Олифа натуральная — технические характеристики и советы по применению
Олифа натуральная, технические характеристики которой существенно отличаются от других марок этого вещества, не всегда оказывается правильным выбором для обработки той или иной поверхности. Возможно, синтетический или комбинированный состав в вашем случае окажется гораздо эффективнее. Как выбрать олифу правильно? Давайте разбираться.
Что такое олифа и её применение
Итак, олифа… Прозрачное жидкое вещество, достаточно густой консистенции. Цвет может варьироваться от вишнёвого до жёлтого. Имеет плёнкообразующие свойства.
Изготавливается из растительных масел, которые были обработаны термически, или алкидных смол. В его состав обязательно входит специальное вещество, заметно ускоряющее время высыхания – сиккатив.
Она является одним из основных компонентов масляных красок. Также она используется при изготовлении шпатлёвок. Ею же пропитывают изделия из различных пород деревьев для защиты их от древесных паразитов и от гниения. Специалисты используют её для сокращения расходования лаков или краски, предварительно нанося её на обрабатываемую поверхность перед окраской, в 2 или 3 слоя.
Бывают разных видов и марок. Одни из них можно использовать только в помещении, а другие лучше на открытом воздухе. Но как выбрать такой состав, чтобы и расходы сократить, и в технических характеристиках не потерять?
Виды и марки масляных олиф
Масляные составы производят посредством фильтрации и специальной термической обработки из растительных масел. К полученному составу в небольшом количестве добавляют сиккативы. Ими могут быть соли различных металлов, например, марганца, железа, лития, циркония, кобальта и других.
Если в составе сиккатива содержатся соединения нескольких металлов, то скорость высыхания олифы увеличивается в разы.
В масляных олифах содержание сиккативов незначительное, так как при их избытке покрытие очень быстро темнеет и становится хрупким, т.е. начинает разрушаться.
Подразделяют на:
натуральные. ГОСТ 7931-76, олифа натуральная (её технические характеристики внимательно изучаем перед покупкой), состоит из масел растений (льна или подсолнечника). Этих масел в ней до 97%. Остальные 3% занимает сиккатив. Она подразделяется на полимеризованную и окисленную (оксидированную). У окисленных олиф цвет немного темнее, чем у полимеризованных, и поверхности, покрытые ими, быстрее стареют. Она имеет чёрно-коричневатый цвет. Является непрозрачной жидкостью, имеющей густую масляную консистенцию с лёгким запахом. Используют её для приготовления густотёртых красок, а также для пропитывания всех изделий из дерева внутри зданий;
олифа оксоль, её ГОСТ 190 78 (технические характеристики указываются на этикетке) – эта олифа отлична от натуральной тем, что имеет в составе такой растворитель как уайт-спирит. В оксоли масел 55%, сиккатива – 5%, остальное уайт-спирит. У неё очень сильный и неприятный запах, который придаёт ей растворитель. Он сохраняется на обработанной поверхности на достаточно долгое время. Внешне и по своим свойствам оксоль почти не отличается от натуральной олифы, но намного дешевле её. Оксоль выпускается марки ПВ и В. Они различаются тем, что в «В» используется масло конопли или льна, а в «ПВ» другие масла, в том числе и нефтеполимерные смолы (олифа нефтеполимерная является побочным продуктом нефтехим. промышленности). При использовании марки ПВ, необходимо надевать перчатки и респиратор. Олифу марки В не используют для окраски полов. Оксоль можно использовать как внутри здания, так и за его пределами;
олифа комбинированная. Получается при смешивании и окислении масел из различных растений или по-разному обработанных, с добавлением растворителя или синтетических олиф. Время высыхания определяется по ГОСТ 19007. Олифа комбинированная используется в основном для приготовления красок, а не для их разведения. Этот вид бывает нескольких марок: К 2, К 4, К 3, К 5, К 12. Чётные номера используют для работ внутри помещения, а нечётные – можно и снаружи. К примеру, олифа комбинированная (марка К 3) состоит из небольшого количества сиккатива, растворителя (чаще уайт-спирита) и высыхающих масел. Она прозрачная, желтоватого цвета. Полное высыхание наступает в течение 24 часов. Рекомендуется использовать небольшими порциями, так как быстро образует плёнку. Применяется для приготовления любых масляных красок и для пропитки деталей из дерева, для замешивания штукатурки. Олифа комбинированная (марка К 2) немного отличается цветом от К 3, она чуть темнее. Применяется так же, как и К 3, но для внутренних работ.
Их основа — синтетические вещества, такие как побочные отходы переработки сланцев, нефти, газа и других веществ с добавлением необходимых компонентов. Никакого ГОСТа для них нет, вместо него применяется ТУ.
Алкидные олифы используются в виде основы для приготовления красок. Они дешевле масляных, что и становится зачастую решающим фактором в их пользу. Композиционные олифы в производстве лаков и красок используют редко, так как получаемое покрытие отличается низким качеством. Из-за некоторой токсичности и резкого запаха они применяются вне помещения.
Синтетические олифы отличаются от натуральных длительным временем высыхания, не имеют цвета. Но будьте внимательны, приобретая такой состав: может не обойтись без сюрпризов. Если имеется хотя бы небольшое количество фуза (осадок растительного масла), то время высыхания краски, компонентом которой она является, может растянуться на годы. Более того, такая краска может и вовсе не высохнуть. Наличие фуза можно определить по характерному рыжеватому цвету и наличию темного осадка.
Советы профессионалов по выбору состава
- Масляные натуральные олифы достаточно дороги, их используют внутри помещений для покрытия деревянных изделий и в составе масляных красок. Снаружи изделия, покрытые такими составами, придётся обрабатывать еще и еще, что очень непрактично.
- Оксоль дешевле, но и защищает поверхность от древесных вредителей хуже, хотя и образует прочную, водостойкую плёнку. Самая дешёвая оксоль изготавливается на подсолнечном масле. Ею можно пользоваться в здании и вне его. Как альтернатива — комбинированная .
- Синтетические — вариант для экономных, но имеют очень неприятный и вредный для здоровья человека запах, поэтому ими можно пользоваться только снаружи, покрывать поверхности в нежилых зданиях. При их применении обязательны перчатки, фартук, респиратор.
Перед покупкой обязательно хорошо изучите данные ГОСТ или ТУ олифы. Тогда вы не будете сожалеть о своём выборе.
- Автор: Янис
- Распечатать
Оцените статью:
(9 голосов, среднее: 4.9 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Поделиться:
Главная > Загородное строительство > Строительные материалы > Почему не всегда подходит для обработки олифа натуральная, технические характеристики которой не уступают другим маркам олиф
Характеристики олифы, применение и нанесение, виды олиф
Содержание статьи
- Виды
- Натуральная
- Полунатуральная
- Комбинированная
- Алкидная
- Синтетическиекая
- Хранение
- Выбор
- Применение
Олифа или «варёное масло» (как ее называли в древности) это жидкий состав образующий пленку, что образуется в результате переработки растительных масел (путем окисления или длительной термической обработки) или жирных алкидных смол, к еще называют сиккативами. Олифу используют в качестве защитной пропитки для разнообразных поверхностей, как грунтовка перед окрашиванием, как основа для разных видов краски и даже выступает как покрытие для декора интерьера.
Виды олифы
Исходя из составляющих, олифу классифицируют по следующим видам:
- натуральные;
- полунатуральные;
- синтетические.
Наиболее широкое распространение на данный момент нашли следующие типы: натуральная, оксоль олифа и комбинированная. К тому же часто используют алкидные, и даже композиционные.
Натуральная олифа
Согласно ГОСТу рассматриваемый продукт должен состоять не менее чем на 97% из натурального растительного масла (высыхающего или полувысыхающего, а также их смесей, преимущественно это масло льна, изредка — масло подсолнечника, сои, конопли).
Во время производства масла подвергаются продолжительному воздействию высоких температур (не менее 300°C) длительностью 12 часов, следующим этапом возможно применение продувки потоком воздуха.
В итоге получаем маслянистую непрозрачную густую жидкую консистенцию насыщенного коричневого, а иногда зеленоватого цвета с небольшим запахом основосоставляющего масла.
Олифа на основе масла льна выглядит как жидкость светлых тонов, прозрачна и маслянистая.
Преимущественно ее предназначение — это выполнение следующих задач:
- грунтовка различных поверхностей: древесины, металлических или ранее штукатуренных;
- изготовление и получение требуемой консистенции краски густотертой светлых тонов, шпаклевки, пасты для подмазки;
- как окрасочный состав светлого цвета используемых в помещении и снаружи для покраски металлоконструкций, оконных и дверных проемов, полового настила.
Для полного высыхания при комнатной температуре потребуется не больше суток.
Олифа из масла конопли на вид темная и благодаря этому преимущественно востребована, так же как и олифа из масла льна, но когда требуется получить темные тона.
Сохнет аналогично не больше суток.
Олифа из масла подсолнечника сохнет значительно хуже и для полного высыхания ей понадобится значительно больше времени, чем сутки. К тому же, пленка получается хотя и достаточно эластичной, но проигрывает рассмотренным выше олифам по таким показателям как:
- твердость;
- прочность;
- водостойкость.
Таблица 1. Показатели масляных олиф.
Наименование показателя | Значение для олиф | Метод испытания | |||
---|---|---|---|---|---|
натуральной | оксоль | комбинированной | |||
льняной | конопляной | ||||
1 Цвет по йодометрической шкале, мг I2 /100 см3 , не темнее | 400 | 1600 | 800 | 800 | По ГОСТ 19266 и 9.3 настоящего стандарта |
2 Отстой, % (по объему), не более | 1 | 1 | 1 | 1 | По ГОСТ 5481 |
3 Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с | 26-32 | 26-32 | 18-25 | 20-60 | По ГОСТ 8420 |
4 Кислотное число, мг КОН, не более | 6 | 7 | 8 | 10 | По ГОСТ 5476 |
5 Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С | Полная | Полная | Полная | Полная | По ГОСТ 5472 |
6 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, не более | 24 | 24 | 24 | 24 | По ГОСТ 19007 |
7 Массовая доля нелетучих веществ, % | — | 54,5-55,5 | 70 ±2 | По ГОСТ 17537 и 9. 9 настоящего стандарта | |
8 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее | — | — | 32 | 32 | ГОСТ 9287 |
9 Плотность при температуре (20 ± 2) °С, г/см3 | 0,936-0,950 | 0,930-0,940 | — | — | По ГОСТ 18995.1 |
10 Йодное число, мг йода на 100 г, не менее | 155 | 150 | — | — | По ГОСТ 5475, раздел 2 |
11 Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на Р2 O5, %, не более | 0,026 | 0,026 | — | — | По ГОСТ 7824, раздел 2 и 9.13 настоящего стандарта |
12 Массовая доля неомыляемых веществ, %, не более | 1 | 1 | — | По ГОСТ 5479 | |
13 Массовая доля золы, %, не более | 0,3 | 0,3 | — | — | По ГОСТ 5474 и 9. 15 настоящего стандарта |
14 Смоляные кислоты | Отсутствие | — | — | По 9.16 | |
Примечание — Допускается применение олифы типа оксоль с другими показателями массовой доли нелетучих веществ и условной вязкости, при условии соответствия данной марки олифы всем требованиям стандарта для данной группы олиф. |
Олифы полунатуральные
Представители данного вида получили еще и свое второе название «оксоль», технологически они изготовляются также из масел, но, подвергнутых оксидированию, с добавлением растворителей и сиккативов. При этом в процентном соотношении масло занимает 55%, растворитель (наиболее часто применяется уайт-спирит) составляет не менее 40%. Жидкость из-за такого состава отличается довольно неприятным и резким запахом, который может держаться некоторое время и после высыхания.
По себестоимости оксоль значительно экономически выгоднее натуральной, но при этом практически не имеет отличий по основным свойствам и внешне практически идентична.
Наиболее ценится оксоль, произведенная из масла льна — пленка такого продукта отличается твердостью, эластичностью, водостойкостью и что примечательно наибольшей долговечностью.
Для еще большего удешевления производят также и из масла подсолнечника, но пленка ее значительно ниже по характеристикам, чем из масла льна.
Олифа комбинированная
Этот вид олифы практически идентичен полунатуральным, кроме процентного соотношения: процент масла составляет около 70% и 30% остается на растворитель. Добываются полимеризацией и обезвоживанием высыхающего и полувысыхающего масла. Основное направление для использования данного продукта — производство красок густотертых. Промышленно производят марки К-2, 3, 4, 5. Время полного высыхания не превышает суток.
Таблица 2. Показатели комбинированных олиф.
Наименование показателя | Значение | Метод испытания |
---|---|---|
1 Отстой, % (по объему), не более | 1 | По ГОСТ 5481, раздел 2 |
2 Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с | 15-50 | По ГОСТ 8420 |
3 Кислотное число, мг КОН, не более | 10 | По ГОСТ 5476, ГОСТ 23955, метод А |
4 Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С | Полная | По ГОСТ 5472 |
5 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч. не более | 24 | По ГОСТ 19007 |
6 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее | 50 | По ГОСТ 17537 |
7 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее | 32 | По ГОСТ 9287 |
Олифы алкидные
Термохимическая переработка полувысыхающего и невысыхающего масла дает полученной в результате алкидной олифе высокую высыхающую способность. К тому же по совокупности свойств она имеет выше значения по твердости, долговечности, водостойкости и атмосферостойкости, чем олифы оксоль. Благодаря этому данный вид рассматривается как более перспективный, поскольку позволяет снизить затраты растительного масла на производство. Единственным недостатком можно назвать загустение в процессе хранения, что связано с тем, что свободные жирные кислоты, которых большое количество вступают в реакцию с пигментами минеральными и появляются металлические мыла не растворимые. Это не позволяет использовать продукт для изготовления густотертой краски, но не мешает массово использовать для их разведения до требуемой консистенции.
Олифы синтетические
Данный вид на данный момент считается самым дешевым и именно это сделало его довольно широко используемым. Ведь основным компонентом выступает не натуральное масло или смола, а их заменители, чаще всего — разнообразные продукты, полученные при переработке нефти. Состав таких олиф может быть различным, поскольку производятся они не на основании ГОСТа, а по техническим условиям. По своему виду они тоже значительно отличаются — цвет зачастую светлый, значительно выше прозрачность, чем у составов на основании масла. Также к минусам можно отнести очень резкий запах и более длительный процесс высыхания. Наиболее распространенные представители — олифа сланцевая и конечно же этиноль.
Олифа сланцевая выглядит как жидкость темноватого окраса, как было отмечено, присутствует резкий запах и является производной процесса окисления сланцевого масла с дальнейшим растворением в ксилоле.
Сохнет чуть больше суток. Отличается хорошей стойкостью к атмосферному воздействию. Основное направление использования является темное колерование, разбавление красок до требуемой консистенции, которые применяются преимущественно для работ на улице и иногда внутри помещения по покраске поверхностей их металла, дерева и покрытых штукатуркой. Запрещается использовать данную олифу для нанесения на половые материалы и предметов, используемых в быту.Олифа этиноль наоборот выглядит прозрачной жидкостью светловатого тона, с таким же специфическим запахом и производится из отходов, полученных при изготовлении каучука хлоропренового.
Пленка после нанесения быстро сохнет, блестит, очень твердая, стойкая к щелочи и кислоте, но, к сожалению, с низкой атмосферостойкостью.
Часто данный вид используют как добавку к другим олифам, но не более 15%. Основным направление стало изготовление на ее основе краски и грунтовки по металлу.
Таблица 3.
Показатели синтетических олиф.Наименование показателя | Значение | Метод испытания |
---|---|---|
1 Цвет по йодометрической шкале, мг I2 /100 см3 , не темнее | 700 | По ГОСТ 19266 и 9.3 настоящего стандарта |
2 Отстой, % (по объему), не более | 1 | По ГОСТ 5481, раздел 2 |
3 Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с | 18-25 | По ГОСТ 8420 |
4 Кислотное число, мг КОН, не более | 12 | По ГОСТ 5476 |
5 Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С | Полная | По ГОСТ 5472 |
6 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, не более | 24 | По ГОСТ 19007 |
7 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее | 50 | По ГОСТ 17537 |
8 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее | 32 | По ГОСТ 9287 |
Нанесение олифы
Порядок проведения работ
- Перед началом работ требуется провести очистку и обезжиривание обрабатываемой поверхности.
- Если в работе используются состав на полунатуральной олифе, то нанесение рекомендуется делать только на сухую поверхность.
- Используя олифу и лакокрасочные продукты на ее основе наносить рекомендуется с помощью кисти, валика или краскораспылителя.
Средний рабочий расход при использовании полунатуральной олифы составляет от 150 до 200г. на кубический метр. Как уже отмечалось, длительность высыхания при естественной сушке займет не более суток.
Хранение олифы
Исходя из того, что в состав олифы входит масло и растворители, она относится к взрыво- и пожароопасным материалам, поэтому в помещении где выполняются работы требуется обеспечение естественного проветривания или оборудования принудительной вентиляции во взрывобезопасном исполнении. В случае попадания материала на кожные поверхности человека требуется стереть и хорошо промыть мыльной водой. При хранении олифы требуется следить, чтобы тара была плотно закрыта и защищена от влажности и солнечных лучей, находилась далеко от очагов огня и электрических приборов. При загустевании разрешается разбавить олифу любым доступным вам растворителем, подходящим для масляных красок в соотношении 1:10.
Выбор олифы
Перед тем как приобрести олифу нужно хорошо рассмотреть, что в емкости. Вначале следует определить по цвету, соответствует ли он заявленному виду продукции. К тому же стоит внимательно прочесть описание составляющих и проверить соответствует ли ГОСТу, если приобретаете полунатуральную или натуральную олифу. На них будет сертификат соответствия, а на композиционную — только гигиеничный. И вообще с применением последней стоит быть внимательным, поскольку она токсична и важно отметить, что в ней не должно быть остатков масла (так называемого фуза) и скопа (остатков нефтепереработки), иначе процесс высыхания станет бесконечным. Ну и напоследок следует заметить — внимательно осмотрите жидкость на однородность, осадок или механические частицы присутствовать не должны.
Применение олифы
Как уже было подмечено ранее, главное предназначение данных продуктов состоит в обработке различных поверхностей, также они незаменимы в производстве красок. Если остановится на обработке поверхностей, то великолепно подходит олифа для древесины. Ее используют как для пропитки изделий, так и в целом стен. Но для проведения внешних работ рекомендуется олифу наносить только для подготовки перед дальнейшей окраской. И более оптимальным будет использование оксоли или алкидной олифы. Натуральная же лучше подойдет для внутренних работ (благодаря экологичности и отсутствию запаха) и для получения требуемой консистенции красок.
При изготовлении красок задействованы практически все виды. Так, натуральная становится основой для густотертых, а алкидная отличная основа для масляных. Лишь только композитная не используется из-за низкого качества.
Редкие и труднодоступные товары для творчества | Олифы, используемые в живописи
Откуда берутся все различные марки олифы в магазинах товаров для художников? Производители художественных материалов не перерабатывают свое масло, а закупают его оптом у крупных промышленных источников. Например, есть два крупных производителя льняного масла в Северной Америке и еще несколько в Европе. Тем не менее, многие марки льняного и растительного масла предлагаются компаниями, производящими художественные материалы. У компаний, производящих художественные материалы, нет ресурсов для переработки льняного масла, которое сегодня является очень специализированной и крупномасштабной отраслью.
Олифа — это масло, которое затвердевает в прочную твердую пленку после воздействия воздуха. Масло затвердевает в результате химической реакции, в которой компоненты сшиваются (и, следовательно, полимеризуются) под действием кислорода (а не за счет испарения воды или других растворителей).
Олифы, используемые в художественных красках, производятся из семян масличных культур, таких как лен, мак и сафлор, и орехов, таких как грецкий орех. Масла производятся как для пищевых целей, так и для промышленного использования. Более 90 процентов мирового производства масел используется в пищевых продуктах. Большинство этапов обработки направлены на преобразование сырой нефти из ее нежелательной физической формы в продукты нефтепереработки, отвечающие требованиям потребителей.
Прессование
Для высвобождения масла из масличных семян и орехов стенки клеток разрушают путем измельчения, прокатки или прессования под высоким давлением для высвобождения масла. Общая последовательность повседневных операций при прессовании семян масличных культур и орехов следующая:
- Семена пропускают через магнитные сепараторы для удаления случайных частиц металла, которые могли попасть во время сбора урожая;
- Панцири или корпуса удалены;
- Зерна или мясо перерабатываются в грубую муку путем их измельчения между желобчатыми валками или в молотковых мельницах;
- Прессуют на гидравлических или шнековых прессах с предварительным подогревом или без него, в зависимости от типа маслосодержащего материала и желаемого качества масла.
Масло, отжатое без нагревания, содержит наименьшее количество примесей и часто имеет пищевое качество без рафинирования или дальнейшей обработки. Такие масла известны как масла холодного отжима или масла первого отжима. Прессование грубой муки при нагревании удаляет больше масла и значительное количество примесей, таких как фосфолипиды, красящие вещества и неомыляемые вещества. Такое масло более ярко окрашено, чем масла холодного отжима. Жмых или шрот являются высококачественными источниками белка и обычно используются в кормах для животных.
Развитие прессования масла
Греки и римляне использовали винтовые прессы, которые по конструкции очень напоминали давильню для вина, для прессования оливкового масла. Винтовой пресс существовал веками и до сих пор может использоваться в небольших операциях прессования. В семнадцатом веке был изобретен голландский штамповочный пресс, который использовался почти исключительно в Европе для прессования семян масличных культур до начала девятнадцатого века, когда был разработан гидравлический пресс. Хотя в принципе он напоминал древний клиновой пресс, он играл важную роль в промышленности, продолжая использоваться даже спустя значительное время после разработки гидравлического пресса.
Голландский пресс
Голландский пресс состоял из продолговатого деревянного или чугунного ящика с перфорированным двойным дном. Мешок, наполненный мукой, помещали между перфорированными железными пластинами на каждом конце коробки. Пространство между двумя мешками было заполнено деревянными брусками и клиньями. Над ящиком был возведен каркас, на котором качалась деревянная балка грубой формы. Эта балка была поднята и позволила упасть на один из клиньев в коробке с помощью вращающегося вала. По клину наносилось около пятнадцати ударов в минуту. Когда прессование было завершено, ударом по второму и перевернутому клину разрыхлялись блоки и мешки в ящике.
Гидравлический пресс
Разработанный Брамой гидравлический пресс широко использовался в масличной промышленности в начале девятнадцатого века. Первые прессы с гидравлическим маслом были немногим больше, чем голландские прессы, в которых гидравлическая энергия была заменена силой, полученной от клиньев и падающего веса. В более поздних конструкциях прессов использовались пластины, между которыми прессовали жмых, которые позже были преобразованы в «клеточный пресс».
Технологическое масло
Неочищенное масло, полученное из вытеснителей и экстракции растворителем, содержит примеси, такие как слизь, камеди и нефильтрованные белковые вещества из семян. Он также содержит смолы, что делает его непригодным для пищевых и промышленных целей.
Переработка сырой нефти осуществляется с помощью следующих процессов.
- Обессмоливание
- Нейтрализация
- Отбеливание
- Депарафинизация
- Дезодорирующий
Первая стадия очистки заключается в отделении камеди и посторонних примесей с помощью химикатов и горячей воды, что известно как рафинирование или удаление шлама.
Затем рафинированное масло нейтрализуют водой, содержащей щелочь, например гидроксид натрия (щелок), для удаления свободных жирных кислот.
После этого рафинированное масло подвергается дальнейшей обработке путем отбеливания в вакууме и фильтрации через фуллерову или диатомовую землю и уголь для уменьшения количества окрашенных тел. Это отбеливание дает очень бледное масло.
Удаление тонкого слоя воска, покрывающего каждое семя, является последней стадией процесса очистки. Депарафинизация осуществляется путем охлаждения масла до 4°С. Охлажденное масло выдерживают при этой температуре до кристаллизации восков, которые затем удаляют механической фильтрацией.
Естественный запах масла может быть удален путем вакуумной перегонки с водяным паром в случае некоторых пищевых масел.
Масло рафинируют для удаления фосфатидов и смол, естественно встречающихся в семенах. Последующая очистка путем постгуммирования серной и фосфорной кислотами дает масло практически без следов фосфатидов или смол.
Сырое масло
Сырое льняное масло – это льняное масло, полученное без какой-либо обработки. Сохнет гораздо дольше, чем рафинированное льняное масло. Для лечения первого требуется несколько недель, а для второго — 36–48 часов.
Масло холодного отжима считается лучшим среди художников из-за убеждения, что оно дает масло более высокого качества. Это убеждение, которого придерживаются многие художники, но не разделяют технологи и производители красок. Рафинированное и выдержанное масло является лучшим масляным носителем для изготовления красок, чем нерафинированное или сырое масло холодного отжима, потому что рафинированное масло не содержит «разрывов», связанной воды, восков и других примесей, которые могут вызвать пожелтение масла со временем. Причина, по которой льняное масло холодного отжима рекомендуется в художественной литературе, связана с одним фактом: льняное масло холодного отжима имеет более высокое кислотное число по сравнению с обычным льняным маслом щелочной очистки. Высокое кислотное число делает олифу лучшей для измельчения пигментов. До последних столетий только масла холодного отжима имели высокое кислотное число, которое считалось подходящим для растирания красок. Однако в течение последних ста лет производители производили рафинированные масла с высоким кислотным числом и даже стоячие или полимеризованные масла с высоким кислотным числом. Natural Pigments использует высококислотное рафинированное и состаренное льняное масло во многих своих маслах Rublev Colors Artists Oils и предлагает эти масла художникам для создания красок через интернет-магазин Natural Pigments.
Масла с отвердением (отстойные)
Льняное масло, нагретое примерно до 300°C в условиях, исключающих доступ кислорода, называется «маслом с отвердением». Масло полимеризуется, то есть меняет свою молекулярную структуру, сохраняя при этом свои химические ингредиенты. Оно имеет более низкое йодное число, чем масло холодного отжима, медленно высыхает, меньше желтеет, чем другие масла, не содержащие тела, и образует плотную, прочную пленку. Он придает краске гладкость, подобную эмали, и заставляет ее плавиться и смешиваться. Из-за своей густой консистенции и низкого кислотного числа он используется в качестве ингредиента в красящих средах, а не в качестве шлифовального масла или связующего.
Как неконъюгированные, так и сопряженные олифу, такие как льняное и тунговое масло, можно полимеризовать путем нагревания в инертной атмосфере. Эти полимеризованные масла затем называют насыщенными маслами. Для достижения более высокой вязкости насыщенных масел неконъюгированные масла нагревают до 320°С, а сопряженные масла — до 240°С. Это увеличение вязкости, или «тело», вызвано термическим разложением встречающихся в природе гидропероксидов. Это разложение дает свободные радикалы, которые способствуют ограниченному количеству поперечных связей.
Стендовое масло в настоящее время является неправильным термином в индустрии, и этот термин используется в основном компаниями, производящими художественные материалы, продающими художникам теплообразующие масла. Термин «отстойное масло» возник примерно в восемнадцатом веке для обозначения масла, очищенного путем его нагревания, а затем выдерживания в течение некоторого времени, в результате чего «ножки» или примеси в масле оседают. Сегодня фирмы-производители льняного масла предлагают ошеломляющий ассортимент продуктов из льняного масла, таких как полимеризованное масло, малеанизированное масло, кипяченое масло, выдержанное масло, выдувное масло, сопряженные масла и т. д. предложил художнику.
Масло, загущенное солнцем, представляло собой полимеризованное масло до восемнадцатого века и стойловое масло, начиная с восемнадцатого века. Чтобы полимеризовать масло, молекулы соединяются в цепочки (полимеры) в процессе нагревания или окисления. Это начальная стадия процесса сушки, поэтому полимеризованные масла сохнут быстрее. Полимеризованные масла имеют более высокую вязкость (гуще) и быстрее сохнут по сравнению с нерафинированными (льняным, маковым или подсолнечным) маслами.
Твердые масла нельзя использовать отдельно из-за их агрессивной природы, но они являются отличным дополнением к краскам и медиумам. Утверждение «Это плохое связующее, потому что оно слишком вязкое…» означает, что насыщенные масла сами по себе не являются подходящим связующим для краски. Нелегко смачивать пигменты высоковязким маслом. Твердое масло, полученное в вакууме, имеет низкое содержание свободных жирных кислот. Более высокие кислотные числа также облегчают смачивание очень тонких пигментов, таких как большинство современных синтетических пигментов. Однако большинство производителей красок комбинируют масла, чтобы получить наилучшие свойства своей краски. Например, Natural Pigments использует насыщенные масла в сочетании с состаренными маслами в Rublev Colors Artist Oils. Мы делаем это, чтобы сократить время высыхания, повысить вязкость, чтобы избежать расслоения пигмента без использования стеаратов и других добавок, и сделать краску «более длинной».
Масла с добавками желтеют меньше, чем большинство других видов льняного масла, и обладают хорошими выравнивающими свойствами. Его пленка дает гладкую эмалевую поверхность без следов кисти.
Окисленные масла
Окисленные масла высыхают быстрее, но желтеют больше, чем насыщенные масла. Они также дают гладкую глянцевую поверхность, в то время как сырые масла дают матовый блеск в результате естественного расширения, происходящего во время полимеризации. Это расширение создает поверхность с мелкой текстурой, которая невооруженным глазом кажется матовой.
Вареные масла
Вареное льняное масло было изменено путем добавления металлических осушителей (химических катализаторов сушки) в масло при нагревании или обработке. Эта обработка позволяет производителю снизить содержание летучих органических соединений (ЛОС) в красках при сохранении вязкости. Вареное льняное масло часто смешивают с 10–15% жирным маслом.
Вспененные масла
Охлажденные масла представляют собой высыхающие масла с повышенной вязкостью, получаемые путем нагревания масла кислородом. Для повышения вязкости прокипяченного масла масло «продувают» воздухом при температуре 60—100°С. Вспененное льняное масло полимеризуют окислением для повышения вязкости и кислотного числа. Они используются в непроникающих покрытиях и высыхают быстрее, чем теплосодержащие льняные масла.
Ссылки
Чалмерс, Томас Вайтман, Производство и обработка растительных масел: включая главы по рафинированию масел, гидрогенизации масел, получению водорода, производству мыла, извлечению и очистке глицерина и Расщепление масел , D. Van Nostrand Company, 1918, с. 56.
Геттенс, Р.Дж. и Stout, C.L., Paint Materials , Van Nostrand, New York, 1952, p. 42. Майер, Ральф, Справочник художников, Viking Press, Нью-Йорк, стр. 19.70, с. 175.
Кей, Рид. Руководство художника по студийным методам и материалам . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc., 1983. с. 34.
Филлипс, Морган В. «Проблемы реконструкции и сохранения старых красок для дома», Proceedings of the North American International Regional Conference , Smithsonian Institution Press, Washington, D.C., 1976, p. 273.
Levison, Henry W., Artists Pigments , Hallandale, FL, 1976, p. 31.
Levison, Henry W., Color, Research and Application , Vol. 3, № 1, весна 1978 г., с. 7.
Левисон, Генри В., «Пожелтение и обесцвечивание пленок краски», Журнал Американского института консервации , 1985, Vol. 24, № 2, ст. 2 (с. 69–76). См. онлайн.
Ракофф Х., Томас Ф.Л. и Гаст Л.Е., Journal of Coating Technology , 51, № 649, 1979, с. 23.
Тахк, Кристофер, «Восстановление цвета в выжженных пленках масляной краски», Журнал Американского института охраны природы , Vol. 9, № 1, осень 1979 г., с. 3.
См. ссылку 3, с. 10.
Метод испытаний ASTM D 1644, Нелетучий состав транспортных средств.
Майер, Ральф, Справочник художника , Viking Press, Нью-Йорк, 1970, с. 216.
Метод испытаний ASTM D 1925, Индекс пожелтения пластмасс.
См. ссылку 6, с. 5.
См. ссылку 3, с. 31.
Хьюи, С.Дж., «Низкотемпературное хранение цветных эталонных панелей», стр. 9.0108 Color Engineering , сентябрь – октябрь 1965 г., стр. 24–27.
ОЛИФАЮЩИЕ МАСЛА: любая из группы маслянистых органических жидкостей, которые при применении в качестве тонкое покрытие, поглощают кислород воздуха и полимеризуются, образуя прочный эластичный слой. Льняное масло: желтое масло, полученное путем прессования семян льна. Известно
высыхать сверху вниз после образования кожицы, поэтому на высыхание уходит много месяцев
через полностью после того, как становится сухим на ощупь. Это масло содержит линолевую кислоту,
ненасыщенная жирная кислота, встречающаяся в виде глицерида (сложного эфира). Ранние художники нейтрализованы
эту кислоту добавлением извести или других сиккативных добавок, чтобы она не
испортить окрашиваемую поверхность. Льняное семя также содержит линоленовую кислоту, которая придает
его пожелтение, но и до желаемой гибкости. Льняное масло было одним из самых
первая олифа, которая использовалась в лакировании, и стала преобладающим маслом для краски.
транспортных средств и сред на протяжении веков из-за превосходного баланса качеств. Масса
производство алкилрафинированного льняного масла для промышленного использования также сделало его себестоимостью
эффективный фаворит для художественного использования, а также. Однако лучшая форма масла для
художник холодного отжима. (В масляных красках Old Holland используется льняное масло холодного отжима) Другими маслами , перечисленными ранними художниками, были масло Sesamine и египетское масло цицинум . Художники также работали с маслом, полученным из семян сафлора . растение, чертополох, сложное растение, Carthamus tinctorius , родом из Старого Мир с крупными оранжево-красными цветочными головками. Говорят, что он ненадежен, если его наслаивать льняное масло, хотя некоторые современные производители используют его для измельчения своих белых вещей. Это вообще имеет те же свойства и проблемы, что и маковое масло. Пожелтение Я получил электронное письмо от художника, который утверждал, что масляная краска должна быть измельчить с минимальным количеством масла. Историческая причина такова: избыток нефти отделяться от краски и в зависимости от впитывающей способности грунта доходить до поверхность. Оказавшись там, слой масла будет усиливать пожелтение с возрастом. Как сказал де Майерн: «Цвета умирают, когда масло, плавающее на поверхности, высыхает и высыхает. образует кожу, которая темнеет на воздухе».0003 Второй момент, сделанный Майером выше, заключается в том, что следует использовать чистые высококачественные масла. Проблемы, обсуждаемые художниками средневековья в отношении пожелтения льняного масла, из-за нечистого масла. Художникам с более прохладного и пасмурного севера приходилось особенно тяжело, так как льняное масло лучше всего очищается на солнце. Некоторые художники предлагали смешивать белые и блюз (больше всего страдает от пожелтевшего масла) с более светлыми маслами (грецкого ореха или мака) или с жевательной резинкой вода. Они также стратегически подходили к наслоению красок, чтобы изолировать цвета, чтобы ограничить обесцвечивание. Связующее вещество смолы в краске требовало, чтобы его использовали в подмалевке. и покрывали лаком перед нанесением масляной краски или, если связующее вещество для резинки должно было использоваться поверх масла, поверхность натирали луковым или чесночным соком, чтобы он прилип. Энтони Ван Дейк использовал этот метод. Химическая очистка и промышленное производство рафинированного льняного масла в сегодняшний рынок делает все подобные практики ненужными. Испанский художник XVII века Франсиско Пачеко использовал льняное масло в своих белых картинах. и блюз с большим успехом. Но его масло было очищено и отбелено в испанском Солнце 15 дней. Полученное масло было светлее и не так сильно желтело. Очищенное и обесцвеченное масло все равно будет слегка желтеть, и его содержание должно быть сведено к минимуму. связующее. «Именно по этой причине», — сказал французский теоретик искусства Андре Фелибьен, «те, кто хочет, чтобы их картины сохраняли свои [цвета] свежести, должны использовать как можно меньше масла и сохранять свой цвет настолько стойким, насколько это возможно. Возможно.» Современные цвета тюбиков могут содержать избыток масла, особенно в более дешевых сортах, чтобы предотвратить их высыхание и слеживание в трубе. Излишки масла можно удалить, проложив Выложите цвета на бумажное полотенце, прежде чем помещать их на палитру. Для получения дополнительной информации см. статью Маргриет ван Эйкема Хоммес, озаглавленную «Художники». Методы предотвращения изменения цвета, описанные в шестнадцатом — начале восемнадцатого веков Источники по технике масляной живописи» в книге «Просматривая картины: изучение техник и материалов живописи в поддержку искусствоведческих исследований. 1998 — ISBN 90 6801 575 3 и 1 873132 56 5 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАСЛА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПОКРАСКА Масла должны быть очищены от слизи, чтобы предотвратить обесцвечивание при возраст. «Удаляя ферментируемые частицы, содержащиеся в масле, его сродство к кислорода было уменьшено; и большая продолжительность, большее сопротивление атмосфере, обеспечена за это. » — Tripier-Deveaux У первых художников было множество рецептов приготовления масла. Предпринятые действия имели в виду как для очистки жидкости, так и для того, чтобы сделать ее более осушающей, особенно для использования в качестве полусмолистый лак, качество которого достигается при загустении. Ченнини пишет о «Как приготовить хорошее и совершенное масло, выпекая его на солнце — масло можно приготовить в другом виде: таким образом, он больше подходит для окраски, тем не менее, огонь необходим при подготовке масла к морилке. Налейте льняное масло в бронзовый или медный сосуд, а в июле или август держите его на солнце; и, если вы оставите его таким открытым, пока он не уменьшится наполовину, он идеально подойдет для окрашивания [то есть сам по себе бесцветный]. Во Флоренции я нашел чтобы оно было наилучшего качества.» В некоторых инструкциях говорится о выкладывании масла в неглубокой кастрюле с поднятой над ней крышкой для защиты от пыли и пропускания воздуха. Масло также периодически перемешивают. Говорят, что очищенное масло можно сделать «прозрачная, как вода».
Другим методом, используемым ранними художниками для очистки масла от слизи, было его промывание несколько раз водой (а иногда и чистым белым песком), давая ей отделиться и сливая от старой воды (и песка) со слизью. Однако любые молекулы воды, оставшиеся в масло вызывает проблемы позже, что делает этот метод несколько неудовлетворительным для домашней студии. использовать. Конечно, если вы не отжимаете собственное льняное масло из семян, вам не нужно беспокоиться об этом сегодня. Все коммерческие масла были тщательно очищены. Древние часто кипятили масло отдельно или в смеси с другими веществами, снимая от слизи по мере приготовления пищи. Добавки часто использовались для ускорения окисления и увеличить скорость высыхания масла (см. осушители ниже). Литарг (суриковый свинец) это тяжелое ядовитое твердое вещество землистого цвета, используемое в качестве добавки при приготовлении масел, чтобы сделать их более высыхающий (сухой). Другие добавки включали кальцинированную кость, белую медь, свинцовые белила, умбра или пемза. Однако было обнаружено, что медленно кипящее масло делает его становится все более густым и высыхающим без использования оксидов металлов или других осушающих агентов. Иногда при кипячении добавляли небольшое количество горячей воды. Все эти добавки насыщают масло кислородом, что делает его густым. Не рекомендуется кипятить олифу. сегодня по трем причинам:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДИФИКАТОРОВ СУШКИ «В целях ускорения высыхания составов высыхающих или полувысыхающих масел, добавляются реактивные материалы, обладающие способностью запускать, ускорять или заставлять поглощения кислорода пленкой краски или преодоления условий, препятствующих сушка.» В Германии разновидность сульфата металла (купорос), известная как купорос, была измельчена до
мелкий порошок и смешанный с маслом. 2 унции кальцинированной белой меди, добавленные к 1 фунту льняного семени
масло ускорит высыхание даже озер до 2-3 часов. В настоящее время сиккативы обычно не рекомендуются для толстых пленок краски, кроме небольших количеств. которые производители красок добавляют в холодном виде, чтобы сократить время высыхания в их красках.
линия покраски. Сиккативы, добавленные в густую краску, создают неравномерное высыхание красочного слоя, т.к.
льняное масло высыхает сверху вниз. Использование замедлителей схватывания Modern Препарат: Лучший выбор масла для использования в качестве носителя при измельчении пигмента в краску свободные жирные кислоты, которые способствуют смачиванию и диспергированию пигмента. По этой причине Холод Прессованное льняное масло считается идеальным. Многие компании используют щелочное рафинированное льняное масло. в который был добавлен смачивающий агент из-за его более светлого цвета и коммерческого доступность. Льняное семя в его низкокислотных формах (масло, загущенное солнцем) более долговечно. чем маковое масло или масло грецкого ореха, и рекомендуется в качестве единственного олифы для медиумов. Хотя M.Graham and Co., производители масляных красок и медиумов для грецкого ореха, утверждают, что современные методы производства. Методы: СРЕДСТВА Сообщалось, что в Средние века и в эпоху Возрождения цвета смешивались с масляно-смолистая лаковая среда. Смолы янтаря, копала, сандарака, мастики и/или белил смолу скипидара смешивали с льняным маслом. Говорят, что смола добавляет твердости, в то время как масло добавило прочности и гибкости. Тем не менее, некоторые консерваторы, взявшие на себя основные образцы существующих музейных картин маслом сообщают, что они не обнаружили смолы в пленка краски, только олифа — обычно льняная, — в которую растирался пигмент. Этот предполагает, что сообщаемое использование таких сред было 1.) использовано для другого лакирования и коммерческих целях окраски, а не для изобразительного искусства 2.) подробнее обсуждается в теории, чем применяется на практике (возможно, из-за ее вредного воздействия) или 3.) картины с использованием таких сред до нас не дошли. Тем не менее, исторические записи сообщают о следующих методах производства. Современные художники обычно избегают этих смол, которые легко трескаются и темнеют. предпочтительной натуральной смолой для современного использования является дамар, смешанный с маслом и спиртом. скипидар для создания среды для рисования. Уайт-спирит (в том числе со слабым запахом растворители, такие как терпеноид) не растворяют дамар. Поскольку дамар может быть повторно растворен скипидара, его следует использовать не более чем в равных количествах с маслом, и желательно меньше. Быстросохнущая среда, состоящая из 2 частей загущенного солнцем льняного масла и 1 части даммара. разбавить 6 частями скипидара ректифицированного. Превосходная, но медленно сохнущая среда, состоящая из 3 частей растительного масла и 1 части дамара. Разбавьте скипидаром до желаемой консистенции, уменьшая количество скипидара в каждом последовательный слой по принципу «жир поверх постного». Третье средство, рекомендованное Ральфом Майером как хорошее универсальное средство, которое Я использую, смешиваю 1 часть растительного масла с 1 частью дамара, разбавленного 5 частями скипидара. скипидар может быть увеличен до 7 частей для более жидкой подкраски и уменьшения пропорционально в каждом последующем слое, как указано выше. Увеличенный дамар снижает вязкость масла для стенда, ускоряет высыхание (поскольку оно высыхает за счет испарения) и повышает прочность пленка, при смешивании с маслом для стенда сохраняет эластичность пленки краски. При перемешивании в изготовленные красители для тюбиков, которые были измельчены в льняном масле, процент дамара обрезан до приемлемого уровня, чтобы противостоять действию растворителей при лакировании, перекрашивание или очистка. Для более быстрого высыхания можно добавить несколько капель кобальтового осушителя. глазури по желанию. Тем не менее, я никогда не находил в этом необходимости. Для более глянцевой глазури смешайте 2 части загущенного солнцем или растительного масла с 2 частями дамара. и добавить 1 часть венецианского скипидара и разбавить скипидарным спиртом. Другие венецианские скипидарные среды включают следующее: turp. и скипидарный спирт. Для наслаивания смешайте 4 части венецианского скипидара с 1 частью растительного масла и разбавьте спирт скипидара. Для следующих слоев увеличьте количество олифы и разбавьте со скипидаром по необходимости. Рубенс использовал среду, похожую на следующую, по крайней мере, в некоторых своих работах: 3 части венецианского скипидара, 2 части загущенного солнцем масла и 1 часть дамара. Для глянцевого вида Фламандским живописцам рекомендуется использовать венецианский скипидар вместо смол, обладающих большая склонность к потемнению и растрескиванию (янтарь, мастика, копал и др. ) Можно использовать льняное масло (масло стоячее или загущенное солнцем), разбавленное скипидаром, как необходимо, как средство само по себе. ПРИЛОЖЕНИЕ Наложенные слои краски должны быть такими же, а лучше немного более гибкими, чем слой ниже. Для этого каждый последующий слой лакокрасочной пленки должен содержать увеличение количества жирного масла. Это известно как картина Fat-Over-Lean. Эта правда применимо не только к используемой среде, но и к количеству масла, необходимого в качестве связующего для данный пигмент. Поэтому художники должны быть осведомлены о типе и количестве масла, которое используется для получения данного пигмента. Опасности: |