Доска резная для наличников: Наличник резной — Русская Усадьба

Выбор материала для изготовления резных наличников


Наличниками называют специальные конструкции, которые устанавливают по периметру оконных и дверных проемов. Также ими украшают внешние элементы дома: козырьки, балконы, ветровые доски, лестницы и пр. Рассмотрим, какие бывают типы наличников, из каких материалов их делают и как правильно подобрать подходящие для ваших целей конструкции.

Содержание:

  • История возникновения
  • Выбор материалов
  • Рекомендации по выбору
  • Особенности монтажа
  • Заключение


История возникновения

Свою историю резные наличники ведут примерно с 10 века. Считается, что первыми их начали изготавливать древние славяне. Сначала это были просто доски, которыми обрамляли дверные и оконные проемы. Они закрывали щели между стеной и коробом, чтобы тепло из дома не выходило наружу.

Затем славяне начали украшать эти доски.

Сначала на них наносили рисунки, а затем мастера начали вырезать на них различные руны, изображения богов, стихий, животных и природы. Постепенно планки из сугубо практичного элемента превратились в декоративный и даже мистический: люди верили, что изображения защищают их от злых духов, болезней, неприятностей, дарят живущим в доме счастье, здоровье и благополучие.

А знаете ли вы, что после распространения христианства наличники утратили свою магическую сущность и стали элементом декора, но даже сейчас в узорах можно увидеть древние руны и старинные мотивы

Особое распространение эти элементы получили в 18-19 веке после того, как металлические инструменты стали более доступными, а корабли начали делать не только из дерева, а и из металла. Многочисленные резчики, занимавшиеся до этого украшением кораблей, начали искать себе новую работу, и стали украшать дома. Они создавали настоящие шедевры, постоянно усложняя конструкции и узоры. В начале-середине 20 века традиция пришла в упадок – ее вытеснили фабричные поделки, основным достоинством которых была массовость и дешевизна.

Но сегодня процесс развернулся в обратную сторону. Люди возвращаются к своим истокам и традициям, и заказывают уникальные резные наличники, при помощи которых украшаются окна, двери и другие архитектурные элементы частных домов. Особенно красиво они смотрятся на срубах и домах из бруса, но и на каменных строениях резные элементы выглядят гармонично и стильно.



Выбор материалов

Для изготовления этих декоративных элементов используют древесину твердых и мягких пород, а также влагостойкую фанеру, пластик, МДФ и даже металл. Чаще всего применяется именно дерево. Рассмотрим, какие породы для этого подходят:

  1. Лиственные сорта высокой твердости. К ним относится бук, абрикос, ясень, дуб, акация и пр. Считаются наиболее качественными и надежными, могут служить по 50 и более лет при правильном уходе. Отметим, что подобную древесину сложно обрабатывать из-за ее высокой плотности, да и сам материал не назовешь дешевым.
  2. Лиственные сорта малой твердости. К ним относится осина, липа, ольха и другие виды древесины. Такие породы достаточно легко обрабатывать, да и само дерево является дешевым. При этом нужно качественно защищать его от рассыхания и влаги: для этого поверхность пропитывают специальным маслом и покрывают лаком. Слой лака постепенно разрушается, поэтому через 5-7 лет нужно заново обрабатывать поверхность.
  3. Хвойные сорта древесины. Обычно для изготовления используют ель, сосну, лиственницу, кедр и пр. Это оптимальный вариант для изготовления наличников: пропитанное смолой дерево не боится влаги, не трескается и не рассыхается. При этом хвойные породы распространены по всей территории России, они достаточно дешевые и легко поддаются обработке.

Также для создания декоративных элементов применяют березу, черешню, яблоню и прочие плодовые деревья. Но они не так распространены, хоть и имеют достаточно красивый рисунок и цвет. Обычно их используют для создания мелких украшений, накладываемых на основной узор.

В последнее время для изготовления декоративных планок начали использовать водостойкую фанеру. Она изготавливается из шпона сосны, березы или бука. Подготовленные листы укладывают в формы и заливают специальным фенолформальдегидным клеем. После высыхания материал превращается в твердый, плотный лист необходимой толщины, который не боится влаги, не рассыхается на солнце и не теряет свои характеристики годами.

Узор на фанере или дереве вырезается при помощи лазера на ЧПУ-станке. Лазерный луч прожигает древесину, за счет чего происходит запечатывание пор в поверхности (через них не проникает влага). Изготовление на ЧПУ-станке имеет свои преимущества: во-первых, в разы увеличивается скорость создания планок, во-вторых, удешевляется процесс, в-третьих, все узоры идентичны друг другу, поэтому они гармонично смотрятся и не выделяются на общем фоне. После нарезки планки шлифуют и пропитывают антисептическими средствами. Они глубоко проникают в структуру дерева и защищают материал от гниения, грибка и плесени. После того, как антисептик высохнет, поверхность покрывается антипиренами (защищают материал от возгорания). Последним наносится финишный слой из лака или выбранной краски.



Рекомендации по выбору

Чтобы подобрать подходящие под ваши требования наличники, следует учитывать, в каком регионе вы проживаете, на какой дом их планируется ставить и какого типа они должны быть. Существует три способа изготовления планок:

  1. Рельефный, который делают из цельной дощечки. Обычно планки имеют глубокий рельеф (более 10 мм), за счет чего получаются четкие изображения. Считается наиболее распространенным, подходит для облицовки дверей, окон и других проемов.
  2. Ажурный, который изготавливают путем сквозного пропила рейки. Выглядят ажурные наличники очень красиво и стильно. Их используют для оформления фронтонов, перилл, карнизов и других элементов.
  3. Накладной, являющийся смесью ажурного и рельефного. Сначала изготавливается ажурная накладка, после чего она крепится либо на гладкой доске, либо на предварительно обработанной рельефной. Благодаря этому удается добиться высокой четкости и контрастности рисунка. Допускается делать накладки в несколько слоев, благодаря чему можно создать настоящие шедевры.

Внимание: выбор дерева, из которого будет выполнена конструкция, рекомендуется производить в зависимости от региона и места вашего проживания.

Если вы живете в средней полосе, то подойдут как хвойные, так и лиственные породы древесины. Для юга и севера лучше выбирать или хвойные доски, или бук, дуб или ясень: они отличаются высокой плотностью, не рассыхаются и выдерживают сильные морозы.

Чтобы выбрать планки по ширине, необходимо изучить саму архитектуру дома и его особенности. Они могут изготавливаться шириной от 5 до 30 и более сантиметров, но обычно их делают 15-20 см. Подбор узора производится на основании личных предпочтений хозяев коттеджа и его особенностей: нужно добиться того, чтобы они смотрелись гармонично и не диссонировали с другими элементами дома.



Особенности монтажа

Установкой фанерных или деревянных конструкций должны заниматься профессионалы, поскольку при несоблюдении технологии срок службы наличников резко сокращается. Главная задача при монтаже – закрыть все щели, чтобы в них не попадала пыль, листва и вода. Если их герметично не заделать, то под планкой будет скапливаться грязь, начнутся процессы гниения и дерево пострадает.

Монтаж конструкций проводится разными способами. Самый простой вариант – установка на саморезы и специальные шпильки: мастера подгоняют их по размерам, после чего фиксируют крепежом насквозь. Шляпки саморезов заглубляются, отверстия замазывают шпатлевкой, после чего место покрывается лаком или краской.

Второй вариант более сложный. Сначала к плоскости стены или окна крепится специальная направляющая планка, а затем на ней посредством крепежа шип-паз фиксируется сам наличник. Этот способ не оставляет на поверхности повреждений и обеспечивает надежную фиксацию декоративного элемента, но является более трудоемким.



Заключение

Деревянные резные наличники – это отличный способ придать вашему дому стильный внешний вид и показать вашу индивидуальность. Они изготавливаются как из натурального дерева, так и из фанеры или МДФ: у каждого варианта есть свои преимущества и особенности, поэтому нужно подумать, какой материал подойдет под ваши требования.

Если у вас остались вопросы или вы хотите заказать изготовление наличников, обращайтесь в студию «Резное Дело»: мы создадим для вас оригинальные изделия, осуществим их профессиональный монтаж и дадим рекомендации по уходу за ними. На нашем сайте вы найдете множество фото готовых изделий в интерьере и экстерьере: вы можете выбрать понравившуюся модель или заказать индивидуальный стиль. Звоните – менеджер проконсультирует вас, назовет актуальные цены на работу и поможет осуществить заказ.

Читайте также

Резные наличники под заказ

Главная / РЕЗНЫЕ НАЛИЧНИКИ

Здравствуйте. Мы изготавливаем: изделия прорезной-домовой резьбы, заготовки для декорирования и декупажа, предметы интерьера, сувениры, трафареты, ящики транспортировочные, экраны для радиаторов, скворечники, кормушки, разделочные доски, резные наличники, карнизы, пилястры, причелины, балясины, бордюры, кронштейны, фризы и многое другое.
У нас Вы можете заказать что-то совершенно уникальное, прислав свой эскиз или пожелание.
Украсьте свой дом великолепным деревянным кружевом и превратите его в сказочный терем украшенный нашей прорезной, домовой резьбой!..

Будем рады видеть Вас среди наших покупателей! 

Домовая прорезная резьба в Кирове 
Наличники резные, карнизы, мандалы, балясины, резной конёк, полотенце, кисть и всё это можно заказать у нас. 
Качественно, быстро, доступно, красиво! 
Отправляем продукцию транспортной компанией в любой регион РФ.
Резные изделия | Резные наличники | Киров | Доставка по РФ 
Все изделия выполняются индивидуально по размерам заказчика. 
Качественно, быстро, доступно, красиво! 
Отправляем продукцию транспортной компанией в любой регион. 

 

Прорезная — домовая резьба.

  

  

ПОКРАСКА 

  

  

Резные наличники. Домовая резьба.

 

Украшение фасада дома.

Прорезная резьба.

Резные наличники.

Резные карнизы.

Резные наличники на окна являются одним из основных элементом домовой резьбы.

Домовая резьба — это украшения фасада дома, посредством вырезания резных элементах разнообразных фигур и орнаментов.

Резные наличники — декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде резных, фигурных досок.

 

Все цены, указанные на сайте приведены как справочная информация и не являются публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации и могут быть изменены в зависимости от изменений цен на расходные материалы.

Уточняйте актуальную стоимость в разделе контакты

СОТОЧКА ЗА 5 МЕСЯЦЕВ

Материал ФАНЕРА всех сортов подорожала более чем на 120%.
Дефицит усиливается, затрагивая уже все сорта, форматы и толщины.

Экран на батарею отопления только из ФАНЕРЫ

Экран на батарею отопления из ФАНЕРЫ с покраской.
— А можно из МДФ.
Можно, но не рекомендую!
— Почему?
 

Резные экраны на батареи отопления

Резные экраны на батареи отопления
 

Резные экраны на батареи отопления

Резные экраны на батареи отопления

Декоративные решетки, ширмы, перегородки, экраны

Декоративные решетки, ширмы, перегородки, экраны

Прорезная и накладная резьба

Этот вид резьбы выполнить гораздо проще, чем глухую. При этом вместо обычных резцов можно использовать более производительные инструменты: лобзик с мелкими зубьями и стамески, плоские и полукруглые.

Прорезная резьба (рис. 106, это обычная резьба с полностью выбранным фоном. Может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждений.Вырезать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбрать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

106. Прорезная и наладная резьба :
А — прорезной; — путевой лист; в — приспособления для удержания заготовки при вырубке резьбы

Орнамент Края не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому их закругляют, срезая узкую фаску по краям, или выбирают узкие галтели-углубления. Домашняя резьба не требует особо тщательного выполнения, так как чаще выглядит издалека.

Домашняя резьба в основном выполняется пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, сглаживают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую ​​резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали растачивают или вырезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания тыльную ее сторону необходимо плотно прижать к любой гладкой доске.

Осадку к обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезков зависит не только от работоспособности, но и от остроты инструмента. После осадки обрезки заготовки зачищают или срезают совсем. Стамеску при этом кладут по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу, и позволяет получить более чистую резьбу.

В прорезной резьбе срезают на обратной стороне фаску, удаляя сколотые и шероховатые края орнамента. Ширина граней зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

Сверлить отверстия намного быстрее. Для этого подберите сверла нужного диаметра, заготовку плотно уложите на ровную доску. Чтобы древесина не скололась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее переворачивают, вставляют сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

Пропилите детали в такой последовательности. Прежде всего, просверлите отверстие, затем вставьте в него лобзик или ножовку и пропилите по поставленным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и распиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра. Для этого в доске просверлите или просверлите четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти проемы кладут прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200-250 мм. Между ними укладывают заготовку и при необходимости закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

Накладная резьба (рис. 106, это орнамент, выполненный прорезной резьбой и приклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь. Накладная резьба при такой способ выполнения получается более аккуратным по сравнению с глухой резьбой и выглядит намного лучше.В этом случае прорезную резьбу следует выполнять как можно чище.Не рекомендуется снимать фаску с обратной стороной детали, так как может создаваться впечатление изоляции резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезаемой детали нежелательны.

Резьба по дереву в Городце

Городец – центр ремесел

Текст и фото Ларисы Франчек

G ородец — старинный город на берегу Волги. Он был основан Юрием Долгоруким в 12 веке. Город славится резьбой по дереву, росписью, золотым шитьем и пряниками.

Город расположен посреди леса, где когда-то жили кузнецы, ткачи, красильщики и другие ремесленники. Поскольку вокруг города было много леса, стать резчиком по дереву или плотником всегда считалось лучшим занятием. Города и слободы по берегам Волги были очень выгодны с точки зрения торговли, так как поблизости проходила одна из крупнейших русских ярмарок — Макарьевская. Лес и близость Макарьевской ярмарки были двумя главными причинами бурного развития ремесел в городе.

Резьба по дереву – один из древнейших видов русского декоративно-прикладного искусства. Городецкий народный стиль — своеобразное явление в архитектуре сельского жилища. Первоначально резьбой украшалась только передняя часть лодок и барж. Это называлось «корабельная резьба». Постепенно этот стиль стал применяться в крестьянских домах, где вырезались оконные наличники, наличники и ворота.

Городецкая резьба по дереву бывает двух видов: «ажурная» и «домовая» или «невнятная». Ажурная резьба очень легкая и похожа на кружево. Методы выполнения этого очень просты и менее трудоемки, чем во втором типе, который называется рельефной резьбой. В этом виде резьбы обычно используются цветочные узоры и изображения русалок, сказочных птиц, львов и мифологических существ. Даже сейчас в Городце можно найти дома с дивной резьбой от крыши до подвала. Вы видите гибкие ветки с листьями, бусами, ромбами, лентами, кружевом, виноградом, лучиками и многими другими узорами. Стоишь неподвижно возле такого дома, настолько он выглядит богато, празднично и весело.

Помимо домиков городецкие мастера вырезали кукол и дощечки для выпечки пряников. Доски были неотъемлемым инструментом для формовки лицевой стороны пряников. Таким образом, название по-русски « » — формовые пряники. Только в Городце резьба по таким доскам превратилась в настоящее искусство. Они вырезались из зрелой древесины березы, груши или липы и были разного размера и сложности. Рисунки на них были чрезвычайно разнообразны: дворцы, всадники с саблями, павлины, рыбы, а позже корабли и паровозы. В 19ХХ века городецкие пряники, продаваемые на Макарьевской ярмарке, доставлялись в самые отдаленные уголки России и потому были известны на всю страну. В Городце испекли до 10 000 пудов (пуд равен 16 кг) и 30 видов пряников разного размера и вкуса. По случаю коронации царя Николая II городецкие купцы преподнесли ему и государыне особенный 16-килограммовый пряник.

Среди обилия деревянных изделий, производимых в Городце, наибольшей известностью пользовались прялки. Крестьяне выращивали лен, женщины широко занимались ткачеством. Прялка сопровождала их всю жизнь. Часто это был подарок. Жених дарил любимой девушке, муж жене, отец дочери. Это был символ работы с особым бытовым значением. Люди бережно относились к своей прялке, хорошо хранили ее и использовали как семейную реликвию.

Обычно прялки вырезали из цельного куска дерева. Городецкие были другими. Они состояли из двух частей: гребня (верхней части) и съемной нижней части, которая на самом деле представляла собой не что иное, как широкую дощечку, суженную с одного конца, где имелось отверстие, в которое вставлялся гребень. Нижняя часть была раскрашена, а когда женщина не использовала прялку, она разделяла две ее части и вешала нижнюю часть на стену, как картину.

До 18 века мастера использовали технику инкрустации для украшения нижних частей. Они вырезали фигурки и вставляли их в подготовленные ниши. Это был сложный и трудоемкий процесс. Фигурки обычно делались из темного мореного дуба, а поверхность прялки была светлой. Таким образом, используя всего две породы дерева и используя простые инструменты, мастерам удавалось превратить дно в картину или даже декоративное панно.

Инкрустация со временем превратилась в покраску, потому что последняя была проще и занимала меньше времени. За короткий период переход от резьбы к росписи породил новый тип народной росписи, ставшей своеобразным явлением в русской национальной культуре. Вскоре городецкая роспись стала одним из ярчайших образцов так называемого наивного искусства, одной из самых известных русских ремесленных традиций.

Корни такой росписи уходят в середину 18 века, когда вокруг Городца вырастали монастыри и скиты. Вместе с монахами в этих местах работали иконописцы и переписчики книг. Их деятельность повлияла на крестьянские промыслы. При инкрустации нижней части прялки мастер часто ссылался на икону.

В то время в этом районе проживало много старообрядцев. Старообрядцы были известны долгим интеллектуальным и духовным просвещением и образованием. Их верования широко распространились среди местных жителей и смешались с суевериями и языческими верованиями. Все это послужило толчком к развитию символизма в народном творчестве.

Древние символические мотивы, такие как Древо Жизни и всадники, поскольку они относятся к специфическим квазифилософским/религиозным представлениям, получили художественное осмысление в городецкой росписи.

Для резчиков по дереву всадник олицетворял любимый образ святого Георгия и означал свет, тепло и солнце. Его конь мчался по небу, сокрушая зло мечом-лучом света. Изображение Древа жизни наверху и всадника внизу было представлением резчика по дереву об устройстве мира.

Практически на каждом предмете городецкой росписи можно заметить обилие цветов. В то время как всадник был связан с сельским хозяйством, цветок означал цветение земли. Иногда цветы объединяют в пышную гирлянду.

Расцвет городецкой живописи пришелся на 1880-е годы. Это было время, когда в старообрядческих деревнях, с их консервативным укладом жизни и увлеченными поисками истины, шла суетливая, пестрая жизнь вдоль Волги.

Продавая свои изделия в его городах, мастера удивлялись необычной, веселой и богатой жизни местных жителей. Там им попадались татары, калмыки, греки, армяне — разные лица, костюмы и товары. Мастера были впечатлены, ошеломлены и поражены своим разгулом. Все эти наблюдения превратились в образы мира счастья и мечты.

Спрос требовал производить все больше и больше изделий. Картины стали настоящими, живыми, быстрыми и более живописными. Содержимое тоже изменилось. Появились сюжеты, жанры, портреты и новые мотивы. Вместо прежних идеализированных образов художники стали рисовать придворных кавалеров и дам в пышных одеждах, группы женщин, горожанок и сцены чаепития. Их богатые интерьеры были полны деталей, изображенных очень точно: колонны и часы, высокие окна и красивые портьеры, роскошные лестницы и котенок, играющий на полу.

Техника росписи, применявшаяся в Городце, не была сложной. Сначала они сделали фон, который также служил грунтовкой. Нескольких грубых мазков кистью было достаточно, чтобы нанести на дерево цветные пятна. Затем они вделали в них цветы и фигурки.

Когда и орнамент, и центральная сцена были готовы, их тонировали белой краской и все покрывали олифой. Готовую композицию обычно оформляли в раму. Раньше мастера использовали темперу, затем писали маслом.

В начале 20-го века весь мир разваливался, политически и социально. Первая мировая война и все три русские революции еще не состоялись. Художественный мир, являясь зеркальным отражением реального мира, отражал его нестабильность. Начала разваливаться и городецкая система художественной росписи.

Краски резчиков стали терять живость и глубину, живопись стала суше, преобладали живописные образы. Городецкая роспись как явление коллективного народного творчества вскоре прекратила свое существование.

Возрождение началось в 1937 году, когда на базе коллективной мастерской был создан кооператив «Стахановец». В 1960 году реорганизована в фабрику «Городецкая Роспись».

В настоящее время это частное предприятие, на котором работает 300 человек. Художники – высококвалифицированные специалисты, многие из них являются членами Союза художников России, чьи работы экспонируются как на российских, так и на зарубежных выставках, приобретаются музеями, частными галереями и коллекционерами.

Фабрика выпускает широкий выбор изделий с традиционным орнаментом, росписью и резьбой. Среди них хлебницы, разделочные доски, кухонные и чайные сервизы, шкатулки, сундуки, стеновые панели и детская мебель. В короткие сроки была организована иконописная мастерская. Ремесло не только сохранило свои традиции, но и развило их, сделав знаменитые узоры более красочными и современными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *