«Убранство русской избы» 5 класс | Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме:
Слайд 1
«Убранство русской избы»
Слайд 2
Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом
Слайд 3
Наличник – украшение окна В узорном убранстве можно увидеть символические образы солнца, растений, птиц, животных, фантастических существ, которые олицетворяли землю, небо и водную стихию
Слайд 4
О чём могут рассказать « резные кружева»? В окружающем нас, привычном мире не обращаешь внимания на магические знаки, а они повсюду. Узоры подарены нам нашими далёкими предками. И узоры эти умеют говорить, если мы научимся их слушать. Каждый символ, знак и узор в наличнике несёт свой смысл и энергетику. Наличник, сделанный в исконной традиции, может привлекать и усиливать те энергии, которые способствуют ладу в семье, оберегает дом от пожаров, а жителей от дурного глаза. Наличники оберегали хозяев от злых духов, которые, как считалось , могли просочиться в оконные щели. Поэтому предки с помощью резных кружев символически выстраивали целую вселенную, как они её видели. Почитание предков, знание традиций своего народа, чувство ответственности за будущее своих детей и называется памятью. Резчики старательно повторяли мотивы из века в век, уже, наверное, и не вспоминая об истинном смысле знаков.
Слайд 5
Рассмотрим некоторые символы наличников. Ведь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы: — солярные символы (символы солнца) — символы воды — символы земли — символы обереги — символы пожелания — символы, передающие информацию о хозяевах
Слайд 6
№ Символ ( знак ) Где располагаются, что обозначают эти знаки Функции, которые несёт знак 1 солнце На причелинах , воротах, наличниках окон, дверях с улицы. Символизирует радость и благополучие 2 Водяные знаки Карнизы под крышей, причелины , нижний край окна плодоносящие 3 Квадраты и ромбы с полосами или точками Карнизы, причелины , Наличники, ворота. Плодородие, урожай, Достаток. 4 Крест (сквозные отверстия) Карнизы, причелины, Наличники, ворота. Охранительные функции 5 Зооморфные знаки петух Прчелины, ворота, крыша Знак огня и света. Призывал солнце, Очищал от нечистых Духов. 6 утка Верхняя часть наличников, причелины, ворота , под крышей учавствовала в создании земли и жизни на ней. Символ рождения Новой жизни. 7 Растительный Орнамент. Над окном, по краям окон, как стволы деревьев. Центр мироздания. Символ жизни. 8 Цветы со стеблями и Листьями. Причелины, наличники, Ворота. Дети солнца. Символ добра, Счастья. 9 Геометрические орнаменты Наличники, ворота, причелины, под крышей. Несли функции своего символа. Значение орнаментов и узоров на наличника
Слайд 7
Солнце. Солнышко на наличнике это очень хорошо. Это символ жизни, светлых богов, а ещё образ Бога дающего ( даждь бога) Даждь бога так же изображают в виде фигурки коня, что так же что так же подчёркивает почитание в доме Кона (основного закона во всём). Все солярные знаки связаны с приобретением и приумножением как материальных, так и духовных благ и считается очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречаются его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники — конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенной период, солярный знак превратился в цветочек, либо его заменяла пятиконечная звезда. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Слайд 8
Солярные знаки. Вода Несёт в себе сакральный смысл очищения. От неё зависит урожай и благосостояние семьи . Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам это всё знаки воды дарующей жизнь. Земля. Ромбики с точками внутри перекрещивающиеся двойные полосы так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле. Поле ромб или квадрат, разделённый внутри на 4 части в целом ромб или квадрат с точкой в середине – это то, что может родить. Знаки аграрной магии самые простые, одни из самых распространённых. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.
Слайд 9
Женщина- берегиня . Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах; иногда она определяется очень чётко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае её можно узнать центральная симметрия фигурки голова , раскинутые руки и ноги. Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мировое древо. Птица . огненно- солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц – символ брака. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят.
Слайд 11
Вариант изображения наличника
Слайд 12
Нарисовать окно с наличником, применив узоры народного творчества.
ИЗО — 5 класс. ИЗО. Внутренний мир русской избы.
ИЗО
2занятия 40:43
длительность 0
тестов
6871
- Учебный план
- Отзывы ( 0 )
- Вопросы и ответы ( 0 )
Пока в этом курсе не задано ни одного вопроса
Задать вопрос
Описание курса
Дом – мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре избы (крыша, фронтон – небо, рубленная клеть – земля, подклеть – подземный мир4 знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. ) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище.
Предметы народного быта (прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля, др.) — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта.
Символическое значение элементов декора.
Эскиз лопасти прялки.
Эскиз окна с наличниками.
Что будет изучено
Русская изба. Убранство русской избы.
Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Конструкция и декор предметов народного быта. Конструктивные особенности прялки и роспись прялок. Наличники на окнах, резьба. Практические работы: эскиз окна с наличниками; эскиз росписи лопасти прялки.
Данный вид занятий применяется на уроках изобразительного искусства по программе Б. Неменского в 5 классе. Так же можно использовать на факультативных занятиях, элективных курсах и др.
Требования к обучаемому
Данный курс рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, изучающих изобразительное искусство по программе Б. Неменского.
Обучаемому необходимо знать основные цвета, гармонические и контрастные цвета. Обучаемый должен уметь пользоваться линейкой, карандашом и цыркулем; кистями и красками
Рисование и набросок заметок на странице
OneNote позволяет рисовать, делать наброски или писать заметки с помощью пальца, пера или даже мыши. Вы также можете выбрать фигуру из галереи вместо рисования от руки.
Рисовать и делать наброски на обычном компьютере
Перейдите на вкладку Draw .
Щелкните любое перо или маркер на ленте, а затем с помощью мыши нарисуйте или набросайте заметки на странице.
Чтобы рисовать и рисовать на сенсорном компьютере или устройстве
Коснитесь вкладки Draw .
Коснитесь Draw with Touch , коснитесь любого из ручек или маркеров, показанных на ленте, а затем пальцем или стилусом нарисуйте или набросайте на странице.
Советы:
Если ваше сенсорное устройство имеет небольшой экран, нажмите или коснитесь кнопки Touch/Mouse Mode на панели быстрого доступа, а затем нажмите Touch . Это увеличивает пространство между командами, поэтому их легче нажимать пальцем. Вы можете отключить этот режим, когда закончите рисовать.
Если ваш компьютер оснащен сенсорным экраном, вы также можете делать рукописные заметки и преобразовывать их в текст.
Чтобы выйти из режима рисования, нажмите клавишу Esc на клавиатуре или нажмите кнопку Type на вкладке Draw .
Чтобы нарисовать фигуру
Нажмите или коснитесь вкладки Draw , выберите элемент в галерее Shapes , а затем перетащите мышь или палец на страницу, чтобы нарисовать фигуру.
Когда фигура выбрана, вы можете перетащить ее, чтобы изменить ее размер или переместить в другое место на странице.
Чтобы просмотреть дополнительные варианты рисования, щелкните или коснитесь стрелки Еще в правом нижнем углу коллекции Shapes , а затем выберите фигуру в появившемся меню.
Чтобы выйти из режима рисования, нажмите клавишу Esc на клавиатуре или нажмите кнопку Type на вкладке Draw .
Чтобы нарисовать несколько фигур подряд
Щелкните или коснитесь вкладки
Draw , а затем щелкните стрелку More в правом нижнем углу коллекции Shapes .В появившемся меню нажмите Блокировать режим рисования .
OneNote останется в режиме рисования, из которого вы выходите.
Выберите элемент в списке Shapes , а затем щелкните и перетащите на страницу, чтобы нарисовать нужную фигуру. Повторите этот шаг для необходимого количества дополнительных фигур.
-
Чтобы выйти из режима рисования, нажмите клавишу Esc на клавиатуре или нажмите кнопку 9.0005 Нажмите кнопку на вкладке Draw .
Чтобы удалить фигуры или заметки, которые вы нарисовали
Средства письма в Microsoft Office OneNote 2007 позволяют использовать любое указывающее устройство, например стилус планшета для рисования, перо планшетного ПК или даже мышь, для добавления рукописного текста или рисунков от руки в заметки.
В этой статье
Показать или скрыть панели инструментов письма и рисования
Пишите или рисуйте заметки
Настроить перо
Преобразование рукописного текста в текст
Показать или скрыть панели инструментов письма и рисования
- org/ListItem»>
В меню Вид выберите Панели инструментов , а затем выполните одно из следующих действий:
Примечание. По умолчанию панели инструментов Средства рисования и Мои ручки закреплены внизу и слева от окна приложения. Чтобы переместить эти панели инструментов в новое место, щелкните и перетащите маркер перемещения на закрепленной панели инструментов или строку заголовка на плавающей панели инструментов.
Верх страницы
Писать или рисовать заметки
Чтобы выбрать определенную толщину и цвет пера, на панели инструментов Средства письма щелкните Pen или щелкните стрелку рядом с Pen
С помощью пера планшетного ПК или мыши рисуйте или пишите заметки прямо на поверхности страницы.
Чтобы добавить больше места на страницу, щелкните Вставить дополнительное пространство для письма на панели инструментов Средства письма , поместите указатель в то место, где вы хотите добавить пространство, а затем перетащите стрелку в направлении, указанном указателем.
Чтобы удалить рукописные штрихи, нажмите Ластик на панели инструментов Средства письма , а затем перетащите указатель по чернилам. Чтобы остановить стирание рукописного ввода, снова нажмите Ластик . Ластик Stroke может удалить весь рукописный штрих одним нажатием или щелчком мыши. Это особенно полезно для удаления или исправления штрихов рукописного ввода.
Чтобы выбрать чернила, щелкните Инструмент ввода/выделения на панели инструментов Средства письма , а затем перетащите курсор или дважды коснитесь, чтобы выделить слово.
Верх страницы
Настройка пера
- org/ListItem»>
Щелкните стрелку рядом с кнопкой Pen еще раз, а затем щелкните Customize Current Pen .
В диалоговом окне «Настройка текущего пера » выполните одно из следующих действий:
- org/ListItem»>
В поле Имя пера введите новое имя для текущего пера.
В списке Pen color выберите новый цвет для текущего пера.
В списке Толщина пера (мм) введите новый размер штриха (в миллиметрах) для текущего пера.
На панели инструментов Средства письма щелкните стрелку рядом с Перо , а затем в контекстном меню щелкните фломастер или маркер, который вы хотите настроить.
OneNote включает в себя восемь фломастеров и четыре маркера. Настройка перьев не добавляет новые элементы в список доступных перьев. Для каждого пера, которое вы настраиваете, исходный выбор заменяется указанными вами параметрами.
Верх страницы
Преобразование рукописного текста в текст
Вы можете преобразовать рукописные заметки в машинописный текст. Распознавание рукописного ввода зависит от языка вашей операционной системы.
Выберите страницу, блок заметок или слово, которое вы хотите преобразовать, выполнив одно из следующих действий:
Чтобы выбрать страницу рукописных заметок, коснитесь или щелкните вкладку активной страницы.
Чтобы выбрать контейнер для заметок, коснитесь или щелкните верхний край контейнера.
org/ListItem»>
Чтобы выбрать отдельные слова, коснитесь или щелкните Введите/выделите инструмент на панели инструментов Средства письма , а затем перетащите курсор на слово или дважды коснитесь слова.
В меню Инструменты коснитесь или щелкните Преобразовать рукописный текст в текст .
Если слово преобразовано неправильно, коснитесь или щелкните Инструмент ввода/выделения на панели инструментов Средства письма коснитесь или щелкните неправильно преобразованное слово, а затем выполните одно из следующих действий:
- org/ListItem»>
Если на планшетном ПК установлена Microsoft Windows XP Tablet PC Edition, коснитесь или щелкните стрелку рядом с символом альтернативного списка , а затем в контекстном меню коснитесь или щелкните альтернативное слово.
Если на планшетном ПК установлена ОС Windows XP Tablet PC Edition 2005, щелкните правой кнопкой мыши преобразованное слово, а затем в контекстном меню коснитесь или щелкните альтернативное слово.
Примечание. Если правильное слово не включено в контекстное меню, необходимо либо переписать слово, отменить преобразование, либо использовать панель ввода планшетного ПК или клавиатуру для повторного ввода слова. Если у вас есть клавиатура, может быть проще всего заново ввести неправильно преобразованный текст или нажать F7, чтобы исправить слова с ошибками.
Верх страницы
Наследие крутое, остальное прикручено
«Культурное наследие – это совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, которые люди идентифицируют, независимо от режима собственности, как отражение и выражение их постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций. Он включает в себя все аспекты окружающей среды, возникающие в результате взаимодействия между людьми и местами во времени».
Совет Европы (2005 г.) Конвенция Фару, статья 2
Что имеется в виду при упоминании, словесном или письменном выражении концепции культурного наследия?
В свете принятого демократическим путем национального законодательства культурным наследием будут считаться «все товары, которые, будучи свидетелями ценности цивилизации или культуры и носителями соответствующего культурного интереса, должны быть объектом особой защиты и оценки».
На основе вышеупомянутой посылки, содержащейся в статье 1 Основного закона о культурном наследии, разработан целый ряд статей, посредством которых определяются основные направления политики, которые должны регулировать законодательство в указанной сфере.
Таким образом, и с годами, следуя за развитием событий в области наследия, было разработано законодательство, чтобы воплотить основы политики и режима защиты и улучшения культурного наследия в Португалии, а также установить права и обязанности всем гражданам сохранять, защищать и приумножать культурное наследие.
Элемент, считающийся недвижимым культурным наследием, может быть классифицирован с точки зрения охвата в категориях памятника, ансамбля или места, а с точки зрения степени интереса — как национальный интерес, общественный интерес или муниципальный интерес.
Таким образом, мы наделены строгим законом, существование которого направляет как инвентаризацию, так и ее последующую и возможную классификацию… но что думать и как действовать в случаях, когда понятие (культурное наследие) не соответствует действительному существованию элементы, которые мы судим и принимаем как должное?
Когда сообщество идентифицирует себя с определенными построенными элементами, которые не соответствуют строгим параметрам памятника, комплекса или места?
Ответ на приведенный выше вопрос включает в себя примеры столкновения между общественным мнением и политической властью, которая издает законы, что позволяет сносить любой архитектурный элемент, с помощью которого между ним и населением установились отношения идентичности.
«Для существования узнаваемого наследия необходимо, чтобы оно могло быть порождено, чтобы общество видело себя как зеркало, рассматривало свои места, объекты, памятники, понятные отражения своей истории и культуры».
ДЖЕДИ, Анри-Пьер. Зеркало городов
Что означает, что люди, приходящие с моей выставки «Да Минья Жанела, ты все еще видишь Алгарве?», все еще выставленной в музее Портимао, относятся к представленным на ней элементам – дымоходам, наличникам, окнам, дверям, домам – как к культурным /архитектурное наследие ?
Привыкшие к тому, что в этом регионе Наследие постепенно исчезает на протяжении десятилетий, встречаясь либо в пределах крупного города, либо в единичном случае в сельской среде, в настоящее время столкнулись с большей чувствительностью людей к проблеме Наследия, к проблеме признания/идентификации себя в элементах, которые все еще осязаемы и построены в архитектуре, которая названа и содержится в термине «популярное», я думаю об архитектурном наследии, его присвоении, его значении и его использовании.
Открываю страницу Инвентаря архитектурного наследия (АПИ), существование которого началось в девяностых годах прошлого века угасшим Генеральным управлением национальных зданий и памятников (ДГЭМН), а сегодня – с 01 июля 2015 года – объединено в Главное управление культурного наследия (DGPC).
В качестве целей, определяющих существование IPA, я извлекаю из этой страницы:
«а) для повышения качества работы и действий различных агентов в области охраны и оценки культурного и экологического наследия, а также квалификации и восстановления городов;
b) повышать коллективную и индивидуальную осведомленность о качестве застроенной среды и важности сохранения этого наследия с учетом его потенциальной функциональной, финансово-экономической, художественной и культурной, научно-технической, исторической и документальной и/или символической и идентичности. ценить ;
c) способствовать научным и техническим исследованиям в таких дисциплинах, как архитектура, градостроительство, инженерия, охрана природы и т. д.;
d) поощрять использование этого контента в качестве образовательного ресурса и источника культурного удовольствия».
Открывая боковую вкладку ПОИСК НАСЛЕДИЯ, мы сталкиваемся с возможностью выбрать Алгарве в поле Регион и, таким образом, провести перекрестный поиск по всему региону, показав 1123 элемента, перечисленных в алфавитном порядке.
Пролистав 20 страниц, на которых найдены 1123 элемента, я понимаю, что в этом длинном списке Архитектурное наследие примерно соответствует древнему и укоренившемуся представлению о нем, то есть археологическому, научному, военному, религиозному наследию. , монументальное, многовековое, а также наследие, связанное с социальной архитектурой, районами доступного жилья, а также архитектурными произведениями из офисов известных архитекторов.
На самом деле нет никакого соответствия между тем, что есть в Описи архитектурного наследия, и элементами, представленными на фотографиях в вышеупомянутой выставке.
Не инвентаризируются, тем более не засекречены, их существование, изучение и разглашение отнесены к неупомянутым, следовательно, к небытию.
Несмотря на присвоение населением таких элементов как Наследие, они не пользуются юридическим признанием как таковым, допускающим и допускающим их изменение или уничтожение.
Для более чем 50 перечисленных районов современного доступного жилья; для более чем 140 элементов, связанных с религиозным зданием; для 11 зданий, из которых исходит региональная и местная политическая и административная власть, известных как муниципальные советы; около двадцати военных замков и фортов, их стен, башен и оград; для бесчисленного количества домов XNUMX-го, XNUMX-го, XNUMX-го и XNUMX-го веков и даже бесчисленных дворянских, дворцовых, по существу городских, богатых и буржуазных домов: для хорошей записи элементов модернистской архитектуры, связанных с ар-деко и ар-нуво … меньше, чем пять пальцев руки как свидетельство народной архитектуры, общие дома, цокольный этаж…
Из цифр, написанных выше, могут возникнуть неспешные выводы, но что уж говорить, перенеся их в другой фильтр, не тот, что в Описи архитектурного наследия, а на сайте Главного управления культурного наследия, где только классифицированное наследие или в появляется процесс классификации?
Среди различных параметров, установленных для классификации недвижимого имущества, существование которых придает определенное значение и теоретически некоторую защиту и усилия по его сохранению, не представлено ни одного материального свидетельства народной архитектуры, обычных одноэтажных домов.
Единственная возможность иметь свидетеля с вышеупомянутыми ссылками возможна только в том случае, если он включен в зону специальной защиты (ЗЗП) любого уже классифицированного элемента, который обычно простирается до 50 метров от его внешних границ.
Другими словами: дом, уникальный в своей необычности и представляющий народную архитектуру, обычные одноэтажные дома, построенные между концом 50-го века и первой половиной XNUMX-го века, как и в XNUMX-м веке. метровый диапазон, на примере засекреченной церкви, он «защищен» не как таковой , а потому, что он имеет близость к классифицированному элементу.
Что делать в регионе Алгарве, чье столкновение с современностью, особенно плодотворные голоса, предупреждавшие об утрате, навсегда изменили его лицо, сделав невозможным классификацию примеров популярной архитектуры, обычных одноэтажных домов, построенных среди конец XNUMX века и первая половина XNUMX века, в чьем объеме элементы фасадной архитектуры?
В настоящее время невозможно пройти по улице, которая сохранилась перед лицом застройки, начатой в семидесятых годах, которая так или иначе представляет собой обычную улицу в Регионе в эти и предыдущие десятилетия, отмеченную наличием различных элементов, а именно обильное наличие наличников, дымохода, каменной кладки, наличие окраски на фасаде… или даже когда наличник не был принят муниципальными нормативными актами, законодательно закрепляющими его обязательный характер…
Серия материальных и пульсирующих свидетельств сохранилась в остаточной форме, разбросанной по всей территории, будь то в городском контексте (иногда поддерживаемом и окруженным армированным цементом) или изолированно в сельской местности.
С одной стороны, деконтекстуализированные из области, в которой они расположены, потому что, однако, вся среда, в которой они находятся, изменилась, с другой — и я пишу сейчас только об архитектуре фасада — сумевшей сохранить через свое существование демонстративное выражение гордости за другого.
Если в прошлом жилье своим фасадом было подтверждением «Я могу», то сегодня это же утверждение предстает как наследие, которое важно сохранять и поддерживать, как элемент идентичности в его уникальности.
В течение некоторого времени история была сделана о простом и безымянном Человеке, но он все еще обязан иметь Монументальное видение Истории, в котором свидетельствами того же являются церковь, замок и роскошный дом.
Поэтому необходимо срочно — учитывая демократическое желание, которое правит нами — потребовать Человеческого Наследия в его региональном представительстве, существование которого неизгладимо, но только до тех пор, пока так решат его владельцы, иначе ничто не помешает Камартель стучится в дверь.