Если мел растворить в воде: Растворяется ли мел в воде?

Открытый урок по окружающему миру «Вода и ее свойства»для 3-го класса

ЦЕЛИ:

1. Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.

3. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде и природе в целом.

ОБОРУДОВАНИЕ. Глобус, на партах у учеников стаканы с водой, пустые стаканы, растворимые вещества (сахар, соль мелкая, питьевая сода, лимонная кислота), нерастворимые вещества (земля, песок, глина, гранитная крошка), воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, шпатель.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

— Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Без рук, без ног
На гору ползет.

Кто сильнее всех на свете?
Что в руках не удержать?
Что в решете не унесешь?
Что в гору не выкатишь?

— Тема нашего урока — вода.

3. Лекция учителя.

— Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха открывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.

4. Доклад ученика, подготовленный заранее.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

( Одновременно с рассказом ученика учитель вывешивает на доску рисунки учащихся “Вода в жизни человека, растений и животных”.)

Воду пьют поля леса. Без нее не могут жить птицы и звери.

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

— Учитель подводит итог доклада.

— Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем установить с помощью опытов.

5. Практическая работа.

Ключ к практической работе можно найти в учебнике на странице 51.

ОПЫТ 1. Форма воды.

Приготовьте разную посуду, например, стакан, чашку, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке – форму чашки, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.

ОПЫТ 2. Цвет воды.

Приготовь полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода? Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

ОПЫТ 3. Прозрачность воды.

Вспомни, как ты в третьем классе изучал прозрачность воды, снега и льда. Каковы результаты этого опыта? Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти в стакан. Что можно сказать о прозрачности воды? Вода прозрачна. И все же в природе вода не всегда бывает прозрачной, так как нередко она загрязнена различными отходами.

ОПЫТ 4. Вкус воды.

Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо знаком тебе вкус хлеба, молока, вареного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Нет, нельзя. Ни один из знакомых тебе вкусов нельзя отнести к воде.

Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна.

ОПЫТ 5. Запах воды.

Когда твоя печет пирожки, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода? Понюхай ее.

Вода ничем не пахнет. Она без запаха.

ОПЫТ 6. Текучесть воды.

Приготовь фанерку или толстую картонку, пластмассовую пластинку. Вылей на нее немного воды. Что ты заметил? Наклони пластинку. Что произошло с водой?

По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной – стекает под уклон.

Возьми один стакан пустой. Другой — с водой. Перелей воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай какое. Проверь себя: это свойство называется текучестью. Вода текуча.

ОПЫТ 7. Вода – растворитель.

Приготовь четыре стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо помешай воду в стаканах. Наблюдай, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Теперь обрати внимание на соль, сахар,мел,песок, которые ты опускал в воду. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала соленой и сладкой. Мел и песок оседают на дно. Они хорошо видны. Проверь прозрачность воды во всех четырех стаканах, как ты это делал в опыте 2.

Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом и песком мутная. Почему не видно соли и сахара? Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. В третьем и четвертом стаканах вода стала мутной от мела. Можно ли очистить ее так, чтобы снова стала чистой, прозрачной? Чтобы ответить на этот вопрос проделай опыт.

ОПЫТ 8. Очистка воды.

Приготовь стакан с мутной водой, пустой стеклянный стакан, воронку, промокательную бумагу, стеклянную воронку и палочку. Согни бумагу вчетверо. Сделай из нее бумажную воронку, вставь в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке осторожно лей воду в воронку. Наблюдай за водой, которая будет вытекать из воронки. Проверь ее на прозрачность.

Сделай вывод. Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.

5. Итог урока.

— О каких свойствах воды вы узнали.

— Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем сходство, а в чем различие.

— Расскажите, зачем нужно знать свойства воды?

— Расскажите, как вы очищаете воду?

6. Домашнее задание.

Подготовить доклад на тему: “Бережное отношение к воде”.

Ответить на вопросы раздела “Проверь себя” (учебник с. 52).

Кругом вода | ГБОУ Лицей №344

Инструкция для учителя.

  • Определите возможные причины проблем, продумайте пути решения.

 Фронтальный диалог

 — Ребята, какую еще информацию о воде надо узнать, чтобы ценить и беречь воду? (какое значение вода имеет для человека, что такое круговорот воды в природе)

Деление на команды для поиска информации в разных направлениях, можно проговорить правила работы в группе (время 15 минут). Группы изучают кейсы и докладывают информацию всем остальным.

  • Ученикам предлагается ознакомиться с кейсами с избыточной информацией

Кейс 1 «Значение воды для человека»

Информация для кейса

Вода – одно из самых удивительных веществ в природе.
Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов “гидро” – вода, “сфера” – шар).

Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере.

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине – во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не применяется.

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных.

Вода “добывает

электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

В химии вода – растворитель; один из составных частей некоторых химических реакций. В конечном итоге, вывод в окружающую среду жидких отходов производства осуществляется тоже в виде водных растворов.

В медицине вода – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены.

В сельском хозяйстве вода – «транспортное средство» питательных веществ к клеткам растений и животных, участник процесса фотосинтеза, регулятор температуры живых организмов. Объемы воды, которые затрачиваются для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы, не уступают объемам, используемым промышленностью.
В быту вода – средство санитарии и гигиены, участник химических реакций, протекающих при приготовлении пищи. Вода моет всех людей, машины, дороги.

Норма водопотребления на одного человека существенно отличается по отдельным городам. Вспомним о приблизительно 6 миллиардах человек, населяющих планету Земля, и нам станет ясно, почему время от времени возникают разговоры о все возрастающих проблемах с питьевой водой даже в регионах планеты, где очень много воды.

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

Всем растениям и животным жизненно необходима вода. Наши организмы примерно на 75% состоят из воды. Без воды наш организм просто не сможет функционировать.

Фронтальный диалог

— Ребята, скажите, какое значение оказывает вода для человека?

Наши организмы примерно на 75% состоят из воды. Без воды наш организм просто не сможет функционировать.

Вода – это самая большая и удобная дорога.

Вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных.

Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

В сельском хозяйстве вода – «транспортное средство» питательных веществ к клеткам растений и животных.

В быту вода – средство санитарии и гигиены

Кейс 2 «Круговорот воды в природе»

Просмотр видео

Фронтальный диалог

— Какое состояние может принимать вода?

Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях: вода может быть жидкой, при охлаждении переходит в твердое состояние – лед, а при нагревании превращается из жидкости в пар.

 — Как происходит круговорот воды в природе?

Вода в природе постоянно движется, совершая круговорот. Его движущей силой является Солнце, а главным источником воды – Мировой океан. Почти четверть всей солнечной энергии расходуется на испарение воды с поверхности водоемов. Около 2/3 атмосферной воды возвращается в виде осадков снова в Мировой океан, а 1/3 приходится на сушу. Эта вода пополняет ледники, реки и озера. В свою очередь, поверхностные воды снова стекают в моря и океаны.

 Вода, увлажняющая почву, всасывается корнями растений. Вместе с водой растения получают растворенные в ней питательные вещества. В растениях вода поднимается по стеблям и в виде пара поступает в атмосферу через листья, и все повторяется снова.

Вода испаряется с океана и образуются облака. Облака с помощью ветра сталкиваются и появляются осадки в виде дождя. Все осадки просачиваются через землю и возвращаются опять в море.

Меловой порошок растворяется в воде или нет?

Ответить

Проверено

228,6 тыс.+ просмотров

Подсказка: Меловой порошок образуется из кальцита, который является минеральной формой карбоната кальция. Растворимость карбоната кальция можно определить, вспомнив тенденции уменьшения или увеличения растворимости карбонатов щелочноземельных металлов.

Полный пошаговый ответ:
Суспензионный раствор неоднороден по своей природе и образуется, когда размер частиц недостаточно мал для их равномерного распределения по объему. В таких растворах частицы оседают на дно контейнера, когда раствор останавливается (без перемешивания) из-за силы тяжести, действующей на частицы большого размера. Вещества, образующие суспензионные растворы в воде, есть следствие их ограниченной растворимости.
Примеры суспензий включают грязь или муку в воде.
Щелочноземельные металлы, такие как бериллий, магний и кальций, имеют очень низкую растворимость в воде. На растворимость этих ионных соединений влияет степень гидратации и выделяемая энтальпия гидратации.
Таким образом, порошок мела, состоящий из карбоната кальция \[{\text{(CaC}}{{\text{O}}_3})\], полностью не растворяется в воде и образует суспензию.

Дополнительная информация:
Суспензии, такие как коллоидные растворы, могут проявлять эффект Тиндаля при условии, что большое количество частиц остается во взвешенном состоянии в растворе в течение значительного времени.
Раствор суспензии может стать полностью непрозрачным, если частицы слишком большие и окрашенные.

Примечание:
Коллоидные растворы отличаются от суспензионных растворов размером частиц. Коллоидные растворы имеют более мелкие частицы, которые не оседают под действием силы тяжести, как в суспензионном растворе. Для разделения компонентов суспензии можно использовать простую фильтрацию.

Дата последнего обновления: 08 июля 2023 г.

Всего просмотров: 228.6k

Просмотров сегодня: 4.74k

Недавно обновленные страницы

Большинство эубактериальных антибиотиков получают из биологии Rhizobium class 12 NEET_UG

Salamin биоинсектициды были извлечены из биологии класса А 12 NEET_UG

Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов класса 12 биологии NEET_UG

Канализационные или городские канализационные трубы не должны быть непосредственно классом биологии 12 NEET_UG

Очистка сточных вод выполняется микробами A B Удобрения класса 12 биологии NEET_UG

Иммобилизация фермента – это конверсия активного фермента класса 12 биологии NEET_UG

Большинство эубактериальных антибиотиков получают из биологического класса Rhizobium 12 NEET_UG

Саламиновые биоинсектициды экстрагируют из биологического класса А 12 NEET_UG

Какое из следующих утверждений относительно бакуловирусов 12 класс биологии NEET_UG

Канализационные или городские канализационные трубы не должны быть напрямую 12 класс биологии NEET_UG

Очистка сточных вод выполняется микробами A B Удобрения 12 класс биологии NEET_UG

Иммобилизация фермента — это преобразование активного фермента класса 12 в биологии NEET_UG

Тенденции сомнений

Научные эксперименты: растворимость различных веществ

Научные эксперименты: растворимость различных веществ

В прошлые выходные мы с Мави получили возможность провести несколько экспериментов из-за плохой погоды. Сначала мы начали с простого теста, какое вещество растворяется в воде.

Цели:

  • Открытие вещества, растворяющегося в воде
  • Почему указанное вещество быстрее растворяется в воде

Необходимые материалы:

  • соль, сахар, мука, мел
  • 4 бутылки воды
  • чайная ложка
  • мешалка

Процедура:

Выводы:

  1. Соль и сахар легко растворяются в воде после перемешивания. Они имеют зернистую структуру и являются кристаллическими, что делает их более растворимыми в воде.
  2. Мука и мел частично растворились, большая часть порошкообразной части осталась на дне бутылок. Они имеют порошкообразную и сухую текстуру, что затрудняет их растворение в воде.
ДЛЯ СТАРШИХ ДЕТЕЙ
Теперь для детей старшего возраста, которые могут понять сложные объяснения… Я подготовил для Мави наглядную и практическую демонстрацию, чтобы понять, как вещества бывают более растворимыми, частично растворимыми и нерастворимыми.
Однако убедитесь, что когда вы пытаетесь обсудить это со своими детьми, они уже знакомы с элементами периодической таблицы и могут понять, что означает «притяжение», аналогично концепции магнетизма. Ссылка, которую я предоставил, — это та, где я познакомил Мави с периодической таблицей в забавной и интересной форме.

В любом случае, вот как химические вещества вещества взаимодействуют с водой при смешивании.

РАСТВОРИМОЕ ВЕЩЕСТВО
Я использовал пластилин, чтобы показать Мави химический состав соли и воды.
Соль состоит из натрия (Na+) зеленого цвета и хлорида (Cl-) фиолетового цвета.
Вода состоит из h3O, водорода (H+) белого цвета и кислорода (O-) красного цвета.
При смешивании с водой молекулы соли легко «притягиваются» к молекулам воды. Это как положительное и отрицательное притяжение в магнетизме (полярность). Так, натрий (Na+) притягивается к кислороду (O-), а хлорид (Cl-) сильно притягивается к двум положительно заряженным водородам (H+).


Из-за сильного притяжения между молекулами двух веществ соль легко растворяется в воде.

ЧАСТИЧНО РАСТВОРИМЫЙ
Для частично растворимых веществ молекулы, из которых состоит мука или мел, слабо притягиваются к молекулам воды. Таким образом, некоторые из них растворились, но большая часть не растворилась, и в результате на дне бутылок остались остатки.

НЕРАСТВОРИМОЕ ВЕЩЕСТВО
Для нерастворимых веществ (не растворяющихся в воде), таких как масло, молекулярное содержимое НЕ притягивается к воде. Это означает, что они не смешиваются с водой, и если вы соедините их, вы обязательно увидите разделение.

Хотя некоторые продвинутые студенты могут объяснить это тем, что масло является неполярным веществом и может быть растворено только другим неполярным веществом, я объяснил это Мави так, что молекулы масла настолько тяжелы, что молекулы воды могут не «связываться» с ним.


Это было фантастическое занятие и для Мави, и для меня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *