Как приготовить клейстер из муки: рецепт :: SYL.ru
Многие ещё помнят те времена, когда их родители для разнообразных бытовых нужд самостоятельно изготавливали у себя дома на кухне клейстер.
Оклейка стен
Наши мамы и папы пользовались клейстером, когда делали ремонт в своих квартирах. Бумажные обои закрепляли на стенах при помощи самодельного обойного клея. Все знали, как приготовить клейстер из муки. Сложного в этом нет ничего и сейчас. Достаточно иметь под рукой воду и муку. Стены для предотвращения появления жучков и других паразитов предварительно промазывали раствором медного купороса. Для придания клейстеру фунгицидных свойств в него добавляли формалин или дуст.
В каких случаях клейстером пользуются профессионалы
В настоящее время о том, как сварить клейстер из муки, знают сотрудники детских учреждений, работники домов культуры, театров и библиотек, а также ландшафтные дизайнеры и агрономы.
Библиотекари иногда используют такой клей в переплётных работах.
Садоводы и огородники пользуются натуральным клеем, когда сажают очень мелкие семена. Полоску бумаги смачивают клейстером, на неё насыпают семена, подсушивают и раскладывают на грядке или клумбе в задуманном порядке. Выверив рисунок, бумагу с семенами засыпают землёй.
Воспитатели и школьные учителя нередко используют натуральный и безвредный клейстер для детского творчества на занятиях, направленных на развитие мелкой моторики, пространственного мышления и сосредоточенности у малышей. Если ребенок случайно лизнёт клейстер языком или потрёт испачканной рукой глаза, никакой беды не случится, потому что делается клейстер из муки и воды.
При создании декораций для театральных постановок режиссёры и художники широко применяют предметы, выполненные в технике папье-маше. Суть этой техники в том, что из клейстера и бумаги мастера создают лёгкие и прочные предметы. Так как сделать клейстер из муки несложно, а необходимая для папье-маше бумага – легкодоступный материал, то научиться этому искусству может любой человек.
Технологический процесс изготовления клейстера
Для папье-маше необходимо умение варить клейстер из муки. Рецепт его изготовления похож на то, как варят обычный кисель:
— просеянную муку заливают прохладной водой и тщательно размешивают. Это нужно производить в металлической посуде, так как потом её придётся поставить на огонь;
— отдельно кипятят воду;
— в мучную болтушку при постоянном размешивании вливают кипяток и доводят на плите до кипения;
— после того как смесь закипит, её снимают с огня и остужают под крышкой, чтобы сверху не образовалась плёнка;
— если не удалось избежать образования комков и плёнки, то просто процедите клейстер через сито или марлю.
Клейстер можно использовать тёплым. Как только определитесь с объёмом предстоящей работы, заварите и опробуете получившийся у вас клейстер из муки. Рецепт уточните и зафиксируйте в памятке, чтобы всегда варить такой объём клея, который израсходуете за один-три дня. Таким образом вы сможете избежать ненужного расхода муки, а также правильно распланируете своё время.
Как подобрать правильный рецепт
Если вы запланировали работу на несколько дней, то не делайте большой запас клея на длительный срок, так как это скоропортящийся продукт. Пропорция ингредиентов должна выверяться для каждого отдельного случая. Натуральный клейстер из муки рецепта как такового не имеет. Всё зависит от клейковины муки. К тому же с течением времени клейстер меняет густоту. Однако его можно разбавлять водой до необходимой консистенции. Для начала рассчитывайте так: на один литр воды – две столовые ложки муки. В старых книгах по домоводству, в разделе «как сварить клейстер из муки», единицы веса не приводятся именно по причине различия клеящих и других особенностей разных видов муки. Если клейстер делается из картофельной или кукурузной муки, то есть крахмала, то срок его хранения в холодильнике возможен до семи дней. Клейстер из картофеля по сравнению с кукурузным всегда получается более густым. Положительное качество крахмального клейстера – он не оставляет пятен. Продукт из пшеничной или ржаной муки портится быстрее, зато он более клейкий по сравнению с крахмальным. У каждого мастера получается свой, уникальный клейстер из муки, рецепт всегда уточняется и подгоняется под каждую работу индивидуально.
Папье-маше в технике листовых слоёв, или маширование
В этой технике можно создавать разнообразную утварь, этнические и карнавальные маски, шкатулки, игрушки, украшения, скульптуры и так далее.
Вам понадобится бумага – это могут быть старые газеты, журналы, тетради, салфетки или тонкая упаковочная бумага. Чем бумага тоньше, тем ровнее она разглаживается, но тогда и слоёв придётся делать больше. Далее берётся основа, которую первоначально обклеивают бумагой, смоченной в обыкновенной чистой воде. На этот слой приклеивают следующий, но уже смоченный в клейстере. Таких слоёв должно быть не менее пяти, иногда наклеивают до сотни. Всё зависит от толщины бумаги и от того, насколько толстая и крепкая у вас должна получиться вещь. Бумагой оклеивают только внешнюю поверхность макета. Когда все слои как следует высохнут и затвердеют, их нужно прорезать насквозь лезвием или резаком. Поскольку первый слой наклеивался с помощью чистой воды, то он легко отстанет от заготовки вместе с наклеенными на него слоями промазанной клейстером бумаги. Снятые половинки нужно сложить вместе и на стыке соединить полоской бумаги, смазанной клейстером. Затем можно наложить ещё несколько слоёв, если хотите, чтобы поделка стала толще, а соединение деталей получилось более крепким. Накладывая листы, их надо аккуратно разглаживать губкой или мягкой тряпочкой, чтобы изделие получилось как можно более гладким. Последний слой сделайте из белой или иной красивой декоративной бумаги. Когда все слои приклеены и высохли, можно заняться росписью, оформлением украшений и других элементов. Готовую вещь покрывают лаком.
Папье-маше из бумаги как масса для скульптурных работ
Тем, кто разобрался, как варить клейстер из муки, можно попробовать освоить ещё один вариант техники папье-маше. Клейстер смешивается с целлюлозой и превращается в густую массу, напоминающую глину, пластилин или тесто. Для этого очень хорошо использовать мягкую бумагу, например, туалетную или салфетки. Бумага измельчается и смешивается с клейстером. В некоторых случаях требуется, чтобы клей был более эластичным, тогда в него добавляют глицерин. После того как бумага набухнет, из неё можно лепить фигуры. Изделия из папье-маше высыхают довольно долго, так как во избежание деформации их положено сушить в тёплом месте вдали от отопительного оборудования. Долгое высыхание – это единственный минус данного ремесла. Образовавшиеся неровности легко зашлифовываются наждачной бумагой. Высохшие и отполированные поделки расписывают красками, декорируют, а потом покрывают лаком.
Папье-маше из ваты
Очень занятные поделки можно сделать из ватных шариков и дисков, пропитанных клейстером. Это могут быть объёмные украшения на фоторамки, альбомы, коробочки, цветочные горшки и многое-многое другое. Декорация из целлюлозы и клейстера отличается лёгкостью и прочностью сочленения. В этом её выгодное отличие от глиняной или иной негибкой и тяжёлой по весу.
Что такое цельнозерновая мука, и как из нее приготовить клейстер в домашний условиях
Многие из нас не раз проводили ремонты в своем жиле самостоятельно. Когда необходимо поклеить обои многие сразу закупают всевозможные клеевые растворы, но случаются моменты, когда лучше изготовить влей в домашних условиях. Вот и я решил попробовать приготовить клей своими руками и должен сказать, что такой способ совершенно не ударит по вашему карману. Сегодня я расскажу вам, как сварить клейстер из муки и каким особыми преимуществами обладает такой раствор. Но для начала немного поговорим о том, что такое мука, и какую муку лучше использовать для клейстера.
Цельнозерновая мука для приготовления клейстера
Цельнозерновая мука, виды муки и ее свойства
ГОСТ разделил всю муку на несколько всем известных сортов – высший, первый, второй. Но так же существует мука ржаная обойная и обдирная мука. Но неспроста существует название «мука ржаная обдирная» и обойная. Ведь на протяжении долгого периода времени из нее готовили не только хлебобулочные изделия, но и клейстер.
Универсальный клейстер из цельнозерновой муки
Клейстером называют клеевой раствор для бумаги, с помощью которых производилось приклеивание обоев на стену и потолок.
Важно! Не смотря на то, что строительный рынок полон усовершенствованных клеевых смесей, многие люди так же отдают предпочтение такому раствору, как клейстер из муки. Его легко готовить и себестоимость при этом в разы дешевле.
Продукт, который используется для изготовления клейстера можно назвать по-разному. Можно услышать такие названия как мука ржаная цельнозерновая, обойная, грубого помола и простого помола. Разница среди них заключается только в том, как обрабатываются зерна и для чего используется пшеничная мука.
Свойства и преимущества состава
Готовим клейстер своими руками
Как я уже говорил, домашний клей ни чем не уступает магазинным аналогам, которые стоят намного дороже домашнего раствора. Но давайте подробнее рассмотрим все плюсы такой смеси и выясним, почему клейстер из муки пользуется таким спросом:
- Два основных ингредиента клея – вода и мука.
Тут сразу становится понятно насколько низкая стоимость у клеевой смеси
- Отличается очень хорошей адгезией с бумагой, так же используется и для других строительных материалов. Говорят, что такая смесь прекрасно цепляется за масляную краску, которой была окрашена поверхность
- При выполнении переклейки обоев и обновлении помещения весь материал очень просто снимается с основания стен с помощью воды
- Совершенно натурален и тем самым является безопасным для человеческого здоровья
- Не поддерживает горения и не выделяет токсичные вещества во время работы с другими элементами
Клеим обои с помощью клейстера
Но, несмотря на все эти преимущества клейстера, необходимо знать и о недостатках материала. Это особенно важно для помещений, которые имеют некоторые недостатки. Итак:
- Так как материал боится воды и влаги, его не следует использовать для поклейки обоев во влажных помещениях и кухнях
- Вместе с ним необходимо применять различные антисептики и фунгициды – клейстер является прекрасной питательной средой для появления и размножения плесневых грибов
- Во время оклеивания стен светлыми обоями нужно быть предельно аккуратными иначе раствор оставит следы на материале и тем самым испортит его внешний вид
Существует мнение, что для нежных светлых обоев подходит не пшеничная смесь, а клейстер из крахмала.
Изготовление клеевой смеси
Клеим обои с помощью клейстера
Если вам все же понравился вариант с использованием такого материала, то вам полезно будет узнать, как сварить клейстер своими руками. Инструкция очень проста, достаточно выполнять все строго по технологии:
- Для начала я взял тару – лучше всего, если это будет металлическое и эмалированное ведро. В него необходимо налить воду в количестве от 1/3 до 1/2. После этого просеиваем 5 кг муки и частями засыпаем в нашу воду – все это время, помешивая, чтоб не образовались комочки. В итоге у нас получится консистенция сметаны
- Потом доверху заполняем ведро крутым кипятком. Вливать его необходимо маленькой струйкой, при этом постоянно перемешивая нашу смесь. В итоге клейстер должен оставаться однородным
- Теперь на огонь необходимо поставить выварку с водой. На дно ее положите тряпку, а когда вода начнет закипать, то поставьте ведро и доведите всю массу до кипения.
После этого процесса сразу снимается ведро, и вся полученная смесь процеживается через дуршлаг. Желательно чтоб он был из металлической сетки
- После остывания можно сразу приступать к процессу оклейки стен. Не следует хранить полученную смесь больше двух дней
Важно! Такой раствор вполне может использоваться как грунтовка. Но в этом случае он наносится в горячем состоянии. Перед этим разбавляется кипятком в пропорции 2:1
От себя я хочу добавить, что лучше готовить клейстер на один раз и не оставлять его больше, чем на один день, так как на вторые сутки он вполне может начать терять все свои преимущества. Так же не стоит использовать материал пока он горячий – всегда следует ждать его остывания иначе можно повредить обои и краску.
Смесь на основе крахмала
Готовим клейстер из цельнозерновой муки для поклейки обоев
Как я уже говорил, большим спросом пользуется и клейстер из крахмала, поэтому я посчитал нужным написать, как приготовить такое клеящее вещество.
Перед тем как сделать клейстер из крахмала, нужно решить каким способом вы его получите. Я не
парился и купил крахмал в магазине, однако его можно получить и с картошки. Какой способ выбрать выбирать вам! Для начала можете попробовать сделать небольшое количество смеси и поэтому:
- Возьмите 2-3 столовые ложки крахмала
- ½ стакана с холодной водой
- После этого крахмал высыпается в чашку с периодическим помешиванием – опять же чтоб не образовывались комочки
- Завариваем клейстер с помощью горячей воды. Делаем это в пропорциях 8:1
- В готовом виде смесь становится прозрачной и студенистой
Как и в случае клейстера с муки используем крахмальную смесь после ее остывания. Готовьте материал на одни раз.
Рецепты приготовления клея в домашних условиях
|
Клей для риса нори: сделай сам — Takara
Нори — ключевой компонент Тусмами Дзаику Когда я только начинал практиковать цумами-дзаику, я не знал, насколько важен клей, что доставляло мне много мучений и горя. Надеюсь, этот пост предоставит вам некоторую основную информацию. Для справки, я художник, а не ремесленник. Я научился этому ремеслу самостоятельно, и я никогда не был ни на каком семинаре или официальном обучении. То, о чем я буду говорить, — это только то, что я узнал из своего опыта и исследований. Но, надеюсь, это поможет вам найти клей и метод, которые лучше всего подходят для вас. Я страдал, чтобы тебе не пришлось.
Когда я впервые узнал о ремесле, я обнаружил два способа склеивания. Первый способ — традиционный: перед тем, как начать складывание, вы наносите клей на деревянную доску, затем кладете на клей сложенную ткань. Клей, который мы используем в этом методе, называется Химэ-нори, что буквально означает «клей принцессы». Химэ-нори готовится из риса и имеет очень вязкую, почти твердую текстуру. На сушку уходит больше времени, что дает вам время сделать большое количество лепестков, прежде чем их нужно будет поместить на крепление. Кроме того, поскольку клей очень вязкий, он будет держать форму ткани за вас.
Работа с нори и нори-ита Однако, поскольку клей сделан из риса, он имеет короткий срок хранения, и его нелегко найти за пределами Японии. Вот почему второй метод может быть лучше для людей, живущих в остальном мире.
(Редактировать: некоторые волокна, такие как полиэстер, не мнутся, что делает их непригодными для цумами-дзайку. Выбирайте такие волокна, как хлопок и шелк, которые можно легко складывать. Также лучше использовать очень легкую ткань. .)
Второй способ — это современный метод клея для рукоделия. Вы наносите клей на края, которые вы намеревались склеить, когда складываете ткань, затем нажимаете на склеенные края и ждете, пока он высохнет. Для людей, не имеющих доступа к хеминори, этот способ очень удобен. Кроме того, клей для рукоделия имеет гораздо более длительный срок хранения и высыхает намного быстрее, поэтому этот метод более выгоден в некоторых аспектах. Вы можете добавить водонепроницаемости своему проекту, используя водостойкий клей.
Клей для ткани для Tsumami-Zaiku Не зная ничего лучшего, когда я впервые пошел за клеем, я пошел в «The Works» (который, как выразился Стюарт Ли, является книжным магазином, который «кажется руководят люди, имеющие глубоко укоренившееся недоверие к книгам»). Я пошел туда и взял самый дешевый 1-литровый тюбик «клея для рукоделия». Излишне говорить, что когда я вылил его, это была просто лужа водянистой каши. Потом я вспомнил, чему меня учила мама: вещи дешевы не просто так.
После этого инцидента я попытался найти клей получше. Я пошел в независимый специализированный магазин для рукоделия (то есть к продавцу на моем местном рынке) и купил тюбик настоящего клея для ткани. Клей имеет гораздо более густую консистенцию, хорошо держит ткань, быстро сохнет. Этим клеем я пользуюсь до сих пор.
Изделие, созданное обоими способамиНо, как и другие люди, увлеченные своими хобби и интересами, я не был удовлетворен. Я не хочу навсегда застрять в клее для рукоделия (каламбур). Я сама делаю рисовый клей.
Приготовление рисового клея Как и у многих людей, живущих за пределами Японии, моей первой проблемой было то, что я никогда не видел химэ-нори в реальной жизни, даже сейчас. Я никогда не прикасался к нему и не работал с ним, поэтому я понятия не имею, какова его вязкость, липкость и содержание воды на самом деле. Лучшее, что я мог сделать, это просмотреть изображения в Google, найти рецепт и попробовать его на себе.
Рецепт #1
Первый рецепт, который я нашел, был получен от миссис Лауры Босуэлл, известного британского гравера, специализирующегося на традиционной японской ксилографии. Согласно ее сообщению в блоге, у нее возникли проблемы с поиском подходящего рисового клея для ксилографии, и она решила сделать свой собственный. В конце концов, она нашла рецепт из книги под названием «Искусство и ремесло гравюры на дереве», и он выглядит так:
«Смешайте 20 г рисовой муки со 100 мл воды. Вскипятите 150 мл воды в кастрюле. Добавьте пасту в горячую воду и перемешайте. Доведите смесь до кипения и продолжайте помешивать, пока смесь не станет прозрачной».
В этом рецепте не указано, какой вид рисовой муки он использует. Однако, учитывая, что это японский рисовый клей, я подозреваю, что он сделан из дзёсин-ко. Если я уменьшу рецепт в соотношении, его можно обобщить так: 1 часть рисовой муки (в граммах), 5 частей воды комнатной температуры (в мл) и 7,5 частей горячей воды.
Рецепт #2
Второй рецепт, который я нашел, взят из эссе, опубликованного в журнале под названием «Sugino Gakuen Kiyou». Эссе было написано г-жой Мотоко Кавагути, экспертом по племенной вышивке, а название эссе было переведено как «Изготовление искусственного цветка с использованием химического волокна». Эссе включало несколько рецептов клея, и одним из них был рецепт химэ-нори. Там написано:
«Растворите 14 г Джошин-ко в столовой ложке воды. Затем влейте смесь в 200 мл горячей воды. Нагрейте его на плите до прозрачности».
В этом рецепте специально используется дзёсин-ко, но для растворения муки требуется гораздо меньше воды (1 столовая ложка ~ 15 мл). С точки зрения соотношения, это можно грубо резюмировать как: 1 часть муки, 1 часть воды, 14 частей горячей воды. В этом рецепте используется немного больше воды, но основные принципы те же: растворите рисовую муку в воде комнатной температуры, вылейте ее в горячую воду, затем продолжайте помешивать и нагревать, пока она не станет прозрачной. Звучит достаточно просто, верно? Ну, главная проблема в том, что я не могу найти Джошин-ко в своем районе. Разные виды риса имеют разные свойства, поэтому результат клея будет меняться. Тем не менее, я пошел в свой любимый местный азиатский супермаркет, чтобы посмотреть, смогу ли я найти замену.
Эксперименты с различными сортами рисовой муки
Эксперимент №1
В конце концов я купил немного индийской рисовой муки и попробовал. Когда клей был свежеприготовлен, он выглядел как химэ-нори. Но, к сожалению, когда смесь остыла, она стала более твердой и расслаивалась, и я купил целый килограмм этой дряни. (Ну, по крайней мере, теперь мы можем приготовить досу.) Очевидно, что индийская рисовая мука содержит меньше воды, чем Джошин-ко, скорее всего, потому, что она сделана из длинных зерен.
Эксперимент #2
Позже я попробовал тайскую клейкую муку, похожую на моти-ко. Этот тип муки может удерживать больше воды и должен обеспечивать более липкую консистенцию.
Клей вышел более водянистым, чем должен быть, но больше походил на клей. На самом деле я использовал его какое-то время, потому что мне почему-то не приходило в голову, что я могу смешать их, чтобы улучшить клей. (да)
Эксперимент #N
После нескольких экспериментов я придумал рецепт, который дает мне смесь, очень похожую на химэ-нори. Во-первых, я использовал 2/3 части индийской рисовой муки и 1/3 части тайской клейкой рисовой муки, чтобы создать мучную смесь. Затем растворите мучную смесь в 5 частях воды и тщательно перемешайте. Постепенно влить раствор в 5 частей горячей воды. Продолжайте нагревать и помешивать смесь, пока она не станет прозрачной. Ну вот. Клей готов. Это все еще не совсем то же самое, но выглядит очень похоже и работает довольно хорошо. И если вы храните клей в холодильнике, он может храниться около недели.
Упаковка и другие важные моменты
Совсем недавно, когда я начала смотреть кулинарные каналы на YouTube (вы знаете, VID и блокировка), я узнала, что способность впитывать воду может отличаться у разных брендов. рисовой муки, даже если она сделана из одного и того же зерна. Это может быть сорт риса, это может быть способ его помола. Таким образом, нет единого идеального рецепта с точки зрения измерения. Однако, с точки зрения метода, это, кажется, работает. Итак, если вы, как и я, не можете найти Джошин-ко там, где живете, или она слишком дорогая, я бы посоветовал вам попробовать несколько разных видов рисовой муки и смешать их, чтобы посмотреть, что работает лучше всего.