Ажурные наличники: деревянные и пластиковые варианты на окна, конструкции из дерева с резьбой своими руками, нарезная оконная продукция

Наличники Талдома — Наличники России — ЖЖ

Наличники Талдома[сент. 15, 2013|08:22 am]

Наличники России

Совершенно случайно на прошлой неделе мы оказались в Талдоме (Московская обл.). И уже совершенно не случайно, в поисках наличников, прошли через его восточную часть.
Кое-что нашли.
Фотография первого наличника сделана со стороны ул. … ПМК.

Оформление фриза

Боковая сторона дома. Подобные вентиляционные окошки я раньше не встречала. Мне кажется, они расположены выше подвала

Все остальные дома находятся на ул. Полевая от конца и до Автовокзала.
Дом №50. Выше карниза раньше было ещё что-то

Дом № 48.

Фриз. Под шифером видно первоначальное покрытие — дранка. Такую крышу мне довелось увидеть вблизи Галича (с. Шокша). Эта особенность говорит о почтенном возрасте дома.

Детали

Дом №46 Ажурные наличники сильно разрушены


Оформление фронтона

Следующий дом


Светлица на этом доме

Дом №38


Дом №38А.


Дом №55


Дом №32

Следующий дом. Наличники скрыты за деревьями

Украшения фриза

Дом №51


Дом №30

Дом № 47

Дрм №43


Наличники и светлица этого дома — с кистями

Ещё дом

Светлица. Наличники здесь без украшений

Следующий дом

Детали украшения подзора

Дом №12


Этот дом был в густых зарослях

Следующий дом

Резьба на фризе

Ещё один дом в зарослях

Светлица следующего дома

Розовый дом


Этот современный наличник вряд ли продержится 100 лет. Каким образом крепятся старинные наличники? Гвоздей почти никогда не видно

Последний дом на улице

Изучая карту Талдома, я для себя открыла опцию «Панорамы».

С её помощью можно, не выходя из дома, проехать по улицам Талдома и посмотреть по сторонам.


Comments:
From: fringilla_pinso
2013-09-15 07:38 am

Спасибо за прогулку

From: prostomutter
2013-09-15 08:11 am

И Вам спасибо за внимание:)

From: tradtextil
2013-09-15 07:39 am

Пожалуйста, ставьте метки на Ваших сообщениях!

From: prostomutter
2013-09-15 08:13 am

У вас есть метки? А как их можно посмотреть? Сейчас расставлю.

From: tradtextil
2013-09-15 08:34 am

Меток у нас мно-о-о-ого, хотя иногда хочется больше — увы, в LJ есть лимит…
На Ваши предыдущие сообщения я уже поставила метки, но надо же когда-то переходить на твёрдую пищу 🙂

Жмите на значок, на который указывает розовая стрелка — откроются доступные метки:

Edited at 2013-09-15 08:35 (UTC)

From: prostomutter
2013-09-15 10:20 am

Спасибо, посмотрела. Тогда ещё один вопрос: а как по этим тэгам пройти?

From: tradtextil
2013-09-15 10:45 am

игла в шкатулке, шкатулка — у утки в желудке.

..

Если Вы хотите посмотреть, какие есть материалы в сообществе по тем или иным меткам, то легко можно зайти в метки через наш профиль (user info). В профиле кликабельный список меток есть аж в двух местах. В частности, указана прямая ссылка на оный:
http://nalichnik-ru.livejournal.com/tag/
Если по каким-то причинам трудно найти профиль, то можно найти его в верхнем посте — я посчитала конструктивным его там продублировать для гостей Живого Журнала, которым сразу трудно разобраться в его архитектуре. Но вот беда, мои понятия о конструктивности вдребезги разбились о голый и неоспоримый факт — граждане не читают не только профили, но и верхние посты :(((
Это если я правильно поняла Ваш вопрос. Если неправильно — объясните поподробней, что Вы хотели спросить…

Edited at 2013-09-15 10:47 (UTC)

From: prostomutter
2013-09-15 05:10 pm

Спасибо за развёрнутый ответ, нашла.

From: tradtextil
2013-09-15 07:45 am
From: prostomutter
2013-09-15 08:10 am

Заросли с тех пор продвинулись! Хорошо, что кто-то успел сделать приличное фото!

From: tradtextil
2013-09-15 08:19 am

Вы мне льстите!

Это мои фотографии и материал, соотвественно,тоже мой.
Да как раз фотографии я тогда делала хуже, чем сейчас. Светёлки оказывались там-сям срезаны. Фризы вообще могла не снять отдельно! К тому же это было 28 декабря, и было пасмурно 🙁 Это была одна из первых моих поездок за наличниками и снимала я очень нервно. За мной на одной из улиц следовал гражданин в камуфляже с собакой, который в конце улицы и устроил мне классическую сцену «местный-чужой». Я тогда к этому ещё не была привычная (хотя привыкнуть невозможно). Требовал паспорт показать, грубости всякие, параноидальные подозрения во всех смертных грехах, ну и всё такое прочее, что по этому сценарию полагается. Когда разговор дошёл до паспорта, я пришла в себя и твёрдо ему заявила, что паспорт готова показать, но только работникам милиции! Почувствовав решительный отпор, монстр наконец отстал…

Edited at 2013-09-15 08:55 (UTC)

From: tradtextil
2013-09-15 07:49 am

«»Оформление чердачного окна
http://ic.pics.livejournal.com/prostomutter/33172938/185095/185095_original.jpg
————————-
Скорее не окна, а фронтона.
Хотела бы я знать, как лучше называть такие штуки, они частно встречаются. Как правило на домах 1960-х годов постройки (или около того). Как бы «утопленные» фигурные вырезы во фронтоне. Если встретите где и какие термины для этого уже существуют, — дайте знать, пожалуйста.

Edited at 2013-09-15 08:11 (UTC)

From: prostomutter
2013-09-16 09:49 am

Если случайно узнаю — сообщу.

From: tradtextil
2013-09-15 08:09 am

«»Подзор. Под шифером видно первоначальное покрытие — дранка. http://ic.pics.livejournal.com/prostomutter/33172938/184256/184256_original.jpg

«»Резьба на подзоре
http://ic.pics.livejournal.com/prostomutter/33172938/196159/196159_original. jpg
———————-
Это не подзоры — это фризы.

From: prostomutter
2013-09-15 08:22 am

Спасибо, исправляю!

From: tradtextil
2013-09-15 08:42 am

лабиринты терминологии

Осторожничаю: я-то не специалист по архитектурным терминам, но ни разу за семь лет никто не поправил, откуда заключаю, что так и есть 🙂
Да и по картинкам в словарях как-будто так.
Подзоров, боюсь, в архитектурных энциклопедиях нет. Но зато они у нас в русской деревянной архитектуре есть!
В данный момент хочу разобраться в субординации антаблементов, архитравов и прочей сопутствующей дребедени. Авось и до этого дойдём 🙂

From: tradtextil
2013-09-15 08:51 am

«»Подзор. Под шифером видно первоначальное покрытие — дранка. Такую крышу мне довелось увидеть вблизи Галича (с. Шокша). Эта особенность говорит о почтенном возрасте дома.
http://ic.pics.livejournal.com/prostomutter/33172938/184256/184256_original.jpg
————————————-
Этот наличник я снимала :
http://nalichnik-ru.livejournal.com/109335.html
Потом в другую поездку как-то даже разговаривала с хозяином и ещё раз сняла (в архивах). Наличники сделаны в 1950-х — это слова хозяина. Предположу, что и дом относится к тому же времени, как и соседние дома на той же улице — типичные домики-крошечки в три окошечка. Хотя датировать дом всегда — дело неблагодарное. Иногда на старый сруб всего нового навесят — не узнаешь. Но что-то говорит мне, что и дом, скорее всего относится к 1950-м — именно по совокупности его собственных признаков, соседства и собственно места, на котором он находится.

Edited at 2013-09-15 09:51 (UTC)

From: prostomutter
2013-09-16 09:48 am

Следующим у Вас там идёт дом 46, который и у меня №46. За пять лет состояние его наличников не ухудшилось.
В следующий раз буду изучать тэги, чтобы не дублировать. Или стоит снимать всё подряд?

From: tradtextil
2013-09-16 11:19 am

про «дубли»

У нас в правилах оформления сообщений есть рекомендация не ставить «дубль» на обложку сообщения, это да.
Есть рекомендация давать ссылку на предыдущие появления наличника в сообществе. Не всегда, правда, граждане это делают, но это, наверное, не так уж фатально, хотя желательно — экспонаты как-то связываются между собой, объект предстаёт более объёмно.
Но «дубль» не всегда только дубль. Новый наличникоед может снять какие-то детали, которые не снял, плохо снял или вовсе не заметил предыдущий наличникоед, побывавший на том же месте. Что далеко ходить — вот я не сняла резные элементы фриза вишнёвого дома, а светёлку срезала — у меня тогда совсем опыта не было.
К тому же, если из репортажа редакторскими ножницами вырезать «дубли», репортаж потеряет в цельности. Так что этого делать не надо. И выкладывать всё как снимали на местности. И на местности надо снимать так, как будто мы там первопроходцами идём, без оглядки на то, что кто-то это уже снимал.

From: prostomutter
2013-09-16 11:21 am

Ок, спасибо!

From: tradtextil
2013-09-15 09:50 am

«»Украшения фриза
http://ic.pics.livejournal.com/prostomutter/33172938/188177/188177_original.jpg
——————-
А вот здесь точно не подкопаешься:)
Подзор в данном случае действительно является украшением «суперпустого» фриза!

Наличники на окна — старинное искусство и современные тенденции

20:52:34 - 30. 12.2022

Деревянные наличники на окна, как и прочие погонажные изделия, применяются для маскировки швов, стыков и различных неровностей. Являясь привычными элементами декора, они помогают отделке приобрести привлекательный и законченный внешний вид. Кроме того, закрывая собой мельчайшие щели, они защищают дом от сквозняков, проникновения шума и пыли.

Трудно представить себе уютное жилье без оконных и дверных наличников. Неизвестно точно, когда эти изделия были применены впервые. По крайней мере, слово «окно» можно встретить в русских летописях XI века. Заполнение оконного проема слюдой или стеклом требовало рамочной конструкции, а места стыков рамы и стены закрывались снаружи и внутри прародителями современных наличников — досками-накладками.

Русские резные наличники

Многие старинные деревянные дома нашей страны могут похвастаться искусно выполненными резными наличниками на окнах. Еще совсем недавно они были исчезающей частью культуры России, но сегодня интерес к ним возвращается. Кто-то однажды сделал красивое сравнение, уподобив оконные наличники из дерева ресничкам на глазах дома.

Старинные узоры – не абстрактные завитушки. С древних времен люди вырезали из доступной древесины особые знаки – обереги, и располагали их в тех местах, где нечистая сила могла проникнуть в дом: над дверью и окошками. Со временем символы усложнялись, превращаясь в причудливые орнаменты, изменялась и технология нанесения рисунков и узоров.

К сожалению, значение большинства символов со временем было утрачено. До нас дошли только крупицы былых знаний и верований. Так, часто мастера изображали солнце – это и главное древнее божество, и знак самой жизни и мироздания. Не редко на резных наличниках можно разглядеть змею, ассоциируемую с обновлением, птицу – хранительницу времени, крест, вертикальная линия которого обозначала духовность, а горизонтальная – материальные блага.

Жители различных областей использовали разные техники резьбы по дереву, и чем дальше территориально располагались селения, тем сильнее отличались друг от друга готовые изделия.

Различают глухую и сквозную резьбу. Наличники с плосковыемчатой, рельефной или скульптурной глухой резьбой выглядят очень основательными, сложными, тяжеловесными. Более простая в исполнении прорезная или пропильная сквозная резьба встречается намного чаще, ажурные наличники получаются красивыми, легкими, кружевными.


Современные наличники

И сегодня можно встретить настоящих умельцев, которые изготавливают сложные резные наличники на окна, украшающие фасады деревянных домов и срубов, а также внутреннее убранство помещений. Стоимость изделий ручной работы достаточно высока, и, конечно, их нельзя назвать часто встречающимися.

Очень интересен процесс изготовления резных наличников собственными руками. Сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Домашнему мастеру, заинтересовавшемуся старинным народным искусством и вооружившемуся простыми инструментами, по силам эта задача. Начните с эскиза, и дело пойдет!

Тем же, кто предпочитает готовые варианты, магазины Москвы и других городов России предлагают следующие типы наличников:

  • Деревянные.
    Самые популярные изделия, имеющие гладкую отшлифованную поверхность. Различаются между собой шириной, толщиной, породой древесины. Деревянные наличники на окна могут использоваться как снаружи, так и внутри помещений. Прочность, натуральность, невысокая стоимость планок позволяют назвать их идеальным вариантом для отделки;
  • Пластиковые.
    Изделия из полиуретана легко гнутся, просто устанавливаются и долго служат, наличники из ПВХ радуют разнообразием цветов и форм, а также низкой ценой. За пластиковыми панелями просто ухаживать, однако внешний вид синтетического материала нравится далеко не всем;
  • МДФ.
    Ламинированные наличники на окна подходят только для внутреннего применения, снаружи они быстро придут в негодность. Тем, кого отталкивает пластик, может понравиться данный вариант, так как МДФ-планки неплохо имитируют натуральную древесину, а еще камень, керамику и все, что угодно;
  • Металлические.
    Недорогие, при этом прочные и долговечные. Можно купить легкие и красивые резные изделия, которые неплохо подойдут к образу деревянного дома. Требуют защиты от коррозии – грунтования и окраски;
  • Пенопластовые.
    Не удивляйтесь, изделия из плотного пенопласта используются в местах с высокой сейсмической активностью, например. Они легко окрашиваются в любой цвет и выглядят весьма достойно.

В компании «Кубович» Вы можете заказать деревянные наличники на окна, изготовленные из хвойных пород древесины – сосны, ели. Гладкие планки из натурального материала отвечают требованиям сегодняшнего дня, придавая Вашему интерьеру лаконичный вид.

Другие материалы

Быть ближе к природе: дом из бруса

Вагонка класса «A» — делаем выбор правильно

Внешняя отделка дома блок-хаусом

Имитация бруса — благородный отделочный пиломатериал!

Раскладка из дерева: маленькая, но важная деталь

Что такое шпон?

211 Boarded Window Shutter Стоковые фото, картинки и изображения

Старый синий деревянный забор ставня решетка текстуры и фон бесшовныйPREMIUM

Деревянная стена с подвесным декоромPREMIUM

Красочные окрашенные и выветренные старые деревянные оконные ставни заброшенных хижин, запертых железным стержнемPREMIUM

Facade and старая дверь заколочена деревянными досками. заколоченная деревянная дверь в старом заброшенном доме. карибская конструкция.PREMIUM

Старое разбитое окно с деревянными ставнямиPREMIUM

Окно заброшенного деревянного дома с ажурными наличниками. ПРЕМИУМ

Старая покосившаяся деревянная изба с заколоченными окнами. кругом сухая трава и деревья. дом разваливается от старости, доски потемнели.ПРЕМИУМ

Старое деревянное ветхое окно с закрытыми ставнями заколочено на старом доме. оконные ставни заброшенных хижин, запертые железной решеткойPREMIUM

Красочные окрашенные и обветренные старые деревянные оконные ставни заброшенных хижин, запертые железной решеткой.PREMIUM

Симметричный фасад заброшенного, ветхого дома с 3 окнами со ставнями.PREMIUM

Старый белый деревянный забор. дом.ПРЕМИУМ

Фасад заброшенного, ветхого дома с 4-мя заколоченными окнами, ставнями, досками и теченьем в качестве защиты от падения плитки и других деталейПРЕМИУМ

Разбитая заколоченная ставня старого дома. черно-белый.ПРЕМИУМ

Разноцветные окрашенные и обветренные старые деревянные оконные ставни заброшенных хижин, запертые железной решеткой.

Панорама старого белого деревянного забора с решетчатой ​​текстурой и бесшовным фономPREMIUM

Старый дом со сломанными и заколоченными ставнями и треугольными перемычками над деревянной дверью и обоими фланговыми окнами в гранжевой поврежденной стенеPREMIUM

Каменная стена и синяя оконная ставня. традиционный дом.PREMIUM

Закрытые состаренные деревянные оконные ставниPREMIUM

Стена из деревянных досок с подвесным декоромPREMIUM

Каменная стена и синяя оконная ставня. традиционный дом.PREMIUM

Панорама старого синего деревянного забора, решетчатая текстура и бесшовный фон.PREMIUM

Закрытые старые деревянные двери и окна с деревянными ставнями в заброшенном здании.0003

Деревянные оконные ставни в историческом здании. ПРЕМИУМ

Старый зеленый деревянный забор, ставня, решетка, текстура и фон бесшовные. ПРЕМИУМ

Деревянные оконные ставни, в историческом здании. цветы и скамьяPREMIUM

Деревянные ставни в историческом здании.PREMIUM

Деревянные ставни в историческом здании.PREMIUM

Каменная стена и синяя ставня. традиционный дом.ПРЕМИУМ

Обветренный деревянный фасад старого загородного домаPREMIUM

Старое деревянное окно, заколоченное фанерой, на деревянной стене. простой способ починить окна бедного дома. ПРЕМИУМ

Старое деревянное окно, заколоченное треснувшей фанерой, на бетонной стене. старые старые крытые треснутые деревянные оконные ставни. простой способ отремонтировать окна бедного дома. фон обрушения фанеры. ПРЕМИУМ

Три деревянных заколоченных окна в старом деревянном доме. фото высокого качестваПРЕМИУМ

Деревянные ставни в старом здании. текстура.ПРЕМИУМ

Деревянные оконные ставни в старом здании. текстура.ПРЕМИУМ

Деревянные оконные ставни в старом здании. текстура.ПРЕМИУМ

Деревянные оконные ставни в старом здании. текстура.PREMIUM

Заколоченные красным кирпичом окна старого и разбитого здания.PREMIUM

Старый деревянный деревенский разрушенный заброшенный дом с заколоченными окнами в яркий летний солнечный день. крупный план. декорацииПРЕМИУМ

Старое деревянное окно, заколоченное треснувшей фанерой, на бетонной стене. старые старые крытые треснутые деревянные оконные ставни. простой способ отремонтировать окна бедного дома. фон обрушения фанеры.PREMIUM

Обветренный деревянный фасад старого загородного домаPREMIUM

Два окна старого деревянного дома в деревне. старые деревянные рамы, облупившаяся краска.PREMIUM

Заколоченные окна старого деревянного домаPREMIUM

Деревянное заколоченное окно. структура темного цвета, создающая плохое настроение и меланхолию. параллельные линии проходят горизонтально через всю стену.ПРЕМИУМ

Деревянное окно, заколоченное деревянными панелями в старом фермерском доме или старинном доме с грубой каменной стеной. винтажная, деревенская, старомодная рама и ставни на историческом деревенском здании. старинная архитектура структура backgroundPREMIUM

Два заколоченных окна в старом деревянном доме. фото высокого качестваPREMIUM

Закрытые старые внешние деревянные оконные ставни в деревенской каменной стене испанияPREMIUM

Сайдинг жалюзи металлические красные жалюзи фоновая текстура.PREMIUM

Текстура старого деревянного окна, натуральный абстрактный узор фонаPREMIUM

Старая покосившаяся деревянная изба с заколоченными окнами. кругом сухая трава и деревья. дом от старости разваливается, доски потемнели. перевернутая лодка лежит на поляне. PREMIUM

Каменная стена и синяя оконная ставня. традиционный дом. PREMIUM

Каменная стена и синие ставни. традиционный дом. ПРЕМИУМ

Оренбург, россия — 29 августа 2021 г.: старый заброшенный дом с закрытыми ставнями и листами объявлений на заколоченном окне. улица Комсомольская 72ПРЕМИУМ

Стена дома, увитая плющом, с окнами с открытыми ставнями на мощеной улице, спускающейся по склону холма, Золотурн, ШвейцарияPREMIUM

Старый фермерский дом с деревянным окном и желтыми цветами. красивое заколоченное старинное окно в резной деревянной раме.ПРЕМИУМ

Старое деревянное заколоченное окно в каменном доме. хорватияПРЕМИУМ

Разноцветные окрашенные и обветренные старые деревянные оконные ставни заброшенных хижин, запертые железной решеткой.PREMIUM

Ржавая металлическая дверь и закрытые оконные ставни на фасаде заброшенного здания.PREMIUM

Заколоченное окно на старой кирпичной стене днемPREMIUM

Сайдинг жалюзи деревянные жалюзи фон текстура.PREMIUM

Заколоченное окно заброшенного домаPREMIUM

Панорама старого белого деревянного забора жалюзи решетка текстура и фон бесшовныеPREMIUM

Европейская уличная сцена со старым зданием, плющом и мощеной улицей. ПРЕМИУМ

Заброшенная гранжевая треснувшая кирпичная стена с заколоченными окнами. ПРЕМИУМ

Заброшенное гранжевое здание с заколоченными окнами. фасад.PREMIUM

Старое заколоченное окно в желтом домеPREMIUM

Черный древний рушащийся заброшенный дом с потрескавшимися рушащимися стенами, крошащимся открытым кирпичом и закрытыми ставнями на окнахPREMIUM

Деревянный одноэтажный сельский дом у леса зимойPREMIUM

Вид с улицы на фасад старого заброшенного магазина с ветхими заколоченными окнами, закрывающими витрину, и закрытыми стальными ставнямиPREMIUM

Заброшенное гранжевое здание с заколоченными окнами. PREMIUM

Фрагмент заброшенного дома с поврежденным фасадом, со старой оконной рамой из песчаника и деревянными ставнями вместо оконPREMIUM

Белое деревянное окно на винтажной деревянной стене.PREMIUM

Заброшенная гранжевая потрескавшаяся штукатурная стена с заколоченными окнами. отражение здания в уличном зеркале. ПРЕМИУМ

Традиционные дома с зеленой дощатой стеной и красной черепичной крышей в небольшой исторической рыбацкой деревушке Маркен в нидерландах. Вход в дом через две деревянные двериPREMIUM

Старое заколоченное окно в бетонной стене, покрытое ржавчиной, закрытое сломанными деревянными рейками в ветхом заброшенном зданииPREMIUM

Приятный взгляд на окно в старинном замке в альпийской деревнеPREMIUM

Рабочий, заколотивший окно дома защитным щитом из дерева, от воров, при переезде на другой адресPREMIUM

Приятный взгляд на окно в коттедж в альпийской деревнеPREMIUM

Деревянные оконные ставни в историческом здании. PREMIUM

Два старых окна со сломанной стелой, заколоченной деревянной фанерой и металлом на коричневой бетонной стене заброшенного домаPREMIUM

Дощатые ставни на стене старого кирпичного дома. ПРЕМИУМ

Традиционные дома с зеленой дощатой стеной и красной черепичной крышей в небольшой исторической рыбацкой деревушке Маркен в Нидерландах. ПРЕМИУМ

Старые разбитые окна на кирпичной стене заброшенного дома.

Старое деревянное окно, синее на желтой деревянной стене.PREMIUM

Панорама старого зеленого деревянного забора, ставни, решетка, текстура и бесшовный фон.0003

Гараж в старом городе англииPREMIUM

Маленькое окно.PREMIUM

Традиционные дома с зеленой дощатой стеной и красной черепичной крышей в небольшой исторической рыбацкой деревушке Маркен в нидерландахPREMIUM

Технология вышивки «белым по белому» село Решетиловка Решетиловского района Полтавской области

Белое на белом

На берегу живописной реки Ховтва, в Полтавской области, расположен город Решетиловка — один из самых известных современных центров народных промыслов Украины, расцвет которого пришелся на XIX век.

Праздник «Решетиловская весна», 2016 г.

reshetylivka.com.ua

Там зародилась традиция вышивать белыми нитками по белой ткани, известная как технология вышивки «белым по белому», или «бил». Ученые считают, что название Решетиловки происходит от поговорки «продырявить ткань». Этот процесс заключается в маскировке стыков при соединении двух частей ткани с отверстиями, сделанными в ткани (вытяжка). Вышивка бил существует столько же, сколько существует ткань и полотняное переплетение.

Один из самых ранних образцов орнамента белой мережкой в ​​сочетании с дырочками и прошивкой можно увидеть в черниговском рушнике 1746 года. Сегодня этот рушник хранится в Черниговском историко-краеведческом музее. Со временем эта оригинальная вышивка распространилась по всем этнографическим регионам Украины и стала визитной карточкой Полтавы и брендом украинской культуры. Белая вышивка рассчитана как на восприятие издалека, так и на более длительное близкое рассмотрение.

В этом раскрывается все богатство и красота узоров, точность исполнения.



Секреты решетиловских вышивальщиц

Вышитые изделия Н.Ипатия на выставке в музее Ивана Гончара в Киеве

Музей Ивана Гончара

Фрагмент женской блузки работы мастерицы Ларисы Пилюгиной.

Пилюгина Ольга

Традиционно «бил» использовали для вышивания полотенец, а также праздничных, свадебных мужских и женских сорочек. Их и сегодня изготавливают из тонких прозрачных тканей — льна, вуали, батиста, шелка.

Особенностью решетиловской вышивки является сочетание цветочных и геометрических узоров – «барвинок», «хмель», «морока», «курячий бридж», «зозулька», самые любимые – «ветка» и «дерево». Геометрический орнамент состоит из простейших фигур: косого и прямого креста, квадрата, ромба, треугольника и звездчатых мотивов. Особенностью является одновременное сочетание пяти-семи приемов: «лышва» разных видов, «меречка», «прорезь», «прокалывание» и, особенно, ювелирных приемов «соловьиные глаза» и «выход зерна», что обогащает художественные средства. выразительности орнаментальных композиций, поэтому она напоминает миниатюру, что делает ее узнаваемой среди других вышивок Украины.0003

Для контраста мастера добавляют небеленую пряжу или пряжу, окрашенную в пепельный цвет. Эта вышивка создает горельефный узор с черно-белой лепкой. В зависимости от направления света рисунок по-разному отражает и поглощает свет, создавая его богатую игру.

«Эту традицию мы передаем с незапамятных времен, наши мамы умели вышивать, а наши дети научились у нас.»
(вышивальщица Н. Ипатий)

Вышиванки решетиловской мастерицы Надежды Вакуленко

Лев_игра

Вышивальщица Лариса Пилюгина

Ольга Пилюгина

В конце XIX века Решетиловка официально стала одним из центров народного ткачества, ковроткачества и вышивки в Украине. В 1905 году Губернатор и Совет основали артель по вышивке и гобелену – Решетиловский ткацкий учебно-показательный пункт, на базе которого в 1922 году были образованы художественно-промышленная артель «Троянда» (англ. — цветок розы) и вышивальная мастерская. Начиная с 1926 – здесь функционировал кооператив имени Клары Цеткин.

Одна из старейших решетиловских вышивальщиц Фросина Ребрик известна тем, что в 1930-1940-х годах передала решетиловский рушник Максиму Горькому, Иосифу Сталину и Никите Хрущеву. С 1960 года работала фабрика художественных изделий со своей школой мастеров. Сегодня носителями техники вышивки белым по белому являются мастера и педагоги Решетиловского художественного профтехучилища, вышивальщицы частной мастерской «Соломия», педагоги Решетиловской детской школы искусств и Решетиловской гимназии им. И. Олейника.

В городе около десяти частных мастерских. Современные вышивальщицы Надежда Вакуленко, Лариса Пилюхина и Нина Ипатий утверждают, что вышивать белыми нитками по белой ткани очень сложно, особенно для глаз, потому что орнамент никогда не наносится сразу на ткань.

Сначала мастер рисует «картину» на бумаге, а потом, путем сложного расчета, переносит картинку на холст. Такая кропотливая работа занимает от двух до шести месяцев, чтобы сшить один предмет одежды.

Секреты ремесла

Освоение традиционных техник белой вышивки  это трудоемкий, хлопотный процесс, поэтому секреты ремесла познаются с раннего возраста. Классическая техника вышивки гладью – «гладь» или «наличник», как ее называют в Решетиловке. Наличник требует точного расчета нитей. Ошибка в одном потоке нарушает целостность шаблона в целом. Узор вышивается одинарным наличником, но часто сочетается с ажурными техниками. Наличники помогают создавать типичные для вышивки геометризированные растительные мотивы.

Каждый элемент изготавливается самостоятельно, что позволяет мастерицам использовать отдельные мотивы для выполнения разнообразных композиционных узоров, особенно при вышивке рукавов женских сорочек — иногда с несколькими рядами цветочного орнамента, иногда с комбинированием и разбросом определенных мотивов. Эта техника позволяет получить только геометрические узоры. Существует также множество техник работы с вытянутыми нитками для украшения. Приемы включают и напоминают «столбик», «гречка», «овсянка», «луг», «гердан», «жезл с покрытием», «чесница (десятая часть пряди) сетка», «сетка без чесницы», «ришелье». Орнаментальные композиции из сетки встречаются как геометрические, так и растительно-геометризированные.

  • Растительно-геометрические мотивы
  • Плетение
  • «Ришелье»

Растительно-геометрические мотивы работы «Ниточки» характеризуются извилистой ветвью с листьями и цветами. Мережка — один из интересных способов декорирования ткани. Создает художественный контраст ажурных узоров с вышивкой канвой и рельефной гладью.

Другой распространенной техникой является ткачество. Игольное плетение подразумевает 1, 3, 5, а то и больше квадратных отверстий. Выкройка плотно обшивается нитками, затем вырезается середина, которая образует на полотне четкие ажурные квадраты. Эта методика существует как самостоятельная, но часто комбинируется с другими.

При вышивании белой или одноцветной вышивкой образуется горельефный узор с эффектом светотени. Независимо от того, была ли нить вышивания уложена горизонтально или вертикально, рисунок отражает и поглощает свет по-разному. Решетиловская белильная вышивка – вид художественного приема, связанный с красотой морозных узоров.

В Решетиловке очень распространена старинная техника «ришелье». Им украшали полотенца и различные изделия. Этот метод принадлежит к группе методов прозрачных счетных стержней, т.е. сетей. Но отличие ришелье от «ришелье» в том, что в ришелье нити ткани протягиваются только в одном направлении, т.е. горизонтально или вертикально, а в «ришелье» — в обоих направлениях.



Решетиловка путешествует вокруг света

Копия рубашки Софи Лорен из Решетиловского краеведческого музея.

energolife.info

Еще в 1920-х годах город получил мировую известность благодаря выставкам украинского искусства в Мюнхене, Париже, Марселе и Брюсселе. Интересно, что однажды писательница и этнограф Елена Пчилка должна была представить на конкурс в Париже вышивку в технике «биль», выполненную мастерами Решетиловской фабрики. Когда люди не поверили, что это дело рук человеческих, О. Пчилка привел резчиков, что просто поразило жюри.

Решетиловские мастера в 1969 году изготовили платье в технике «белое по белому» для всемирно известной итальянской актрисы Софи Лорен для фильма «Подсолнухи» (1970). Местом съемок фильма было выбрано село Черный Яр под Диканькой Полтавской области. Затем актриса продемонстрировала это платье на подиуме в Риме. Сейчас копия рубашки Софи Лорен хранится в Решетиловском музее.

С 1992 года проводится ежегодный областной фестиваль «Решетиловская весна», в ходе которого мастера-вышивальщицы делятся своим мастерством с молодежью и любителями. Постоянные участники зарубежных, международных, национальных выставок, конкурсов, симпозиумов, фестивалей и ярмарок («Барвиста Украина», «Зримая песня Украины» в Одессе, «Международный туристический салон», Международный «Мастер-фестиваль» в Сеуле). , Корея, «Неделя культуры в Туркменистане», «Неделя культуры в Венгрии», «Ягеллонская художественная ярмарка» в Люблине, Польша, «Дни Украины в Лондоне», «Семейные выставки в Посольстве Украины в Париже (Франция), София (Болгария), Международный фестиваль народного творчества в Турции, Международный фестиваль народного творчества «Родослав» г. Ивано-Франковск, Международный фестиваль «Этностиль» г. Киев (Мистецький Арсенал)

Тем не менее, помимо славы Решетиловки, существует острая проблема молодых мастеров. Поэтому в феврале 2018 года технология вышивки «белым по белому» села Решетиловка Решетиловского района Полтавской области включена в национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины, что предусматривает проведение мероприятий по ее охране Решетиловский художественный профессиональный лицей.


Проверьте свои знания!

Мы верим, что на нашем сайте Вы нашли для себя много нового и интересного, а, возможно, стали настоящим знатоком и готовы и дальше передавать другим знания и традиции украинского народа. Чтобы быть уверенным, мы рекомендуем вам пройти тест.

Хотите узнать больше? Советуем ознакомиться с

  1. Кара-Васильева Т. В. Полтавская народная вышивка. Киев: Наукова думка. 1983. 135 с.
  2. Титаренко В. П. Полтавская народная вышивка: прошлое и современность (воспитательный аспект): учеб.-метод. Полтава: Макет, 2000. 136 с. 21.
  3. Украинское народное творчество. Ткань и вышивка. К., 1960. 62 с.
  4. Уникальная решетиловская вышивка. История и настоящее: сайт: URL: https://sites.google.com/site/resetilivka/home/novaa-stranica-redaktirovat

 

На сайте использованы материалы Решетиловского краеведческого музея, сайтов http://reshetylivka.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *