Детская монтессори комната: Детская комната по Монтессори | Домфронт

Содержание

Детская комната по Монтессори | Домфронт

Во все времена дети жили в домах, удобных для взрослых. Даже детские комнаты всегда обустраивались так, чтобы родителям было легче и комфортнее ухаживать за ребенком. Малышам приходилось подстраиваться под эти реалии. Способствует ли такое положение дел развитию детей? К сожалению, нет. По мнению знаменитого педагога Марии Монтессори, детские помещения должны быть оборудованы в соответствии с потребностями детей, а не взрослых. Только так можно обеспечить условия, помогающие детям реализовать свой духовный, интеллектуальный, ментальный и физический потенциал.

Согласно учению Монтессори, ребенок рождается самостоятельной личностью с большими возможностями. Он изначально готов сам обучаться и развиваться. Задача взрослого — создать обстановку, помогающую его способностям раскрыться. Среда, в которой обитает малыш, должна быть адаптирована согласно его интересам и уровню развития.

Неважно, о чем идет речь: о группе детсада, классном кабинете или детской комнате — без специально подготовленной среды не обойтись.

Задача взрослого — научить ребенка пользоваться ею. Дальше он всё сделает сам.

Как организовать детскую комнату, чтобы она соответствовала принципам Монтессори? Как превратить спальню ребенка в развивающую среду? Рассмотрим главные правила.

Принципы педагогики Монтессори, которых следует придерживаться при обустройстве детской

1. Свобода перемещения и простота. Детскую стоит оформить в минималистском ключе. Чем проще будут отделка, мебель и декор — тем лучше. Нужно уберечь органы чувств ребенка от излишней нагрузки. Помещение должно быть достаточно просторным. Необходимо оставить свободное пространство для обучения и игр. Поэтому из мебели стоит приобрести только самое необходимое.

2. Организованность. Хаос, избыток вещей и беспорядок (не только физический, но и визуальный) утомляют ребенка, мешают ему свободно мыслить и учиться. Необходимо организовать интерьер так, чтобы поддерживать порядок в комнате было легко и просто.

У каждой вещи должно быть свое место.

3. Красота. Помещение должно быть минималистичным, но не пустым и не безжизненным. Эстетическая составляющая очень важна. Во-первых, необходимо формировать у ребенка чувство прекрасного. Во-вторых, красивые вещи привлекают детей, стимулируют у них интерес.

4. Следование за ребенком. Это значит, что именно его интересы должны быть поставлены во главу угла. Для декора стоит выбрать тему, которой увлечен малыш. Может быть, это будут животные, растения, транспорт или сказочные герои — главное, чтобы у крохи горели глаза. Создавая интерьер для ребенка постарше, обязательно нужно посоветоваться с ним при решении тех или иных вопросов (например, при подборе мебели, составлении плана комнаты и т.п.).

5. Свобода выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно выбирать одежду, книги, игрушки. Всё это следует расположить так, чтобы маленький хозяин не только видел предметы, но и мог без труда достать их. Именно поэтому мебель в детской по Монтессори преимущественно низкая и открытая (стеллажи). Для хранения одежды, которую ребенок будет выбирать сам, часто оборудуют мини-гардеробные.

Соответствие этому принципу вовсе не означает, что малышу должны быть доступны абсолютно все имеющиеся у него игрушки и предметы одежды. Чрезмерное обилие мешает маленьким детям делать выбор. Из одежды достаточно 3-4 комплектов. Из игрушек — столько, чтобы не стало скучно.

6. Независимость. Детскую следует обустроить так, чтобы ребенок мог довольно продолжительное время играть и заниматься самостоятельно.

Как уже было сказано, важные для ребенка предметы всегда должны быть в зоне доступа. Это касается игр, развивающих материалов, игрушек, книг, одежды и средств для уборки (это могут быть салфетка для вытирания пыли, щетка для уборки мусора с пола, корзинка для грязного белья). Важны и комфортные зоны для игр: например, мягкий безопасный коврик на полу, низкий столик, табурет. Кроме того, необходимо уделить пристальное внимание безопасности: закрыть розетки, спрятать провода, закрепить мебель, не оставлять в помещении ничего острого, хрупкого, мелкого и т.п.

Кстати. Если ребенок привыкает сам снимать предметы с полок (в том числе с относительно высоких) — это делает его ловким и проворным.

Дизайн детской по Монтессори

Цвет и отделка

Специалисты по педагогике Монтессори говорят, что пространство детских помещений должно «успокаивать душу и удовлетворять врожденное стремление к порядку». Поэтому лучший выбор для детской — это нейтральные цвета и материалы.

Детская комната по Монтессори должна быть светлой и легкой. Стены могут быть белыми, светло-бежевыми, светло-серыми. Если всё же хочется ввести цвет, лучше выбрать пастельный оттенок.

Одну из стен можно сделать в меру яркой, активной, выделив её обоями или цветной краской.

Очень важны безопасность и комфорт, поэтому керамическая плитка для пола точно не подойдет. Предпочтительнее деревянная доска, пробка, ковролин.

Мебель

1. Низкая кровать. Это одна из ключевых особенностей детских спален, спроектированных в соответствии с принципами и рекомендациями Марии Монтессори.

Очень низкое ложе (часто это просто матрас, лежащий на полу) позволяет даже самому маленькому крохе самостоятельно покидать спальное место и возвращаться на него. Монтессори считала эту возможность чрезвычайно важной для развития ребенка. На такие кровати переселяют детей уже через несколько недель после рождения.

Современный вариант — низкая кровать-домик. Считается, что модели с каркасом-домиком больше похожи на «правильные» детские кровати. Психологи говорят, что спальное место в «домике» создаёт у ребенка ощущение большей защищенности и безопасности. Кроватки с каркасом выглядят уютно и мило, к тому же они очень популярны в наши дни.

В детских по Монтессори нет ни традиционных кроваток с бортами, ни манежей. Эти предметы препятствуют формированию самостоятельности, независимости и познавательного интереса.

2. Низкая мебель для хранения: тумбы, стеллажи, напольные книжные полки.

3. Гардеробная в виде шкафа, клозета или небольшой открытой зоны с крючками, полочкой, штангой для плечиков и т.п.

4. Низкий детский столик и стульчик для занятий.

5. Низкие пуфы, табуреты, напольные подушки. Они нужны как для самостоятельной деятельности малыша, так и для совместных занятий с родителями.

Мама и папа должны находиться на одном уровне с малышом, поэтому занятия и игры часто проходят на полу. В таких обстоятельствах невысокие сидения и подушки — просто находка.

Аксессуары, наполнение, декор

Обязательно наличие зеркала, расположенного так, чтобы ребенок мог самостоятельно смотреться в него. Если это комната для малыша до года, зеркало часто вешают на стену прямо у пола. Кроха может заглядывать в него, сидя или лежа на животике.

Декор стен располагают на уровне глаз ребенка или чуть выше. Стены оформляют картинами, постерами, фотографиями.

Необходимо предусмотреть несколько сценариев освещения. У ребенка постарше должен быть доступ к управлению ими. Возможность контролировать и изменять освещение в своей спальне развивает в ребенке самостоятельность и независимость.

Детскую по Монтессори обычно оформляют такими предметами, как глобус, географическая карта, живые растения, милые коврики, матрешки, яркие счёты и игрушки-лабиринты, разноцветные флажные ленты, крупные декоративные буквы (настенные или настольные), оригинальные светильники и др.

Смотрите ещё:

Детская в скандинавском стиле

Серые стены в детской

Хранение игрушек в детской комнате

Что лучше для ребенка: кровать или диван?

Как организовать рабочее место школьника?

Как обустроить детскую спальню по Монтессори

Как я обустроила детскую спальню для двух своих мальчиков

Сегодня я хотела бы поговорить об обустройстве детской спальни. Примите к сведению, что хотя в основе статьи лежат фундаментальные принципы, усвоенные мной во время обучения на курсах АМИ, их пришлось немного подкорректировать под мою текущую ситуацию (воспитание двойни) и личный вкус.

После того как мы покрасили стены в приятный жёлтый цвет и уложили новое ковровое покрытие, мне просто не терпелось заняться обстановкой детской комнаты! Комната стала светлой, с двумя большими окнами, однако мне хотелось найти плотные шторы, чтобы у малышей был здоровый ночной сон. В итоге я выбрала жалюзи (чтобы во время дневного сна в комнате было относительно светло) и светонепроницаемые ночные шторы из недорогого магазина. Я их укоротила, поскольку знала, что мальчики много времени будут проводить на полу, и не хотела, чтобы им что-то мешало. Так как я хотела, чтобы ночью в комнате была полная темнота, я пришила текстильную липучку к низу штор (а также приклеила её к дну подоконника) и надёжно закрывала их каждую ночь перед сном. Может показаться, что это лишняя перестраховка, но у Р. и П. отличный сон, и я считаю, что не в последнюю очередь именно поэтому.

Я знала, что комната должна быть практичной и легко изменяемой по мере роста и развития мальчиков. Но сначала нужно было обустроить её для ребёнка от рождения до пяти месяцев. Позднее некоторые ключевые элементы интерьера потребуют изменений в связи с введением прикорма и увеличения двигательной активности детей.

Подготавливая комнату для ребёнка первого полугодия жизни, нужно учитывать четыре ключевые зоны.

Зона движения

Мы решили поместить игровой коврик, зеркало и низкую полку в общей семейной зоне, а не в спальне (как это рекомендуется АМИ). Именно в зале дети проводят большую часть бодрствования, хотя в их спальне на полу лежит прелестная овечья шкура, на которую я опускаю одного из мальчиков, пока другому меняю подгузник или одежду. Они ещё не начали как следует ползать (переворачивание и ползание по-пластунски не считаются), поэтому пока у меня не было необходимости размещать в их комнате игрушки. Но рано или поздно она появится, и мне придётся думать о перестановке в детской комнате.

Зона переодевания

Переодевание и смена подгузника – лучшее время для общения с ребёнком. Обычно в этот момент мы полностью сосредоточены на малыше и находимся близко к его лицу, что помогает установить зрительный контакт и улучшить общение. Я рекомендую не вешать над столиком для переодевания мобили, чтобы это время было особенным как для малыша, так и для родителя.

У нас дома стоит большой комод, который мы используем как столик для переодевания на двоих. Так что если есть кому помочь, то мальчиков можно переодевать одновременно. Я люблю переодевать подгузники малышам, ведь это отличная возможность провести время наедине с ребёнком. Мы можем несколько минут общаться и смотреть друг другу в глаза, и никто нам не мешает.

Зона кормления

Моя коллега Кэрри написала отличную заметку о том, что кормление – это особый вид отношений между матерью и ребёнком, и начать нужно с того, чтобы выделить в детской для этого специальное место, удобное и вам, и малышу. Для него понадобятся: удобное кресло, подушка для кормления (в моём случае две), место, куда можно положить полотенце для защиты одежды от срыгивания и воду, а также подставка для ног. АМИ рекомендует не использовать кресло-качалку, потому что во время кормления вы должны полностью сосредотачиваться на ребёнке, не отвлекаясь на всё остальное.

Качание, разумеется, помогает ребёнку уснуть, но для своих сыновей я решила не смешивать два этих процесса. В самом начале мы очень заботились о том, чтобы они поскорее набрали вес, и мне нужно было прилагать много усилий, чтобы они не спали во время кормления. Мне приходилось легко дуть им в лицо, щекотать ноги, поглаживать голову: всё, лишь бы они не прекращали сосать! Ситуация изменилась после того, как им исполнилось два месяца (они вышли из симбиотического периода), и я начала кормить их не по требованию, а по расписанию: сразу после того как они просыпались (за исключением ночного сна).

Зона сна

Когда я рассказываю знакомым, что в зоне движения постелила коврик на полу и поставила рядом зеркало, они смотрят на меня с интересом и задают уточняющие вопросы. Тем не менее, когда я говорю знакомым, что вместо колыбелек я использую низкие кроватки, они смотрят на меня, будто из моих ушей лезут крабы. Это идёт вразрез с общепринятым мнением – мало кто решается на подобное, но я надеюсь, что хотя бы у одного из читателей хватит храбрости опробовать это на своём ребёнке.

Я не утверждаю, что это беспроигрышный метод. По правде говоря, вы столкнетесь с разными проблемами (например, когда ребёнок начнёт переворачиваться и ползать), однако надо надеяться, что если вы начнёте прививать своему ребёнку принципы (независимость, уважение, уверенность, адекватная самооценка, привычка к здоровому сну) в столь раннем возрасте, то они окупят все ваши старания!

В первые месяцы ребёнку лучше спать в корзинке, а затем его можно переместить на низкую кровать. В моём случае мальчики спали в своих корзинках, пока их ночной сон не стал более продолжительным (как же я была рада!). Это случилось, когда им было около трёх месяцев, и они уже с трудом помещались в колыбельках. Около недели они спали в корзинках, поставленных на кровати, чтобы у них сложился привычный ориентир. И вот настало время для перемен! Я так нервничала, что в ту первую ночь почти не спала. Большую часть ночи я провела глядя на монитор видеоняни, проверяя, как обстоят дела. И что вы думаете? Ничего не случилось!

Они легко привыкли к новому месту для сна, и казалось, что всё идет прекрасно, пока… они не начали переворачиваться. В тот день, когда П. впервые перевернулся, я проснулась от внезапного глухого стука и последовавшего за ним плача. Это П. скатился с кровати и застрял между матрасами. И снова здравствуйте, бессонные ночи! После того как это случилось ещё несколько раз, я не выдержала и вставила под натяжные простыни трубку из мягкого пенопласта, в надежде, что это не даст детям скатываться с кроватей. И сон снова стал спокойным.

Да, я немного изменила рекомендациям АМИ, поэтому когда мальчики начнут ползать, мне придётся заново оценивать ситуацию. Я хочу, чтобы они легко сползали и заползали обратно на кроватки, и думаю, что этот барьер им не помешает (не такой уж он и высокий), но только время покажет истину.

В завершение хочу сказать, что нельзя забывать о том, что детская среда должна быть практичной и легко изменяемой. Я люблю бывать в комнате Р. и П., и им это тоже, кажется, нравится. Когда я укладываю мальчиков спать или когда они просыпаются – они могут смотреть вокруг себя и им не мешает решётка кровати. Над детскими кроватками висят фотографии членов нашей семьи, и я часто вижу, как мальчики разглядывают фото или другие украшения на стене. Какое же удовольствие смотреть на то, как дети с интересом рассматривают и познают среду вокруг себя!

Статья написана Кристи – Монтессори-педагогом 0–3 и автором популярного англоязычного блога «Монтессори Мамы», montessorimoms.wordpress.com

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Как обустроить детскую комнату по системе Монтессори

Расскажем как грамотно организовать пространство для ребенка, чтобы оно стало толчком для развития его самостоятельности.

Порой я очень завидую своему ребёнку, ведь в настоящее время существует масса предложений по обустройству доступной и развивающей среды даже в однокомнатной квартире. Создать такую среду помогает система Марии Монтессори.

Система Марии Монтессори основана на создании такой обстановки для малыша, где бы он «получил пищу для детского ума», мог самостоятельно и без посторонней помощи выполнить ежедневные действия по самообслуживанию: достать и надеть одежду, накрыть на стол и убрать за собой посуду, помыть руки и почистить зубы, выбрать понравившуюся книгу и пролистать её. Это не столько для удобства, сколько для того, чтобы грамотно организованное пространство явилось толчком для развития самостоятельности.

Чем же мы можем помочь в становлении самостоятельности дошкольника и дополнить интерьер квартиры до звания Монтессори-среды?

Детская комната

Детскую комнату или детскую зону совсем не сложно обустроить, даже если ваш малыш никогда не занимался по данной системе, ведь Монтессори-среда сейчас создается интуитивно, на каком-то ментальном уровне.

Первое, что бросается в глаза в таких комнатах – это гармоничный интерьер в спокойных тонах без ярких  детских обоев. Стоит отдать предпочтение пастельным цветам, деревянной мебели и натуральным тканям, прививая ребёнку гармоничный вкус с самого рождения.

Разнообразить цветовую гамму вам могут помочь наклейки на стенах, приклеенные вместе с ребёнком, или рисунки интерьерной краской, семейные фотографии, а также поделки, сделанные малышом – рисунки, гирлянды, гербарии, самостоятельно разработанные обучающие плакаты.

 

Для того, чтобы ребёнок видел мир открыто и без ограничений бортиками, мог самостоятельно залезть на кровать и спокойно слезть с нее, система Монтессори предлагает использовать низкие кровати или обыкновенный матрас, положенный прямо на пол.

Ребёнку, проживающему в среднестатистической квартире, все время приходится тянуться наверх. Это доставляет массу хлопот даже при таком простом занятии, как уборка игрушек или выбор книг для чтения.

Именно поэтому все полочки в среде, созданной для развития самостоятельности, висят низко, на уровне глаз ребёнка.

Стеллажи с игрушками, обыкновенно, имеют две раскладки: игрушки витринного расположения и всевозможные коробочки, корзинки для организации порядка, классификации игрушек и создания стимула к уборке. Ведь гораздо удобнее в отдельных ящиках хранить LEGO, фигурки животных и мягкие игрушки, чем искать сиюминутно необходимую малюсенькую фигурку кошки в большом контейнере.

Особенно важным и примечательным являются необычные книжные полки и стеллажи – они не только предлагают расположение книг на уровне роста ребёнка (может самостоятельно взять и так же легко поставить ее на место), но и предполагают расположение книг обложкой к зрителю, что облегчает выбор произведения. На таких полочках очень удобно делать подборку книг в соответствии с темами, которые вы изучаете: времена года, животные, птицы, насекомые, транспорт, растения, космос и планеты и т.п.

Отдельный шкаф для одежды порой организовать сложно. Вас спасет небольшой комод или отдельная напольная вешалка с минимальным комплектом базовой сезонной одежды. Такой открытый гардероб поможет ребёнку самостоятельно сделать выбор и решить, что надеть на прогулку, к примеру.

Стол и стул необходимо подобрать ребёнку, как только он научится самостоятельно сидеть. Это основа вашего образовательного и творческого уголка, ведь все занятия продуктивнее проводить за «рабочим местом».

Если выбор осуществить сложно, то стоит отталкиваться от стандартной маркировки дошкольной мебели, утвержденной стандартами.

Рост ребёнка, см

Высота стола, см

Высота стула, см

  1.  

до 85

34

18

  1.  

85-100

40

22

  1.  

101-115

46

26

  1.  

116-130

52

30

Аксессуары

Когда зона исследования и творчества обозначена столом и стулом, предоставьте ребёнку материалы для творчества в свободном доступе. Монтессори-среда приветствует самостоятельное желание ребёнка творить, поэтому подготовьте варианты расположения альбома, фломастеров и цветных карандашей, мелков и пластилина – всего того, что не вызывает у вас страх испортить интерьер детской зоны.

По опыту могу сказать, что если все материалы в свободном доступе, то ребёнок быстрее научится с ними работать и переживать за разрисованные стены вам не придётся.

Детская комната по системе Монтессори невозможна без зеркала, причем – с самого рождения. Малыша выкладывают на матрасик перед надёжно закреплённым зеркалом для развития координации движений, познания себя как частицы мира. В более старшем возрасте это прекрасная возможность оценивать свое внешнее состояние (причёска, состояние одежды) и, конечно, покривляться и потанцевать.

Цветы в созданной среде не просто украшения, но и возможность привить ребёнку любовь к красоте и заботу. Самостоятельно посаженные комнатные растения, красивые горшки, лейки и набор по уходу за растениями помогут малышу ухаживать и заботиться, формируя такие важные социальные навыки.

Какая самостоятельность без средств уборки? С ранних лет система Марии Монтессори направлена на обучение самостоятельной уборке за собой и содержит аксессуары, помогающие ребёнку убрать разлитую воду, вытереть испачканный красками стол или прибрать землю, просыпанную при посадке зелени для будущего супа.

Подготовьте небольшой совочек с щёткой, маленькую швабру и запас влажных и сухих салфеток – это сыграет вам на руку.

На этом дизайн квартиры по системе Монтессори не заканчивается, ведь ребёнок не ограничен стенами детской комнаты или выделенной детской зоны. Он полноправный житель всего пространства, поэтому сохраните парочку советов по обустройству остальных помещений.

Прихожая

Прихожую стоит организовать таким образом, чтобы ребёнок без труда смог достать свою верхнюю одежду и обувь, н

6 принципов для детской комнаты по Монтессори

Методика Монтессори основана на принципе, что ребенок всему учится сам — нужно лишь создать ему условия для этого. И мы предлагаем начать с детской. Ведь где еще создавать развивающую среду, как не в комнате малыша?

Читайте также:

Возьмите эти идеи на заметку, даже если вы не являетесь фанатом этой системы раннего развития. Они точно будут полезны и придутся детям по вкусу.

1. Цвета — это важно

Детская — главная комната в жизни ребенка, он проводит там большую часть времени. А значит, его развивающая среда во многом будет заключена в этом пространстве. И каждому ее элементу, конечно, потребуется фон. Не отвлекающий. Не яркий. Не являющийся калейдоскопом из разных цветов.

Предпочтение следует отдавать светлым цветам и приглушенным оттенкам. Лучше всего подходит белый и оттенки бежевого, пастельные голубой и розовый, бледный зеленый.

При чем тут Монтессори? На фоне однотонного пространства игрушки будут «звучать» ярче, и внимание ребенка будет сконцентрировано на них, а не на разглядывании узоров, не несущих развивающей нагрузки.

© Instagram @sprout_kids, @anna_amumstory, @themasalins

2. Все в пределах досягаемости

Все, что находится в комнате ребенка, должно быть адаптировано к его росту — таков главный принцип детской Монтессори. Поэтому кровать-чердак, полки, до которых ребенок не может дотянуться без стульчика, зеркало «на вырост» — не вариант.

Чтобы было проще представить себе, на каком уровне должны находиться все вещи в детской комнате, сядьте на пол или на корточки. До чего вы можете дотянуться? Эти предметы мебели и игровые элементы — то, что нужно.

Например, на кровать-остов с низким матрасом малышу будет удобно забираться с самого раннего возраста. Игрушки и книжки — на низких напольных стеллажах или в специальных ящиках, корзинах и контейнерах.

Конечно, нужно помнить о детской безопасности, и все запретные предметы убрать из доступа. Но лучше сделать так, чтобы ребенок их просто не видел и не имел желания дотянуться.

При чем тут Монтессори? Именно самостоятельное изучение пространства вдохновляет на исследования и развивает мышление лучше всего.

© Instagram @soymontessorihomeschool

3. Максимально низкое спальное место

Это один из самых важных элементов детской комнаты. Идеально, если матрас просто лежит на полу, особенно для малышей до 3 лет. Далее это может быть небольшой подиум.

Во-первых, так ребенок сможет сам «управлять» своим режимом дня, не дожидаясь, пока мама или папа положат его в кроватку. Или помогут выбраться из нее. Во-вторых, такая кровать исключит падения и травмы — как во сне, так и во время бодрствования и изучения ребенком пространства. 

При чем тут Монтессори? Такая свобода передвижения призвана научить ребенка свободе мысли. Он сам просыпается, сам идет к той игрушке, которая его заинтересовала — и делает свои первые маленькие открытия.

© Instagram @soymontessorihomeschool

4. Игрушки без избытка

Избыток элементов для игры не дает малышу сконцентрироваться на чем-то одном, изучить игрушку как следует. Он не может фантазировать, наделяя предмет новыми свойствами или применяя его в новой роли.

Поэтому покупайте ограниченное количество игрушек, но при этом обращайте внимание на их качество и обучающий потенциал. К примеру, всем малышам понравятся погремушки из натуральных материалов, шнуровки и коробки-сортеры. Далее — пазлы, эко-конструкторы и танграмы.

При чем тут Монтессори? Взаимодействуя с одной игрушкой максимум времени, малыш сможет применить всю свою фантазию и с головой уйти в игру. И потребность в «напарнике» по игре в лице взрослого пропадет.

© Instagram @moonlandbaby

5. Делим пространство на станции

Планируя детскую, условно разделите ее на станции и оцените, насколько ребенку будет удобно использовать «наполнение» каждой самостоятельно. К примеру, выдвинуть верхние ящики комода — сложная и небезопасная задача. А вот выкатные ящики прямо под стеллажом с игрушками — самое то. Зеркало — под его рост, а рядом — полочка с расческой и мелочами, которые помогут привести себя в порядок перед выходом из дома.

Не забудьте про уголок для чтения с подушкой для сидения или низким стульчиком и книжной полкой. Кстати, если рядом поставить детский столик, то получится пространство для творчества. Уже придумали, как в нем разместить пластилин, альбом и карандаши и другие мелочи?

При чем тут Монтессори? Это поможет ребенку проявлять свою самостоятельность. Ведь на самом деле ребенок может сделать без помощи взрослых намного больше, чем они думают.

© Instagram @montessori.bright, @soymontessorihomeschool

6. Плакаты, картины, фотографии

С высоты своего роста нам, взрослым, кажется странным вешать картинки и плакаты так близко к полу, и тем не менее. Подумайте, какая польза в алфавите с животными или забавных картинках, если рассмотреть их можно, только находясь на руках у мамы или высоко задрав голову?

При чем здесь Монтессори? Самостоятельно изучать то, что находится вне поля видимости, проблематично.

© Instagram @nickav25, @montialolatino, @gemmagold_

Возьмете на заметку эти принципы при обустройстве детской комнаты?

Читайте также:

Фото на анонс: Instagram @workingmontessorimom, @nayeli.tirado

Спальня ребенка в стиле Монтессори

Так как мы планируем скорый переезд и у сына впервые появится своя комната, я уже всю голову себе сломала, как правильно обустроить его пространство. Хочется, чтобы ему было там уютно и просторно.

Больше всего мне нравятся идеи Монтессори. От ее принципов, наверное, и будем отталкиваться.

1. Вся мебель рассчитана на маленького человека. Как не убеждает меня свекровь сделать в его спальне большой шкаф, чтобы туда складывать несезонную одежду и белье, я так поступить не могу. Это его комната и пространство. Поэтому вся мебель — под рост ребенка и только с его вещами! Скорее всего купим стенку в Икее.

2. Кровать — низкая. Иногда в детских Монтессори просто кладут матрац на пол, но я считаю, что кровать должна быть. Но мы отказались от ярусной кровати, хотя она и позволяет освободить место для игр. Возможно, потом если он сам попросит, купим двухэтажную. Пока выбор тоже упал на Икею по ее бюджетной цене, так как года через 3-4 все равно будеи менять дизайн и вкладывать большие деньги в это не вижу смысла.

3. Зона для чтения. У нас уже есть такая вот библиотека от Verbaudet (только голубая с машинками 🙂

Думаю рядом куплю еще на стену полочки для книг и коврик с подушками на пол, а также красивый торшер. Что-то в таком роде

4. Зона для творчества и игр.

Рядом с зоной чтения хочу купить небольшой столик с 2-мя стульчиками для игр. Сюда же попадает наш мольберт (сыну купил муж, но он пока особого восторга не проявляет, может не дорос? поэтому пока от него не избавляемся). Наш похож на такой

5. Стеллажи для игрушек.

По Монтессори это должно выглядеть так:

У меня есть 2 такие вот полочки с веселыми коробами из Alinéa, стоили они недорого и отслужили уже 3 года, поэтому скорее всего они с нами и переедут. Тем более цвета коробок (салатовый, красный и серый) будут отлично вписываться в цветовую гамму спальни. На фото не мои коробки, но принцип понятен

6. Зона для спорта: за / против? У Монтессори этого нет. Видимо ее дети ходили заниматься спортом на улицу 🙂 Я все еще не решаюсь заказать такую вот шведскую стенку в его комнату.

Муж категорически против: не место, мол, этому в комнате. Я пока еще сомневаюсь…

Может что-то пропустила, упустила? Буду благодарна подсказкам и опыту мам, которые уже оформили комнаты малышей!

Как реализовать методику Монтессори дома? – Жили-Были

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда  выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий,  а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время  игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА? ИГРЫ И СОВЕТЫ



ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЗРАСТАМ



РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2


Оклендская школа Монтессори

В школе Монтессори Окленда мы помогаем маленьким детям заложить прочный фундамент для успеха и творчества в разнообразном культурном сообществе.

Навыки для успеха

Сочетая текущие исследования потребностей детей в развитии и проверенные принципы Марии Монтессори, мы помогаем детям развивать новые навыки для успеха, которые им понадобятся в будущем: участие и лидерство, решение проблем, творческое мышление, настойчивость и сосредоточенность.

  • У наших детей всегда есть новаторские идеи о том, как решать проблемы, узнавать что-то новое и даже рисовать — и в школе Монтессори Окленда (OMS) мы уважаем и поддерживаем их творчество.
  • Мы предлагаем детям свободу выбора в определенных пределах — длительный период работы и многолетняя программа гарантируют, что каждый сможет попробовать все.
  • Важная работа для маленьких детей включает в себя драматические игры — отработку всех навыков, которые, как они видят, взрослые используют каждый день, — например, глажение, разговор по телефону и планирование дня рождения.
  • Мы призываем наших детей всегда быть открытыми для новых впечатлений.
  • Учителя служат примером для подражания, а дети учатся математике, чтению и решению проблем; они также учатся заботиться друг о друге, быть хорошими друзьями, учиться у детей старшего возраста и учить детей младшего возраста.

Креативность, уверенность, независимость и доверие

Наша среда OMS специально разработана и подготовлена ​​для развития творческих способностей, повышения уверенности и независимости и укрепления доверия.Мы помогаем нашим детям исследовать их разнообразный мир как в группе, так и в индивидуальном порядке.

  • Внутри и снаружи наши дети исследуют, открывают, учатся и играют.
  • Мы предлагаем мебель, кухонные принадлежности и диваны подходящего размера — вся наша среда спроектирована таким образом, чтобы она подходила детям.
  • Оклендская школа Монтессори имеет много места для внутреннего и внешнего: наши просторные комнаты дают каждому достаточно места для работы и исследований, а наш обширный двор обеспечивает часы творчества и исследования.
  • Во всех наших комнатах большие окна, пропускающие свет и позволяющие детям выглядывать наружу, с уютными уголками, где можно спокойно сидеть; наш просторный двор приветствует солнце в течение всего дня.
  • Мы делаем так, чтобы у детей была возможность делать все для себя: готовить закуски и подавать их, убирать за собой и друг за другом — в том числе

1,5- и 2-часовые онлайн-семинары Монтессори

Самый практичный и доступный Вы найдете онлайн-мастерские Монтессори.Эти короткие онлайн-семинары Монтессори покажут вам, как именно применять идеи Монтессори в вашем доме.

Теперь вы можете присоединиться к моим родительским семинарам, даже если вы не живете в Амстердаме, или у вас нет няни на ночь, или вы хотите, чтобы ваш партнер тоже присоединился. Выберите курс, который вам сейчас нужен больше всего, и начните прямо сегодня.

1. Введение в Монтессори

2-часовой онлайн-семинар
US $ 10
ПОДРОБНЕЕ

2. Применение подхода «Как говорить, чтобы дети слушали»

2-часовой онлайн-семинар
29 долларов США
ПОДРОБНЕЕ

3.Монтессори для малышей (от 1 до 3 лет)

2-часовой онлайн-семинар
29 долларов США
ПОДРОБНЕЕ

4. Монтессори для младенцев (от зачатия до первого года жизни)

2-часовой онлайн-семинар
29 долларов США
ПОДРОБНЕЕ

5. Мероприятия и наблюдения Монтессори

2-часовой онлайн-семинар
29 долларов США
ПОДРОБНЕЕ

6. Воспитание мирных братьев и сестер

2-часовой онлайн-семинар
29 долларов США
ПОДРОБНЕЕ

7.Воспитание двуязычных / многоязычных детей

29 долларов США
1,5-часовой записанный семинар с Эовин Крисфилд, экспертом по многоязычию
ПОДРОБНЕЕ

8. Туалеты по методу Монтессори

29 долларов США
2-часовой записанный семинар с Ферн ван Зил из «Независимого ребенка»
ПОДРОБНЕЕ

9. Монтессори для дошкольников (от 3 до 6 лет)

29 долларов США
2-часовой семинар с Жанной-Мари Пайнель из Voilà Montessori
ПОДРОБНЕЕ

10.Работа с малышами без силовой борьбы — НОВИНКА!

29 долларов США
2-часовой семинар с Николь Холтвлувер из Radicle Beginnings
ПОДРОБНЕЕ

11. Воспитание против предубеждений — НОВИНКА!

29 долларов США
2-часовой семинар с Бритт Хоторн и Тиффани Джуэлл
ПОДРОБНЕЕ

12. Монтессори и еда — НОВИНКА!

29 долларов США
2-часовой семинар с Сарой Мудри
ПОДРОБНЕЕ

13. Воспитание на одной странице — НОВИНКА!

29 долларов США
2-часовой семинар с Симон Дэвис и Ферн ван Зил
ПОДРОБНЕЕ


Каким курсом мне следовать?

1.Я совершенно не знаком с подходом Монтессори

Предлагаемый курс: Введение в Монтессори, 1,5-часовой онлайн-семинар + вопросы и ответы, 10 долларов США

Это место для начала, если вы хотите:
* общий обзор подхода Монтессори
* как он работает на практике и
* ответы на общие вопросы, например, будет ли он работать для вашего ребенок
* для любого возраста ребенок

2. Я хочу обустроить свой дом по методу Монтессори

Предлагаемый курс: Обустройство дома в стиле Монтессори, 4-недельный электронный курс, 79 долларов США

Что вы получите:
* идеи для каждой комнаты, чтобы убрать беспорядок в вашем доме и создать привлекательную среду для вашего ребенка
* получайте урок каждые несколько дней в течение четырех недель, чтобы помочь вам обустроить свой дом в стиле Монтессори
* уроки применимы к детям любого возраста от 0 до примерно 6 лет
* вы также можете присоединиться к группе Facebook, чтобы получить поддержку и отзывы других о вашем мест

3.Я хочу знать, как применять Монтессори с моим малышом

Предлагаемый курс: Монтессори для малышей. 2-часовой онлайн-семинар + вопросы и ответы, 29 9000 долларов США7

Это будет курс, которому нужно следовать:
* если вашему ребенку от 12 месяцев до 3 лет — не стесняйтесь следовать этому курсу раньше, чтобы подготовиться к годам дошкольного возраста
*, чтобы узнать, какой Монтессори На каждом этапе лучше всего подойдут занятия для вашего малыша
*, чтобы получить советы по обустройству дома для этой возрастной группы, и
* как добиться сотрудничества от вашего малыша

4.Я беременна, у меня есть новорожденный или ребенок до 6 месяцев

Предлагаемый курс: Монтессори для младенцев. 2-часовой онлайн-семинар + вопросы и ответы, 29 9000 долларов США7

Этот курс поможет вам:
* подготовиться к ребенку и обустроить его комнату в соответствии с его потребностями
* понять, что важно в первые 6 месяцев и чего ожидать в возрасте до 1 года
* как заложить прочную основу для общения и движения вашего ребенка
* мы также рассказываем о еде, сне и ритмах ребенка

5.Мой ребенок не слушает меня, и / или мне трудно быть спокойным родителем

Предлагаемый курс: применение подхода «Как говорить, чтобы дети слушали». 2-часовой онлайн-семинар + вопросы и ответы, 29 9000 долларов США7

Вы узнаете:
* как именно я налаживаю сотрудничество с детьми в моем классе и как вы можете применять это дома
* как понять, что происходит с вашим ребенком, и как реагировать на положительный путь
* альтернативы тайм-ауту и ​​наказанию, которые мы используем в подходе Монтессори
* как справляться с истериками вашего ребенка
* для маленьких детей примерно до 6 лет — никогда не рано начинать при таком подходе чем раньше вы начнете, тем лучше

6.Мои дети все время дерутся

Предлагаемый курс: воспитание мирных братьев и сестер, 2-часовой онлайн-семинар + вопросы и ответы, 29 долларов США

Я подготовил этот курс для родителей, которым трудно применять принципы на практике более чем с одним ребенком. Мы рассмотрим:
* как бороться с вашими детьми, ссорящимися более мирно
* избегая соперничества между братьями и сестрами
* советы по подготовке к новому брату или сестре
* и многое другое …

Если у вас есть вопросы о том, каким курсом следовать, вы всегда можете связаться со мной.Я регулярно проверяю свою электронную почту и свяжусь с вами при первой возможности.

Smiths Children Монтессори — Детский сад Кембридж

Добро пожаловать в Smiths Children Montessori
Церковь Святого Луки, Victoria Road, Кембридж, CB4 3DZ

Открытое утро

12 сентября, 10.00-12.30

Smith’s Дети Монтессори — это независимый детский сад в Кембридже, Англия, который предлагает метод обучения и философию Монтессори детям в возрасте от 6 месяцев до 5 лет.


Монтессори Smith’s Children находится недалеко от Виктория-роуд, в нескольких минутах ходьбы или езды на велосипеде от центра города и занимает просторный холл на первом этаже внутри церкви. Ясли находится в стороне от дороги и окружена большим садом, к которому дети ходят в течение всего дня. Есть частная парковка для высадки и сбора, парковка для велосипедов и доступ для инвалидов.

Smith’s Children предоставляет детям счастливую, заботливую и безопасную среду для совместного развития и обучения.У нас есть 3 специальных классных комнаты, которые включают: Нидо, детская община и детский дом. Сообщество каждого класса ориентировано на поддержку каждого ребенка в его конкретном возрасте или темпе развития. Мы предлагаем подготовленную среду Монтессори под руководством учителей AMI Montessori. Обеспечение стабильности, свободы обучения посредством самостоятельной деятельности, независимости, ведущей к уверенности, повышенной самооценке и сильной привязанности к сверстникам и взрослым. Наш идеал — это «Воспитание прекрасных умов».Поддержка детей от рождения до пяти лет в течение их «чувствительных периодов» , включая период поглощающего разума . «Мы продвигаем и поддерживаем разнообразное ясли-сообщество, состоящее из представителей многих культур и религий».

Дневной уход Кембридж, Дневной ясли Кембридж, Дневные ясли Кембридж, Дневной уход Кембридж, Детский сад Кембридж, Детские помещения Кембридж, Детский сад Кембридж, Детский сад Кембридж, Школа Монтессори Кембридж, Ранняя карьера Кембридж, Ранний детский сад Кембридж, Детский сад Кембридж , Доступный детский сад в Кембридже, Доступный детский сад в Кембридже, Доступный детский сад в Кембридже, Ранний детский сад в Кембридже, Ранний детский сад в Кембридже, Ранний детский сад в Кембридже, Ранний детский сад в Кембридже, Раннее финансирование Кембриджа, Детский детский сад Smiths в Кембридже, Детский детский сад Smiths в Кембридже, Подача заявки на a Nursery Place Smiths Children, Детский ясли, Дошкольный уход за детьми, Выдающийся детский сад Ofsted, Выдающийся детский сад в Кембридже, Аккредитованный детский сад в Кембридже, Детский сад в Кембридже, Детский сад Англиканской церкви, Детский сад в Кембридже, Лучшие детские сады Кембриджа, Лучший детский сад в Кембридже, Лучший Детские сады Кембриджа, Ясли рядом со мной Кембридж, Ясли рядом со мной Гертон, Ясли рядом со мной Трампингтон, Ясли рядом со мной Милтон, Ясли рядом со мной Честертон, Ясли Кембриджа рядом со мной, Уход за детьми рядом со мной Кембридж, Уход за детьми в Кембридже рядом со мной, Ясли рядом со мной Кембридж, Детский сад в Кембридже рядом со мной, Детские сады рядом со мной Кембридж, детские сады Кембриджа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *