Интерьер крестьянской избы с печью
дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же дым хорошо дезинфицировал жилище, в нем не заводились насекомые. Если же крестьянин занимался рыболовством и под потолком в курной избе развешивали сети, то служили они, прокоптившиеся, в несколько раз дольше.
Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки — печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. В теплом опечье в зимнее время держали домашнюю птицу.
Русская печь — удивительное изобретение. Каких только профессий она не знает! Главная из них — давать людям тепло. Ведь мороз в тридцать градусов не был редкостью на Руси.
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой — хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто неотъемлемо связана с главным персонажем: Емеля, например, разъезжал на печи по городу, а богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи беспомощным, пока не обрел силу.
«Крдсный» и другие углы
Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут» (кут — старинное название угла) или «середа». Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом — ступа с пестом и ручная мельница.
Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку.
Все эти нехитрые приспособления для выпечки хлеба — ступа, пест, помело и лопата известны нам из русских народных сказок. Баба Яга в ступе летает, «пестом погоняя, помелом след заметая». За- думала она поджарить в печи Иванушку, хочет посадить его на лопату, да только молодец хитрее оказался — саму старуху в печь отправил.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник — глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. В бабьем куту на полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
Всем знакомо выражение «бить баклуши». А ведь его происхождение связано с изготовлением деревянных ложек. Баклушами называли грубые заготовки для ложек. Их производство не требовало особого усердия и мастерства. Отсюда и пошло — «бить баклуши», т. е. заниматься безделицей.
Хоть и проста была крестьянская деревянная посуда, а все же старался мастер сделать ее нарядной, украсить живописью да резьбой. Обычный ковш в руках талантливого резчика приобретал форму плывущей птицы — уточки.
Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари — корзин, лукошек, коробов. Берестяные туеса служили даже емкостями для воды. Крестьянин брал их с собой в поле. Вода не протекала и сохранялась холодной и вкусной на протяжении всего дня.
Почетное место в избе — «красный угол» — находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Все крестьяне в старину были верующими. Само слово «крестьянин» произошло от «христианин». Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы — молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.
Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась — стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки — вот, пожалуй, и все. Привычные
Аукционный дом – СОВКОМ
Частные продажи
Новые поступления
Раздрогин И.А.
Венеция.
Щербаков Б.В.
Снегири. Деревня Рождествено.
Виноградов Л. Н.
Венеция.
Штраних В.Ф.
Эскиз обложки газеты Техника.
Посмотреть все
Анонсы и
новости
Дорогие друзья! Поздравляем вас с майскими праздниками и просим ознакомиться с графиком работы галереи.
С 1 по 10 мая галерея не работает. Вы можете связаться с нами по почте [email protected]
Подробнее
Результаты аукциона 23 марта 2023 г. Продано 78 лотов из 144.
Подробнее
Результаты аукциона 20 декабря 2022 г. Продано 73 лота из 126.
Подробнее
Результаты аукциона 23 ноября 2022 г. Продано 82 лота из 155.
Подробнее
Результаты аукциона 20 сентября 2022 г. Продано 72 лота из 154.
Подробнее
Результаты аукциона 19 июля 2022 г. Продано 84 лота из 130.
Подробнее
Результаты аукциона 07 июня 2022 г. Продано 88 лотов из 156.
Подробнее
Результаты аукциона 19 апреля 2022 г.
Подробнее
Результаты аукциона 22 февраля 2022 г. Продано 126 лотов из 157.
Подробнее
Посмотреть все
Йонас Суйдерхоф | Крестьянский интерьер с танцующей парой
Jonas Suyderhoef | Крестьянский интерьер с танцующей парой | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Крестьянский интерьер с танцующей парой
Художник:
Йонас Зайдерхоф (голландский, Харлем, ок. 1613–1686, Харлем)
Художник:
В честь Адриана ван Остаде (голландский, Харлем, 1610–1685, Харлем)
Издатель:
Питер Гус (голландский, Амстердам, ок. 1616–ок. 1675, Амстердам)
Дата: ок. 1633–86 гг.
Середина: Гравировка
Размеры: Лист: 17 7/16 × 14 11/16 дюймов (44,3 × 37,3 см)
Классификация: Отпечатки
Кредитная линия: Коллекция Элиши Уиттелси, Фонд Элиши Уиттелси, 1951
Регистрационный номер: 51.501.453
Узнайте больше об этом произведении
Похожие произведения искусства
- Питер Гус
- Адриан ван Остаде
- Йонас Суйдерхоф
- Чертежи и распечатки
- Гравировка
- Отпечатки
- С 1600 по 1800 г. н.э.
Как делаются гравюры
Иллюстрированный объяснитель.
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Рисунки и гравюры в The Met
Коллекция рисунков и гравюр Метрополитена — одна из самых полных и выдающихся в своем роде в мире — началась с подарка 670 работ от Корнелиуса Вандербильта, попечителя музея, в 1880 году.
Родольф Бресден | Intérieur de Paysans (Крестьянский интерьер)
Родольф Бресден | Intérieur de Paysans (Крестьянский интерьер) | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Intérieur de Paysans (Крестьянский интерьер)
Художник:
Родольф Бресден (Франция, Монтреле, 1822–1885, Севр)
Дата: 1850 г.
Середина: Офорт; второе состояние из двух (Ван Гелдер)
Размеры:
Крепление: 4 5/16 × 6 дюймов (11 × 15,3 см) Лист
: 2 3/16 × 3 1/4 дюйма (5,5 × 8,2 см)
Классификация: Отпечатки
Кредитная линия: Коллекция Дж. Б. Неймана, дар доктора Франца Х. Хиршланда, 1952 г.
Регистрационный номер: 52.508.33
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Похожие произведения искусства
- Родольф Бресдин
- Чертежи и распечатки
- Офорт
- Отпечатки
- Из Европы
- Из Франции
- С 1800 по 1900 г. н.э.
Как делают гравюры
Иллюстрированный объяснитель.
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.