ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ СРЕДНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
УДК 72.03
ББК 85 113
Геометризм считается одной из основных особенностей архитектуры Среднего и Ближнего Востока, при более глубоком анализе которой оказывается, что поражающая, на первый взгляд, изощренность и затейливость силуэтов и очертаний форм подчинена закономерностям геометрии орнамента [1]. Орнамент рассматривается отвлеченно, как структурная основа традиционной архитектуры, главное ее выразительное средство.
Начертание любого плана-орнамента следует правилам симметричных преобразований. Купол вращается вокруг оси с определенным интервалом, перемещается вдоль прямой, приставляется плотно один к другому, сжимается от центрального ядра к периферии и вновь расширяется, акцентируя особо значимую на плане зону. Наиболее распространены центрально-осевая симметрия и переносная, которая опознается в различных архитектурных ритмах. Понятие ритма в архитектуре настолько сложно и запутано, что необходимо предварительно уточнить, о каких ритмах пойдет речь. Мы опираемся на наиболее распространенное представление об архитектурном ритме как некой упорядоченности (контуров, объемов, деталей), в основе которой — чередование, повтор, равенство форм или непрерывное изменение единой формы. Обращают внимание идентичные в целом приемы построения разнотипных схем.
Монументальные сооружения — медресе, мавзолеи,торговые купола, отдельно стоящие или сочетающиеся друг с другом в реальности городской застройки, образуют причудливые орнаментальные композиции. Сложность узора не стирает впечатления общей ритмической согласованности фрагментов. Композиционный сюжет слагается из небольшого набора заданных форм: куб, цилиндр, полусфера. Варьируются лишь размеры и приемы группировки. С высоты минарета можно отчетливо различить, как купола и своды группируются рядами, обнимая пространство двора, или выстраиваются цепочкой вдоль улицы.
Схемы просты и хорошо известны. По ним без труда угадывается назначение здания, что не всегда легко сделать, проходя по улице. Комбинаторные преобразования по правилам симметрии позволяют мастеру получить множество вариаций основной типовой схемы сооружения.При сравнении инвариантных (неизменных) схем различных типов сооружений в их начертании обнаруживается преимущественно центричное построение композиции, которому подчиняются прочие виды симметрии. Причем симметрия лежит в основе построения именно структурной (узловой) схемы композиции, определяя конфигурацию объемно-пространственного целого. Встречаются почти все виды архитектурной симметрии: центрально-осевая, зеркальная, подобия сетки [2, с.177].
В рисунках планов конкретного типа сооружений варьируется лишь несколько постоянных по своему очертанию схем, которые демонстрируют реализацию разных видов симметрии и обнаруживают преобладание приема центрально-осевой симметрии.
Медресе строились по схеме: четырехугольный двор в окружении жилых помещений — худжр, цепь которых разрывалась включением залов-аудиторий и мечети, лоджиями-айванами. Эта схема допускала вариации в компоновке частей, соотношении площадей жилых и ритуальных помещений. Инвариантные приемы начертания с очевидностью выявляют две группы планов: центрально-осевую (с центральной точкой) и зеркальную (с одной осью симметрии двора). В обеих группах — симметричное относительно геометрического центра двора размещение купольных залов. Это узловые компоненты плана, поскольку и по размерам, и по назначению доминируют в общей объемно-пространственной композиции. Далее и в той, и другой группе возможно зеркальное расположение залов-аудиторий лишь относительно одной оси. При разработке обеих групп планов акцентируется центральная точка: через нее проходят дополнительные диагональные оси плана.
Компактная центричная схема мечети имеет ряд вариаций. Например, не нарушая центричность основного объема, к нему с двух сторон примыкает обходная галерея. Центричная схема получает иногда развитие вдоль одной из основных осей симметрии: по оси, поперечной направлению входа. Центричная схема с геометрически правильным контуром может быть лишена акцентов. Такова схема многих квартальных мечетей. Положение продольной оси фиксирует ниша михраба. Эта схема является как бы фрагментом основной схемы с внутренним двором. Конструктивно она представляет собой фрагмент обходной галереи.
В центричной схеме возможны вариации на тему куполов: сочетание больших и малых, их трансляция по оси вокруг центра, группировка разновеликих на основе правильной сетки и т. д.
Мавзолеи также реализуют две инвариантные схемы построения: центрально-осевую и зеркальную. Однокамерные и сложные многокамерные мавзолеи есть в вариациях обеих схем.
Первая включает квадратные и восьмигранные мавзолеи с одним центральным куполом, а также малыми куполами, симметричными относительно центральной точки композиции. По осям симметрии планов на фасадах располагаются проемы. Разновидность этой группы — портально-купольные мавзолеи, сохраняющие центричное однокупольное внутреннее пространство, но лишь один парадно оформленный фасад.
Во второй схеме зеркальная композиция реализуется в нескольких вариантах, не меняющих положения главного купольного помещения на основной оси построения. Окружающие помещения симметричны оси, пересекая ее или группируясь параллельно ей.
Однако две различные с точки зрения начертания схемы — центрально-осевая и зеркальная — обнаруживают ряд общих черт. Прежде всего это центричность зеркальных схем композиции. Композиционный инвариант планов мавзолеев можно характеризовать так же, как центричный.
Помимо главного зала мавзолеи иногда включали группу дополнительных помещений — подсобные худжры для приема посетителей или для прислуги.
В центричных мавзолеях подсобные помещения компонуются на основных планировочных осях, насыщая рисунок плана. Этот своеобразный орнаментальный прием характерен и для группы продольно-осевых (зеркальных) композиций.
Увеличение числа помещений в мавзолеях с зеркальной планировкой, укрупнение объема достигаются развитием симметричных узлов плана, проведением дополнительных поперечных и продольных осей.
Ханака включает большой зал молитвенных собраний или дервишских радений, мечеть, жилые и хозяйственные помещения и очень часто усыпальницу главы ордена. Подобно мавзолеям, в схемах этих традиционных сооружений представлены и центрально-осевая, и зеркальная планировки. В центрально-осевых схемах помещения располагаются равномерными группами по осям, которыми служат замкнутые симметричные контуры, например, квадрат. Поскольку жилые помещения — худжры равновелики, то рисунок плана создается трансляцией постоянной ячейки вдоль оси, направление которой и диктует форму здания. В зеркальных схемах ячейка транслируется по осям, параллельным главной оси или пересекающим ее. Орнаментальные сочетания разновеликих центрально-осевых и зеркальных помещений по существу уравновешивают значение обоих приемов построения. Все сооружения типа ханаки варьируют схему с доминирующим центральным куполом.
Караван-сараи принадлежат к наиболее многочисленной типологической группе. Тем не менее их планы, как правило, сходны и имеют открытое внутреннее пространство-двор или обширный зал. Вокруг него размещаются помещения, навесы, галереи. Изменение наружного контура здания не меняет принципиальной схемы композиции.
Для всех трех типов сооружений с внутренними дворами — мечетей, медресе, караван-сараев — постоянна центрально-осевая композиция на двух перпендикулярных осях симметрии, которые фиксируются купольными объемами.
Литература
-
Литвинский Б.А. Среднеазиатский центрический мавзолей: Проблема генезиса / Б.А. Литвинский // Этнография и археология Средней Азии. – М., 1979.
Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре / Н.И. Смолина. – М.: Стройиздат, 1990.
-
Бородина И. Ф. Типология среднеазиатских мавзолеев XI-XV вв. / И.Ф. Бородина // Архитектурное наследство. – 1985 – №33.
Гахраманов Елвар Умуд оглы,
cтудент
Белгородский технологический университет им. Шухова
Научный руководитель:
преп. Першина И.Л.
Диагональная симметрия • Архитектура, дизайн, жилище
Цветовая среда городаРасположение главного элемента на линии симметрии сразу же подчеркивает его значимость, парные компоненты рассматриваются как второстепенные части целого. На линии симметрии располагаются, как правило, именно проемы, а не простенки и колонны.
Однако нечетное количество проемов нередко требуется на боковых, подчиненных фасадах зданий. Главной линии симметрии, объединяющей развитую по фронту композицию, могут сопутствовать подчиненные оси, определяющие симметрию частей. Выразительный пример многоосевой симметрии дает здание Главного адмиралтейства в Петербурге.
Другие виды симметрии в архитектуре использовались реже, но и они могут обеспечить практическую целесообразность и художественную выразительность архитектурной формы. Оригинальнейшим сооружением явился павильон СССР на Международной выставке в Париже.
Небольшой параллелепипед павильона архитектор К.С. Мельников изобретательно расчленил широкой открытой лестницей с использованием диагональной симметрии. Попытку использовать винтообразную симметрию сделал американский архитектор Ф.Л. Райт в проекте здания музея Гуггенхейма в Нью-Йорке. Главный экспозиционный корпус был сформирован несколькими витками пологой железобетонной спирали.
Симметрия является эффективным средством приведения архитектурной формы к единству и гармонии, но симметричные формы нередко сковывают, жестко регламентируют и здание, и подчиненное ему пространство, и самого человека.
Любое же отклонение от жесткой симметрии привлекает внимание и может быть использовано как художественное средство. Такую частично расстроенную симметрию принято называть дисимметрией.
Так, между правой и левой частями симметричного в целом фасада жилого дома в Гродно есть различия, вызванные устройством лестницы и въездной арки во двор. В результате абсолютное равенство парных элементов на флангах фасада заменено схожестью их размеров и подобием основных членений.
Нельзя считать, что асимметрия означает лишь нарушение симметрии. Симметрия и асимметрия — два противоположных метода достижения соподчиненности элементов архитектурной композиции.
В основе гармоничного построения асимметричной архитектурной формы лежит не равнозначность частей (например, двух половин объекта), а зрительное равновесие первичных свойств ее составляющих. В асимметричных сооружениях и пространствах движение к главному элементу тоже зрительно закрепляется, но более сложными и разнообразными методами.
Асимметричная композиция не накладывает ограничений на организацию жизненных процессов. Она открывает более широкие возможности их координации. Ее гибкость позволяет органично включать сооружение в сложившуюся среду, а также перестраивать здание, при необходимости развивая и укрупняя его.
Например, в несколько этапов сложилась асимметричная композиция фасада францисканского монастыря в Гродно, включившая костел, монастырский корпус, колокольню.
Роль композиционного центра взял на себя фасад костела из-за своей значительной массы, «устойчивого» треугольного силуэта и размещения в срединной зоне. Ось монастырского корпуса, меньшего по высоте, более удалена от статического центра костела, чем ось узкой, но высокой башни. Свойства второстепенных элементов на флангах оказались различными: их объемы имеют динамичную направленность по разным координатам. Но именно это делает их соподчиненность главному ядру более выразительной.
Тонкие различия в свойствах задействованных элементов использованы в построении асимметричной композиции фасада павильона СССР на Международной выставке 1925 г. в Париже. Статический центр окружают изобретательно прорисованные структурные элементы, обладающие различными визуальными свойствами. Так гладкая стена левого крыла выразительно контрастирует с подчеркнуто геометрическим членением оконных переплетов в правой части здания.
Все, что вам нужно знать!
Симметрия определяется как «Сбалансированное распределение и расположение оборудования эквивалентных форм и пространств на противоположных сторонах разделительной линии или плоскости, или вокруг центра или оси».
В то время как осевое состояние может существовать без одновременного присутствия симметричного состояния, симметричное состояние не может существовать без подразумевающего существования оси или центра, вокруг которого оно построено. Ось устанавливается двумя точками; симметричный дизайн или состояние требует сбалансированного расположения эквивалентных образцов формы и пространства по разные стороны от разделительной линии или плоскости, или вокруг центра или оси.
Архитектура
Знай 6 Принципов проектирования архитектуры!
Чтобы понять симметрию, это просто одна фигура, перевернутая точно так же, как другая. В архитектуре симметрия относится к геометрии здания, поскольку здание одинаково по обе стороны от оси. Симметрия бывает двух типов: двусторонняя и радиальная, и обычно используется в архитектуре, создавая две стороны как зеркальные отражения друг друга, и может быть вертикальной (ось вверх и вниз) или горизонтальной (поперек оси).
Например: Тадж-Махал в Агре спланирован по оси с двусторонним симметричным дизайном в плане и общим кампусом в виде зеркального отражения, как показано на рисунке.
Симметрия в архитектуре подразумевается ее аксиальностью или центральностью в форме здания. В монументальной архитектуре часто используется симметричный дизайн, то есть зеркальный, который демонстрирует стабильность, баланс и контроль. Однако элементы также вызывают гармонию и порядок в пространстве.
Два основных типа симметрии в архитектуре:
Обычно это относится к «уравновешенному расположению подобных или эквивалентных элементов по противоположным сторонам срединной оси, так что только одна плоскость может разделить целое на идентичные половины».
Лучшим примером двусторонней симметрии является Тадж-Махал в Агре, который представляет собой полностью зеркальное отражение при разрезании на секции.
Двусторонняя симметрия создает осевую пространственную организацию. Это наиболее распространенный тип симметрии, используемый в архитектуре, и он встречается во всех культурах и периодах времени, они в основном представляют собой половинки композиции формы, зеркально отражающие друг друга. Он может быть основан на конструктивной организации, а также на деталях и поверхности фасадов.
Значение термина «радиальная симметрия» относится к «уравновешенному расположению подобных, излучающих друг друга элементов на противоположных сторонах срединной оси, так что только одна плоскость может быть разделена на одинаковые половины путем прохождения плоскости под любым углом вокруг центральной точки или вдоль центральной оси».
Значение радиальной симметрии подразумевает центр и повторяющийся или непрерывный окружающий контекст. Многие функциональные структуры используют радиальную симметрию, например, стадионы, укрепления и т. д. Радиальные конструкции просто делают акцент на центральной части строения или места. Например, если вы посмотрите под центр купола, ребра будут казаться совершенно прямыми, поскольку они расположены радиально от центра. Чтобы понять смысл радиальной симметрии, отличный от архитектуры, просто подумайте об идеально нарезанной пицце, которую можно вырезать из любой вертикальной секции, которая выглядит одинаково.
Хорошо известным примером является Дом Поклонения Бахаи (Храм Лотоса) в Дели, спланированный с радиальной симметрией, чтобы создать большую центральную пустоту, которая используется для поклонения.
Архитектура
Знай 6 Принципов проектирования архитектуры!
Однако один из наиболее распространенных примеров можно найти в витражах-розетках церквей и соборов. Другим примером радиальной симметрии является окно-роза собора Нотр-Дам в Париже.
способов использования архитектурной композиции в симметрии:
Архитектурная композиция может использовать симметрию для организации своих форм и пространств двумя способами:
01. Все здание можно сделать симметричным . Однако в какой-то момент любое полностью симметричное устройство должно столкнуться с асимметрией своего местоположения или контекста и разрешить ее. Вот прекрасный пример плана участка Тадж-Махал, который показывает двустороннюю симметричную конструкцию в плане, а также в пределах его общей площади, как показано на рисунке:
02. Симметричное состояние может возникнуть только в части здания и организовать вокруг себя нерегулярный набор форм и пространств. Вот пример знаменитого проекта архитектора Фрэнка Ллойда Райта – Жилой дом в Чикаго, который демонстрирует симметричный дизайн в некоторой части здания, как показано на рисунке:
позволяет зданию реагировать на исключительные условия своего участка или программы. Само симметричное условие может быть зарезервировано для значительных или важных пространств внутри организации. Читайте также: Важность иерархии в архитектуре Что такое трансформация здания в архитектуре?Искусство симметрии в архитектуре
Симметрия возникает при совпадении размеров, правильных пропорций и расположения. Он обеспечивает ощущение гармонии и равновесия. В математике симметрию можно объяснить как объект, который не изменяется при любом геометрическом преобразовании, таком как отражение, вращение или масштабирование. Математическая симметрия также может быть объяснена как течение времени, пространственные отношения и эстетический элемент, присутствующий в абстрактных объектах, теоретических моделях, языке, музыке и даже самом знании. Симметрию можно увидеть с трех основных точек зрения – математической; особенно геометрия, наука; природы и в искусстве, охватывающем архитектуру, искусство и музыку. Симметрия – это прямая противоположность асимметрии.
Лувр, Париж, Франция
Симметрия проникает во все грани архитектуры. Он присутствует повсюду, от древних достопримечательностей, таких как Пантеон в Риме и Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, до чертежей отдельных планов этажей и вплоть до дизайна конкретных строительных элементов, таких как мозаика из плитки. Примеры широкого использования симметрии можно увидеть в структуре и орнаменте исламских зданий, таких как Тадж-Махал и мечеть Лотфолла. Мавританские здания, такие как Альгамбра, украшены замысловатыми узорами, сотканными из поступательной и зеркальной симметрии, а также вращения.
Тадж-Махал в Агре, Индия
Как и любое композиционное искусство, архитектура в значительной степени зависит от симметрии. Симметрично расположенные архитектурные композиции выходят за рамки культур и периодов времени. Существует бесчисленное множество форм симметрии, множество различных типов архитектуры и множество способов просмотра дизайна. Различить различные формы симметрии в двухмерной композиции относительно просто. Идентификация типов симметрии в трехмерном объекте гораздо сложнее, поскольку мы склонны менять свое восприятие объекта по мере того, как перемещаемся вокруг него. Это доказывает, что архитектура дает нам возможность испытать симметрию такой, какой мы ее видим. Это стало возможным благодаря двум различным компонентам архитектуры — твердому и пустому. Существенная часть архитектуры — это та, с которой неспециалист наиболее знаком. Например, большинство структур классифицируются по характеру их элементов. Мы можем узнать греческий храм по портику и фронтонам, а стрельчатые арки и контрфорсы характеризуют готический собор. Таким образом, эти детали вносят вклад в прочный компонент архитектуры. Точно так же эти твердые элементы образуют оболочку вокруг того, что мы ощущаем, перемещаясь по зданию, и она известна как пустота. Работа архитектора состоит в том, чтобы сформировать эту пустоту так, чтобы она стала театром всех действий внутри здания. Здесь симметрия существует в форме опыта внутри архитектурного пространства.
В архитектуре существует множество типов симметрии. Мы рассмотрим двустороннюю симметрию, вращение и отражение, цилиндрическую симметрию, киральную симметрию, симметрию подобия, спиральную или винтовую симметрию и трансляционную симметрию.
ДВУХСТОРОННЯЯ СИММЕТРИЯ
Двусторонняя симметрия считается наиболее распространенной формой симметрии в архитектуре. Встречается во всех культурах и эпохах. При двусторонней симметрии композиции отражают друг друга. Известный пример двусторонней симметрии можно найти на фасаде Пантеона в Риме. Та же симметрия присутствует и в городском масштабе, что очевидно в дизайне площади Праса-ду-Комерсиу, расположенной в Лиссабоне, Португалия. В структуре есть три городских элемента, симметрия которых видна через длинную горизонтальную ось, управляющую нашей визуальной перспективой. Это главная общественная площадь, монументальные ворота и широкая торговая улица за воротами. Популярность билатеральной симметрии, вероятно, объясняется тем, что она отражает наш опыт взаимодействия с природой, и, что более важно, то, что мы ощущаем со своим телом. Поскольку во многих культурах считается, что Бог создал человека как образ самого себя, архитектура также создала образ человека. Однако не вся двусторонняя симметрия имеет равную ценность в архитектуре, поскольку дуализма в архитектуре традиционно избегают. Храмы Древней Греции, например, всегда строились с четным числом колонн, так что колонна на центральной оси фасада не должна была существовать. Избегание дуализма классическими архитекторами коренится в двусмысленности, часто связанной с числом два со времен Пифагора. Последнее считалось женским числом, которое можно было разделить на две части, что делало его ненадежным числом. Наоборот, число три было мужским числом, которое нельзя было поровну делить пополам. Современная архитектурная теория также считает дуализм «классической и элементарной ошибкой», связанной с «аморфным или неоднозначным». Несмотря на это, аргумент против дуализма имеет вес в архитектуре. Это выставлено в Орсанмикеле 14-го века во Флоренции. Памятник имеет часовню на первом этаже и зернохранилище на втором. Молельня имеет необычный двухнефный план, состоящий из двух алтарей. Это ставит перед людьми дилемму, поскольку каждый вынужден решать, перед каким алтарем стоять. Архитектор обычно принимает это решение за зрителей, размещая один алтарь в центре. Поэтому дуализм в архитектуре остается борьбой и за зрителя, и за архитектора.
Парфенон на Афинском Акрополе, Греция
ВРАЩЕНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ
Вращение и отражение — еще один стиль симметрии. Известно, что он способствует движению и ритму архитектурных элементов и подчеркивает центральную точку архитектурного пространства. Базилика Санто-Спирито во Флоренции, Италия, спроектирована так, чтобы иметь восьмиугольную форму, в то время как как архитектура, так и тротуар специально предназначены для вращения и отражения. Большинство куполов, включая ротонду полусферической формы, найденную в Пантеоне, и восьмиугольный купол Флорентийского собора, также проявляют вращение и отражение.
Церковь Санто-Спирито во Флоренции, Италия
ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ СИММЕТРИЯ
Цилиндрическая симметрия, встречающаяся вертикально в башнях и колоннах, вызывает ощущение сопротивления гравитации. В архитектуре есть редкие примеры сферической симметрии, поскольку архитекторам сложно реализовать ее в своих проектах. Это потому, что мы движемся в горизонтальной плоскости. Эту форму симметрии можно почерпнуть из кенотафа, созданного Этьеном-Луи Буле для Исаака Ньютона в 1784 году.0006
Хиральная симметрия может быть не так популярна, как другие типы симметрии, хотя она часто эффективно используется в архитектуре. Киральная симметрия — это когда два объекта зеркально отражают друг друга, не накладываясь друг на друга. Например, две противоположные колоннады, окружающие эллиптическую площадь перед собором Святого Петра, демонстрируют киральную симметрию. Более тонкая форма киральной симметрии проявляется в двух наклонных башнях Пуэрта-де-Европа или Ворот Европы в Мадриде, спроектированных архитектором Берджи в сотрудничестве с Филипом Джонсоном. Хиральную симметрию можно использовать для визуального акцента на важном элементе композиции. В данном случае две наклонные башни Пуэрта-де-Европа используются для привлечения внимания к проходящему через них широкому бульвару, образуя «ворота в Европу», согласно своему названию.
Собор Святого Петра в Ватикане
СИММЕТРИЯ ПОДОБИЯ
На симметрию подобия влияют фракталы. Встречается, когда повторяющиеся элементы изменяются в масштабе без изменения формы. Пример подобия симметрии можно увидеть в раковинах Сиднейского оперного театра, спроектированных Джорном Утзоном в 1959 году. Раковины различаются по размеру и склонности образовывать сегмент сферы, хотя форма раковины остается неизменной. Симметрию подобия можно применять и в менее очевидных ситуациях. Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт позаимствовал этот метод при проектировании Дома Палмера в Анн-Арборе, штат Мичиган, в начале XIX века.50-е годы. Здесь Райт выбрал равносторонний треугольник в качестве модуля планирования, прежде чем дублировать множество уровней и размеров, чтобы организовать дизайн дома. Это показывает, что симметрия подобия может создать высокую степень порядка в архитектурной модели независимо от того, насколько они визуально очевидны, придавая единство композиции.
Сиднейский оперный театр в Сиднее, Австралия
СПИРАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ
Спиральную или винтовую симметрию можно отнести к уникальной форме симметрии подобия. Спирали и спирали часто сообщают преемственность в архитектуре. Это проявляется в винтовых лестницах, где вся форма обозначает ощущение потока в пространстве с одного уровня на другой по всему зданию. Фрэнк Ллойд Райт включил спираль в свои 1946 дизайн Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Внешний вид здания принимает форму гигантской винтовой рампы, которую можно найти внутри. Пространства галереи расположены вдоль одной стороны пандуса. Посетители музея поднимутся на лифте на верхний этаж галереи, а затем спустятся на уровень земли по спирали, любуясь по пути выставленными произведениями искусства. Это архитектурное сооружение, несомненно, выразило пространственную непрерывность за счет использования винтового пандуса.
Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке
ТРАНСЛЯЦИОННАЯ СИММЕТРИЯ
Трансляционная симметрия является вторым наиболее распространенным типом симметрии после билатеральной симметрии. Поступательные элементы, расположенные в одном направлении, располагаются либо в рядах солдатских колонн, либо в арках акведука последовательно. Перевод элементов в двух направлениях можно найти в узорах, похожих на обои, на фасаде навесной стены многих современных построек. Трансляционная симметрия также может включать в себя дублирование целых частей современных зданий, хотя люди сетуют на то, что этот стиль скучен или однообразен. Архитектура трансляционной симметрии обладает тремя превосходными качествами: самая длинная, самая широкая и самая высокая.
Собор Св. Стефана в Пассау, Германия
Знание типов симметрии является мощным инструментом в мире архитектуры. Он предоставляет архитектору целый ряд выразительных возможностей, когда дело доходит до проектирования зданий. Однако есть еще один аспект симметрии, охватываемый архитектурой. Это пустота, которая является архитектурным пространством и аспектом симметрии, который мы не видим. Архитектурное пространство можно понимать как два ключевых понятия – центр и путь.
Центр связан с единым ценным пространством в пределах более крупной архитектурной области, примером этого может быть церковный алтарь. Путь, с другой стороны, привязан к движению зрителя в пространстве. По мнению норвежского теоретика архитектуры, у каждой церкви есть центр и путь, хотя эти отношения могут различаться. Эта взаимосвязь влияет на то, как мы видим архитектурное пространство в любой момент времени. В симметричных терминах центр можно представить как точку, а путь — как ось. Римская архитектура характеризуется строгой осевой симметрией, что создает монументальные и статичные пространства. Они воплощают ощущение равновесия над ощущением динамичного движения. Это проявляется в симметричных отношениях римской базилики, светского типа здания, используемого в качестве суда. Структура имеет прямоугольную форму, с апсидой на каждом конце основной оси и дверными проемами, расположенными на каждом конце главной оси. Архитектурные элементы расположены таким образом, что одинаковые элементы всегда появляются напротив друг друга – апсида к апсиде, колонна к колонне и дверной проем к дверному проему. Ощущение баланса и равновесия в архитектуре ощущается и через остатки тротуаров, использовавшихся в базиликах. Они часто основаны на шаблонах, типичных для трансляционной симметрии в двух направлениях, а не на динамическом типе симметрии, таком как вращение. Такое же статичное расположение архитектурных элементов отражено в ротонде Пантеона. План здесь представляет собой круг, восемь плоскостей отражения, а также одну четырехкратную ось вращения. Симметрия снова обнаруживается с апсидой к апсиде, эдикуле к эдикуле, нише к нише и колонне к колонне ротонды. Таким образом, строгая осевая симметрия в этом сценарии закрепляет характеристику римской архитектуры как обладающей чувством равновесия.
Легализация христианства в четвертом веке, однако, привела к тому, что христианские архитекторы перестроили римскую базилику, чтобы удовлетворить свои церковные нужды. Они убрали входы с малой оси и заменили их единственной дверью на одном конце основной оси. Они также разместили алтарь в оставшейся апсиде.