Древнерусская изба внутри: Устройство русской избы от историка архитектуры

Содержание

Русская изба внутри рисунок карандашом

Внутреннее убранство русской избы


Изба в древней Руси внутри рисунок


Интерьер русской избы


Внутреннее убранство избы


Набросок интерьера избы


Внутреннее убранство русской избы


Внутренний мир русской избы


Внутренне убранство русской избы


Внутреннее убранство русской избы рисунки



Убранство русской избы 5 класс


Внутреннее убранство русской избы рисунки


Деревянный дом внутри раскраска


Изба древней Руси внутри


Внутриниймир русской избы


Внутреннее убранство русской избы


Внутреннее убранство русской избы


Русская печь иллюстрация


Убранство русской избы рисунки


Внутренний мир русской избы


Интерьер Чувашской избы


Интерьер русской избы в перспективе


Карл Иванович Кольман интерьер русской избы


Внутреннее убранство Чувашской избы


Внутреннее убранство Чувашской избы


Деревянная изба изнутри


Композиция интерьера русской избы


Изба внутри раскраска


Убранство русской избы рисунки


Изба изнутри рисунок


Эскиз интерьера русской избы


Декорации — изба Ивана Сусанина



Эскиз интерьера комнаты


Сени в избе


Внутренний мир русской избы


Русская изба рисунок


Русская изба рисунок


Печь рисунок


Набросок русской избы


Рисование избы


Русская изба для дошкольников


Рисование русской избы


Изба карандашом


Зарисовка избы


Комната для рисования


Изба раскраска


Древняя изба снаружи


Схема русской избы с печкой


Набросок избы


Раскраска. Домики


Изба рисунок


Рисунок деревенской комнаты атмосферный


Сельский интерьер карандашом


Иван Кугач картины


Рисунок избы снаружи


Зарисовки деревянного зодчества


Зарисовки деревянного зодчества


Русская изба раскраска


Дом из бревен карандашом


Убранство русской избы снаружи


Таверна эскиз


Поэтапное рисование избушки



Изба раскраска


Тема: русское народное деревянное зодчество


Тема русская изба


Предметы русской избы для детей


Макаров «русская печь»


Николай Рерих эскиз декорации к опере Бородина князь Игорь


Быт русской избы


Изба раскраска








Комментарии (0)

Написать

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Устройство крестьянской избы

Слово «изба» (а также его синонимы «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка») употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). 

Кроме того, у всех трех восточнославянских народов — белорусов, украинцев, русских — сохранялся термин «истопка» и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью.

Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Но еще в XIV веке слово “сени” использовалось чаще при обозначении крытой галереи верхнего этажа в богатых теремах.

И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.


Сени в доме Есениных в 

с. Константиново Рязанской губернии ( дом-музей Сергея Есенина )

В саму избу вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева (преимущественно дуба). Вставлялась дверь в дверную колоду, составленную из двух толстых тесанных дубовых плах (косяков), вершняка (верхнего бревна) и высокого порога.

Порог

в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.

Избяная дверь отворялась всегда в сени. Это увеличивало пространство теплой избы. Сама же форма двери приближалась к квадрату (140-150 см Х 100-120 см). Двери в селах не запирали. Более того, деревенский этикет дозволял любому входить без стука в избу, но с обязательным стуком в боковое окно или с позвякиванием щеколдой на крыльце.

Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам). Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали

“непряхами”. Прясть обычно садились на “долгую” или “бабью лавку”, тянущуюся по противоположной длинной стене дома. И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.

Русская духовая печь постепенно сформировалась из открытого очага, известного у древних славян и угро-финнов. Появившись очень рано (уже в IX веке повсюду распространены и глинобитные печи и печи каменные), русская печь сохраняла свою неизменную форму более тысячелетия. Её использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. В печах парились. Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани.

Печь в доме крестьянина Щепина ( музей-заповедник Кижи )

Несмотря на ряд усовершенствований, русская печь до середины XIX века топилась “по черному”, то есть не имела дымохода. А в некоторых областях курные печи сохранялись и до начала XX века. Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник.

Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо сказать, поверхностное, неверное – представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного!

Полы, гладко отесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян, На столе белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» иконы в начищенных до зеркального блеска окладах, И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.


Русская крестьянская изба. На выставке в Париже на Марсовом поле, Гравюра 1867 года.


Вся система вентиляции и дымоотвода продумала здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа. Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции, — опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах одного-двух венцов. Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы» — которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.

Местоположение печи в избе строго регламентировалось. На большей территории Европейской России и в Сибири печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой. 

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме — после красного, Божьего угла, — а может быть, даже и первым.

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым.

В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники — полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Печной угол ( экспозиция выставки «Русский северный дом», 

г. Северодвинск, Архангельская обл. )

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб».

Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу.

Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи. 

Красный угол ( архитектурно-этнографический музей Тальцы, 

Иркутская область )

Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще «святым». Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. Во время уборки урожая первый и последний колоски устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

«Военный совет в Филях», Кившенко А., 1880 г. ( на картине изображён красный угол избы крестьянина Фролова д. Фили Московской области, где за столом проходит военный совет при участии М. Кутузова и генералов русской армии )

Некоторые авторы связывают религиозное осмысление красного угла исключительно с христианством. По их мнению, единственным священным центром дома в языческие времена была печь. Божий угол и печь даже трактуются ими как христианский и языческий центры. 

Нижней границей жилого пространства избы был пол. На юге и западе Руси полы чаще устраивали земляные. Такой пол приподнимали на 20-30 см над уровнем земли, тщательно утрамбовывали и покрывали толстым слоем глины, перемешанной с мелко нарезанной соломой. Такие полы известны уже с IX века. Деревянные полы также древни, но встречаются на севере и востоке Руси, где климат суровее и почва более влажная.

Для половиц использовали сосну, ель, лиственницу. Половицы всегда укладывались вдоль избы, от входа к передней стене. Их стелили на толстые бревна, врубленные в нижние венцы сруба — переводины. На Севере пол часто устраивали двойным: под верхним “чистым” полом находился нижний — “черный”. Полы в деревнях не красили, сохраняя естественный цвет дерева. Лишь в XX веке появляются крашенные полы. Зато мыли пол каждую субботу и перед праздниками, застилая его потом половиками.

Верхней же границей избы служил потолок. Основу потолка составляла матица — толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. За матицу не принято было заходить незнакомым людям. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу.

Потолочины на матицу всегда укладывались параллельно половицам. Сверху на потолок набрасывали опилки, опавшие листья. Нельзя было только на потолок сыпать землю — такой дом ассоциировался с гробом. Появился потолок в городских домах уже в XIII-XV веках, а в деревенских — в конце XVII — начале XVIII века. Но и до середины XIX века, при топке “по черному” во многих местах предпочитали потолка не устраивать.

Важным было освещение избы. Днем изба освещалась с помощью окон. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, традиционно прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. Высота окон равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Окна вырубались плотниками уже в поставленном срубе. В проем вставлялась деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама — оконница. 

Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Лишь изредка небольшая част рамы могла подниматься вверх или сдвигаться в сторону. Створчатые рамы, отворявшиеся наружу, появились в крестьянских избах лишь в самом начале XX века. Но и в 40-50 годах XX века многие избы строились с неоткрывающимися окнами. Зимних, вторых рам тоже не делали. А в холода окна просто заваливали снаружи до верху соломой, или покрывали соломенными матами. Зато большие окна избы всегда имели ставни. В старину их делали одностворчатыми.

Окно, как и всякий другой проем в доме (дверь, труба) считалось очень опасным местом. Через окна в избу должен проникать лишь свет с улицы. Все остальное опасно для человека. Потому, если птица влетит в окно — к покойнику, ночной стук в окно — возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище. Вообще, окно повсеместно воспринималось как место, где осуществляется связь с миром мертвых.

Однако окна, при их “слепоте”, давали мало света. И потому даже в самый солнечный день приходилось освещать избу искусственно. Самым древним устройством для освещения считается камелек — небольшое углубление, ниша в самом углу печи (10 Х 10 Х 15 см). В верхней части ниши делали отверстие, соединенное с печным дымоходом. В камелек клали горящую лучину или смолье (мелкие смолистые щепки, поленца). Хорошо просушенные лучина и смолье давали яркий и ровный свет. При свете камелька можно было вышивать, вязать и даже читать, сидя за столом в красном углу. Присматривать за камельком ставили малыша, который менял лучину и добавлял смолье. И лишь значительно позже, на рубеже XIX-XX веков, камельком стали называть маленькую кирпичную печку, пристроенную к основной и соединенную с ее дымоходом. На такой печурке (камельке) готовили пищу в жаркое время года или ее дополнительно топили в холода.

Лучина, закреплённая в светцах

Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в светцы. Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Для получения тонкой (менее 1 см) длинной (до 70 см) щепы полено распаривали в печи над чугуном с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором. Надколотое полено затем раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и острием на другом. Этим острием светец втыкали в щель между бревнами избы. В развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто или другой сосуд с водой. Такие древние светцы, относящиеся к X веку, были найдены при раскопках в Старой Ладоге. Позже появились светцы, в которых горело несколько лучин одновременно. Они оставались в крестьянском быту вплоть до начала XX века.

По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи. Со свечами в темноте ходили в сени, спускались в подпол. Зимой со свечами молотили на гумне. Свечи были сальными и восковыми. При этом восковые свечи использовали в основном в обрядах. Сальными же свечами, появившимися лишь в XVII веке, пользовались в быту.

Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

Устройство избы деревенских крестьян Тверской Губернии. 1830 год. Предметы русского быта в акварелях из труда «Древности Российского государства» Фёдора Григорьевича Солнцева. Выпущен в Москве в течение 1849—1853 годов.


Изба или русская комната, Милан, Италия, 1826 год. Авторы гравюры Луиджи Джиаре (Luigi Giarre) и Винченцо Станджи (Vincenzo Stanghi). Работа из издания Джулио Феррарио (Giulio Ferrario) «Il costume antico e moderno o storia».


Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно: доску врубали одним концом в стену избы, а на другом делали подпорки: ножки, бабки, подлавники. В старинных избах лавки украшались «опушкой» — доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с нее подобно оборке. Такие лавки назывались «опушенными» или «с навесом», «с подзором». В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать — топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть.

Типы северных построек: Крестьянская изба в селе Лысцеве, на Архангельском тракте, Кадниковского уезда. Журнал Нива №7  1883 год.

***

Блазиуз, который критически и с нелюбовью относился к России, в своей книге «Путешествие по европейской части России в 1840-1841 г.г.» издания 1844 года («Reise im Europäischen Russland in den Jahren 1840 und 1841»,von  BLASIUS, Johann Heinrich.)  изобразил дом русского крестьянина так :

Дом русского крестьянина. Рисунок из главы «Путешествие из С.- Петербурга в Вытегру.

Отрывок из главы «Путешествие из Вологды в Ярославль», Стр. 287:

 ……»Уже при въезде на ярославскую землю  дома и деревни принимают другой характер,  выглядят ещё более благосостоятельней, чем близлежащие вологодские деревни. Дома  построены гораздо лучше, чем те, которые мы видели до сих пор, имеют широкий, дугообразно перекрытый сводом вход с двумя колоннами по обе стороны, большие окна со ставнями, отделанные в лучшем вкусе, и просторные комнаты с балконом с торцевой стороны»…

***


Фелицын Ростислав (1830-1904). На крыльце избы. 1855 год.


Русский крепостной крестьянин. Опрятный, смышлёный и свободный.

Русская крестьянская семья на старинных гравюрах.


Баба Яга — Энциклопедия Всемирной Истории

Баба Яга — ведьма из славянского фольклора, живущая в волшебной избушке в лесу и либо помогающая, либо заточающая, либо поедающая встречных. Она является одним из самых известных персонажей славянских сказок и в наши дни нашла поклонников среди тех, кто видит в ней воплощение женской силы и независимости.

Ее имя часто понимается как «Бабушка-ведьма», хотя это оспаривается, и нет единого мнения о значении числа 9.0005 Яга . Впервые она упоминается в книге по русской грамматике в 1755 году, но считается, что она существовала в устной традиции славянских сказок намного раньше. Хотя она обычно является злодеем в любом произведении, в котором она появляется, она также может предложить помощь и понимается скорее как персонаж-обманщик, который поощряет трансформацию, чем стандартная фигура злой ведьмы.

Удалить рекламу

Реклама

Баба Яга, вероятно, наиболее известен из рассказа Василиса Прекрасная , в котором она непреднамеренно освобождает героиню от тирании мачехи и сводных сестер, а также фигурирует в других известных сказках, таких как Царевна-лягушка и Баба-Яга и добрая девочка , в которых она играет аналогичную роль. . Ряд ее сказок следуют парадигме истории Золушка , где она играет роль Феи-крестной, но с явно зловещим поворотом.

Поскольку она живет вне норм общества и всегда по своим правилам, она стала олицетворением концепции женской силы и эмансипации в современную эпоху. Книги, фильмы и телешоу упоминают ее сегодня в этой роли, и, хотя она сохраняет свой угрожающий характер, ее все чаще считают источником мудрости и силы, а не олицетворением зла.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Изображение, возможное происхождение и имя

Баба Яга изображена в виде огромной уродливой старухи, которая живет в избушке, построенной на четырех высоких куриных ножках, которые могут поворачиваться или перемещаться по команде. Ее часто видят драпированной над печью или полулежащей в избе по всему пространству, касаясь большим носом потолка. Когда она выходит из дома, она едет в ступе, приводимой в движение пестиком, в одной руке, а в другой держит метлу, которой стирает любые следы своих следов.

Баба-Яга обычно означает «Бабушка-ведьма», даже если это не прямой перевод.

Она обычно покидает свою хижину утром, возвращается вечером и командует стаей черных гусей, которые кружат по небу в поисках детей. В рассказе Черные гуси Бабы Яги двое непослушных детей, Ольга и Сергей, ускользают из дома, пока их мать находится на рынке — после того, как она предупредила их, чтобы они не выходили, пока летят гуси, — и Сергея похищают. подняли и отнесли к бабе-яге в избушку обедать. Ольга может спасти своего брата с помощью магических предметов, и они усваивают урок о том, что не слушают свою мать.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

В этой истории, как и во многих других, Баба-Яга — могущественная ведьма, которая питается детьми, но, согласно ученому Андреасу Джонсу в его обширной книге на эту тему, она, возможно, изначально была славянской богиней и Матерью-Землей. Джонс цитирует ученого Михаила Чулкова, который отмечает значительное сходство между Бабой-Ягой и древней богиней смерти, известной как Ягайя-баба:

.

Славяне почитали под этим именем богиню подземного мира, представляя ее устрашающей фигурой, сидящей в железной ступе, с железным пестиком в руках; они приносили ей кровавую жертву, думая, что она кормит ею двух приписываемых ей внучек и что она сама наслаждается пролитием крови. (16)

Упоминание Чулковым внучек Ягая-бабы отражает еще одно сходство между богиней и более поздней ведьмой в том, что Баба-Яга иногда изображается с двумя дочерьми или двумя сестрами. Некоторые ученые, по сути, называют фигуру во множественном числе Бабой-Ягой, по сути, все это одно и то же существо, только их различия самые поверхностные.

Удалить рекламу

Реклама

Другие ученые считают, что изначально она была олицетворением природы, которая поочередно может быть жестокой или доброй, или грозовой тучей или бурей, в то время как другие утверждали, что она олицетворяет плуг, который ломает (ранит) землю, чтобы можно было сажать, удобрять и рост сельскохозяйственных культур. Джонс цитирует ученого Мэтью Гатри, который, кажется, отвергает интерпретацию плуга в пользу теории Богини Смерти, утверждая, что Баба Яга является славянской версией греческой богини Персефоны.

Избушка Бабы Яги

Иван Билибин (общественное достояние)

Согласно легенде, она происходит от дьявола, по словам ученого Василия Левшина, цитируемого Джонсом:

Желая состряпать самую совершенную сущность зла, дьявол сварил в котле двенадцать гадких женщин. Чтобы уловить суть, он собрал пар во рту, а затем, не задумываясь, сплюнул в котел. Из этой смеси вышла Баба Яга, самое совершенное зло. (13)

Обычно ее изображают в этом духе, независимо от того, что хорошего может произойти из ее действий, и поэтому можно утверждать, что то, что могло вдохновить фигуру, не имеет значения, поскольку она стала известна как олицетворение зла. Ни одна интерпретация ее происхождения не является общепризнанной, и то же самое относится и к ее имени. Джонс пишет:

Удалить рекламу

Реклама

В древнерусском языке слово баба могло относиться к повивальной бабке, колдунье или гадалке, а стандартное современное русское слово «бабушка» ( бабушка ) происходит от него. Баба в современном русском языке также является уничижительным термином для женщины… Происхождение и значение Яга гораздо более неясны и вызвали несколько различных интерпретаций среди лингвистов. (10)

Среди многих предлагаемых вариантов: болезнь, болезнь, ужас, холод, злая лесная нимфа, ведьма, злая женщина, ярость, ярость, гнев, пытка, боль и тревога, змея, змея, жена дяди, мачеха, тетя и мать. Джонс цитирует ученого Брайана Купера, который утверждает, что «имя предполагает олицетворение удушающего угнетения», и заключает, что «несмотря на неясное происхождение, имя Бабы Яги хорошо известно по всей России. Как и слово «ведьма», иага использовалось сельскими жителями как нелестное обозначение «старых, сварливых и некрасивых женщин» (11). Таким образом, это имя обычно можно понять как означающее «Бабушка-ведьма», даже если это не прямой перевод.

Хотя она похищает и ест детей и, кажется, охотится за ними в течение дня, чтобы поужинать, Баба-Яга также служит катализатором перемен. Есть ряд сказок, в которых она действует как агент трансформации, помогая героине или герою в самореализации и завершении поиска. В этих сказках и даже в других, где она изображена как злодейка, Баба Яга олицетворяет мифологический архетип трикстера.

Фигурка Трикстера

Трикстер фигурирует в мифологии культур по всему миру, но следует помнить, что эти «мифологии» когда-то понимались как религиозные верования, столь же значимые, как и любые существующие в наши дни. Трикстер был признан богом или эманацией верховного божества, который вмешивался в жизнь других божеств, людей и мира природы — по какой-то причине или вообще без причины — поощряя трансформацию. Каким бы неприятным ни был опыт общения с трикстером, человек был вынужден выйти из своей зоны комфорта в новое состояние — часто повышенное состояние — осознания себя и мира.

Удалить рекламу

Реклама

Один из самых известных персонажей-обманщиков — Локи из скандинавской мифологии, который постоянно враждует с богами Асгарда, но несет ответственность за ряд их самых ценных магических предметов, включая молот Тора и копье Одина. Однако трикстер появляется во многих других системах верований, в том числе как Койот в системах верований коренных американцев, как Эсу в религии йоруба в Западной Африке и как Далекая Богиня / Око Ра в древнеегипетской религии.

Баба Яга

Иван Билибин (общественное достояние)

Великий швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (р. 1875-1961) отметил сходство этих и других систем убеждений и предположил, что трикстер является проявлением другого психологического архетипа, Тени, темного и неизвестного аспекта личности. и общинная личность, обычно отвергаемая или подавляемая. Тень появляется в снах, видениях, религиозных сказаниях и легендах, представляя то, чего человек боится или, по крайней мере, находит в себе неприятным. Комментарии Юнга:

[Обманщик] — предтеча спасителя и, как и он, Бога, человека и зверя одновременно. Он одновременно недочеловек и сверхчеловек, звериное и божественное существо, главной и наиболее тревожной чертой которого является его бессознательное. Из-за этого его покидают его (очевидно, люди) товарищи, что, кажется, указывает на то, что он упал ниже их уровня сознания. (263)

Баба-Яга точно подходит под это определение, поскольку она воплощает в себе как недочеловеческие, так и сверхчеловеческие качества в отказе от сознания социальных норм и способности действовать свободно — бессознательно — вне их. Она одновременно звериная в своей охоте за добычей и божественная в своих сверхъестественных способностях полета, изменения формы и магических заклинаний.

Василиса Прекрасная

Баба Яга как обманщица наиболее ярко выражена в самой известной из ее сказок Василиса Прекрасная . Василиса счастливо живет с матерью и отцом, пока ей не исполнится восемь лет, когда ее мать заболевает и зовет ее на смертное ложе, давая ей волшебную куклу, которая помогает ей в жизни. Она должна всегда держать куклу при себе, в секрете от всех остальных, и предлагать ей еду и питье всякий раз, когда она сталкивается с какой-либо проблемой, чтобы получить помощь. После смерти матери ее отец женится на женщине с двумя дочерьми, которая завидует красоте Василисы и оскорбляет ее, давая ей тяжелые задания, с которыми ее отец ничего не может поделать, так как находится в командировках. Василиса может выполнять эти задачи только с помощью своей куклы.

Как только Василиса и ее сводные сестры достигают брачного возраста, мачеха отказывает всем женихам Василисы, говоря им, что она не может выйти замуж, пока ее старшие сестры не найдут себе мужей. В надежде избавиться от Василисы мачеха все время отправляет ее в лес с поручениями:

.

Теперь в глубине этого леса была зеленая лужайка, на которой стояла убогая избушка на курьих ножках. В этом доме жила Баба Яга, старая бабушка-ведьма. Никто не смел подойти к избушке, потому что Баба Яга ела людей. Мачеха Василисы отправляла ее в лес в надежде, что она встретит ведьму и будет съедена. Однако куколка показала ей, где растут кусты, цветы и ягоды, и не подпустила к избушке на курьих ножках. Каждый раз, когда Василиса возвращалась целой и невредимой, мачеха ненавидела ее все больше и больше. (Вигинтон, 26)

Наконец, Василису отправляют прямо к избушке Бабы-Яги просить огня. Она видит, как мимо проносятся три всадника — белый, красный и черный — которые несут сумерки, рассвет и ночь соответственно, и прибывает к избушке Бабы Яги незадолго до наступления темноты:

Хижину окружала стена из человеческих костей, увенчанная черепами. Ворота в стене имели петли, сделанные из костей человеческих ног, и замки из челюстных костей с острыми зубьями. Василиса в ужасе замерла при виде этого зрелища… Вдруг лес наполнился страшным шумом — стоны деревьев, скрипели их ветки и шуршали листья. Баба Яга прилетела из леса. Она ехала в большой железной ступе и гоняла ее пестиком. Подойдя, она замела за собой след кухонной метлой. (Вигинтон, 28-29)

Баба-яга требует объяснить, почему девочка здесь, и соглашается отдать ей огонь в обмен на работу. Она поручает Василисе невыполнимые задания, которые та может выполнить с помощью своей куклы. Василиса какое-то время остается с ведьмой в качестве ее служанки, и ей становится любопытно несколько вещей, но Баба-Яга предупреждает ее, что «не каждый вопрос ведет к добру», даже если она позволяет ей спрашивать, что она хочет. Василиса понимает подразумеваемую угрозу и спрашивает только о всадниках, по-видимому, приводя в ярость Бабу-Ягу, которая требует знать, почему она не будет спрашивать больше. Василиса отвечает, что делает только то, что предложила Баба-Яга, а затем еще больше приводит ведьму в бешенство, когда ее спрашивают, как она смогла выполнить все задания. Она осторожно отвечает, что благословение матери позволило ей, и Баба-Яга, отвергнув все благословение, велит ей уйти.

Хотя Баба-Яга традиционно изображается как фигура, связанная с тьмой, злом, каннибализмом и смертью, по сути, она является преобразователем.

Баба-яга отправляет ее домой с черепом, содержащим огонь, за которым ее послали принести, и, как только он вносится в дом, он сжигает злую мачеху и сводных сестер дотла. После этого Василиса и ее кукла покидают дом, она становится швеей и с помощью куклы производит такое сильное впечатление на короля, что он влюбляется в нее, и они женятся и живут долго и счастливо.

В этой сказке, как и в других, таких как Царевна-лягушка и Мария Моревна , Баба Яга действует как катализатор трансформации. Кукла выполняет все невыполнимые задания, данные Василисе, но именно Баба-Яга поручает их, предостерегает девочку от лишних вопросов (и тем самым уберегает ее от слишком далекого прощупывания опасной территории) и дает ей череп. что освобождает ее от жестокой тирании мачехи.

Вывод

В Царевна-лягушка Баба Яга и ее сестры играют ключевую роль, помогая князю Ивану воссоединиться со своей сбежавшей принцессой после того, как он предал ее доверие, а в Мария Моревна, именно Баба Яга невольно обеспечивает Принца Алексей с лошадью, которая позволяет ему освободить из плена свою настоящую любовь Марию. Она никогда не изображается доброй, любящей или гостеприимной — за исключением тех случаев, когда она думает, что встречает свой ужин, — но всегда вызывает перемены в жизни центрального персонажа или персонажей и обеспечивает необходимые элементы для их трансформации и освобождения.

В сказке Баба-Яга и Добросердечная девочка молодая девушка и ее отец-вдовец наслаждаются днями вместе, пока он не женится во второй раз, а мачеха заканчивает их совместную жизнь и жестоко обращается с ребенком без ведома отца. Как и в сказке о Василисе, мачеха отправляет девочку в лес, надеясь, что Баба-Яга убьет ее, но по пути она проявляет доброту к различным стихиям в лесу, которые помогают ей сбежать, когда она достигает хижины, где Баба-Яга пытается сделать из нее еду. Как только она возвращается домой и отец заставляет ее объяснить, где она была, мачеху выгоняют из дома, а отец и дочь возвращаются к своей прежней совместной жизни.

Баба Яга Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов (общественное достояние)

В этой сказке, как и в других упомянутых, Баба Яга выступает катализатором перемен. Хотя Баба-Яга традиционно изображается как фигура, связанная с тьмой, злом, каннибализмом и смертью, по сути, она является преобразователем. Ее неприятие социальных норм позволяет ей бессознательно действовать в соответствии со своими желаниями, и при этом она меняет жизнь тех, кто входит в ее сферу влияния. Если принять предложение Юнга о трикстере как о воплощении своей Тени, Баба-Яга представляет те качества, которые человек отвергает в себе, включая эгоизм, насилие, злобу, алчность, которые могут быть нейтрализованы, будучи однажды признанными, лучшими аспектами своей натуры, такими как как доброта, внимание, благодарность и готовность помочь; все это обычно воплощается в центральном персонаже сказки.

В то же время ее неприятие того, что приемлемо, позволяет другим делать то же самое и, таким образом, открывать себя для возможности изменения и роста. В наши дни эта сторона ее характера стала подчеркиваться гораздо больше, чем раньше. Она явно ассоциируется с персонажем Хатун, символизирующим трансформацию и переход, в популярном сериале Netflix The OA и неправильно упоминается в художественном фильме 2014 года John Wick с Киану Ривзом в главной роли. В обоих случаях ее сила и мощь подчеркиваются по сравнению с ее традиционным изображением хищника. Популярная книга 2017 года Спросите Бабу Ягу: потусторонний совет для повседневных неприятностей Таисии Китайскала поощряет такое понимание славянской ведьмы как источника вдохновения для понимания важности выхода из зоны комфорта и признания своей Тени для того, чтобы испытать любую личную трансформацию.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Читать кейс о первом в России Активном доме

Товары для дома Коммерческие продукты Слепые магазины

Перейти на сайт страны? Германия

Европа

Австрия Бельгия Босния и Герцеговина Болгария Хорватия Чешская Республика Дания Эстония Финляндия Франция Германия Венгрия Ирландия Италия Латвия Литва Люксембург Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Сербия Словакия Словения Испания Швеция Швейцария Турция Украина Соединенное Королевство

Северная и Южная Америка

Аргентина Канада Чили Соединенные Штаты

Остальной мир

Экспорт ВЕЛЮКС

Европа

Австрия Бельгия Канада Хорватия Чешская Республика Дания Франция Германия Венгрия Нидерланды Норвегия Польша Румыния Швеция Швейцария Соединенное Королевство

Северная и Южная Америка

Канада Соединенные Штаты

Европа

Австрия Бельгия Хорватия Чешская Республика Дания Эстония Финляндия Франция Германия Венгрия Ирландия Италия Латвия Литва Люксембург Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Словакия Словения Испания Швеция Швейцария Соединенное Королевство

Северная и Южная Америка

Канада Соединенные Штаты

Что мы делаем Здоровые здания в центре внимания Демонстрационные здания Первый Активный Дом в России

Вдохновленный традиционными деревянными домами и оснащенный современными удобствами, Первый активный дом в России показывает, как самобытная архитектура может создать экологически чистый, здоровый и красивый дом.

 

Читать полный пример из практики

 Традиции встречаются с технологиями

Деревянный дом в Подмосковье – первый Активный Дом в России. Двухэтажное здание с прочным, но теплым и привлекательным дизайном вдохновлено традиционной русской архитектурой, а также современными технологиями.
В результате получился удобный и просторный семейный дом с экологически чистой конструкцией. Построенный в 2011 году Первый Активный Дом в России является результатом сотрудничества группы VELUX, строительной компании НЛК и ряда опытных поставщиков.

Российская архитектурная компания Polygon Lab спроектировала дом, а архитектор Александр Леонов черпал вдохновение в местных строительных традициях, принимая во внимание потребности современного дома:

Нас вдохновили небольшие деревянные дома, дачи. Наш дом имеет традиционную деревянную крышу, большой дымоход и расширенные элементы. Дымоход предназначен не только для выпуска дыма; в нем также есть трубы и другие установки».

— объясняет Леонов.

Благодаря широкому использованию дерева (долговечная термодревесина) дом оказывает минимальное воздействие на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла.
Внутри дом светлый и светлый. На первом этаже есть большие общие зоны, которые включают кухню, гостиную, игровую площадку и офисные помещения. Размер и гибкость комнат позволяют проводить множество различных мероприятий, а открытая планировка позволяет родителям легко следить за своими детьми.

Частные жилые помещения – главная спальня, ванные комнаты и две меньшие спальни – находятся на втором этаже.
Многочисленные окна в стенах и на крыше наполняют пространство дневным светом и создают ощущение связи с сельской местностью и сообществом за стенами дома, что очень ценили первые жильцы дома — Ася, Корней и их дети: 

Ощущение огромного спокойствия и счастья испытываю, наблюдая за окружающей местностью, как будто нахожусь на улице — но без холода зимой и жары и комаров летом».

говорит Ася.

Климат России известен своими экстремальными температурами, которые могут колебаться от +35°C летом до 35°C зимой. Первый в России активный дом доказал, что может выдержать даже самую суровую российскую зиму. Он оставался теплым в первую новогоднюю ночь, даже когда температура на улице упала до -30°C.
Интегрированные солнечные коллекторы
способствовали нагреву, в то время как несколько слоев дерева на фасаде сводили к минимуму тепловые мосты, а тяжелая штукатурка на внутренних стенах создавала тепловую массу в здании.
В теплое время года автоматическая защита от солнца на окнах крыши и фасада обеспечивает комфортную прохладу в доме и его жильцах.

Фото: Торбен Эскерод

Архитектор: Polygon Lab

VELUX INTEGRA ® Мансардные окна

  • Мансардные окна VELUX с дистанционным управлением
  • Электрический или солнечный
  • Свежий воздух и лучший комфорт в помещении

Если вам нужен максимальный комфорт, вам подойдет мансардное окно VELUX INTEGRA® с дистанционным управлением. Окно поставляется с новой панелью управления VELUX INTEGRA®, с помощью которой вы можете проще и быстрее управлять всеми вашими окнами и аксессуарами, такими как жалюзи, маркизы и рольставни, из любой точки вашего дома. Предварительно установленный датчик дождя автоматически закроет мансардное окно, если начнется дождь. Мансардное окно VELUX INTEGRA®, доступное как в версии с электрическим питанием, так и в версии с питанием от солнечной энергии, является лучшим выбором для установки вне досягаемости или свежего воздуха и лучшего комфорта в помещении.

больше информации Закрывать

ИНТЕГРА

  • Получите больше дневного света
  • Расширьте свой обзор
  • Добавьте оконные элементы или объедините больше мансардных окон

Группа больших мансардных окон VELUX создает великолепное, наполненное светом помещение и создает ощущение присутствия снаружи. Комбинируя больше мансардных окон VELUX, вы можете добавить прекрасный вид и больше дневного света, чтобы придать вашему дому уникальный характер.

больше информации Закрывать

Выберите страну

Домашняя автоматизация

Управляйте своими мансардными окнами, плоскими мансардными окнами, жалюзи и ставнями с помощью дистанционного управления и делайте это проще и удобнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *