применение ольхового, льняного или макового масла исключает возможность пожелтения красок со временем. Применяются также и модификаторы, повышающие стойкость при укладке (скипидар, бальзам, мастикс).
Полезные советы
При выборе масляных красок следует учитывать сразу несколько факторов, и ценовой в их числе.
Несколько полезных советов, возможно, помогут потенциальному покупателю сделать правильный выбор.
- Помните, что при помощи таких основных цветов, как красный, синий, желтый, белый и коричневый можно получить различные оттенки, поэтому не стоит гнаться за приобретением большого количества тюбиков, а лучше направить свои усилия на освоение техники смешивания красок.
- Титановых белил может потребоваться больше, чем вы запланировали, поэтому рекомендуется купить их впрок.
- Объем тубы зависит от сферы деятельности. Если вы – начинающий любитель, то вам для первого раза хватит тубы от 10 до 46 мл.
- В составе качественных красок должны присутствовать натуральные масла. Они гораздо предпочтительнее синтетических. То же самое относится и к пигментам.
Звездная ночь | История, описание и факты
Звездная ночь , умеренно абстрактный пейзаж (1889 г.) с выразительным ночным небом над небольшой деревней на склоне холма, одна из самых знаменитых работ голландского художника Винсента Ван Гога.
В картине, написанной маслом на холсте, преобладает ночное небо, усеянное хроматическими голубыми завихрениями, сияющий желтый полумесяц и звезды, изображенные в виде сияющих сфер. Один или два кипариса, часто описываемые как пламенеющие, возвышаются над передним планом слева, их темные ветви изгибаются и качаются в такт движению неба, которое они частично закрывают. Среди всей этой анимации структурированная деревня находится вдали в правом нижнем углу холста. Прямые контролируемые линии составляют небольшие коттеджи и стройную шпильку церкви, возвышающуюся как маяк на фоне голубых холмов. Светящиеся желтые квадраты домов напоминают приветливые огни мирных домов, создавая тихий уголок среди турбулентности картины.
Викторина «Британника»
Окончательная викторина по искусству
Ван Гог нарисовал «Звездную ночь» во время своего 12-месячного пребывания в приюте Сен-Поль-де-Мозоль недалеко от Сен-Реми-де-Прованс, Франция, через несколько месяцев после нервного срыва, в результате которого он оторвал часть своего тела. собственное ухо бритвой. Находясь в приюте, он рисовал во время всплесков продуктивности, которые чередовались с настроениями отчаяния. Как художник, который предпочитал работать на основе наблюдения, Ван Гог был ограничен предметами, которые его окружали, — его собственным подобием, видами за окном его студии и окружающей сельской местностью, которую он мог посетить с сопровождающим.
Хотя сюжеты Ван Гога были ограничены, его стиль не был ограничен. Он экспериментировал с изображением различных погодных условий и меняющегося освещения, часто рисуя неподалёку пшеничные поля под ярким летним солнцем или тёмными грозовыми тучами. Ван Гог также был особенно озабочен проблемами рисования ночного пейзажа и писал об этом не только своему брату Тео, но и коллеге-художнику Эмилю Бернару и своей сестре Виллемен. В письме, адресованном последнему, он утверждал, что ночь более красочна, чем день, и что звезды представляют собой нечто большее, чем простые белые точки на черном фоне, вместо этого они кажутся желтыми, розовыми или зелеными. К тому времени, когда Ван Гог прибыл в Сен-Реми, он уже написал несколько ночных сцен, в том числе Звездная ночь (Рона) (1888). В этой работе звезды появляются желтыми вспышками на сине-черном небе и конкурируют как с горящими газовыми фонарями внизу, так и с их отражением в реке Рона.
В приюте Ван Гог наблюдал за ночным небом из зарешеченного окна своей спальни и написал письмо Тео, описывая великолепный вид на утреннюю звезду очень ранним утром лета 1889 года. спальне, он нарисовал сцену по памяти или, возможно, по рисункам и использовал свое воображение для создания маленькой деревни, которой на самом деле не существовало. Используя выразительный стиль, который он выработал во время своего пребывания в Париже в 1886–1888 годах, он наносил краску прямо из тюбика на холст, создавая густую пасту и насыщенные оттенки. Двойственное отношение к работе своего воображения, Ван Гог в конце концов счел законченным Звездная ночь как провал, и Тео откровенно указал, что картина предпочитает стиль содержанию.
Картина была одной из поздних работ Ван Гога, так как в следующем году он покончил жизнь самоубийством. Его творческая карьера была короткой, всего 10 лет, но очень продуктивной. Он оставил своему брату более 800 картин и от 700 до 850 рисунков. Когда Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке приобрел «Звездная ночь» у частного коллекционера в 1941, он не был широко известен, но с тех пор стал одним из самых известных, если не одним из самых узнаваемых произведений Ван Гога в каноне истории искусства.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться Алисия ЖелязкоДевушка с жемчужной сережкой | Художник, история и факты
Девушка с жемчужной сережкой , картина маслом на холсте (ок. 1665 г.) голландского художника Йоханнеса Вермеера, одна из его самых известных работ. На нем изображена воображаемая молодая женщина в экзотическом платье и с очень большой жемчужной серьгой. Работа постоянно находится в музее Маурицхёйс в Гааге.
Наблюдательный и неторопливый художник, Вермеер создал всего 36 известных работ за всю свою жизнь, в то время как многие его современники создали сотни. Как и его сверстники, он в основном изображал сцены из повседневной жизни, позже названные «жанровой» живописью, часто женщин за повседневными делами. Известные примеры включают Девушка, читающая письмо у открытого окна (ок. 1657 г.) и Урок музыки (ок. 1665 г.). Иногда он подписывал свои картины. В то время как Девушка с жемчужной сережкой носит «IVMeer», он не датирован. Историки считают, что Вермеер нарисовал небольшой фрагмент (17,52 × 15,35 дюйма [44,5 × 39см]) около 1665 года, в период, когда он выполнил группу картин с общим жемчужным мотивом.
Девушка с жемчужной сережкой изображает молодую женщину в темном неглубоком пространстве, в интимной обстановке, которая привлекает внимание зрителя исключительно к ней. Она носит сине-золотой тюрбан, титулованную жемчужную серьгу и золотую куртку с видимым белым воротником под ней. В отличие от многих героинь Вермеера, она не сосредоточена на повседневных делах и не замечает своего зрителя. Вместо этого, пойманная в мимолетном мгновении, она поворачивает голову через плечо, встречая взгляд зрителя широко открытыми глазами и приоткрытыми губами, как будто собираясь заговорить. Ее загадочное выражение в сочетании с загадкой ее личности побудили некоторых сравнить ее с двусмысленным героем из «9» Леонардо да Винчи.0013 Мона Лиза (ок. 1503–1519). Однако, в отличие от Моны Лизы , Девушка с жемчужной сережкой — это не портрет, а tronie , голландский термин для обозначения персонажа или типа человека. Молодая женщина могла позировать Вермееру, но картина не предназначена для изображения ее или какого-либо конкретного человека так же, как картина Леонардо изображала существующую личность (вероятно, Лизу Герардини, жену флорентийского купца). Сюжет Вермеера — обычная молодая женщина в экзотическом платье, этюд выражения лица и костюма. Работа свидетельствует о технических знаниях и интересе Вермеера к изображению света. Мягкое моделирование лица модели показывает его мастерство использования света, а не линии для создания формы, а отражение на ее губах и серьге показывает его стремление передать эффект света на различных поверхностях.
Несмотря на то, что в настоящее время Вермеер является уважаемым художником, он не был широко известен за пределами своего родного города Делфт ни при жизни, ни в последующие десятилетия. Историки отдают должное французскому критику 19-го века Этьену-Жозефу-Теофилю-Торе (под псевдонимом Уильям Бюргер) за переоценку творчества художника, что в конечном итоге привело к выдающейся репутации Вермеера. Тем не менее, «Девушка с жемчужной сережкой» стала одним из самых известных произведений Вермеера только на рубеже 21-го века, с 19-го века.95 в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, и публикация бестселлера « Девушка с жемчужной сережкой » Трейси Шевалье в 1999 году. Дом Вермеера и становится его краскораспылителем. В 2003 году по нему был снят номинированный на «Оскар» фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли в роли вымышленного Грита и Колином Фертом в роли Вермеера.
В связи с реконструкцией здания Mauritshuis в 2012 г., Девушка с жемчужной сережкой побывала в Японии, Италии и США. Он собирал толпы людей в каждом месте, что свидетельствовало о его прочном положении в глазах публики. Когда Девушка вернулась в Нидерланды в 2014 году, Маурицхёйс объявил, что больше не будет выдавать картину напрокат, заверив посетителей, что главная достопримечательность музея всегда будет находиться в ее доме. Однако в 2023 году он сделал исключение для выставки-блокбастера, посвященной Вермееру, в Рейксмузеуме в Амстердаме, предоставив работу на восемь недель.