Фриз на фасаде что это такое: изготовление, монтаж, проектирование, согласование в Москве. Производство конструкции фриза, рекламное оформление фриза по разумным ценам.

Как читать фасады домов: архитектурная азбука, страница-2

  1. Зачем построен этот дом?
  2. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А — Г
  3. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д — З
  4. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И — Н
  5. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О — С
  6. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т — Я

Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я

Фасад — наружная, лицевая сторона здания. Различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, дворовый, парковый и другие фасады.

А — Антаблемент. Арка.

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть постройки, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент состоит из несущей части (архитрава), опирающегося на него фриза и венчающего его карниза. В отсутствие колонн антаблемент часто завершает верхнюю часть стены.

В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов (вертикально стоящих прямоугольных плит с несколькими желобкам) и метоп (прямоугольных каменных или керамических плит, украшенных рельефами или живописью), которые в нижней или верхней части могут быть украшены гуттами (маленькими усеченными конусами или цилиндрами). В ионическом и коринфском ордерах фриз заполняют сплошной лепниной или оставляют пустым. Также фризом называют сплошную полосу скульптурных или живописных изображений, окаймляющую верх стен.

Задача карниза — отделять крышу от стены или разделять плоскость стены по горизонтали. Поэтому карниз обычно выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, одновременно защищая их от осадков. В основе карниза — выносная плита, нижняя часть которой имеет плоские наклонные выступы (мутулы), которые также могут быть украшены гуттами. А небольшой карниз над окном или дверным проемом (иногда опирающийся на консоли и украшенный фронтоном) называют сандриком.

Над карнизом антамблемента может быть еще надстроена декоративная каменная стенка — аттик. А небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента или карниза называют раскреповкой.

Арка — дуга, изгиб, криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами (пилонами). Несквозные проемы перекрывают с помощью слепых или ложных арок. А арку, опоры которой расположены на разных уровнях, называют ползучей.

Обычно арка опирается на импост в виде карниза или выступа. В вершине ее нередко можно увидеть клинообразный или пирамидальный блок, который может выступать над плоскостью арки и даже выделяться размерами. Это характерный для классицизма замковый камень. Он скрепляет и украшает арку. Веерный замок состоит из трех клинчатых камней, наподобие веера — крупного центрального и двух малых по бокам.

Нередко арочный проем обрамляют декоративным валиком — архивольтом. Он выделяет дугу арки из плоскости стены. А если арка сквозная, то обращенную книзу поверхность (софит) иногда украшают. Кстати, софиты есть и у других архитектурных элементов, например, у карниза. Но есть и другие способы украсить арки. Например, с помощью висячей гирьки — опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно объединенным общей большой аркой. А трифорий (трехчастный арочный проем) не только украшает стену, но и укрепляет ее.

Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образуют аркаду, а ряд декоративных ложных арок — аркатуру. Иногда аркатура может иметь вид пояса с колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). В целом арки украшают здания и увеличивают прочность стен.

Б — Балюстрада.
Башня.

Балюстрада — ограждение лестниц, террас и балконов из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Балясины также могут быть в виде доски с контурной прорезкой.

Заграждение, проходящее по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста или набережной, называют парапетом. Причем парапет может быть не только в виде балюстрады, но и в виде сплошной стенки. Иногда он становится постаментом для декоративных ваз и статуй.

Башня — сооружение, высота которого намного больше длины и ширины. Изначально башни с мощными куртинами (участками стен между ними) строили для обороны, затем для гражданских целей (например, пожарные каланчи). Сейчас башни нередко используют для украшения построек и создания высотной доминанты здания или архитектурного ансамбля.

Но есть и специальные декоративные башенки — пинакли. Обычно их венчают фиалы (завершение в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета) и украшают краббы (крюкообразные декоративные элементы чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов). Особенно популярны пинакли в готической архитектуре. И хотя башни обычно носят декоративный характер иногда с их помощью увеличивают вес и мощность контрфорсов.

В — Витраж

Витраж — декоративное заполнение оконного проема из цветного стекла. Витражи изготавливали с расчетом на сквозное освещение, при котором картинка начинала сиять.

Г — Галерея

Галерея — длинное крытое светлое помещение, где одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада. Также галереей называют удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из стен.

Древнерусские церкви нередко окружала наружная галерея на уровне перекрытий подклета — гульбище. А если она располагалась перед входом в храм, ее называли папертью.

Еще один исконно русский тип галереи — галдарейки. Они появились после отмены крепостного права, когда крестьяне хлынули в Москву. Тогда для решения жилищного вопроса стали строить дома по сверхбыстрой технологии: без подъездов и лестниц внутри. А для перехода с этажа на этаж ставили галдарейки — крытые (реже открытые) галереи вдоль дворовой части дома. Само слово стало искажением от галерея-галдарея.

Страница 2 из 6«‹123456›»

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́сины

 

 

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

 

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

 

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

 

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́ка

 

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

 

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

 

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

 

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

 

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

 

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

 

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

 

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

 

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

 

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портик

 

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

 

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

 

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

 

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

 

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Молдинг

 

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

 

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

 

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

 

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

 

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

 

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

 

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

IART создает технологический фриз на фасаде Художественного музея в Базеле | Сила архитектуры

15/05/2016. [ВИДЕО] iart [Базель] Швейцария
металокус, ИНЕС ЛАЛУЭТА

Архитектура

Христос и Гантенбейн.

Светлый фриз

iart

Клиент

Департамент строительства и транспорта кантона Базель-Штадт, Städtebau & Architektur, Hochbauamt

Пользователь

Департамент по делам президента кантона Базель-Штадт, Художественный музей Базеля

Типография

Людовик Балланд

Звук

Виктора Мозера.

Эмануэль Христос — Кристоф Гантенбайн. Христос и Гантенбейн

Christ & Gantenbein — это архитектурная практика. Основанная в 1998 году Эмануэлем Кристом и Кристофом Гантенбайном со штаб-квартирой в Базеле, Швейцария, в офисе работает команда из более чем 80 архитекторов из 20 стран.

Наиболее известные реализованные проекты фирмы включают расширение и преобразование Швейцарского национального музея в Цюрихе и расширение Художественного музея в Базеле, которые являются культурными достопримечательностями с глобальным охватом.

В 2020 году офис завершил строительство многофункционального дома шоколада Lindt Home of Chocolate, монументального, но универсального пространства для Lindt & Sprüngli в Цюрихе. Кроме того, C&G работает над разнообразными проектами по всей Европе. Среди них — строительство социального жилья в Париже, многофункциональное офисное здание компании «Рош» в Германии, пристройка к музею Вальрафа-Рихарца в Кельне и, совсем недавно, жилое и офисное здание в историческом центре Гамбурга. Подчеркивая разнообразие масштабов и программ, в которых работает офис, проект университетской больницы Цюриха, который в настоящее время находится в разработке, преобразит целый район самого густонаселенного города Швейцарии, предоставив здравоохранению и медицинским исследованиям непревзойденный новый дом.

Эмануэль Крист и Кристоф Гантенбайн окончили ETH Zurich (Швейцарский федеральный технологический институт) в 1998 году, с тех пор они поддерживают баланс между своей профессией и академической деятельностью. После чтения лекций, среди прочего, в ETH Studio Basel (2000–2005 гг.), HGK Basel (2002–2003 гг.), Accademia di Architettura в Мендризио (2004, 2006, 2009 гг.) и Школе архитектуры и дизайна Осло (2008 г.), они вернулся в ETH Zurich (2010–2015). В настоящее время они преподают в Гарвардской школе GSD.

После всемирно известных проектов в Лондоне, Халиско (Мексика) и Цзиньхуа (Китай) их студия Christ & Gantenbein продолжает укреплять свою репутацию в стране и за рубежом с помощью многочисленных музейных концепций, а также широкого спектра частных и государственных заказов. Среди недавно реализованных проектов выделяются пристройка к Художественному музею в Базеле, реконструкция и пристройка к Швейцарскому национальному музею в Цюрихе.

Весной 2019 года компания Christ & Gantenbein представила первую монографическую выставку своих самых знаковых зданий в Японии под названием «Последний акт дизайна». В том же году студия представила работы для «Поэтики разума» на 5-м Лиссабонском архитектурном триеннале. В 2017 году практику пригласили принять участие в Чикагской архитектурной биеннале, а в прошлом году она приняла участие в 15-й Венецианской биеннале «Репортаж с фронта».

Категории

{{ узел.узел.поле_феча}}. {{ node.node.field_subtitulo }}
{{ node.node.field_autor_es_noticia }}

Архив {{activeCatName}}

Наш выбор

Открытие нового Базельского художественного музея

20.04.2016 — Крист и Гантенбейн. [Базель] Швейцария — металокус, КЛАУДИЯ СЕНДОЯ
Архитектура

Boltshauser Architekten побеждает в Базельском конкурсе аквариумов

28.12.2012 — Конкурс [Базель] Швейцария — metalocus, ПЕДРО НАВАРРО
Архитектура

Стенд Swarovski, Baselworld 2013, Токуджин Йошиока

07.

02.2013 — [ВИДЕО] Токуджин Ёсиока. Швейцария — металокус, АЛЕКС ДЮРО
Дизайн

BKM-EXPANSIO БЮНДНЕР ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ. 1-й ПРИЗ

07.04.2012 — Автор Barozzi Veiga[CHUR] Швейцария — металлокус, КАРМЕН РУИЗ
Архитектура

Возвращение в 90-е: парк MFO в Цюрихе

23.11.2015 — НЕДАВНО НАЧАЛО 00-х. Авторы: Burckhardt+Partner AG Zurich и Raderschallpartner AG. [Цюрих, Швейцария — металокус, САРА РЕБОЛЛО
Архитектура

В Художественном музее Базеля iart создает фриз с технологическим уклоном

В Художественном музее Базеля iart создает фриз с технологическим уклоном

  • Автор: Патрик Линч

Хотя когда-то фриз был неотъемлемым элементом всех классических конструкций, архитекторы, ищущие современные фасадные системы, в значительной степени оставили его позади.

Но в недавно открывшемся дополнении к Kunstmuseum Basel, спроектированном швейцарскими архитекторами Christ & Gantenbein в сотрудничестве с дизайнерской группой iart, фриз возвращается с привлекательным технологическим поворотом, поскольку скрытые пиксели на фасаде загораются, отображая движущиеся изображения. и текст для тех, кто ниже.

+ 15

© Derek Li Wan Po, Basel

Новый фриз удивителен тем, что он построен из того же материала, что и остальная часть фасада музея, из серых кирпичей высотой 8 сантиметров, которые, по словам дизайнеров, «источают вневременной и архаичный воздух древние руины». Но во фризе снизу каждого кирпича вырезана специально разработанная вогнутая канавка. Когда дневной свет проходит над фризом, он отбрасывает тень на углубления, делая их темнее, чем окружающий фасад.

Предоставлено iart

Светодиоды затем монтируются в плоский профиль каждой из этих канавок. При включении свет отражается от вогнутой нижней стороны кирпича и отражается на улицу, согласовывая внешний вид кирпича с остальной частью фасада. Это позволяет источникам света действовать как пиксели в горизонтальной полосе, огибающей здание. Свет можно включать и выключать, чтобы создавать различные узоры или отображать текст.

© Derek Li Wan Po, Basel

Когда дневной свет угасает, система работает наоборот: текст и узоры отображаются, освещая пиксели и оставляя окружающие пиксели темными. Снаружи здания установлены световые датчики для регулирования мощности светодиодов, необходимой для создания плавного перехода между фризом и окружающим фасадом.

© Derek Li Wan Po, Basel

Поскольку выставки и программы в музее меняются, фриз можно запрограммировать для отображения различных сообщений и изображений. Фриз использовался для рекламы первой выставки дополнения «Скульптура в движении» и, несомненно, послужит ориентиром в городе для многих будущих выставок.

Kunstmuseum Basel / Christ & Gantenbein

Посмотреть проект полностью здесь.

Ссылка: Патрик Линч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *