какие бывают краски для ремонта, разновидности, типы
Сегодня многие делают ремонт самостоятельно, и с каждым годом для этого становится больше возможностей. Как сделать так, чтобы в будущем краска не потускнела, не потрескалась и не вздулась? Что нужно знать перед покраской и как выбрать краску? Давайте разберемся с этими вопросами.
Итак, выбираем краску. Что нужно знать? Во-первых, возьмете себе за правило всегда подготавливать поверхность перед покраской. Берем тряпку и смываем все, что нам накопилось: жир, грязь, копоть. Ах, у вас и так чисто? А пыль? Ее удаляем тоже. Затем снимаем старую краску, особенно если она вздулась и потрескалась. Можно механически, а можно и специальной жидкостью для снятия старой краски. Шпаклюем неровности. А у кого стена часто чернеет, самое время обработать ее антисептиком. Есть множество способов защитить поверхность и сделать ее долговечной. Теперь приступаем к грунтовке. Она позволит краске держаться лучше и играет роль защиты. Грунтовку наносят как на новую поверхность, так и на старую краску (если слой тонкий и лежит она ровно). И только после полного высыхания можно приступать к покраске. Если поверхность не ровная, имеет трещины, бугорки и ямки, нужно воспользоваться шпатлевкой, причем после нанесения грунтовки.
Если вы хотите придать поверхности особые свойства, например, защитить от коррозии или сделать устойчивой к перепаду температур, или просто уберечь поверхность от воздействия различных микроорганизмов, например, плесени, грибков, лишайников, вам нужны антисептики и пропитки. Но иногда активные антисептические вещества содержатся и в самих красках.
Также следует учесть совместимость красок. Легче изначально подобрать совместимый материал, чем смывать старую краску «под ноль», нейтрализовать реакцию и только потом продолжать работу по алгоритму, как на новой поверхности. Незнание может привести к очень неприятному сюрпризу.
Как читать этикетку краски? Краски условно разделяются на группы по типу пленкообразующей основы. Они бывают эмульсионные, алкидные, клеевые, силикатные. Но об этом чуть позже. Нужная информация указана в буквенно-цифровых кодах на банке. Первые две буквы указывают на природу пленкообразующей основы.- Полиамиды (АД)
- Полиакрилаты (АК)
- Сополимеры полиакрила (АС)
- Ацетилцеллюлоза (АЦ)
- Битумы и пеки (БТ)
- Поливинилацетат (ВА)
- Поливинилбутераль (ВЛ)
- Винилы и винилацетаты (ВН)
- Сополимеры поливинилацеты (ВС)
- Глифталевые смолы (ГФ)
- Идиенкумароновые смолы (ИК)
- Канифоль (КК)
- Полиуретаны (УР)
- Кремнииорганические смолы (КО)
- Копалы (КП)
- Сополимеры карбинола (КС)
- Каучуки (КЧ)
- Масла растительные (МА)
- Меломиноалкиды (МЛ)
- Алкидно- и масляно-стирольные (МС)
- Мочевиноформальдегидные смолы (МЧ)
- Нитроцеллюлоза (НЦ)
- Пентафталевые смолы (ПФ)
- Полиэфиры насыщенные (ПЭ)
- Фенолалкиды (ФА)
- Крезолформальдегиды (ФЛ)
- Фенольно-масляные смолы (ФМ)
- Фторопласты (ФП)
- Поли- и перхлорвинилы (ХВ)
- Сополимеры винилхлорида (ХС)
- Шеллак (ШЛ)
- Эпоксидные смолы (ЭП)
- Полиэтилен и полиизобутилен (ЭТ)
- Эпоксидноэфирные смолы (ЭФ)
- Этилцеллюлоза (ЭЦ)
- Янтарь (ЯН)
Далее следует цифровой код. Первые одна-две цифры подскажут о сфере применения. Остальные цифры — это заводской номер.
- атмосферостойкая (1)
- стойкость внутри помещения (2)
- для консервации металлоизделий (3)
- устойчивость к горячей воде (4)
- специального назначения, например, для кожи, меха (5)
- обладает стойкостью к нефтепродуктам (6)
- стойкость к агрессивным средам (7)
- термостойкость (8)
- электроизоляционные свойства (9)
- полуфабрикаты, а также лаки и грунты (0)
- шпаклевки (00)
В маркировке исключение составляют готовые масляные краски. Буквы МА — обозначают масляную краску, первая цифра — сфера применения, вторая — какая олифа использована в качестве основы:
- натуральная (1)
- оксоль (2)
- глифталевая (3)
- пентафталевая (4)
- комбинированная (5)
А теперь поговорим о группах красок и определим основные преимущества и недостатки тех или иных материалов для покраски.
Эмульсионные краски разводятся водой (не растворяются), их связующая основа и красящие частицы распределены в водной среде, образуя устойчивую эмульсию. После высыхания водой не смываются. Зато от них легко отмыть руки и инструменты (пока материал не высох). Эмульсионные краски экономичны, отличаются своей экологичностью, пожаробезопасностью. Хорошо ложатся практически на любую поверхность. Металлические покрытия во избежание коррозии нужно предварительно загрунтовать. Эмульсионные краски нельзя наносить на поверхность, ранее покрашенную глянцевыми красками, клеевыми красками. Тоже можно отнести и к лакированным поверхностям. В свою очередь после эмульсионных красок можно использовать любые краски и эмали. Эмульсионные краски быстро высыхают и не имеют резкого неприятного запаха. Они устойчивы к щелочному воздействию.
Эмульсионные краски подразделяются на: водоэмульсионные, акриловые, поливинилацетатные (ПВА), латексные, водно-дисперсионные и силиконовые. Многие полагают, что водоэмульсионные и водно-дисперсионные краски — это одно и тоже. Все они не имеют особенности отслаиваться, проницаемы для воздуха и водяного пара, то есть «дышат». Подходят для помещений с повышенной влажностью, не морозоустойчивы, но долго сохраняют свой цвет (читайте подробный разбор, как выбрать цвет комнаты).
Но отличия все же есть. Матовые водоэмульсионные краски со временем постепенно смываются, а водно-дисперсионные влагостойки, а значит подходят для многократной мойки. К тому же водно-дисперсионные краски в основном имеют белый цвет, а водоэмульсионные поражают многообразием цветов. Водно-дисперсионные краски нельзя наносить при температуре ниже +5°С.
К тому же, есть водоэмульсионные краски, предназначенные для создания объемных эффектов — фактурные краски, которые еще называют структурными красками. Ими можно успешно декорировать поверхности, Такие покрытия отличаются также высокой прочностью. Они могут играть роль армирования для защиты поверхности от появления трещин. Зачастую фактурными красками называют декоративные штукатурки или фактурные штукатурки
Фактурные штукатурки
Связующим элементом для акриловых красок служат акриловые смолы. Эти краски высокоэластичны (приспособлены к специфике древесины) и имеют большую прочность. Качественные акриловые краски способны перекрывать волосяные трещины до 0,5 мм. Жаль, что стоят они довольно дорого. Их более дешевые собратья изготавливаются на базе акриловых сополимеров. Акриловые краски морозоустойчивы, но только после полного высыхания. Они обладают низкой газопроницаемостью, а потому могут хорошо защитить от коррозии, например, армированный бетон. Подходят для щелочных оснований, но на свежую штукатурку их можно наносить не раньше чем через месяц. Причина в низкой газонепроницаемости: в процессе затвердевания штукатурки участвует углекислый газ, и процесс этот довольно долгий.
Акриловые краскиАкриловые краски плохо подходят для зданий с сырыми стенами. Эти краски прекрасно колеруются и устойчивы ультрафиолету, прекрасно сохраняя цвет. Они также сочетают водоотталкивающую способность и паронепорницаемость. Обладают наивысшей механической стойкостью.
Латексные краскиЛатексные краски — самые дорогие из эмульсионных красок. Они изготовляются с добавлением латекса. Это дает сильный водоотталкивающий эффект, и значит можно мыть поверхность сколько захочется. Они способны затягивать волосяные трещины до 1 мм. Латексные краски применяются на разных поверхностях: структурированные обои, стены (бетон, штукатурка, кирпич, гипсокартон), потолки. Высыхают за 20-60 минут. Но их светостойкость ниже, чем у эмульсионных акриловых красок и ПВА.
Поливинилацетатные (ПВА) краски, в отличие от латексных, являются самыми бюджетными. Однако они также обладают низкой водостойкостью, и при регулярном мытье покрытие постепенно смывается водой. Краска экологична, отличается высокой стойкостью к свету, воздействию масел и жиров, подходит для внутреннего применения, особенно для окраски потолков. Кстати, почитайте статью о том, как выбрать краску для потолка.
Силиконовые краскиЗдесь связующим элементом служат эмульгированные силиконовые смолы. Силиконовые смолы иногда даже добавляют в акриловые краски. Силиконовые краски по высыханию образуют водоотталкивающую поверхность, однако прекрасно пропускают воздух и водяной пар. Они имеют высокую эластичность и способны перекрывать волосяные трещины до 2 мм. Силиконовые краски можно наносить на свежую штукатурку уже через 48 часов (а не через 30 суток как акриловые). Силиконовые краски можно применять для всех видов минеральных поверхностей.
Они совместимы с акриловыми латексными и минеральными красками. Их даже можно наносить на старую силикатную краску. Силиконовые покрытия устойчивы к загрязнениям, а также предупреждают развитие микроорганизмов. Их единственный недостаток — это высокая стоимость. Поэтому их используют в основном для декора, особенно, если хотят подчеркнуть престиж здания.
Связующим элементом алкидных красок является алкидная смола. К алкидным краскам относятся эмалевые и масляные краски. Подходят для окрашивания оштукатуренных поверхностей, а также деревянных и металлических оснований (например, металлических радиаторов отопления). После высыхания не токсичны, водонепроницаемы.
Масляные краскиПопулярные в прошлом масляные краски изготавливаются на основе олифы. Разбавителями служат уайт-спирит, скипидар, сольвент-нафта или бензин. Они достаточно мало стоят, однако очень долго сохнут (до нескольких суток). При высыхании выделяют вредные вещества, поэтому больше подходят для наружных работ. Существенный их недостаток в том, что с годами окрашенная поверхность желтеет.
Эмалевые краскиЭмалевые краски изготовлены на основе лака и именно благодаря этому обладают высокой глянцевостью и очень красиво смотрятся. Эмалевые краски применяются для окраски металла, приборов, деревянных поверхностей, стен (проштукатуренных и прошпаклеванных) и так далее. Их можно использовать и для внутренних и для наружных работ. Нитроэмалевые очень быстро сохнут — 15-45 мин. Эмалевые краски водонепроницаемы и обладают стойкостью к ржавчине и воздействию света.
Силикатные краски
Силикатные краски изготавливаются на основе жидкого стекла, их можно отнести к разряду минеральных. Это один из лучших способов защиты фасада. Характеристики силикатных красок: паро- и воздухопроницаемость, повышенная устойчивость к температурным перепадам и ультрафиолету, рыхлость, слабая реакция на воду. Стоит учитывать, что силикатные краски не просто устойчивы, они практически несмываемы. Силикатные краски разводятся водой и содержат щелочь — берегите глаза и кожу. Их нельзя наносить на поверхности, прежде окрашенные акриловыми или алкидными красками, а также наносить на стеклянные, керамические, каменные, металлические поверхности. Зато они подходят для щелочных поверхностей, к примеру, штукатурок. Грунтовка перед окраской тоже должна быть силикатной.
Силикатные краски не могут защитить стены от атмосферной влаги. При обильных дождях вода, хоть и ненадолго, задерживается в стенах. Однако при плохой гидроизоляции фундамента они очень полезны, если влажность в стенах выше атмосферной. Цветовая гамма силикатных красок ограничена из-за содержащейся в составе щелочи.
Изготовлены из органических полимеров на водной основе. Экологичны, поскольку в составе нет токсичных или вредных химических соединений. Их свойства сходны с эмульсионными красками, но клеевые краски менее устойчивы к влаге, поэтому фронт применения сильно ограничен — такие материалы подходят только для окраски сухих помещений. Клеевые краски выпускаются в сухом виде и непосредственно перед использованием разводятся водой.
Казеиновые краскиВ основе казеиновых красок лежат белковые компоненты, такие краски пригодны и для наружных, и для внутренних работ. Хорошо ложатся на штукатурку, бетон, кирпич. Из всех клеевых красок казеиновые самые стойкие и красивые.
Декстринированные краскиДекстринированные краски на костном клее могут использоваться только для внутренних работ, так как обладают слабой водостойкостью. Краски удобны в обращении, экологичны и хорошо сохраняются при сухом климате, выпускаются в многообразии цветов. Однако, как и все клеевые составы, разрушаются при действии углекислого газа и влаги. В плохо проветриваемых помещениях и при повышенной влажности органический состав клеевой краски становится средой обитания для различных микробов и плесени. И поверхности быстро портятся.
Как видите, выбор современных красок большой! Подобрать материал более детально под свои задачи вы можете с помощью подбора по параметрам или с помощью продавца-консультанта в любом из магазинов торговой сети «Мир Красок».
Фото: pinterest.com
Краска для разных поверхностей. Знакомство и выбор
Добрый день! С Вами Кузьмич, сегодня познакомимся с красками и правильным ее выбором, но перед этим мы поможем определить какая краска Вам нужна. Прежде чем выбрать цвет краски для стен необходимо подумать о том, какое предназначение у этого помещения, кто в нём чаще всего будет находиться и в какое время суток.
Красок на сегодня настолько много, что не так просто сделать выбор грамотно. Для начала надо точно определиться, для чего вам нужна краска. Все краски делятся по видам поверхности, куда они будут наноситься, а также по условиям эксплуатации: внутреннее или наружное применение.
Я уверен, каждому хотелось бы выбрать краску таким образом, чтобы она подольше служила и сохраняла яркость даже после воздействия влаги и пара внутри дома, ветров, дождей и морозов — снаружи.
Производители лакокрасочных изделий отлично осведомлены о желаниях потребителей, они расширили ассортимент настолько, что теперь, практически, для любой поверхности существует свой вид краски, в свойствах которой учтена специфика материала, подлежащего окрашиванию.
Все краски можно поделить на два крупных раздела: строительные краски для внутренней отделки и краски для внешних работ. Краска для наружных поверхностей должна защищать их от перемен и капризов погоды, придавать эстетический вид. При отделке интерьера выбирают краски с такой важной характеристикой, как безвредность для организма человека. Для таких красок не столь важна устойчивость к атмосферным явлениям, но исключением являются краски для помещений с повышенной влажностью: саун, душевых и ванных комнат, бассейнов и так далее.
Какие же покрытия входят в эти категории?
Классификация красок подчиняется типам растворителя и связующего вещества. Сразу хочу выделить две группы красок: с органическим растворителем — масляные, масляно-алкидные и воднодисперсионные — водорастворимые.
Масляные краски включают в себя связующее вещество в виде масел, различных по способности к высыханию. Например, краски на олифе недорогие, но их палитра бедна, сохнут они долго, с выделением в воздух вредных веществ, со временем теряют яркость.
Масляные краски на льняном масле экологичны, сохнут быстрее, отличаются небольшим расходом. Сегодня масляные краски применяются несколько реже, но совсем с рынка они не уходят, ценится качество покрытия. Их обычно покупают для окрашивания металлических труб или столярки. В большинстве своем они содержат испаряющиеся летучие растворы: ксилол, сольвент-нефть или уайт-спирит, который, кстати, единственный растворитель, разрешенный к применению в европейских странах.
Масляно-алкидные краски известны своей стойкостью к механическим повреждениям, их используют для поверхностей, на которые воздействует большая нагрузка. В результате эти поверхности получаются прочными, паро- и водонепроницаемыми, их можно очищать водой с моющими средствами.
Воднодисперсионные краски можно поделить на три вида: акриловые, латексные, поливинилацетатные.
Универсальными называют акриловые краски, их наносят на любые поверхности, в том числе, на древесные, для которых существуют специально созданные краски из акрила. Характеристики акриловых красок радуют потребителей: они быстро сохнут, в течение получаса. Но чтобы нанести второй слой, лучше подождать часа два. Акриловые краски не выгорают под солнечными лучами, обладают тысячами оттенков, поскольку прекрасно колеруются. Системы колеровки у всех производителей разные, поэтому, выбирайте краску от одного производителя.
Латексные краски (каучуковые) характеризуются водостойкостью, но есть ограничение по температурному режиму: нижний предел +8оС, верхний — +35оС. То есть, при прохладной погоде пленка не формируется, а в жаре нарушается адгезия. Самые дешевые из трех типов воднодисперсионных — краски поливинилацетатные, созданные на основе клея ПВА. Своей консистенцией они напоминают сметану, покрытие получается матовым и однородным. Их водостойкость ниже, чем у предыдущих видов красок, поэтому, применяются они в сухих помещениях, где потолки и стены обшиты гипсокартоном или древесными панелями.
Сегодня тенденция рынка строительных материалов — это рост потребления водорастворимых красок. Множество заводов отечественных и зарубежных расширяют свой ассортимент лакокрасочных изделий для внутренних работ. Часть отечественного продукта выпускает компания Farbitex — акриловую воднодисперсионную интерьерную краску, которая предназначена для покрытия стен и потолков, отличается прекрасным колерованием в пастельных цветах. Среди зарубежных можно отметить полюбившуюся российским покупателям компанию Tikkurila (Финляндия), ее воднодисперсионная краска Tikkurila OASIS и латексная Tikkurila EURO предназначены для внутренней отделки, окраски стен и потолков, они стойки к влаге и мытью, могут использоваться в частных домах и в общественных помещениях. Большим спросом пользуются водорастворимые краски для внешнего потребления или фасадные. Отличают три больших категории таких красок, основы которых самые разные: этолидирующие по продажам дисперсионные краски, силикатные и на основе силиконовых смол.
Гидрофобность, эластичность, механическая прочность присущи дисперсионным фасадным краскам, они изготавливаются на синтетических смолах. К преимуществам можно отнести высокую технологичность, а также, паропроницаемость, которая препятствует возникновению грибков, плесени на окрашенных поверхностях, а значит, предотвращает трещины и рыхление стен, потолков. Несмотря на паропроницаемость, дисперсионные краски стойки к природным и температурным воздействиям. Наносимые без особого труда краскопультом или валиком, такие краски источают очень лёгкий, быстро выветривающийся запах. Отличным примером может послужить краска DULUX TRADE фасадная (Англия), подходящая для любых поверхностей: кирпичных и каменных, бетонных, деревянных, оштукатуренных, содержит фунгициды и альгициды. Среди отечественных водорастворимых красок можно отметить атмосферостойкую Fassadenfarde ВД Поли-Р для создания эластичного фасадного покрытия. Это экологически чистая, стойкая к биопоражению краска без запаха. Также хорошей паропроницаемостью обладают силикатные фасадные краски. Они являются дисперсионными однокомпонентными красками с минеральными добавками, основа для них — это калийное жидкое стекло или известь. Устойчивые к погодным аномалиям, силикатные краски можно использовать и для внутренних работ в отделке влажных помещений. Отлично наносятся на бетон, камень, штукатурку и держатся на поверхности до 20 лет.
Покрытия нового поколения — краски с основой из силиконовых смол. В них объединились лучшие характеристики силикатных и дисперсионных красок. Синтетические силиконовые смолы — их связующий компонент, но они также водорастворимы. Покрытые такой краской, скрывающей все, даже мелкие трещины, наружные стены надежно защищены от природных и погодных воздействий, стойки к разного рода повреждениям, долговечны, а главное, они «дышат».
Краски и эмали для металла
К материалам для покрытия металлических поверхностей относятся алкидные краски. Это могут быть масляные составы на основе различных олиф. Они подходят для работ внутренних, поскольку не выдерживают солнечных лучей и влаги, под краской начинает образовываться ржавчина.
Алкидные эмали ведут себя лучше на поверхности металлических изделий, обладают повышенной стойкостью к моющим средствам и воде, к колебаниям температур, отлично сохнут, но являются горючими. Совсем недавно для покрытия поверхностей из металла стали применяться акриловые долговечные краски. Стоимость их выше предыдущих красок, но в процессе эксплуатации они себя окупают: не выцветают, не покрываются трещинами, защищают от коррозии. Они подходят для покраски радиаторов отопления, поскольку хорошо переносят повышенную температуру. Большой плюс акриловых красок в их экологичности, отсутствии запаха, негорючести.
Производители лакокрасочных изделий в последнее время выпускают краски, которые наносят прямо на ржавчину, уничтожая ее, осуществляя дальнейшую надежную защиту поверхности. Испанская краска Panzer для металлических поверхностей универсальна, может применяться для наружных и внутренних работ, выполняя функцию три в одном: грунтовка, преобразование ржавчины и финишное покрытие. Краска бренда Hammerrite (Польша) с добавлением воска выполняет двойную защиту — от влаги и от коррозии. Краску от этого производителя вы сможете подобрать, практически, в любом желаемом оттенке.
Удачного выбора!
Ваш Кузьмич.
Существует ли цвет? | The Week UK
Цвет играет центральную роль в человеческом зрении. Это помогает нам лучше видеть и узнавать все, что находится перед нами, и дополняет наш опыт. Кажется почти бессмысленным спрашивать, существует ли он или нет. Тем не менее, вот что интересно: как физический объект или свойство большинство ученых согласны с тем, что цвет не существует. Когда мы говорим о цвете, мы на самом деле говорим о свете определенной длины волны; это совместные усилия наших глаз и мозга интерпретируют этот свет как цвет.
Наука
Все световые волны движутся на определенных частотах или длинах волн. Когда свет исходит от солнца, присутствуют все эти частоты, но когда он попадает на объект, некоторые из этих частот поглощаются, а другие отражаются. Именно эти отраженные частоты составляют изображение, которое видит каждый глаз. В задней части глазного яблока находятся миллионы микроскопических палочек и колбочек. Большинство из них — 120 с лишним миллионов стержней — одинаковы и обнаруживают только наличие и интенсивность света. Однако от шести до семи миллионов колбочек чувствительны к длинам волн, причем примерно 64% реагируют на свет с «красной» длиной волны, 33% реагируют на свет с «зеленой» длиной волны, а остальные 2% реагируют на «синий». . Синих колбочек может быть меньше всего, но они компенсируют это тем, что являются наиболее чувствительными.
Сам по себе глаз не различает цвет как таковой. Вместо этого наш мозг берет информацию, поступающую от красных, зеленых и синих колбочек, объединяет ее с информацией от палочек и преобразует этот поток в цветное изображение. Красный или синий свет в основном активирует красные или синие колбочки, в то время как зеленый свет активирует зеленые колбочки (плюс в некоторой степени красные и синие колбочки). Другие длины волн не активируют определенный набор колбочек, но в той или иной степени воздействуют на все колбочки. Затем наш мозг смотрит на баланс поступающих сигналов и определяет, что мы видим: коричневый, оранжевый или желтый.
Пропустить рекламу
Этот свет — не цвет — это все, что существует физически. Зеленый — это просто свет с длиной волны от 520 до 570 нанометров, который люди с функциональными человеческими глазами и мозгом воспринимают как зеленый. Наш мозг ловко компенсирует небольшие колебания света и даже различных источников света, чтобы видеть, скажем, банан желтым или лист зеленым. Однако мы не можем видеть свет, который существует за пределами нашего видимого спектра, и если бы наши глаза и мозг работали по-другому, воспринимаемые нами цвета тоже были бы совсем другими.
Животные видят по-разному
На самом деле многие животные видят цвета по-разному. Некоторые, например кошки, имеют только два набора цветовых рецепторов, то есть они воспринимают красный и зеленый как один цвет. У других, включая пчел и многих птиц, их четыре, что позволяет им видеть в ультрафиолетовом диапазоне. У гремучих змей крайне плохое цветовое зрение, но они могут комбинировать информацию, поступающую от их глаз, с информацией, поступающей от их специальных ямок, чтобы видеть в инфракрасном спектре. Фактический свет не меняется, но цвета меняются. Кошки не хуже и птицы не лучше различают цвета; это их восприятие цвета, отличное от нашего.
Цветовая чувствительность
Тем не менее, не все люди видят цвета одинаково. У людей, страдающих дальтонизмом, отсутствуют функциональные колбочки, в то время как у других их больше, и поэтому они чрезвычайно чувствительны к цвету и способны различать даже наиболее близкие оттенки определенного цвета. Племя химба в Северной Намибии, например, описало бы небо как черное, а воду как белую, но использует точно такое же слово для обозначения зеленого и синего. На самом деле они не могут различать синий и зеленый, но могут различать больше оттенков синего и зеленого, чем средний человек.
Цвет и язык
Некоторые ученые даже считают, что язык и то, как он структурирует необработанный опыт, играют определенную роль. В 2006 году ученые из Массачусетского технологического института и Стэнфордского университета протестировали русскоязычных и англоязычных людей, выполняя задания на различение цветов по времени, пытаясь выяснить, видят ли они синий цвет одинаково. В то время как в английском и большинстве основных языков есть один основной синий цвет, русский разделяет его на два, различая светло-синий и темно-синий. Когда команда давала испытуемым стимулы, выходящие за границы этих голубых тонов, русскоязычные значительно быстрее различали их. Более того, когда ему поручали повторять бессмысленные слова, преимущество исчезало. Когда языковые центры мозга были заняты, было труднее различать слегка более светлые и более темные тона. Так что цвет существует только в вашем уме, но это не делает его менее реальным. Хотя это субъективное восприятие, оно по-прежнему разделяет большинство из нас и обогащает наше восприятие мира.
Чтобы получить дополнительные советы по преобразованию своего бизнеса, посетите веб-сайт HP BusinessNow
BBC News — Вы видите то, что вижу я?
8 августа 2011 г. Последнее обновление в 11:31
Цвета на самом деле не существует… существует только свет
Розы красные, фиалки синие — или они? Цвета, которые вы видите, не всегда могут быть такими же, как цвета, которые видит кто-то другой… поскольку мы видим цвета нашим мозгом, а не глазами. Объясняет нейробиолог Бо Лотто.
Цвет — одно из наших простейших ощущений… даже медузы воспринимают свет, а у них нет мозга. И все же объяснить легкость и цвет в целом — значит объяснить, как и почему мы видим то, что делаем.
Первое, что нужно запомнить, это то, что цвета на самом деле не существует… по крайней мере, в буквальном смысле. Яблоки и пожарные машины не красные, небо и море не голубые, и нет человека объективно «черного» или «белого».
Свет есть то, что существует. Свет настоящий.
Серые плитки слева выглядят синими, а серые плитки справа — желтыми.
Можно измерить, подержать и сосчитать (ну… вроде того). Но цвет не светлый. Цвет полностью создается вашим мозгом.
Откуда мы это знаем? Потому что один свет может принимать любой цвет… в нашем сознании.
Вот еще пример. Если вы посмотрите на кубы справа, обратите внимание на четыре серые плитки на верхней поверхности левого куба и семь серых плиток на эквивалентной поверхности правого куба.
Как только вы убедились, что все эти плитки физически одного цвета (потому что это так), посмотрите на следующее изображение внизу.
Что удивительно, так это то, что теперь серые плитки слева выглядят синими, тогда как такие же серые плитки справа выглядят желтыми. Желтая и синяя плитки двух кубов имеют одинаковый свет, но выглядят совершенно по-разному.
Цветовые воспоминания
Цвет, пожалуй, наше лучшее творение, созданное на основе нашего прошлого опыта.
Продолжить чтение основного сюжета
Бо Лотто на горизонте: видишь ли ты то, что вижу я? на BBC Two в понедельник, 8 августа, в 21:00 BST
Вот почему вы видите оптические иллюзии, потому что, когда вы смотрите на изображение, которое согласуется с вашим прошлым опытом «реальной жизни», ваш мозг ведет себя так, как будто объекты в текущие изображения также реальны таким же образом.
Если мы используем прошлый опыт, чтобы понять свет, как быстро мы сможем научиться видеть свет по-другому? Это вопрос секунд. Чтобы продемонстрировать это, мы попросили большую группу людей для Horizon попробовать иллюзию.
Во-первых, обратите внимание, что две пустынные сцены имеют одинаковую цветовую композицию. Небо голубоватое, а пустыни желтоватые.
Однако, если вы будете смотреть на точку между красным и зеленым квадратами в течение 60 секунд, а затем снова посмотрите на точку между двумя сценами в пустыне, цвета двух одинаковых сцен поразят вас.
Чем больше внимания вы уделяете точке между зеленым и красным квадратами, тем лучше будет последующая иллюзия.
Сцены в пустыне меняют цвет, потому что ваш мозг включил свою недавнюю историю красного цвета слева и зелени справа на втором изображении и применил ее к сценам в пустыне, когда вы смотрели на них во второй раз… по крайней мере, какое-то время .
Продолжить чтение основной истории
Эти два факта вызывают интригующую возможность. Возможно, цвет важнее для нашего самоощущения, чем мы думали раньше. И это действительно так.
Помните, цвет был в центре эволюции на протяжении миллионов лет.
Подумайте об отношениях между насекомыми и цветами (цветы окрашиваются не для нас, а для них) или обо всех различных цветах животных и о том, как они либо сливаются с окружающей средой, либо, как павлин, выделяются по порядку. чтобы привлечь внимание.
Подумайте о цветах одежды, которую вы носите… и почему вы ее носите. Вся индустрия моды, косметики и дизайна основана на цвете.
Эволюция на основе восприятия
Это означает, что наше простейшее восприятие сформировало нас. Более того, и это действительно удивительно, цвет, которого, как мы помним, не существует, сформировал физический гобелен самого мира. Это также было сердцевиной человеческой культуры.
Из-за нашей тесной связи с цветом люди веками задавались вопросом: видите ли вы то, что вижу я?
Ответ расскажет нам не только многое о том, как работает мозг, но и о том, кто мы как личности и как общество.
Восприятие цвета означает, что независимо от того, под каким цветом мы смотрим на бананы, они всегда выглядят желтыми.
Моя лаборатория провела несколько уникальных экспериментов для группы из 150 человек разного возраста, происхождения, расы и пола. Наша цель состояла в том, чтобы увидеть, все ли мы видим цвет одинаково.
То, что мы нашли, нас очень удивило (хотя учтите, что наши находки — это только начало ответа).
В ходе эксперимента по проверке взаимосвязи между эмоциями и цветом мы обнаружили, что почти каждый взрослый связывал желтый цвет со счастьем, синий с печалью и красный с гневом (удивление и страх, которые являются двумя другими универсальными эмоциями, не имели очевидного цвета). В то время как дети демонстрировали ту же тенденцию, их выбор был гораздо более смешанным и разнообразным.
С другой стороны, почти все (молодые и старые) продемонстрировали сходную взаимосвязь между цветом и звуком, где считается, что более низкие ноты лучше всего представлены темно-синим цветом, а более высокие — ярко-желтым.
Другими словами, кажется, что у людей есть внутренние ментальные карты между цветом и другими качествами восприятия, такими как звук и форма. Удивительно, когда этих отношений не существует в природе.
Цветовые структуры
В другом эксперименте мы попросили людей поставить 49цветные блоки на площади 49 клеток. Других указаний у них не было.
Количество возможных образов, которые можно было создать, равнялось 10 в степени 62 — огромное число.
Что примечательно, так это то, что люди создавали узоры, которые были в значительной степени предсказуемы, потому что все группировали цвета по сходству. Почему?
Потому что у нас есть неотъемлемая потребность в структуре, в особенности в знакомых структурах, в данном случае в структурах, подобных математике образов природы.
В еще одном эксперименте, в котором действительно рассматривались основы цветового зрения, мы задались вопросом, могут ли быть индивидуальные различия в простом обнаружении света.
Цвет лежит в основе эволюции
Мы обнаружили, что не только женщины более чувствительны, чем мужчины, но и женщины, которые чувствуют, что у них более сильное чувство контроля, значительно лучше, чем те женщины, которые чувствуют себя беспомощными.
Замечательно, если вспомнить, что мы говорим только об обнаружении света.
Мы также проверили, может ли цвет изменить наше ощущение минуты.
Наши первоначальные наблюдения показали, что у мужчин минута длится дольше, чем у женщин… в среднем примерно на 11 секунд дольше.
Но у мужчин и женщин на минуту ушло больше времени, когда они были окружены красным светом, по сравнению с синим светом.
Этот эффект, вероятно, связан с возбуждением, поскольку хорошо известно, что красный и синий цвета одинаково возбуждают мужчин и женщин.
Заблуждающиеся виды?
Итак, все мы видим мир по-разному. На самом деле, у нас нет выбора, потому что наш опыт восприятия мира обязательно различен.
Никто из нас не видит мир таким, какой он есть.
В этом смысле мы все заблуждаемся, то, что каждый из нас видит, является смыслом, полученным из наших общих и индивидуальных историй.
Это осознание, возможно, больше, чем что-либо другое, дает неопровержимый аргумент в пользу прославления разнообразия, а не страха конформизма.